Предмет: учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Класс: 4
Тема. Пасха
Тип урока: урок новых знаний.
Цель деятельности педагога: организация деятельности обучающихся, направленная на открытие новых знаний о православном празднике Пасха.
Задачи:
- создать условия для эффективной работы на уроке;
- способствовать знакомству обучающихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями;
- пробудить интерес к старинным русским традициям;
- совершенствовать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и взаимоконтроль;
- содействовать воспитанию интереса к православной культуре.
Планируемые результаты:
- личностные: - помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально- полноценное представление о праздновании «Пасхи»; ориентироваться на успешную деятельность;
-универсальные учебные действия:
познавательные – осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества, умение работать в группах.
Основные термины и понятия:
Иисус, пост, Воскресение, Светлое Христово Воскресение (Пасха), пасхальный гимн, пасхальное яйцо,
кулич, благовест.
Образовательные технологии, используемые на уроке – проблемная, системно-деятельностный подход, использование ИКТ.
Формы работы: групповая работа, индивидуальная и фронтальная работа.
Методы работы: исследовательский, наглядный, словесный.
Оборудование: учебник Кураева А. В. «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс, рабочая тетрадь Г. А. Обернихиной к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», Кураев А.В. Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры», словарь Ожегова, компьютер, проектор, экран, выход в Интернет, аудиозаписи Гимна Пасхи, праздничный колокольный звон, карточки для каждого обучающегося с таблицей, цветные карандаши, фломастеры.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические комментарии |
Организационный момент | -Отчего, скажи скорей, Мир становится добрей? Оттого, что кто-то счастлив, От простого слова «Здравствуй!» [1] | Приветствуют друг друга и учителя. | Возникает положительная эмоциональная направленность |
Актуализация учебных действий | (Звучит праздничный колокольный звон) [2] - Открыты царские врата пред нами, Святой огонь сияет от свечи... Кругом опять расставили во храме Цветные яйца, пасхи, куличи. Еще темно, но солнышко играет, Играет всеми красками небес. И радостно друг другу повторяем: Христос Воскрес!) [3] Какие чувства вас переполняют, когда вы это слышите и почему? - Какому празднику посвящены эти строки? - Какие вопросы могут возникнуть при изучении этого материала? (Фиксирует вопросы на доске) | (Учащиеся слушают) (Учащиеся рассказывают о своих чувствах, о праздничном настроении). (Формулируют тему урока) - Что такое Пасха? - Когда её празднуют и почему? - Какие символы праздника? -Какой ритуал праздника? - Какие традиции? (Формулируют задачи урока) | Учитель настраивает учащихся на восприятие нового материала. Учащиеся выслушивают мнения друг друга. Учитель принимает любой вопрос, эмоционально откликается, привлекает внимание класса к ним, фиксирует, группируя вопросы. |
Мотивация познавательной деятельности | - На какие вопросы вы уже знаете ответы? ( Стирает с доски вопросы) -Что хотели бы узнать сначала? - Что поможет найти ответы на эти вопросы? - Где могут пригодиться эти знания? | (Заполняют 2 колонки таблицы) (Планируют свою деятельность) - Может помочь учебник, интернет, дополнительная литература. | Учитель связывает прошлый опыт учащихся с темой урока. |
Организация познавательной деятельности 1.Работа с текстом учебника | ( Предлагает прочитать текст и найти ответы на вопросы 1,2 и 4 задания в рабочей тетради, два учащихся работают со словарями Ожегова) | (Учащиеся читают текст, записывают ответы на вопросы 1,2 и 4 рабочей тетради), выступают с ответами, сравнивают их. | Учащиеся учатся находить информацию в тексте. |
2.Работа в группах | (Предлагает дальнейшее изучение материала в группах, оказывает помощь) | (Вспоминают правила работы в группе, распределяют обязанности, работают в группах: 1 группа изучает ритуал празднования пасхи (Приложение 1), 2 группа изучает символы праздника (Приложение 2), 3 группа изучает игры, в которые играют на Пасху (Приложение 3). Выступает 1 группа, звучит пасхальный гимн [4] . Все учащиеся выполняют 5 и 6 задание в рабочей тетради: -Что тебе известно о посте? -Запиши пасхальный гимн. (Страница 31). Выступает 2 группа. Учащиеся выполняют 7 задание в рабочей тетради (Страница 32): -Распиши яйца к празднику Пасхи. (Делают выставку) Выступает 3 группа, организует одну из игр. [5] | Учащиеся работают с компьютером, Интернетом, учебником (Страница 29-31), работают с информацией, представленной педагогом. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Работают в группе, готовят выступающих. |
Рефлексия | Предлагает заполнить третью колонку в таблице (Узнал) Предлагает проверить уровень знаний, выполнив задания в электронном приложении. (Урок №8 «Пасха») | Заполняют 3 колонку в таблице: (Работают с заданиями электронного приложения. Урок № 8. Контроль) | Учащиеся включают новый материал в систему знаний, проявляют свои чувства по поводу того, что они узнали. |
Домашнее задание | - Какое может быть домашнее задание? (Выслушивает учащихся, фиксирует на доске, создаёт ситуацию выбора задания) | 1.Составить книг у рецептов пасхальных блюд 2. Составить рассказ о том, как празднуют Пасху в вашей семье. 3. Нарисовать пасхальную открытку и подписать ее (Рабочая тетрадь, страница 33). | Учащиеся могут проявить свои творческие способности, продолжить традиции своей семьи. |
Ссылки
«Что такое доброта» Богомаз Ирина в соавторстве с Сажневой Дианой
Колокольный благовест: Интернет https://azbyka.ru/audio/pasxa-xristova.html
«Христос Воскрес!» В. Шамонин)
Пасхальный гимн: Интернет https://azbyka.ru/audio/xristos-voskrese.html
Пасхальные игры: Интернет http://www.pravmir.ru/pasxalnye-igry/
Приложения
Ритуал празднования Пасхи.
Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к Пасхе, почти два месяца они соблюдают пост: не едят мяса, яиц, молока. Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от развлечений. За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова. Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Верующие одеты в светлые одежды. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении Пасхального торжества. («Крестный ход» Иллюстрация «Крестный ход» (Электронное приложение, урок №8). Священники исходят из алтаря и вместе с народом обходят церковь с пением: «Воскресение Твоё, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все молящиеся идут с зажжёнными свечами. Этим выражается духовная радость Праздника. Шествие останавливается у затворённых ворот храма, и священник трижды возглашает радостную весть: «Христос воскресе из мёртвых...» Двери храма открываются, и шествие во главе со священником вливается в сияющий храм. Во время службы освящаются куличи, пасхи, крашеные яйца и другая пасхальная снедь. Пасха празднуется 40 дней, вплоть до праздника Вознесения Господня.
Символы Пасхи: кулич, пасха, яйцо.
Ароматный воздушный кулич - один важный символ праздника. Считается, что его прообразом стал артос - хлеб, который освящается и в первый день великого торжества кладется в церкви на аналой. А кулич, красующийся у нас на столе - не только традиция, но и особый знак: в этом доме всегда открыты двери для Спасителя, Его здесь помнят и ждут.
Яйцо - один из самых древних символов зарождающейся и вечно обновляющейся жизни, а также воскресения Христа. Согласно преданию, первое пасхальное яйцо было подарено Марией Магдалиной римскому императору Тиберию. Ученица Спасителя пришла во дворец, чтобы сообщить благую весть. По обычаю тех времен простые смертные непременно должны были сделать какой-то подарок власть имущему. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и она принесла во дворец лишь одно яичко, вручив его Либерию со словами: «Христос воскрес!» Император не поверил женщине: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! Это невозможно, равно как и то. что белое яйцо способно стать красным». Вот тут-то и случилось чудо: яйцо действительно приобрело красный цвет, как кровь Иисуса, пролитая на кресте. Творожные пасхи традиционно делают в форме четырехгранной пирамиды, которая олицетворяет Голгофу. Поэтому в дореволюционные времена в каждой семье была пасочница — разборная деревянная форма из четырех дощечек. На внутренней стороне были вырезаны буквы «ХВ» (Христос воскрес), а также традиционные изображения: крест, копье, трость, проросшие зерна, ростки и цветки – символы страдания и воскресения Христа. Все это отпечатывается на пасхе и придает ей торжественный, праздничный вид. Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города.
Пасхальные игры
Катание яиц
Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, — выигран.
Поиск пасхальных яиц
С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами — картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»). Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.
Чоканье яйцами
Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло — проиграл!
Эстафета с яйцом
Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде. Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.
На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона.