СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" для 2 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова" для 2 класса. Первый урок по данной теме. Выполнен по УМК "Планета Знаний". 

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" для 2 класса.»

МАОУ «Школа № 190» г. Нижний Новгород









ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине: «русский язык»

на тему: «Непроизносимые согласные в корне слова»











Выполнила: Гагаринова Елена Александровна

Место работы: МАОУ «Школа № 190»



Нижний Новгород

2018



Проект урока

Учебный предмет: Русский язык

УМК: «Планета знаний»

Тема урока: «Слова с непроизносимыми согласными в корне слова»

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогические технологии:  проблемное обучение, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии

Задачи урока: познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств] и др. Упражнять в нахождении «опасного звучания» в словах. Совершенствовать умение определять, какие согласные не произносятся. Учить подбирать проверочные слова для выбора правильного написания.

Ожидаемые результаты

Предметные: научатся разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; определять разновидность орфограмм и соотносить их с определёнными правилами; распознавать непроизносимую согласную в корне слова и проверять её; использовать выведенный на уроке способ для решения новой орфографической задачи; объяснять, доказывать свои действия.

Метапредметные:

Познавательные (П): использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале; коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию

Коммуникативные (К): участвовать в групповой работе, отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного, проявлять уважительное отношение к мнению другого

Регулятивные (Р): определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя,  адекватно воспринимать её.

Личностные (Л): проявлять интерес к новым знаниям, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Оценивать свои достижения и трудности. Контролировать себя в форме сличения результата с заданным эталоном

Оборудование:  Желтовская Л. Я., Калинина О. Б. Русский язык, учебник для 2 класса; тетрадь, мультимедийный проектор.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Дети знают и умеют различать орфограммы: безударная гласная и парная согласная в корне слова. Умеют их проверять методом подбора однокоренных слов или изменением формы слова. Умеют решать следующие практические задачи: подбирать однокоренные слова; выделять корень, обозначать звуковую транскрипцию слов. Дети умеют работать в парах, знают критерии оценивания, имеют навыки самооценивания.




Этапы урока и хронометраж:


№ п/п

Название этапа

Хронометраж

1

Организационный момент

1

2

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2

3

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

6

4

Постановка учебной задачи.

3

5

Построение проекта выхода из затруднения

6

6

Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи

8

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

14

8

Рефлексия учебной деятельности

4

9

Домашнее задание

1


Итого

45



















Содержание урока


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя



Деятельность обучающихся



Теоретическое обоснование

1

Организаци-онный момент

Организует самопроверку готовности рабочего места к уроку


Организовывают своё рабочее место к началу урока. Контролируют свою готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

формируется умение организовы-вать своё рабочее место, навыки самоконтроля.

2

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельнос-ти

Настраивает детей на плодотворную деятельность

- Мы сегодня постараемся показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будут дисциплина, внимание и аккуратность.

- Чему был посвящен предыдущий урок?




Сегодня мы продолжим учиться приёмам проверки правописания однокоренных слов.


Отвечают на вопросы.












-Правилу проверки парной согласной в корне слова.






Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Познавательные УУД); договаривать-ся с одноклас-сниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуника-тивные УУД)

3

Актуализа-ция знаний и фиксация затрудне-ний в деятельнос-ти

Организует работу по чистописанию.

-Запишите в тетрадь:

здк стр стн здр здн лнц

Организует работу по классификации слов на изученные орфограммы в корне слова.

Жира., тр.ва, стол., звёз.ное, в.сенняя.

-Распределите слова в 2 столбика по видам орфограмм в корне слова. (слайд 2)

Организует проверку. Помогает в постановке проблемного вопроса.

-Прочитайте слова в 1 столбике.

-Какую орфограмму помогают вспомнить эти слова в записанном вами столбике?

-Как их проверить?





-Прочитайте слова во 2 столбике. Сравните. (Слайд 3)

-Что общего в словах?




-Как проверить правописание безударной гласной в корне слова?





-Что объединяет эти орфограммы?


-Почему для проверки подбираем однокоренные слова?





- Что заметили?



-Почему?







-Составьте словосочетание со словом звёздное и запишите его.

-Как вы записали слово звёздное? (Слайд 4)

-Почему записи разные?

В чём затруднение?

Демонстрируют посадку при письме, положение тетради, ручки. Отвечают на вопросы. Выполняют письменные задания







-Жираф, столб.

-Правопи-сание парных согласных в корне слова.

- Нужно поставить их перед гласными или перед [н]

Трава, весенняя.


-В них безударная гласная в корне.

-Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы гласный стал ударным.

-Они обе находятся в корне слов.

-Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.


-Одно слово «лишнее».


- Ни одно из изученных правил не подходит, чтобы проверить его написание.

Дети выполняют задание.


-Звёзное, звёздное.


-Не смогли найти правильный способ записи слова.


Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Регулятив-ные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Познавательные УУД: общеучебные УД)

Познаватель-ные УУД: логические, классифика-ция




Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)







Познаватель-ные УУД: логические, направлены на формированиеоперации об-общение.


Соблюдать правила речевого этикета, участвуя в коллективном обсуждении (Коммуника-тивные УУД)










Формировать Познаватель-ные УУД: постановка проблемы и решение её.

4

Постановка учебной задачи.





















Помогает в постановке учебной задачи. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.







-Какую цель вы поставите перед собой?



- Какой же будет тема нашего урока? (Слайд 5)



Как вы будете открывать новый способ?


Выполняют задания. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.


-Найти способ проверки этих слов.

Правописание новой орфограммы.

-Пропущенная буква находится в корне. Будем подбирать однокоренные слова к слову звёздное, как и для других орфограмм в корне слова.


Ставить,при-нимать и сохранять учебную цель и задачу. (Регулятив-ные УУД) Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученной информации

(Регулятив-ные УУД) Уметь определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя (Познаватель-ные УУД: постановка и решение проблемы). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Познавательные УУД: общеучебные УД)



5

Построение проекта выхода из затруднения

Организует построение плана выхода из проблемной ситуации.

-Построим план выхода из затруднения:

1 Подбираем однокоренные слова.

2 Выделяем корень во всех словах.

3 Сравниваем написание корня .

4 Делаем вывод.

5 Фиксируем новый алгоритм.

Организует работу в парах.

-Работаем по плану в течении 2 минут.

-Зачитайте подобранные однокоренные слова.

-Какой корень выделили?

Помогает сделать самостоятельный вывод, организует чтение правила, осуществлять синтез информации.

-Сравните корни и сделайте вывод.





Прочитайте слова: сер.це, со.нце, трос.ник.

-Сделайте звуковую транскрипцию этих слов.

-Определите, где в каждом слове находится слабая позиция? Обращает внимание детей на разные примеры стечений согласных. (Слайд 6)

-Что произошло с некоторыми согласными?

-Как называется наша новая орфограмма?


-Сделайте вывод о способе проверке данной орфограммы.






-Назовите алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными.

Затем алгоритм демонстрируется на слайде 7.

-Проверим наш вывод по учебнику на с. 118

Участвуют в построении плана выхода из затруднения.
















Работают в парах.





-Звезда, звездопад, звездочёт…

-Корень –звезд-


Дети делают вывод о том, как проверить новую орфограмму.


Дети называют свой вариант правила. Затем после обобщения делают единый вывод.






Выполняют работу.



-Слабая позиция при стечении нескольких согласных.



-Они не обозначили звук.


Непроизноси-мые согласные в корне слова.


-Если в слове встретится стечение согласных, то подбирай такое однокоренноеслово, в котором этот согласный чётко произносится.


Дети самостоятельно называют его.






Дети находят правило и сверяют с ним свои выводы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (ПУУД), слушать и понимать речь других, сотрудничать,уметь прийти к единому мнению (Коммуника-тивные УУД). Уметь ориенти-роваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД: логические)

Формировать умение планировать свою деятельность, соотносить свои действия с поставлен-ной целью, алгоритмом; корректиро-вать выполнение задания в соответствии с планом (Регулятив-ные УУД).





Познава-тельные УУД:

логические (анализ, обобщение)




















Развивать словесно- логическое мышление.


















Осуществлять контроль учебной деятельности (РУУД)

6

Первичное закрепление с прого-вариванием во внешней речи.

Учитель организует закрепление новой темы.

Большой, огромный, гигантский.

( Милый, прелестный, очаровательный.)

-Как мы называем такие слова?

-В каком слове новая орфограмма? Как определили?

-Запишите его.







-Используя алгоритм, прокомментируйте друг другу в парах слова из упр 3 на стр. 119

Дети работают над орфограммой по алгоритму.


-Синонимы.



Есть стечение согласных.

Ученик работает у доски с проговарива-нием вслух всех шагов алгоритма.

Учащиеся работают в парах.

Формировать Познавательные УУД: логические, анализ, обоб-щение.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Познавательные УУД), слушать и понимать речь других , сотрудничать в минигруп-пах, соблюдая речевые правила (Коммуника-тивные УУД)

7

Самостоя-тельная работа с самопроверкой

Организует самопро-верку. Оказывает дифференцированную помощь.



-Запишите словосочета-ния, заменяя имя прилагательное близким по значению с непроиз-носимым согласным

(проверь):

Правдивый человек-…

пасмурный день-…

отважный воин-…

знаменитый писатель-… писатель;

здешний житель-…

(Слайд 8)


-Кто испытывает затруднения, возьмите карточки для помощи (извес?ный, чес?ный, ненас?ный, мес?ный, доблес?ный)


Организует самопроверку по эталону.

(Слайд 9)




Прогнозиру-ют правильный вариант ответа, доказывают.

Записывают словосочета-ния.


















Осуществля-ют самопроверку и, если нужно, вносят коррективы.




Уметь планировать свои действия в соответ-ствии с алгоритмом,

согласно поставленной задаче. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок). (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

8

Рефлексия учебной деятельнос-ти

Организует подведение итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

- Какую цель ставили перед собой?

-Достигли цели?

-Как проверить слово с непроизносимым согласным в корне слова?

-Кто смог открыть новые знания?

-Докажите. (Произносят алгоритм.)

-Кто не смог (допускал ошибки)? Почему?

-Попробуем исправить-ся? Взгляните на слайд №10. Устно решите поставленную задачу: сн или стн?



-Что заметили?







- Работа с такими словами ждёт вас на следующем уроке.


Организует самооценку учебной деятельности («волшебные линеечки» по критериям: аккуратность, старание, внимательность)


Обобщают полученные на уроке сведения. Анализируют их значимость. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.





Дети называют проверочные слова, пропущенные буквы.

-Не во всех словах на месте стече-ния согласных пишется непроизноси-мая согласная.





Делают самооценку на полях тетради.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности (Регулятив-ные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Познавательные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспектив-ной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Прогнозирова-ние учебной деятельности

(Регулятив-ные УУД)

9

Домашнее задание

Предлагает выполнить задание дома и комментирует его (если есть такая необходимость)

Учебник: с 119 упр. 4

(Слайд 9)

Записывают задание в дневник. Слушают комментарии учителя, уточняют.

Умение самостоятель-но выполнять задание на закрепление и повторение. (Познаватель-ные УУД)









Литература:

  1. Русский язык. 1 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной/сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2016.

  2. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой.–М.:АРКТИ,2014.

  3. Яковлева С.Г. Планирование урока: идея, воплощение, итог//Начальная школа. № 2, 2016. С.26-32, № 3, 2016. С.30-32