МАОУ «Школа № 190» г. Нижний Новгород
Задачи урока: познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств] и др. Упражнять в нахождении «опасного звучания» в словах. Совершенствовать умение определять, какие согласные не произносятся. Учить подбирать проверочные слова для выбора правильного написания.
Дети знают и умеют различать орфограммы: безударная гласная и парная согласная в корне слова. Умеют их проверять методом подбора однокоренных слов или изменением формы слова. Умеют решать следующие практические задачи: подбирать однокоренные слова; выделять корень, обозначать звуковую транскрипцию слов. Дети умеют работать в парах, знают критерии оценивания, имеют навыки самооценивания.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование |
1 | Организаци-онный момент | Организует самопроверку готовности рабочего места к уроку | Организовывают своё рабочее место к началу урока. Контролируют свою готовность к уроку.
| Регулятивные УУД: формируется умение организовы-вать своё рабочее место, навыки самоконтроля. |
2 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельнос-ти | Настраивает детей на плодотворную деятельность - Мы сегодня постараемся показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будут дисциплина, внимание и аккуратность. - Чему был посвящен предыдущий урок? Сегодня мы продолжим учиться приёмам проверки правописания однокоренных слов. | Отвечают на вопросы. -Правилу проверки парной согласной в корне слова. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Познавательные УУД); договаривать-ся с одноклас-сниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуника-тивные УУД) |
3 | Актуализа-ция знаний и фиксация затрудне-ний в деятельнос-ти | Организует работу по чистописанию. -Запишите в тетрадь: здк стр стн здр здн лнц Организует работу по классификации слов на изученные орфограммы в корне слова. Жира., тр.ва, стол., звёз.ное, в.сенняя. -Распределите слова в 2 столбика по видам орфограмм в корне слова. (слайд 2) Организует проверку. Помогает в постановке проблемного вопроса. -Прочитайте слова в 1 столбике. -Какую орфограмму помогают вспомнить эти слова в записанном вами столбике? -Как их проверить? -Прочитайте слова во 2 столбике. Сравните. (Слайд 3) -Что общего в словах? -Как проверить правописание безударной гласной в корне слова? -Что объединяет эти орфограммы? -Почему для проверки подбираем однокоренные слова? - Что заметили? -Почему? -Составьте словосочетание со словом звёздное и запишите его. -Как вы записали слово звёздное? (Слайд 4) -Почему записи разные? В чём затруднение? | Демонстрируют посадку при письме, положение тетради, ручки. Отвечают на вопросы. Выполняют письменные задания -Жираф, столб. -Правопи-сание парных согласных в корне слова. - Нужно поставить их перед гласными или перед [н] Трава, весенняя. -В них безударная гласная в корне. -Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы гласный стал ударным. -Они обе находятся в корне слов. -Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково. -Одно слово «лишнее». - Ни одно из изученных правил не подходит, чтобы проверить его написание. Дети выполняют задание. -Звёзное, звёздное. -Не смогли найти правильный способ записи слова. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Регулятив-ные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Познавательные УУД: общеучебные УД) Познаватель-ные УУД: логические, классифика-ция Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) Познаватель-ные УУД: логические, направлены на формированиеоперации об-общение. Соблюдать правила речевого этикета, участвуя в коллективном обсуждении (Коммуника-тивные УУД) Формировать Познаватель-ные УУД: постановка проблемы и решение её. |
4 | Постановка учебной задачи. | Помогает в постановке учебной задачи. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
-Какую цель вы поставите перед собой?
- Какой же будет тема нашего урока? (Слайд 5)
Как вы будете открывать новый способ? | Выполняют задания. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. -Найти способ проверки этих слов. Правописание новой орфограммы. -Пропущенная буква находится в корне. Будем подбирать однокоренные слова к слову звёздное, как и для других орфограмм в корне слова. | Ставить,при-нимать и сохранять учебную цель и задачу. (Регулятив-ные УУД) Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученной информации (Регулятив-ные УУД) Уметь определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя (Познаватель-ные УУД: постановка и решение проблемы). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Познавательные УУД: общеучебные УД) |
5 | Построение проекта выхода из затруднения | Организует построение плана выхода из проблемной ситуации. -Построим план выхода из затруднения: 1 Подбираем однокоренные слова. 2 Выделяем корень во всех словах. 3 Сравниваем написание корня . 4 Делаем вывод. 5 Фиксируем новый алгоритм. Организует работу в парах. -Работаем по плану в течении 2 минут. -Зачитайте подобранные однокоренные слова. -Какой корень выделили? Помогает сделать самостоятельный вывод, организует чтение правила, осуществлять синтез информации. -Сравните корни и сделайте вывод. Прочитайте слова: сер.це, со.нце, трос.ник. -Сделайте звуковую транскрипцию этих слов. -Определите, где в каждом слове находится слабая позиция? Обращает внимание детей на разные примеры стечений согласных. (Слайд 6) -Что произошло с некоторыми согласными? -Как называется наша новая орфограмма? -Сделайте вывод о способе проверке данной орфограммы. -Назовите алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными. Затем алгоритм демонстрируется на слайде 7. -Проверим наш вывод по учебнику на с. 118 | Участвуют в построении плана выхода из затруднения. Работают в парах. -Звезда, звездопад, звездочёт… -Корень –звезд- Дети делают вывод о том, как проверить новую орфограмму. Дети называют свой вариант правила. Затем после обобщения делают единый вывод. Выполняют работу. -Слабая позиция при стечении нескольких согласных. -Они не обозначили звук. Непроизноси-мые согласные в корне слова. -Если в слове встретится стечение согласных, то подбирай такое однокоренноеслово, в котором этот согласный чётко произносится. Дети самостоятельно называют его. Дети находят правило и сверяют с ним свои выводы. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (ПУУД), слушать и понимать речь других, сотрудничать,уметь прийти к единому мнению (Коммуника-тивные УУД). Уметь ориенти-роваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД: логические) Формировать умение планировать свою деятельность, соотносить свои действия с поставлен-ной целью, алгоритмом; корректиро-вать выполнение задания в соответствии с планом (Регулятив-ные УУД). Познава-тельные УУД: логические (анализ, обобщение) Развивать словесно- логическое мышление. Осуществлять контроль учебной деятельности (РУУД) |
6 | Первичное закрепление с прого-вариванием во внешней речи. | Учитель организует закрепление новой темы. Большой, огромный, гигантский. ( Милый, прелестный, очаровательный.) -Как мы называем такие слова? -В каком слове новая орфограмма? Как определили? -Запишите его. -Используя алгоритм, прокомментируйте друг другу в парах слова из упр 3 на стр. 119 | Дети работают над орфограммой по алгоритму. -Синонимы. Есть стечение согласных. Ученик работает у доски с проговарива-нием вслух всех шагов алгоритма. Учащиеся работают в парах. | Формировать Познавательные УУД: логические, анализ, обоб-щение. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Познавательные УУД), слушать и понимать речь других , сотрудничать в минигруп-пах, соблюдая речевые правила (Коммуника-тивные УУД) |
7 | Самостоя-тельная работа с самопроверкой | Организует самопро-верку. Оказывает дифференцированную помощь. -Запишите словосочета-ния, заменяя имя прилагательное близким по значению с непроиз-носимым согласным (проверь): Правдивый человек-… пасмурный день-… отважный воин-… знаменитый писатель-… писатель; здешний житель-… (Слайд 8) -Кто испытывает затруднения, возьмите карточки для помощи (извес?ный, чес?ный, ненас?ный, мес?ный, доблес?ный) Организует самопроверку по эталону. (Слайд 9) | Прогнозиру-ют правильный вариант ответа, доказывают. Записывают словосочета-ния. Осуществля-ют самопроверку и, если нужно, вносят коррективы. | Уметь планировать свои действия в соответ-ствии с алгоритмом, согласно поставленной задаче. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок). (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
8 | Рефлексия учебной деятельнос-ти | Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: - Какую цель ставили перед собой? -Достигли цели? -Как проверить слово с непроизносимым согласным в корне слова? -Кто смог открыть новые знания? -Докажите. (Произносят алгоритм.) -Кто не смог (допускал ошибки)? Почему? -Попробуем исправить-ся? Взгляните на слайд №10. Устно решите поставленную задачу: сн или стн? -Что заметили? - Работа с такими словами ждёт вас на следующем уроке. Организует самооценку учебной деятельности («волшебные линеечки» по критериям: аккуратность, старание, внимательность) | Обобщают полученные на уроке сведения. Анализируют их значимость. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Дети называют проверочные слова, пропущенные буквы. -Не во всех словах на месте стече-ния согласных пишется непроизноси-мая согласная. Делают самооценку на полях тетради. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности (Регулятив-ные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Познавательные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспектив-ной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) Прогнозирова-ние учебной деятельности (Регулятив-ные УУД) |
9 | Домашнее задание | Предлагает выполнить задание дома и комментирует его (если есть такая необходимость) Учебник: с 119 упр. 4 (Слайд 9) | Записывают задание в дневник. Слушают комментарии учителя, уточняют. | Умение самостоятель-но выполнять задание на закрепление и повторение. (Познаватель-ные УУД) |