УЧАСТОК ДЕТСКОГО САДА КАК ЦЕНТР экспериментально-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОй, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. Цель: развитие интереса детей к поисково-экспериментальной, экологической деятельности.
ПОДГОТОВИЛА: Епишина ольга валерьевна
Экспериментальная деятельность , наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития.
Китайская пословица гласит:
«Что я слышу — я забуду,
что увижу — то запомню,
что я сделаю — я пойму».
экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ- это вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
- С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) , исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
- ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка , открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
1 . По характеру объектов, используемых в эксперименте:
Опыты с растениями
Опыты с животными
Опыты с объектами неживой природы
Опыты, объектом которых является человек
2. По месту проведения опытов:
В групповой комнате
На участке
В лесу, в поле
3 . По количеству детей:
Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
Групповые (5 – 10 детей)
Коллективные (вся группа)
4 . По причине их проведения:
Случайные
Запланированные
Поставленные в ответ на вопрос ребенка
5. По характеру включения в педагогический процесс:
Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
Систематические
6. По продолжительности:
- Кратковременные (от 5 до 15 минут)
- Длительные (свыше 15 минут)
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- Однократные
- Многократные, или циклические
8. По характеру мыслительных операций:
- Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
- Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)
- Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
9. По характеру познавательной деятельности детей:
- Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
- Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
- Решение экспериментальных задач
10. По способу применения в аудитории:
- Демонстрационные
- Фронтальные
Виды экспериментов в ДОУ
Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при котором объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям.
Фронтальное наблюдение – это тот вид деятельности, при котором используется несколько объектов, которые исследуют дети самостоятельно.
Создание условий для детского экспериментирования
Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с водой, солнечным светом, воздухом, , песком.
Задачи
- Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Обогащать словарный запас детей, развивать речь.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Правила проведения экспериментов:
1.Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
2.Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
3.Установить план исследования.
4.Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.
5.Распределить детей на подгруппы.
6.Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
7.Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ « Интересное знакомство »
Экологическая сказка « Животные – друзья природы! »
Экологическая сказка
« Обида Лешего »
Как мы в играх используем воздух
ПРОЕКТ
«Деревья на участке детского сада»
(Творческий проект с исследовательской деятельностью)
ЦЕЛЬ: Использование простейших способов обследования деревьев, приобщение к процессу познания
Найди у дерева место,
где ствол самый широкий,
самый узкий
Погладь кору,
прижмись к ней щекой.
Какая она?
Теплая, холодная,
шершавая, гладкая,
твёрдая,
мокрая, сухая?
Понюхай кору.
Как отличить
дерево от куста ?
Кора для дерева
как для нас одежда:
она защищает,
согревает и охлаждает
Если дерево старое,
обрати внимание на то,
что кора толстая.
Попробуйте обнять дерево.
Вытащите его из земли.
Получается?
Почему нет?
Что держит дерево в земле?
Видны ли корни?
Какие они?
Расскажи, что ты знаешь о деревьях?
ЛЕПКА
«Красота леса»
Дидактическая игры
РУЧНОЙ ТРУД
ГЕРБАРИЙ
« Вода может изменить свой цвет» Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета. Опустить в воду трубочку окрашенную в гуашь.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое
вещество в нее добавили.
«Вода прозрачная»
Задача : выявить свойство воды – прозрачность. Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета.
Вывод : вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет.
«Вода не имеет запаха». Задача: выявить, что вода не имеет запаха. Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха
«Животворное свойство воды» Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Поставить одну веточку в сосуд с водой, а другую – без воды. Вывод: веточка без воды завяла. Все живое гибнет без воды.
«Фонтанчики». Задача: объяснить принцип работы фонтана. Проделать в пустой бутылке дырочки гвоздиками со шляпками и оставить в бутылке. Налить воду в эту бутылку, вытащить гвоздики – вода вытекает с напором из дырочек, получается фонтан. Вывод: вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет.
«Почему не тонут корабли?» Задача: Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Смастерить лодки из разных предметов (из спичечной коробки, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса, из коробки из-под сыра, из ореховой скорлупки. Вывод: предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Внутри корабля много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на его размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.
«Распылитель воды» Задача: объяснить детям, что вода может идти струей из трубы, а может и разбрызгиваться из мелких дырочек под сильным давлением. Самостоятельное исследование: попробовать пользоваться распылителем. Как мелкая пыль вода садится на листья, затем собирается в капли и стекает вниз. Вывод: мелкие капельки могут объединяться в большую каплю. От тяжести она сползает вниз, образуя лужицу. Распылитель используют при поливе овощных культур на больших площадях.
«Набираем воду в спринцовку» Задача : объяснить принцип набирания воды в резиновую спринцовку. Сначала необходимо выпустить воздух из спринцовки. Для этого нужно сильно нажать на нее, опустить узкий кончик в воду и расслабить нажим. Чтобы проверить набралась ли вода, опять нажимаем на спринцовку, выпускаем воду. Вывод: воду можно набирать методом всасывания.