СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект учащегося 7 класс о роли математики и математиков в победе над фашизмом

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе учащийся рассказывает об ученых- математиках , которые принимали участие в боевых действиях, о их научных изобретениях для совершенствования оружия.

Просмотр содержимого документа
«Проект учащегося 7 класс о роли математики и математиков в победе над фашизмом»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Вешковская основная школа имени Героя Советского Союза Григория Николаевича Фокина» Угранского района Смоленской области.  Учебно-информационный проект  по математике  «Они приближали Победу».  (Математики в годы Великой отечественной войны)  Выполнил  учащийся 7 класса Грибок Данила Руководитель Павлова Р.Г. Учитель математики  2016г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Вешковская основная школа

имени Героя Советского Союза Григория Николаевича Фокина»

Угранского района Смоленской области.

Учебно-информационный проект

по математике

«Они приближали Победу».

(Математики в годы Великой отечественной войны)

Выполнил

учащийся 7 класса

Грибок Данила

Руководитель

Павлова Р.Г.

Учитель математики

2016г.

Цель . Изучение материала о роли и вкладе математиков в победу русского народа в Великой Отечественной войне Задачи . Выяснить, кто из ученых – математиков принимал участие в боевых действиях. Выяснить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны. Изучить материал о роли научных изобретений для совершенствования оружия; Раскрыть личный вклад математиков, внесенный в Победу в Великой Отечественной войне; Гипотеза. Использовались ли математические навыки ученых-математиков в годы ВОВ для приближения победы? 
  • Цель .
  • Изучение материала о роли и вкладе математиков в победу русского народа в Великой Отечественной войне
  • Задачи .
  • Выяснить, кто из ученых – математиков принимал участие в боевых действиях.
  • Выяснить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны.
  • Изучить материал о роли научных изобретений для совершенствования оружия;
  • Раскрыть личный вклад математиков, внесенный в Победу в Великой Отечественной войне;
  • Гипотеза.
  • Использовались ли математические навыки ученых-математиков в годы ВОВ для приближения победы? 
 Актуальность.   Я не участник боевых сражений   И не свидетель тех военных лет,   Но для меня нет ничего страшнее   Войны и принесенных ею бед. Она уничтожает беспощадно,   Не разделяет взрослых и детей.   Сердце войны невыносимо хладно   К страданиям и мукам всех людей.

Актуальность.

  • Я не участник боевых сражений  И не свидетель тех военных лет,  Но для меня нет ничего страшнее  Войны и принесенных ею бед.
  • Она уничтожает беспощадно,  Не разделяет взрослых и детей.  Сердце войны невыносимо хладно  К страданиям и мукам всех людей.
Объект исследования Великая Отечественная война. Предмет исследования Математики и математика в Великой Отечественной войне. Методы исследования Изучение теоретического материала книг, журналов и сайтов сети Интернет.  Анализ и систематизация материала.
  • Объект исследования
  • Великая Отечественная война.
  • Предмет исследования
  • Математики и математика в Великой Отечественной войне.
  • Методы исследования
  • Изучение теоретического материала книг, журналов и сайтов сети Интернет.
  • Анализ и систематизация материала.
Математические   задачи   для   фронта   и   тыла. Все понимали, что не  только храбрость армии, число пушек и искусство маршалов определяют успешный исход военных действий.   Он в немалой степени зависит от качества  вооружения его совершенства.  Нужно было в кратчайшие сроки создать технику, превосходящую вражескую по всем параметрам.   И эта ответственная и сложная задача легла на плечи советских ученых и конструкторов,  проведя незримую  линию фронта  через научные лаборатории и конструкторские бюро.   Там шло напряженное “сражение мыслей”, рождающее и воплощающее в металл  дерзновенные научно-технические идеи.
  • Математические   задачи   для   фронта   и   тыла.
  • Все понимали, что не  только храбрость армии, число пушек и искусство маршалов определяют успешный исход военных действий.
  •   Он в немалой степени зависит от качества  вооружения его совершенства. 
  • Нужно было в кратчайшие сроки создать технику, превосходящую вражескую по всем параметрам.   И эта ответственная и сложная задача легла на плечи советских ученых и конструкторов,  проведя незримую  линию фронта  через научные лаборатории и конструкторские бюро.  Там шло напряженное “сражение мыслей”, рождающее и воплощающее в металл  дерзновенные научно-технические идеи.
C первых же дней войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Например, добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся член-корреспондент, математик и педагог Александр Андреевич Ляпунов Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы.  Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А. А. Погорелов. Храбрым воином был известный математик, академик, директор артиллерии ,на Пулковских высотах воевал выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Юрий Владимирович Линник .  Свой вклад в Победу внес и Мичуринский учительский институт. Всего за годы войны из института на фронт ушло 176 человек: из них 27 преподавателей и 149 студентов.
  • C первых же дней войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Например, добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся член-корреспондент, математик и педагог Александр Андреевич Ляпунов Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. 
  • Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А. А. Погорелов.
  • Храбрым воином был известный математик, академик, директор артиллерии ,на Пулковских высотах воевал выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Юрий Владимирович Линник .
  • Свой вклад в Победу внес и Мичуринский учительский институт.
  • Всего за годы войны из института на фронт ушло 176 человек: из них 27 преподавателей и 149 студентов.
Лаврентьев Михаил Алексеевич  - советский ученый в области математики и механики. Михаил Алексеевич родился 19 ноября 1900 года в Казани.  В годы Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич Лаврентьев вместе с коллективом Института математики работал над проблемами оборонного характера, решал сложнейшие задачи, связанные с совершенствованием артиллерийского оружия и инженерного дела. Вместе с учениками решал теорию направленного взрыва, превратив его из орудия разрушения в орудие созидания.
  • Лаврентьев Михаил Алексеевич  -
  • советский ученый в области математики и механики. Михаил Алексеевич родился 19 ноября 1900 года в Казани.  В годы Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич Лаврентьев вместе с коллективом Института математики работал над проблемами оборонного характера, решал сложнейшие задачи, связанные с совершенствованием артиллерийского оружия и инженерного дела. Вместе с учениками решал теорию направленного взрыва, превратив его из орудия разрушения в орудие созидания.
Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик Колмогоров. Тот самый Колмогоров, чей учебник алгебры и начал анализа столько раз держали в своих руках ученики.  В период Великой Отечественной войны Андрей Николаевич по заданию Главного артиллерийского управления, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить действие артиллерии, которую заслуженно называли «богом войны». Его разработки по математической теории вероятностей использовались для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.
  • Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик Колмогоров. Тот самый Колмогоров, чей учебник алгебры и начал анализа столько раз держали в своих руках ученики.
  • В период Великой Отечественной войны Андрей Николаевич по заданию Главного артиллерийского управления, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить действие артиллерии, которую заслуженно называли «богом войны». Его разработки по математической теории вероятностей использовались для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.
А.Н. Колмогоров и его ученики также принимали активное участие в методах проверки качества боеприпасов, предложенных математиком М.В. Остроградским. Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и автоматов и многие миллионы артиллерийских снарядов. Их нужно было не только изготовить, но и проверить качество. Проверка же порой занимает больше времени, чем изготовление.
  • А.Н. Колмогоров и его ученики также принимали активное участие в методах проверки качества боеприпасов, предложенных математиком М.В. Остроградским. Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и автоматов и многие миллионы артиллерийских снарядов. Их нужно было не только изготовить, но и проверить качество. Проверка же порой занимает больше времени, чем изготовление.
Задача по борьбе с магнитными минами была поставлена за несколько лет до начала войны в Ленинградском физико-техническом институте. Требовалось «размагнитить» корабли. Это было очень быстро организовано. Труды одного из ведущих ученых математиков  А. П. Александрова  позволили разработать методы размагничивания боевых кораблей. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков . Были найдены наиболее оптимальные виды размагничивающих обмоток.
  • Задача по борьбе с магнитными минами была поставлена за несколько лет до начала войны в Ленинградском физико-техническом институте. Требовалось «размагнитить» корабли. Это было очень быстро организовано. Труды одного из ведущих ученых математиков  А. П. Александрова  позволили разработать методы размагничивания боевых кораблей. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков . Были найдены наиболее оптимальные виды размагничивающих обмоток.
Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику  Алексею Николаевичу Крылову,  чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно-Морскими силами . А. Н. Крылов создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.
  • Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику  Алексею Николаевичу Крылову,  чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно-Морскими силами . А. Н. Крылов создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.
Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми (или флаттера), представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов. Как правило, самолет, попавший в состояние штопора или шимми (особые вибрации самолета, приводившие к его разрушению) уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал М. В. Келдыш (впоследствии президент Академии наук СССР, главный теоретик космонавтики). В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором, и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам.
  • Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми (или флаттера), представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов. Как правило, самолет, попавший в состояние штопора или шимми (особые вибрации самолета, приводившие к его разрушению) уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал М. В. Келдыш (впоследствии президент Академии наук СССР, главный теоретик космонавтики). В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором, и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам.
Основные институты Академии наук СССР были эвакуированы на восток страны. В тяжелых условиях, порой без света и  тепла, ученые продолжали свою работу. Героический труд рабочих, инженеров и  техников советской промышленности позволил уже летом 1941 года начать  оснащение Вооруженных  Сил новыми, более  совершенными видами  боевой техники. В большом количестве войска получали новое оружие - самоходные артиллерийские установки, реактивные минометы, вселяющие в противника дикий ужас. Расчеты по монтажу нового оружия  выполнил научный  коллектив под руководством Ивана Гвая.  Реактивная установка стала официально именоваться  «БМ-13», а в народе ее нежно называли  «Катюшей».
  • Основные институты Академии наук СССР были эвакуированы на восток страны. В тяжелых условиях, порой без света и  тепла, ученые продолжали свою работу.
  • Героический труд рабочих, инженеров и  техников советской промышленности позволил уже летом 1941 года начать  оснащение Вооруженных  Сил новыми, более  совершенными видами  боевой техники. В большом количестве войска получали новое оружие - самоходные артиллерийские установки, реактивные минометы, вселяющие в противника дикий ужас.
  • Расчеты по монтажу нового оружия  выполнил научный  коллектив под руководством Ивана Гвая. 
  • Реактивная установка стала официально именоваться  «БМ-13», а в народе ее нежно называли  «Катюшей».
Танкоград… Такого города не было на карте, но о нем сообщалось во всех сводках Совинформбюро, о нем знали солдаты на фронте. Уральский Кировский завод, названный в годы войны народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта. Конструкторское бюро Танкограда возглавил Жозеф Яковлевич Котин – талантливый конструктор и прекрасный организатор. За годы войны Котиным Ж.Я и его коллективом были созданы 13 типов боевых машин, выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок, 48 тысяч танковых дизель - моторов, 17 миллионов заготовок боеприпасов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер. Заводы Танкограда дали фронту:каждый третий снаряд;каждый второй танк.
  • Танкоград… Такого города не было на карте, но о нем сообщалось во всех сводках Совинформбюро, о нем знали солдаты на фронте. Уральский Кировский завод, названный в годы войны народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта.
  • Конструкторское бюро Танкограда возглавил Жозеф Яковлевич Котин – талантливый конструктор и прекрасный организатор. За годы войны Котиным Ж.Я и его коллективом были созданы 13 типов боевых машин, выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок, 48 тысяч танковых дизель - моторов, 17 миллионов заготовок боеприпасов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер. Заводы Танкограда дали фронту:каждый третий снаряд;каждый второй танк.
Заключение. Если бы наши танки имели меньшую скорость, чем немецкие; если бы наши самолеты не были лучше, чем немецкие; если бы наши люди были не самоотверженные, умные, ловкие, сильные, то вряд ли мы победили в этой войне, то вряд ли мы жили с вами на этой счастливой земле.  Война – это страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать. Даже немцы после войны признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время.  Советская техническая физика и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки.  Наши ученые- математики воевали, не держа в руках автоматы, гранаты. Они приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом.
  • Заключение.
  • Если бы наши танки имели меньшую скорость, чем немецкие; если бы наши самолеты не были лучше, чем немецкие; если бы наши люди были не самоотверженные, умные, ловкие, сильные, то вряд ли мы победили в этой войне, то вряд ли мы жили с вами на этой счастливой земле.
  • Война – это страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать. Даже немцы после войны признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время.
  • Советская техническая физика и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки.
  • Наши ученые- математики воевали, не держа в руках автоматы, гранаты. Они приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом.
   Литература. 1)Энциклопедия для детей. Том 11 «Математика». М. Д. Аксенова. Издательство: «Аванта+» 1998 год. 2)Энциклопедический словарь юного математика для среднего и старшего школьного возраста. Савин А. П.. Издательство: «Педагогика», 1989 год. 3)Современная иллюстрированная энциклопедия «Математиков и информатиков». А. П. Горкин. Издательство: «РОСМЕН», 2007 год. 4)Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе». 5)Е. Букимов. Издательство: «Школьная пресса», 2010 год. 6)Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны -М.: Наука, 1983 7)Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978 8)Сайты сети Интернет.
  •  
  • Литература.
  • 1)Энциклопедия для детей. Том 11 «Математика». М. Д. Аксенова. Издательство: «Аванта+» 1998 год.
  • 2)Энциклопедический словарь юного математика для среднего и старшего школьного возраста. Савин А. П.. Издательство: «Педагогика», 1989 год.
  • 3)Современная иллюстрированная энциклопедия «Математиков и информатиков». А. П. Горкин. Издательство: «РОСМЕН», 2007 год.
  • 4)Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе».
  • 5)Е. Букимов. Издательство: «Школьная пресса», 2010 год.
  • 6)Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны -М.:
  • Наука, 1983
  • 7)Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978
  • 8)Сайты сети Интернет.