Деятельность учителя и обучающихся Учитель: Ребята, с каким настроением вы пришли на урок Дети: (веером показывают настроение: солнышко – хорошее, солнышко за облачком – не очень хорошее, тучка – плохое.) Учитель: Нас в любое время года Учит мудрая природа Птицы учат пению, Паучок терпению, Учит снег нас чистоте, Учит солнце доброте, Весь большой лесной народ Учат крепкой дружбе. Учитель: А чему учат нас растения? Вы хотите узнать? Дети: Да Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет о растениях, а вот о каких именно узнаем чуть позже. Посмотрим на план урока. На доске условные обозначения этапов урока. Дети называют каждый этап урока. Устанавливают последовательность Дети: Первый этап урока – прогноз погоды. Учитель: С прогнозом погоды сегодня нас познакомит старший научный сотрудник института метеорологии Курнавина К.С. Ученица Курнавина Кристина: Сегодня … февраля. Нас ожидает переменная облачность с прояснениями, температура воздуха - 10 ° C , ветер северный – 3-6 м/с, местами возможен снег, высота снежного покрова 40 см. Растениеводы могут не беспокоиться. По оценке специалистов областного Минсельхоза влияние погодных условий текущей зимы на озимые не окажут вредного воздействия и будут в пределах средних показателей последних лет. В морозную погоду озимые способны вынести температуру воздуха до - 16 ° C, при этом каждый сантиметр снежного покрова снижает температуру на один градус. (Вывешивается на доску лист с прогнозом погоды). (Сосчитать, на сколько градусов снизит температуру воздуха, относительно сегодняшнего дня, 40 см снежного покрова - дать это задание сильному ученику.) Учитель: Ребята, значение какого слова вы можете объяснить: растениеводы или озимые, их вы слышали в прогнозе погоды. На доске: карточки со словами растениеводы озимые озимые озимые Дети: - озимые растут на земле; - растут зимой, т. к. корень – зим - - растениеводы – сложное слово, возможно, люди, которые выращивают растения; - водные растения. Учитель: Я принимаю все ваши ответы. Но чей ответ правильный, вы мне скажите сами чуть позже. Работа в группах. На экране первый слайд презентации: насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе почти в 3 раза, вредных газов и дыма в 2 раза, значительно снижают шум, регулируют температуру атмосферы, защищают от ветра, обогащают воздух фитонцидами (веществами, убивающими микробы). Учитель: Какое слово пропущено? Дети по группам отвечают: … , зеленые. Учитель: Зеленые насаждения, а как сказать по-другому? Дети: - Деревья; - растения. Учитель: Правильно растения. А как называется наука, которая изучает многообразие растений? На слайде: биология, ботаника, зоология. Учитель: хлопните в ладоши, если вы считаете что это биология. Дети: тишина. Или 1-4 хлопка. Учитель: хлопните, кто считает, что это ботаника. Дети: хлопки. Учитель: хлопните, кто считает, что это зоология. Дети: тишина, 1-4 хлопка. Учитель: А теперь на экране правильный ответ – ботаника. Поставьте себе в тетради «+» кто правильно ответил, «-» кто неправильно. Работа в парах. На экране 2слайд презентации: Разделите данные растения на группы: береза, перационный к. .ть. нарцисс, шиповник, кукуруза, лук, крыжовник, подорожник, яблоня, клевер, можжевельник, картофель, осина. Дети: - Деревья: береза, осина, яблоня. - Кустарники: можжевельник, шиповник, крыжовник. - Травы: нарцисс, кукуруза, лук, подорожник, клевер, картофель. На экране 3 слайд. Учитель: Проверьте себя, правы ли вы были. Дети: Да. Учитель: На какие группы можно еще разделить данные растения? Дети: - Цветковые растения. - Хвойные растения. - Лекарственные растения. - Овощные растения. - Плодовые растения. На экране 4 слайд. Учитель: А на какие еще две группы можно разделить данные растения? (если дети затрудняются, то учитель обращает внимание на два цвета в названиях растений.) Дети: - Растения, которые растут сами по себе. Дикорастущие растения. - Растения, за которыми ухаживает человек. Культурные растения. На экране 5 слайд. Учитель: Ребята, проверьте себя, правы ли вы были. Учитель: Ребята, еще раз сделайте вывод, какие растения мы называем культурными. Дети: Растения, которые выращивает человек: готовит почву, сеет, удобряет, борется с сорняками, вредителями, собирает урожай. Учитель: Итак, ребята, кто нам сформулирует точно тему нашего сегодняшнего урока. Дети: - Выращивание растений. - Выращивание культурных растений. Учитель: Молодцы, верно, добавьте ещё вот эти слова(на доске) и составьте предложения, которые будут выражать законченную мысль. Дети: Сегодня мы научимся различать культурные растения. Дети: познакомимся с одной из отраслей сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений. Учитель: Ребята, сельское хозяйство – это составная часть, отрасль экономики. Частью сельского хозяйства является и отрасль, занимающаяся выращиванием культурных растений. А вот как называется это отрасль? Посоветуйтесь в парах и выберите правильный ответ на экране. На экране 6 слайд: Выращивание культурных растений – это земледелие, полеводство, растениеводство. Учитель: Просигнальте веером: ? – земледелие, ! – полеводство, ○ – растениеводство. Дети показывают веер. Учитель: На экране правильный ответ – растениеводство. Проверьте себя. Оцените «+» и « - » свой ответ. На экране 7слайд. Учитель: Ребята, а с какой целью люди выращивают культурные растения, занимаются растениеводством? Вы хотите об этом прочитать в учебнике или заглянуть в черный ящик? Дети: Заглянуть в черный ящик. Учитель: Прошу выйти к доске моих ассистентов. Они загадают вам загадки. А вы попробуете их отгадать. Если вам будет трудно, откройте учебник на странице 52-53, рисунки помогут вам дать правильный ответ. (1-2 ребят открыли учебники, остальные уверены в своих силах, но могут открыть их потом по мере трудности.) В черном ящике – гербарии: рожь, пшеница, лен, хлопок; буханка белого и ржаного хлеба, картофель; пучок сена, кормовая свекла; вата, льняная и хлопчатобумажная ткань. 1-й ученик: В поле метелкой, в мешке жемчугом (пшеница). Если дети затрудняются ответить, рисунок в учебнике не помогает, то первый ученик показывает на буханку белого хлеба. - Из чего делают белый хлеб? Дети: - Из муки. - Из пшеничной муки, т. е. из пшеницы. (гербарий: пшеница) 1-й ученик: Пшеница бывает яровая и озимая. Об этом мы говорили в начале урока. Проверьте свои предположения, прочитав об этом в учебнике на странице 52, 1 абзац. Дети читают: «Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, потом яровая». Учитель: Кто был прав? Оцените себя. 2-й ученик: Что две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает. Две недели наливает, Две недели подсыхает? (рожь) Если дети затрудняются ответить, рисунок в учебнике не помогает, то второй ученик показывает на буханку ржаного хлеба. - Из чего делают ржаной хлеб? Дети: - Из муки, из ржаной муки, т. е. изо ржи. ( гербарий: рожь) 2-й ученик: Предположите какую рожь озимую или яровую в основном выращивают в нашей стране? Проверьте своё предположение, прочитав в учебнике на с.52 абзац 2. Учитель: Кто был прав? Оцените себя. 3-й ученик: Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.) Ученик достает картофель. 3 ученик: Итак, ребята, для чего выращивают эти культурные растения: рожь, пшеницу, картофель? Дети: - Чтобы получить продукты питания. Учитель: Правильно, молодцы. 4-й ученик вынимает из черного ящика пучок сена: – Что это? Здесь я вижу сладкий клевер, вкусную тимофеевку. Дети: - Трава, сено. 4-й ученик: Для чего заготавливают сено? Дети: - Для корма животным. 4-й ученик: А вот и свекла необыкновенная кормовая. Для кого ее выращивают? 4 ученик: Итак, ребята для чего выращивают такие травы как клевер, тимофеевка и кормовую свеклу? Дети: - Чтобы накормить животных, для корма животным. 5-й ученик: Из земли вырастаю, в синей шапочке бываю, весь мир одеваю. (Лен.) Ученик показывает гербарий и льняное полотенце. - А это что? Дети: - Лен. Ткань. 6-й ученик показывает вату. - Что это? Дети: - Вата. 6-й ученик: Вата – это хлопок. Хлопчатник любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки с семенами и в каждой будто кусочек ваты. Из нее на специальных промышленных предприятиях получают волокно. А из волокна делают нити. А что делают из нитей? (Ученик показывает гербарий и хлопчатобумажную ткань.) Дети: Ткут ткань. 6 ученик: Итак, ребята, с какой целью выращивают культурные растения: хлопок и лен? Дети: - Чтобы получить ткани. Учитель: Назовите еще раз с какой целью выращивают каждую группу растений. Дети показывают движения. Жил один садовод, Он развел огород Приготовил старательно грядки Он принес чемодан, Полный разных семян. Наступила весна И взошли семена. Садовод любовался на всходы. Утром их поливал, На ночь их укрывал И берег от холодной погоды. Учитель: С какой целью выращивают культурные, растения мы выяснили. А вот какие группы культурных растений они составляют? Это мы выясним, поработав в группах (1 и 2 ряд). Я раздаю вам гербарии и лист, в который вы должны вписать название вашей группы растений. Один ученик пишет на листе, остальные в тетрадях. Итак, дайте название вашей группе, убрав при этом одно лишнее растение. 1 группа – коробочки с зернами: ржи, пшеницы, овса, ячменя, семян подсолнечника. (коробочки не подписаны) (Дополнительное задание: назвать каждый вид растения, записывая в тетради и на листе.) 2 группа – гербарии с названиями: люцерна, клевер, полынь, тимофеевка, лисохвост. 3 группа – гербарии с названиями: просо, рис, пшеница, гречиха, люцерна. 4 группа – лен, хлопчатник, кукуруза. (Дополнительное задание: страничка для любознательных «Николай Иванович Вавилов» учебник с. 54-55. 5 группа – люцерна, лен, тимофеевка, клевер, лисохвост. 3 ряд (8 человек) работает по учебнику стр. 51-52 - 1, 3, 4 абзац. В тетрадях записывают: зерновые культуры, перечисляют их, кормовые культуры, перечисляют их; прядильные культуры, перечисляют их; Данная работа проверяется учителем и им дается индивидуальная работа, к которой они заранее готовились «Профессии людей в растениеводстве». Объединившись в пары, из перечня продуктов, они выбирают, что соответствует их профессии (садоводы, хлеборобы, овощеводы, цветоводы) и кладут каждый на свой поднос: груши, яблоки, пюре, соки, повидло, джем; огурцы, помидоры, капуста, картофель, лук, морковь; цветы, семена цветов; рожь, пшеница. В это время идет проверка работ в группах. Один представитель от группы зачитывает ответ, вывешивая на доску свой лист. 1 группа – зерновые культуры, лишнее растение – семена подсолнечника. 2 группа – кормовые культуры, лишнее растение - полынь (хотя им кормят овец и коз, так написано на листе гербария, это растение лишнее, т. к. оно дикорастущее, а не культурное). 3 группа – зерновые культуры, лишнее растение – люцерна. 4 группа – прядильные культуры, лишнее растение – кукуруза. (Если позволяет время несколько интересных фактов можно привести о льне и хлопчатнике, ребята данной группы читали об этом дополнительно.) 5 группа – кормовые культуры, лишнее растение – лен. 1 пара (и все последующие) выходит с подносом, на котором продукты, соответствующие профессии садовода. - В этом году в нашем хозяйстве собрали большой урожай яблок и груш. Кто мы? Дети: - Садоводы. 1 пара: - Что вы нам посоветуете, чтобы сохранить собранный урожай? Дети: - Построить мини-завод по переработке яблок и груш, подвалы для хранения. 1 пара: - Молодцы! Мы так и сделали. (Показывают на коробочки и баночки с соком, джемом, повидлом.) Учитель: Ребята, это садоводы, а в какой отрасли растениеводства они работают? Дети: - Садоводство. На экране 8 слайд с отраслями растениеводства, которые открываются по мере ответов учеников. 2 пара: - Наша профессия самая почетная, мы выращиваем рожь и пшеницу. Мы знаем, когда нужно сеять, то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. Мы умеем по внешнему виду растения определить здоровое оно или больное, как его лечить. Ребята, цените наш нелегкий труд, берегите каждую хлебную крошку. Вы догадались кто мы? Дети: - Хлеборобы. Учитель: Ребята, это хлеборобы, в какой отрасли растениеводства они работают? Дети: - Хлеборобство. Учитель: Такой отрасли нет. Данная отрасль называется полеводство. (На экране.) 3 пара: - Мы выращиваем капусту, картофель, огурцы, помидоры, лук, морковь. Мы знакомы с современной техникой, которая используется и в поле, и в теплице. Но большую часть работы мы выполняем вручную. А для этого нужна и сила, и ловкость, и терпение. Наша работа непроста, только тот, кто любит растения, землю, может выполнить ее по – настоящему хорошо. Ребята, вы догадались, кто мы? Дети: - Овощеводы. 3 пара: - А чтобы вы нам посоветовали еще выращивать? Дети: - Свеклу, перец, кабачки. Учитель: Это овощеводы, а в какой отрасли растениеводства они работают? Дети: - Овощеводство. (На экране.) 4 пара: - Я выращиваю красивые цветы, чтобы они дарили вам радость, хорошее настроение, были украшением любого дома. - Я выращиваю цветочную рассаду в теплице. Весной наша рассада появляется на клумбах города. Ребята, не топчите клумбы и не рвите на них цветы. Вы догадались, кто мы? Дети: - Цветоводы. Учитель: Какая это отрасль растениеводства? Дети: - Цветоводство. (На экране.) Учитель: А я, ребята, знаю еще одну отрасль растениеводства. Отгадайте загадку. «Сам алый, сахарный; кафтан зеленый, бархатный». Дети: - Арбуз. Учитель: Верно. А отрасль растениеводства по выращиванию арбузов называется, прочитайте на экране. Дети: - Бахчеводство. Учитель: Ребята, посмотрите на схему на экране и скажите, сколько отраслей растениеводства мы назвали, перечислите их друг другу в парах, не глядя на экран. Оцените ответы друг друга «+» или «-». Учитель: Что нового и интересного вы узнали на уроке? Дети: Учитель: Какой этап урока вам понравился больше всего? (Учитель называет этапы урока, дети сигнализируют: солнышко или тучка.) Учитель: Посчитайте количество плюсов за правильные ответы в вашей тетради, оцените свою работу на уроке и покажите смайлики. Жёлтый – вы сегодня много узнали, многому научились. Зелёный – вы много узнали нового, но остались еще какие-то вопросы. Красный – вы ничего нового на уроке не узнали, и ваша работа вам не понравилась. Учитель: Ребята, домашнее задание будет по выбору. Вот три корзинки: большая, средняя и маленькая. Подумайте, из какой корзинки вы бы хотели получить задание. Кто выбирает задание из большой корзинки, встаньте. Дети встают, учитель читает задание. Учитель: Сочинить сказку, о том, как росло и развивалось одно из растений, о котором говорилось на уроке. Учитель: Встаньте, кто выбирает задание из средней корзинки. Задание: описать по плану учебника стр. 51 одно растение каждой из групп. Учитель: Встаньте, кто выбирает задание из маленькой корзинки. Задание: стр. 54 учебника задание 3. И не забудьте о рубрике «На следующем уроке». Учитель: Урок окончен, спасибо за работу. |