Проект
«Цветочная рассада – наш подарок школе»
Цветы, как люди, на добро щедры.
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ханты-мансийского автономного округа – Югры для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УМР Директор СС(К)ОШ VIII вида
Посохова Е.И . ___________ Ивина С.Н.______________
Проект
«Цветочная рассада –
наш подарок школе»
Разработчик проекта:
учитель: Банчева А.Ф.
консультант: зам. директора по УМР Посохова Е.И.
Сургут 2013
Тема проекта: «Цветочная рассада – наш подарок школе».
Учебный предмет: СБО
Тема: Цветоводство
Участники: учащиеся 8а, 8б классов
Выполнение проекта будет проводиться в форме коллективной трудовой деятельности классов
Продолжительность: 11 уроков и внеурочная деятельность по уходу за рассадой (в рамках рабочей программы по СБО с 2.04 по 7.05)
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках проекта:
Необходимость благоустройства пришкольного участка является бесспорной. Ежегодно школа покупает готовую рассаду цветов для озеленения пришкольных газонов. Теряется огромная возможность обучения, воспитания и социальной адаптации учащихся. Организованная посильная работа учащихся позволит освоить элементы проектной деятельности, формировать жизненные и социально значимые компетенции.
Актуальность проекта для учащихся:
Желание участвовать в акции «Доброе дело», совместно с одноклассниками украсить школьный двор цветами, чтобы на 1 сентября прийти в школу и порадоваться результатам своего труда
Целью проекта является выращивание качественной цветочной рассады.
Задачи проекта для учителя:
Формировать навык поиска информации (самостоятельно, совместно с взрослыми);
Развивать навыки проектной деятельности: самостоятельность, умение планировать, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять знания на практике;
Развивать коммуникативные навыки при работе в классе, в группе;
Организовать социально значимую деятельность учащихся, как «доброе дело» для школы;
Эстетическое и нравственное воспитание.
Для обучающихся проектная задача состоит в следующем:
Освоить процесс выращивания рассады цветочно-декоративных культур
Для этого:
Выбрать из многообразия цветочно-декоративных культур сорта цветов, устойчивых к неблагоприятным климатическим условиям;
Рассчитать необходимое количество семян и приобрести их;
Закупить почву для рассады;
Приготовить ящики для посева рассады, полиэтиленовую пленку, пульверизаторы;
Провести посев семян;
Соблюдать технологию выращивания рассады (полив, пикирование, поддержание светового и температурного режима, подкормка);
Регулярно обсуждать результаты выращивания рассады с целью уточнения задач и исправления ошибок.
Провести фенологические наблюдения за ростом и развитием рассады, оформить их в письменном виде;
Подготовить презентацию проекта.
Предполагаемый результат:
Учащиеся научатся:
- самостоятельно находить информацию (об однолетних цветочных культурах, устойчивых к неблагоприятным условиям местности) в печатных изданиях, интернете;
- обращаться к опыту взрослых, занимающихся цветоводством;
- планировать работу по выращиванию садовых цветов с соблюдением технологии выращивания
Межпредметные связи:
Естествознание – используется знание о разнообразии растений для цветоводства, об условиях содержания и инвентаре для ухода за комнатными растениями; умения и навыки работы по уходу за комнатными цветами;
трудовое обучение – используется умение организовывать свое рабочее место, изготавливать несложный инвентарь для ухода за растениями (палочки для рыхления почвы, колышки для подвязывания стеблей растений);
русский язык и развитие речи – используется умение работать с печатной информацией, кратко записывать главное, составлять краткие пересказы прочитанного материала;
математика – используется умение решать задачи экономического содержания;
рисование – используется умение делать зарисовки цветными карандашами
В ходе реализации проекта могут возникнуть риски и необходимо определить пути их минимизации
Риски | Пути их минимизации |
Семена цветов не прорастают, плохая всхожесть | приобрести семена разных производителей и больше по количеству, чем необходимо, для повторного посева иметь запас времени для повторного посева |
Чрезмерное вытягивание рассады и ее полегание | Регулировать световой режим |
Увядание рассады | Регулировать полив |
Плохой рост рассады | Подобрать несколько видов тепличного грунта для приготовления почвосмеси, необходимой для выращивания рассады цветов. |
Заболели «ответственные» по уходу за рассадой | Назначить заместителей ответственных (работы в парах) |
Заболел учитель | Договориться о замене другим учителем на время болезни |
Смета расходов средств в рамках реализации проекта «Цветочная рассада – наш подарок школе»
№ п/п | Направление расходов | Сумма средств (школьное финансирование) |
2. | Семена цветочных культур | 200 рублей |
4. | Почвосмеси | 500 рублей |
6. | Удобрение для подкормки | 100рублей |
итого | | 800 рублей |
Характеристика основных этапов учебного проектирования
Этапы проектирования | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы обучения | Результат |
Подготовительный этап |
1 урок | - Поиск и анализ проблемы в проблемной беседе по вопросам: - почему человек стремится к красоте? - красив ли наш город летом? - как его делают красивым? - красив ли школьный двор осенью? - кто его сделал таким красивым? - что для этого надо сделать? - сможете ли вы продолжить традицию озеленения школьного двора? | Создает условия, в которых учащиеся смогут сформулировать проблему, организовать ее обсуждение и наметить пути решения | Обсуждают проблему с учителем и одноклассниками; Различают комнатные и садовые цветы, аргументируют значение для человека | Проблемная беседа презентация «Музыка цветов» | сформулированы задачи: изучить: - разницу между комнатными и садовыми цветами - сорта, наиболее устойчивы к неблагоприятным условиям - условия выращивания рассады цветов во время экскурсии на СЮН |
2 урок | - Определение потребности в рассаде - Выбор темы проекта: «Цветочная рассада – наш подарок школе» - планирование проектной деятельности по этапам Экономическая оценка Поиск оптимального решения задачи проекта; Выработка идей и выбор лучшей | Наблюдает, консультирует при постановке цели и выборе темы проекта Организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей по подготовительному этапу и собственно выращиванию рассады | - формулируют задачи: - возможность проявить себя в школьной акции «Доброе дело»; - необходимость озеленения школьного двора, - потребность в определенном количестве рассады цветов; - уточняют и анализируют информацию о красоте и многообразии садовых цветов (видовом, сортовом), о необходимости озеленения пришкольного участка; устанавливают цели и выбирают план действий; | Экскурсия на СЮН «Знакомство с работой теплицы по выращиванию рассады садовых цветов, с технологией их выращивания» | Поставлена цель: вырастить качественную рассаду Выбрана тема проекта «Цветочная рассада – наш подарок школе» - участие в школьной акции «Доброе дело» Расчет количества семян для рассады |
Практический этап |
3 урок | Выбор технологии выращивания Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов и оборудования | Обеспечивает материальную базу Косвенно руководит деятельностью учащихся | Выполняют необходимую подготовку (приобретение семян, подготовка емкостей и почвы для посева семян) Работают с информацией о видовом и сортовом составе семян, устойчивых к неблагоприятным условиям Проводят анализ и оценку идей (под руководством учителя) | Обсуждение, используя «метод мозгового штурма» Интервью у родителей, увлекающихся цветоводством | Подготовлены емкости и почва для посева семян Выбраны виды и сорта цветов, устойчивых к неблагоприятным условиям: бархатцы, календула, астры, петуния |
4 урок | - Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие - выращенная рассада | Помогает в выборе решений Консультирует, советует | Разрабатывают критерии, которым должно соответствовать рассада садовых цветов Осуществляют посев семян под п/э пленку | Беседа с использованием различных источников информации (интернет, презентации, журналы) Самостоятельная работа | Составлены критерии, которым должна соответствовать качественная рассада Посеяны семена под п/э пленку |
5 урок | Составление технологической документации Выполнение запланированных технологических операций | Рекомендует, наблюдает, консультирует | Выполняют печатные работы на ПК (листы для фенологических наблюдений) и оформляют фенологические наблюдения | | Напечатаны листы для фенологических наблюдений Пополнена папка «Портфолио проекта» Выполнены запланированные технологические операции (полив, опрыскивание листьев, рыхление, соблюдение светового режима) |
6 урок | Выполнение запланированных технологических операций (полив, опрыскивание листьев, рыхление, соблюдение светового режима) | Рекомендует, наблюдает, консультирует | Заполняют листы для фенологических наблюдений | | Оформлены фенологические наблюдения в документации Пополнена папка «Портфолио проекта» Выполнены запланированные технологические операции (полив, опрыскивание листьев, рыхление, соблюдение светового режима) |
7 урок | Внесение при необходимости изменений в технологию выращивания | Помогает в выборе решений Рекомендует, наблюдает, консультирует | Работают с информацией о видовом и сортовом составе семян, устойчивых к неблагоприятным условиям Проводят анализ и оценку идей (под руководством учителя) Уход за рассадой | Беседа, Показ Упражнение самостоятельная работа практическая работа | Полив 2 раза в неделю Пикировка в фазе 2 листа Регулирование светового и теплового режима |
8 урок | Фенологические наблюдения за ростом и развитием рассады и уход за ней | Организует и координирует процесс выращивания рассады | Оформляют фенологические наблюдения Уход за рассадой | Беседа, Показ Упражнение самостоятельная работа практическая работа | Оформление наблюдений в листе фенологических наблюдений Регулирование светового и теплового режима |
9 урок | Фенологические наблюдения за ростом и развитием рассады и уход за ней | Организует и координирует процесс выращивания рассады | Уход за рассадой Оформляют фенологические наблюдения | Беседа, Показ Упражнение самостоятельная работа практическая работа | Оформление наблюдений в листе фенологических наблюдений Регулирование светового и теплового режима |
Заключительный этап |
10 урок | Оценка качества выполнения работы Анализ процесса и результатов выполнения проекта Изучение возможности использования результатов в следующем учебном году Подготовка к презентации | Консультирует, Участвует в анализе и оценке проекта Аргументировано оценивает работу учащихся над проектом | Осуществляют самоанализ и самооценку результатов деятельности, как индивидуальной, так и группы в целом, сравнивают с образцами Участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта | Беседа Дискуссия консультация презентация проекта | Заполнены листы самоанализа работы по проекту, сделана самооценка и взаимооценка деятельности |
11 урок | Презентация проекта Презентация проекта: - устный отчет о проделанной работе: - о ее значимости, - о результатах совместной деятельности, - о недостатках, достоинствах и трудностях в работе над проектом - компьютерная презентация | Организует защиту и обсуждение проекта Аргументированно оценивает работу над проектом | Делают отчет о выполнении проекта Защищают проект, делают презентацию выращенных овощей, зелени | Презентация проекта и выращенной продукции (в виде устного журнала) | Компьютерная презентация проекта, выращенные овощи, сценарий устного журнала |
Рассада из семян однолетних цветочно-декоративных растений
Рассада из сортов цветочно-декоративных растений, устойчивых к неблагоприятным климатическим условиям
Рассада, выращенная до определенного состояния:
- крепкий стебель не ниже 10 см
- много хорошо развитых листьев
- крепкая корневая система
- возможно появление первых бутонов цветов
Качественная рассада однолетних цветочно-декоративных растений для озеленения пришкольного участка
Посев семян в емкости (ящики) под п/этиленовую пленку
Полив рассады по мере высыхания почвы, но не реже 2 раз в неделю
Пикировка рассады в фазе 2 листа
Световой и температурный режим регулировать с помощью перестановки ящиков с рассадой
Производить фенологические наблюдения и фиксировать наблюдения в рабочую тетрадь