 Российская Федерация Министерство образования и науки Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский Московской области |
140180, г. Жуковский, Московская обл., ул. Осипенко, дом 7 тел./факс 8 (495) 556-89-46 E-mail: shcool13-zhuk@ya.ru |
Тема: Шаги к здоровью школьника. Укрепляем иммунитет.
Секция "Я познаю мир"
Выполнили:
Вастаева Анна и Вастаева Маргарита
ученицы 4-Б класса
Руководитель: Кирилина Т.М.,
учитель начальных классов
г.о. Жуковский, 2017 г.
Оглавление.
Введение.…………………………………………………..............…………....3
Цели проекта....……....…………………………………………………………3
Задачи………...………………………………………………………………….3
Гипотеза…………………………………………………………………………3
Этапы исследования……………………………………………………………3
Практическая ценность………………………………………………………...3
Теоретическая часть…………………………………………………………....4
Болезни и их причины……………………………………………...4
Что такое иммунитет? В чём заключается его работа?..............4
Факторы снижения иммунитета и способы его укрепления…..5
4. Условия повышения иммунитета………………………………….5
Практическая часть…………………………………………………..……….....9
Вывод……………………………………………………………………………10
Список литературы………………………..………………………………….11
Введение.
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».
Геродот
В своей работе мы попробуем выяснить почему школьники болеют, что нужно делать, чтобы не утратить свое здоровье, какие соблюдать правила, чтобы меньше болеть и не растрачивать свои силы только на лечение и походы к врачам. Выясним, какие внутренние силы организма отвечают за здоровье.
Цель проекта:
Целью данного проекта является решение проблемы частых заболеваний детей в школе и укрепление иммунитета.
Задачи:
Проанализировать научную литературу по данной теме.
Узнать причины и источники различных болезней.
Выяснить, что такое иммунитет.
Узнать о причинах ухудшения иммунитета.
Узнать о средствах повышения иммунитета.
Провести практическое исследование и найти основные причины заболеваемости в нашем классе.
Гипотеза:
Если дети будут знать о причинах ослабления иммунитета и способах его укрепления, то станут вести здоровый образ жизни, и заботиться о своем здоровье, физической и умственной активности.
Этапы исследования:
1.Подбор научной литературы по выбранной теме и сбор данных.
2. Изучение причин ухудшения иммунитета и способов его укрепления
3. Наблюдения в классе с целью выявления основных причин заболеваемости в классе.
3. Анализ результатов наблюдений и опросов.
Практическая ценность:
Когда мы часто употребляем слово «иммунитет», не каждый знает что это и как его укрепить, как быть здоровым. При этом дети и даже взрослые ведут образ жизни, от которого иммунитет слабеет и в результате страдает их здоровье. Данный проект поможет детям узнать о том, что такое иммунитет и как быть здоровым.
Теоретическая часть.
1. Болезни и их причины.
Болезни бывают разного происхождения и проявляются в легкой и тяжелой форме. В нашем классе ребята чаще болеют простудой, ОРВИ, головной болью, кишечной инфекцией, общем недомоганием.
Причины возникновения простудных заболеваний:
Простуду вызывают около 200 различных типов вирусов. Наиболее часто риновирусы (более 100 видов), которые являются причиной простудных заболеваний в 30 – 80% случаев;
Неблагоприятная экологическая среда.
Причины инфекционных заболеваний:
Микроорганизм-возбудитель;
Восприимчивый к нему организм-хозяин;
Наличие таких условий внешней среды, в которых взаимодействие между возбудителем и хозяином приводит к возникновению болезни.
3. Причины возникновения головной боли:
4. Причины кишечных инфекций:
5. Излишние физические и умственные нагрузки вызывают общее недомогание.
От различных болезней нас защищает иммунная система.
2.Что такое иммунитет? В чём заключается его работа?
Иммунитет (лат. immunitas ‘освобождение, избавление от чего-либо’)
Иммунитет– это способность организма бороться с инородными вредоносными инфекциями. В этой борьбе участвует весь организм, и он выступает как единая система.
Иммунная система отвечает за три очень важных процесса:
1. Замена отработавших, состарившихся клеток различных органов нашего тела;
2. Защита организма от проникновения разного рода инфекций — вирусов, бактерий, грибков;
3. «Ремонт» частей нашего тела, испорченных инфекциями и другими негативными воздействиями: радиация, механические повреждения и др.
Иммунитет может быть врождённым и приобретённым.
Естественный иммунитет, врожденный иммунитет (natural immunity, innate immunity) [лат. immunis — свободный, избавленный от чего-либо] — иммунитет к какому-либо заболеванию.
Приобретённый иммунитет — способность организма обезвреживать чужеродные и потенциально опасные микроорганизмы (или молекулы токсинов), которые уже попадали в организм ранее. Если иммунитет ослаблен – это неминуемо приведет к тому, что человек заболеет.
Иммунная система это хоть и сильный, но требующий большого внимания и заботы механизм, поэтому он часто и ослабевает.
Итак, иммунная система защищает наш организм от болезней и противостоит им. Но если иммунная система ослаблена - мы подвергаемся огромному количеству болезней и недомоганий, как вирусным, так и бактериальным. Для того чтобы болезни обошли вас стороной, необходимо постоянно поддерживать свой иммунитет сильным.
3.Факторы снижения иммунитета и способы его укрепления.
Причины снижения иммунитета | Способы укрепления иммунитета |
| Правильное питание Витамины и минералы |
| Расслабление Полноценный сон Правильный режим дня |
| |
| |
| Соблюдение правил гигиены Пробиотики (лук, чеснок, лимон и т.д.) Природные средства (травяные чаи) |
4.Условия повышения иммунитета.
4.1. Питание - основа для формирования иммунитета.
Для строительства любых клеток организма (в том числе и иммунных) требуются белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества.
Если человек недоедает, то строить клетки не из чего и иммунитет обязательно пострадает.
При переедании то же самое, так как нарушается всасываемость пищи.
Правильное питание главная часть в помощи защитным механизмам организма человека: мясо, рыба, птица, фрукты, овощи и злаки в достаточном количестве, кисломолочные продукты для восстановления микрофлоры кишечника — всё это важные составляющие, без которых сложно восстановить иммунитет.
4.2. Витамины и минералы.
Витамины —это важные и нужные для иммунитета вещества. Во время заболевания они требуются организму в двойной дозировке. При снижении иммунитета нужно дополнительно употреблять витамины A, C, E и группы B.
Полезные для иммунитета продукты.
Жирные кислоты омега-3 увеличивают сопротивляемость организма. Содержатся в жирной рыбе (сардины, лосось, форель).
Цинк - неотъемлемая часть клеток иммунной системы, также он участвует в заживлении ран. Йод необходим для поднятия иммунитета.
Селен повышает сопротивляемость неблагоприятным условиям окружающей среды, вирусам. Каротин - в организме превращается в витамин А.
Витамины | Продукты |
А | Абрикосы, морковь, рыбий жир |
С | Лимон, чеснок, апельсин, перец, киви |
Е | Масло, орехи,капуста |
В | Цветная капуста, ржаной хлеб, яйца |
4.3.Полноценный сон. Правильный режим дня и восьмичасовой сон — обязательные условия лечения любого заболевания.
3.Кроме того, во время сна вырабатывается гормон - мелатонин. Причем важно еще и ложиться спать до полуночи, желательно в 22.00. т.к. в этот период идет максимальная выработка данного гормона. Иммунитет и сон
1.Во время сна вырабатываются протеины - клетки, которые борются с инфекцией.
2.Недостаток сна, способствует развитию различных заболеваний.
Мелатонин -иммуномодулятор
Низкий уровень мелатонина ведет к ухудшению процессов памяти и обучения, обмена веществ. Мы погружаемся в сон, а мелатонин принимается за работу – восстанавливает, ремонтирует, укрепляет. |
4.4. Ограниченное использование компьютеров, мобильных телефонов и других электроприборов
Многие учёные утверждают, что сотовая связь наносит реальную угрозу для здоровья и жизни человека.
Излишнее увлечение электронными играми также может влиять на здоровье человека: снижается зрение, мышцы становятся вялыми, нарушается пищеварение.
Рекомендации врачей по времени использования мобильных и компьютерных устройств для детей разных возрастов:
- 1-й класс – не более 10 мин;
- 2 – 5-й классы – 15 мин;
- 6 – 7-й классы – 20 мин;
-8 – 9-й классы – 25 мин;
-10 – 11-й классы – 30 мин.
В нашем классе введены строгие правила ограничения пользования мобильных телефонов: все устройства необходимо выключать на период учебного процесса!
4.5. Закаливание.
Хорошим средством для укрепления иммунитета является закаливание холодом. От таких процедур наши кровеносные сосуды привыкают быстро реагировать на температурные воздействия.
Не стоит всё время оставаться дома в морозную погоду. Просто нужно правильно одеваться, чтобы не переохладится. А также нужно постоянно двигаться.

4.6. Движение - это не только жизнь, но и здоровье
Малоподвижный образ жизни, Снижает иммунитет, т.к. замедляются все обменные процессы, а значит, и образование иммунных клеток. Во время физической нагрузки, напротив, активизируются мышечная, нервная, кровеносная системы - все это укрепляет иммунитет. Для укрепления иммунитета подойдут любые виды спорта, если они не противопоказаны человеку по состоянию здоровья.



Умеренная физическая нагрузка должна быть регулярной, примерно 2-3 раза в неделю, и не доводить вас до изнеможения. Тогда она будет способствовать укреплению иммунитета.
Тяжелые нагрузки истощают организм, и иммунитет, наоборот, снижается. Заниматься спортом лучше на свежем воздухе: в парке, около дома, везде, где воздух не загрязнен выхлопами машин и заводов.
4.7.Гигиена
Гигиея - дочь Асклепия. Она помогала отцу лечить людей. От её имени и было образовано слово гигиена.
Гигиена как наука представляет собой очень широкое понятие, охватывающее практически все стороны жизни людей. Слово «гигиена» произошло от греческого hygienos, что означает «приносящий здоровье». Определений Гигиене очень много, но, пожалуй, все они означают одно: гигиена – это наука об улучшении и сохранении здоровья человека
Возбудителями вирусов и инфекций являются микробы. Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово "микроб” произошло от двух греческих слов "микрос”, что значит” малый” и "биос” - "жизнь”. Не все микробы вредные. Многие полезны например: кисломолочные бактерии . А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды, от них возникают разные болезни.
Чтобы микробы не попали в организм необходимо соблюдать следующие правила гигиены.
Соблюдаем правила гигиены:
Мыть овощи и фрукты
Не пользоваться чужими вещами
При чихании и кашле прикрывать рот и нос
Нужно мыть руки с мылом после:
Общественных мест.
Улицы.
Общения с животными.
Туалета.
Нужно соблюдать правила гигиены потому что:
Микробы могут попасть в рот и вызвать кишечные или вирусные инфекции.
Микробы могут попасть в глаза и тогда начнётся коньюктивит.
Грязь раздражает кожу, вызывает различные кожные болезни.
В правила гигиены так же входит:
В итоге: Соблюдение гигиены может спасти человека от многих болезней.
4.8.Природные средства на смену антибиотикам.
Антибиотики снижают иммунитет.
Лекарства нарушают природный баланс.
В профилактических и лечебных целях лучше использовать природные средства.


Практическая часть.
Узнав из различных источников о причинах заболеваний, мы решили провести исследование в нашем классе и узнать, что является основной причиной заболеваемости!
Наблюдение № 1.
Спортсмены в нашем классе
73%
27%
![]()
Анализ к диаграмме
Мы провели опрос в нашем классе, чтобы узнать сколько ребят регулярно занимаются спортом. У нас получились следующие результаты:
1. В опросе участвовало 30 ребят. 2. Из них 22 человека занимается спортом.
Это хорошие показатели. Спортивные занятия укрепляют иммунную систему.
Наблюдение № 2.
Соблюдение гигиены (мытье рук перед обедом в школе)
Мы решили узнать как ребята в нашем классе соблюдают гигиену: моют руки перед едой. Наблюдение мы проводили 10 дней. Результаты у нас получились такие:
Вывод
Наблюдение показало, что 21 ученик ежедневно подвергается опасности заразиться инфекциями. И это основная причина заболеваемости в нашем классе.

![]()
Наблюдение №3.
Использование электронной техники (компьютеры и гаджеты) в среднем в день. В наблюдении учувствовало 10 человек.
Анализ к диаграмме
Только 10 % учеников соблюдают рекомендации врачей : пользуются компьютерами и мобильными телефонами не более 15 мин в день.
Остальные ребята подвергают себя воздействию вредного электромагнитного излучения. Это может приводить к ухудшению самочувствия.
Вывод
Мы узнали, что иммунитет может снизиться по разным причинам.
Иммунитет нужно беречь и постоянно его укреплять.
Мы узнали, что школьник заболевает, если его иммунитет сильно ослаблен и не может сопротивляться болезням.
В своей работе мы рассмотрели причины снижения иммунитета и пришли к выводу, что нужно соблюдать несколько основных правил для его укрепления:
правильно питаться
соблюдать режим дня
соблюдать правила гигиены
проводить профилактику с природными средствами
бывать на свежем воздухе
К сожалению, в современном мире человеку трудно вести здоровый образ жизни, многое нужно успеть. Тяжело придерживаться правильному питанию, когда на прилавках такое обилие вредных продуктов: чипсы, сухарики, напитки. Но всё же берегите себя и своих близких, будьте счастливыми.
Список использованной литературы, интернет источников
Большая энциклопедия знаний»: пер. Л. С. Беловой 2014г.
Детская энциклопедия. Тело человека: Миранда Смит 2016г.
http://www.studfiles.ru/preview/5113777/page:2/
http://chudesalegko.ru/gigiena/
Интерактивная энциклопедия «Всё о обо всём» в вопросах и ответах пер. Владимира Болотникова
11