Содержание
Введение…………………………………………………….…….……2
Поэзия………………………………………………………….….……3
Антипоэзия………………………………………………………..….3-4
Практический аспект исследования
Анкетирование………………………….……………………………...4
Результаты анкетирования…………………………………………….4
Проведение эксперимента
Сравнительный анализ современных песен………………………
Заключение…………………………………………………….……11
Список использованной литературы………………………....…...12
Введение
Наша эстрада полна современных песен. Песня, как и другие средства массовой информации, это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? А ведь современная песня, к сожалению, насыщена многими речевыми ошибками, и нельзя допустить, чтобы для молодежи стала образцовой речь ненормативная, насыщенная ошибками.
Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Слушая музыку, молодые люди часто начинают подражать модным стилям музыки, зачастую не понимая смысла произведения.
Поп-музыка («современная популярная музыка») – самая популярная музыка. Жанр популярной музыки выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает решения серьезных жизненных проблем. Однако это обстоятельство не снимает с поэтов-песенников ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений и предполагает серьезную работу над текстами.
Почему же рядом с замечательными стихами и песнями рождаются песни – однодневки? Кому они интересны?
Меня заинтересовала эта проблема, и я решила провести исследование. Перед собой я поставила несколько конкретных задач: (СЛАЙД 4)
текстов на предмет наличия в ней норм поэзии;
старшего звена) и определить, какую роль в их жизни играет песня;
Все ли тексты песен можно назвать поэзией? Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к трактовке слова «поэзия» из энциклопедии.
Термин поэзия. (СЛАЙД 6)
В словаре Даля для поэзии даны следующие определения. "Поэзия – изящество в письменности, все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами. Поэзией зовут изящество, красоту, как свойство, не выраженное на словах" [3]. Обычно слово "поэзия" ассоциируется с чем-то светлым в жизни.
Назначение поэзии – приносить человеку эстетическое удовольствие. Ведь от стихотворения до песни – всего полшага. Стихи – это своего рода магия, которая использует не только словесные формулы для воздействия на человеческое восприятие, но и музыку, мелодику, ритм. А в музыке – гармония Вселенной.
Термин антипоэзия. (СЛАЙД 7)
Искусству всегда угрожали два чудовища – художник, не ставший мастером, и мастер, не являющийся художником
Болеслав Прус
Так же как материя и антиматерия, мы можем установить, что есть нечто, противостоящее Поэзии. Давайте сделаем несколько сопоставлений: любовь – похоть, рай – ад, здоровье – болезнь. Если первое слово для нас олицетворяет лучшее в ощущениях, то второе вызовет только негативные мысли и ощущения. Первое дано нам для Поэзии, второе – для Антипоэзии. Антипоэзия усиливает плохое, радуется при виде плохого, делает так, чтобы плохого было больше.
Анкетирование. (СЛАЙД 8)
Чтобы выяснить к какой из двух категорий – поэзии или антипоэзии можно отнести современную песню, нами было проведено анкетирование среди учеников нашей школы. В анкетировании приняли участие 93 % учеников 6 – 11 классов. Мы предложили ученикам ответить на следующие вопросы:
Любите ли вы слушать современные песни?
Что для Вас важнее текст или музыка?
Обращаете ли внимание на слова в песнях?
Возмущают ли Вас ошибки в текстах?
Вдумываетесь ли вы в смысл песни?
Перечислите песни, которые вы чаще всего слушаете.
Результаты анкетирования. (СЛАЙДЫ 9, 10)
Результаты проведенного анкетирования показали, что молодежь – активный слушатель современных песен:
Возраст 11 – 13 лет – 6-7 клaсс: любят слушать современные песни - 93%;
Возраст 14-17 лет – 8- 11 класс – 96 %;
Важнее текст, а не музыка– 38 %;
Вдумываются в смысл песни – 30 %;
Обращают внимание на слова в песнях – 15 %;
Возмущают ошибки в текстaх песен– 10 %.
Из проведенного анкетирования можно сделать вывод, что молодежь песню любит, слушает активно, обращает внимание на слова в песнях, вдумывается в смысл песни, но спокойно относится к речевым ошибкам в песне.
Если активно пропагандировать песню хорошую, говорить о речевой некомпетентности авторов и их речевой безграмотности, учить замечать ошибки, толк будет.
Проведение эксперимента.
Внутреннее содержание песен. (СЛАЙДЫ 11, 12)
Для исследования нами взято несколько текстов современных песен (выбранных в результате проведенного опроса учащихся среднего и старшего возраста).
И в первую очередь мне хотелось бы поговорить об этических понятиях. Негативное отношение к жизни, упадническое настроение, мысли о плохом и о смерти порой очень часто звучат в текстах песен современных авторов, что является признаками антипоэзии. Такое отношение к жизни не может не отражаться на настроении молодых людей. Больше всего таких песен у "горячо любимой" многими Земфиры.
Уже названия песен говорят о многом:
"Ненавижу" (Я тебя так ненавижу..)
"Суицид" (Мама, мне имя суицид…где ты, мое ненавистное счастье…), "СПИД" (А у тебя СПИД, и значит, мы умрем, мы умрем, мы умрем…) – повторяется 6 раз после каждого куплета!
(СЛАЙД 13)
"Убей мою подругу!" – 8 раз подряд "убей"! ("Виагра", "Одинокие люди")
Из целого ряда грамматических ошибок нами выявлены прежде всего следующие:
(СЛАЙД 14)
-неверное употребление предлогов:
На стене календарь и под окном фонарь («Ласковый май»).
Жизнь дарить с тобой, обожать наших детей («Дискотека Авария»).
(СЛАЙД 15)
-неверное употребление единственного и множественного числа, рода:
А по синему по морю ходят-бродят пароходик («Жуки»).
А девушка на радио FM приветы передал, заказанные ею самою же себе (пунктуация автора) (Земфира).
(СЛАЙД 16)
Нарушение морфологических норм.
И стань самым лучшим для меня…(Жасмин)
(прилагательное лучший имеет превосходную степень, слово самый в данном контексте неуместно).
В песне «Преступление» группы «Чили» в качестве неправильного образования формы слова выступает слово «едь»: «Едь на такси, но нечем платить». Правильнее сказать «поезжай».
(СЛАЙД 17)
«Все начнем по-новой» (Аслан). (Вместо по-новому).
Я не гулял, я не дебошил… (Руки вверх). В толковом словаре не зафиксирована данная форма, а зафиксировано слово дебоширить(устраивать дебоши, буянить). Должно быть: Я не гулял. Я не дебоширил.
(СЛАЙД 18)
-нарушение норм словоупотребления:
Закрой мои глаза холодной кожей рук (О.Газманов).
Голова моя нглупая, безногая, безрукая (А. Пугачева).
Нарушение орфоэпических норм. (СЛАЙД 19)
В них тока слезы и туш… (группа «Гости из будущего»). В орфоэпическом словаре зафиксирована норма /только/.
Ваще их было трое… (Серега).
Хошь мороженое скушай… (группа «Иванушки»)
(СЛАЙД 20)
«Ты звОнишь ей домой, когда меня рядом нет» (звонИшь). (Группа «Руки вверх).
«Пришла и оторвала голову нам чумачечая весна»
(сумасшедшая; оторвалА). (Потап и Настя Каменских).
(СЛАЙД 21)
-нарушение порядка слов в предложении:
Моя киска, пришли свои глазки, между строчек сияли чтоб лаской («Валдай», «Моя киска»).
Распускается сирень за заборами, псы голодные ревут за которыми. (Ю. Ким ).
(СЛАЙД 22)
Неоправданное употребление иноязычных слов:
«Сегодня есть вариант и лучше, чем пойти в BASE.
Новый друг, светит купюрами перед фейсом…» Гр. «Диаспора».
Лингвисты называют это явление варваризацией языка.
(СЛАЙД 23)
Тавтология( употребление однокоренных слов или одинаковых морфем):
Я будто странник по этой жизни странной (О. Газманов).
Летом я люблю ходить и к знакомым заходить («Пепси»).
«Я с чистого листа хочу листать» (В.Дайнеко) .
(СЛАЙД 24)
Неоправданные повторы.
«Ведь я, давно уже сошёл с ума
С ума, с ума, с ума, с ума…». Mainstreamone (Антон Демянников) – «Чувства для тебя».
«Ты живи, рисуй-рисуй, свой Голливуд, свой Голливуд…»
Domino (Алексей Каштанов) – «Прежний мир»
«Ты не единственная, ты лишь одна из,
Одна из, одна из моих актрис… Xhang– «Одна из»
(СЛАЙД 25)
-появление непонятных слов, которые нельзя назвать окказионализмами, потому что они не служат речевой выразительности:
Я как Юрий Гагарин в твоем микрокосме (Гости из будущего, «Метко»),
Ты прекрасна. Лед ладышки. Приз под крышкой (Звери», «Доза, фантик…»)
(СЛАЙДЫ 26, 27)
-использования ненормативной, грубой, бранной лексики, просторечных слов и выражений, слов криминального мира.
Забила на твои слова (К. Лель «Мой мармеладный»)
Офигенно модный («Фабрика», «Мы такие разные»)
И то, что влипла я по пояс (Глюкоза, «Невеста»)
«И мне никого, блин, не надо…» («Градусы» – «Голая»)
А мне все пофиг (Инь-Янь)
Сколько денег и понтов нужно тебе для счастья (Потапа и Н.Каменских «В натуре»).
(СЛАЙД 28)
Ошибки логические:
-двусмысленность:
На бокале от помады след я оставлю на пустом столе (И. Аллегрова, «Столик на двоих»)
-алогизм:
Шепотом громким мне в ухо крадется луна-не луна, НО настырное солнце (Земфира)
Снегири – не гири, не замолишь, не заплачешь («Иванушки…..»Снегири»).
(СЛАЙД 29)
Невозможно классифицировать.
Некоторые из речевых ошибок нами еще не классифицированы, так как порой их трудно отнести к какому-либо типу ошибок:
В небе три звезды – это я и ты («Пепси», «Три звезды»).
Черные в полоску глаза («Премьер-министр», «Пудра»).
(СЛАЙД Ы 30, 31)
Таким образом, я убедилась в том, что смысл текста современных эстрадных песен очень расплывчат, скорее его нет совсем. Большинство (не скажу, что все) популярных современных эстрадных исполнителей об этом даже не задумывается. Их задача — увлечь слушателя простенькими мелодиями и простоватыми текстами песен. Иногда тексты песен превращаются в такой бред, что невозможно понять, о чём песня, что хотел сказать миру её автор и исполнитель.
Еще страшнее то, что многие песни современных исполнителей являются откровенно пошлыми и неприличными. Очень жаль, что песни со смыслом ушли на второй план у слушателей…
Вот ещё строчки из некоторых современных песен:
Хлопай ресницами и взлетай
Может это ветерок твои губы колышет… Дискотека Авария
Закат похож на таракана, он убегает от меня.
Я вдыхаю твои ароматы. Тонких ног на моей одежде. Вирус
Пользуясь правом на дождь, я убегаю. Елена Терлеева
Чундра-чучундра, пырышки-пупырышки… Потап и Настя
Над моей пропастью, у самой лопасти кружатся глобусы, старые фокусы.
Мокрые мокасины, по гнилым апельсинам
А мне пофигу вообще… Бьянка
Я тебя искусаю в кровь… Никита
Ты – мой личный сорт героина… Бахти
Я твоё маленькое чудо, я твой главный головняк… Ежевика
Я твой наркотик, никотин, твой алкоголь… Квест Пистолс
Слушая такие современные эстрадные песни, могут ли юноши и девушки почувствовать пленительную красоту родного языка, получить эстетическое наслаждение от звучания родной речи? Думаю: нет.
(СЛАЙД 32)
Благозвучие является эстетическим свойством русской речи. Об этом свойстве Н.В.Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»
А Н.Браун утверждал:
Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет…
Современная же эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка. Тексты песен свидетельствуют о нарушении таких качеств речи, как благозвучность и чистота, богатство и выразительность.
(СЛАЙД 33)
ВЫВОДЫ:
Результаты проведенного нами исследования доказывают выдвинутую нами гипотезу, что тексты современных песен можно отнести больше к антипоэзии, чем к поэзии. Ведь поэзия – образец литературного языка, а антипоэзия использует её негативную сторону. Я надеюсь, что результаты моего исследования натолкнут учеников на желание пропагандировать культуру языка, научат отличать плохие тексты от хороших, слушать, вслушиваться, отмечать речевые ошибки и не повторять их.
(СЛАЙД 34)
Используемые ресурсы:
Интернет ресурс: http://mail.ru
Интернет ресурс: http://gramota.ru
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863 – 1866
Интернет ресурс: http://proshkoly.ru
Ожегов С. И. Словарь русского языка (1949, 22-е издание)
Ожегов С.И. О нормах словоупотребления. Культура речи. М., 1974.
Интернет ресурс: http://get-tune.ru
Горбачевич К.С., Нормы современного русского литературного языка / «Просвещение», 1981
Стилистика русского языка и культура речи. Под ред. Захаровой Л.Д. м., 2001.
Интернет ресурс: http://livelib.ru
10