Организационный момент – 3 мин.
Актуализация знаний. Мотивация – 7 мин.
Работа в группе. Исследование – 8 мин.
Решение учебных задач – 5 мин.
Первичное закрепление нового знания– 5 мин.
Физкультминутка - 2 мин.
Применение – 10 мин.
Учебник «Русский язык» 2 кл. 1 часть, рабочая тетрадь, доска, таблички со словами для доски, рабочие листы, словари русского языка, круги красного цвета.
Организационный момент – 3 мин.
Актуализация знаний. Мотивация – 7 мин.
Работа в группе. Исследование – 8 мин.
Решение учебных задач – 5 мин.
Первичное закрепление нового знания– 5 мин.
Физкультминутка - 2 мин.
Применение – 10 мин.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование: формируемые УУД(указывается конкретное умение определенного вида УУД) |
1 | Организационный момент (3 мин.) | Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить радость. Садитесь. Самомассаж рук: Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Каллиграфическая минутка. Вспомните особенности написания строчной и прописной буквы к,К, пропишите строчку в тетради. | Дети встают около своей парты, смотрят друг на друга улыбаясь. Садятся Открывают рабочие тетради, записывают число, классная работа. Прописывают букву к,К в тетради. | Позновательные – логические (анализ, наблюдение, сравнение) |
2 | Актуализация знаний. Мотивация (7 мин.) | У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие? - А есть ли в этом рассказе «родственники»? Родственники. -Вы кто такие? -Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. -А ты кто? -А я ваша тётка – Гусеница. Права ли Гусеница? Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов? -Какие же слова из сценки являются родственным? Почему? (Прием «выполнимое/невыполнимое действие») Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова вслух. Дом дома домашний домик дому домище домиком домом -На какие группы их можно разделить? - Можно ли про них сказать, что они близки по значению? Докажите. - Какая часть у них общая? Кто-нибудь знает, как она называется? -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке, что будем изучать? - Может кто-то из вас может сформулировать, что такое КОРЕНЬ слова? -Попробуйте разделить слова на два столбика (показывает на доске 2 таблички «форма слова» и «родственные слова») - Спасибо, ребята. - Как отличить родственные слова от форм одного и того же слова? (ставит ? между 2 табличками). Запишите на листочках-кружочках по каким признакам вы можете выделить родственные слова. (крепит листочки с гипотезами к доске) - Правильно ли мы разбили слова на группы? Что необходимо знать, чтобы проверить это? - Можно ли по одному примеру со словом «дом» сформулировать правило? -Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке | Похожи по цвету глаз, волос, внешности… (Инсценирова-ние) Нет - гусь, гусыня, гусята сходны по смыслу (это птица), имеют общий корень, а гусеница относится к насекомым. - гусь, гусыня, гусята. Сходны по смыслу и имеют общий корень. Все дети читают слова написанные на доске вслух. Среди предложенных вариантов может прозвучать вариант деления на формы слова и родственные слова. Если правильный вариант не прозвучит, учитель задает наводящие вопросы. Да. Они все сходны по смыслу. Корень. О корне слов. Главная часть слов. 8 учеников с табличками на которых написано по 1 слову подходят к доске, крепят каждый свое слова к выбранному варианту. Дети записывают свои гипотезы на листочках-кружочках Да, нет Правило Нет Учиться отличать родственные слова от форм одного и того же слова. | Позновательные – логические (анализ, сравнение) Позновательные – логические (анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей) Позновательные – логические (анализ, сравнение, Позновательные – логические (обобщение) Коммуникативные (речевая деятельность) Личностные (смыслообразование) Позновательные – логические (анализ, классификация) Позновательные – логические (установка причинно-следственных связей, подведение под понятие) Коммуникативные (сотрудничество, речевая деятельность) Позновательные- постановка и решение проблем (самостоятельное решение проблемы поискового характера) Позновательные – логические (выдвижение гипотез) Коммуникативные (речевая деятельность) Регулятивные (целеполагание) |
3 | Работа в группе. Исследование (8 мин.) | Учитель делит учащихся на 5 групп по 6 человек, каждой группе раздает разные группы родственных слов, рабочий лист. | Садятся в группы. Рабочий лист для групп №1-4 1.Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово. 2.Выделите общую (одинаковую) часть родственных слов. 3.Объясните значение каждого слова. Каждая группа работает с несколькими словами: 1 группа: рис, рисовать, рисунок, зарисовка, рисование. 2 группа: гусыня, гусь, гусеница, гусиный, гусята. 3 группа: лиса, лисенок, лисичка, листик, лисий. 4 группа волк, волчица, волчонок, волокно, волчий. Рабочий лист для группы №5 Прочитайте слова. Сад, (о) саде, (у) сада, (в) саду, сада 1.Выделите лишнее слово. 2.Объясните значение каждого слова. Что вы заметили? | Коммуникативные (учебное сотрудничество) Позновательные – логические (анализ, синтез, сравнение, доказательство) Регулятивные (взаимоконтроль) |
4 | Решение учебных задач (5 мин) | -Удалось ли вам найти родственные слова? -Что вы делали, чтобы правильно их выделить? -Какие слова можно назвать родственными? Пусть разместит представитель каждой группы свои рабочие листы на доску рядом с понятием «родственные слова» -Почему слова у группы №5 не являются родственными? Разместите на доску рабочий лист рядом с понятием «форма слова» | Каждая группа представляет свой перечень родственных слов и объясняет, по каким признакам их можно отнести к родственным словам, и почему лишнее слово не подходит к группе родствен-ных слов. Близкие по значению Изменялось одно и то же слово, значение слова оставалось одинаковым | Позновательные – логические (доказательство, подведение под понятие) коммуникативные (речевая деятельность) Познавательные (анализ, сравнение, доказательство) |
5 | Первичное закрепление нового знания (5 мин.) | - Итак, какие слова называются родственными? - Как проверить правильность вашего определения? -Что вы узнали нового из правила, которое прочитали в учебнике? - Итак, родственные слова – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Его часть живет во всех родственных словах. Поэтому у родствен-ных слов обязатель-но есть общая часть, в которой храниться их общее значение. | Слова, которые имеют общую часть и близки по значению. Прочитать пра-вило в учебнике: «Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется корнем. Корень – это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень обозначается . Лес-лесок, луг - луговой, дерево – деревянный. Форма слова – это изменение одного и того же слова (дом, дому, домом, дома) - новое понятие – «корень слова» | Познавательные - логические (подведение под понятие) |
6 | Физкульт-минутка (2 мин) | В русском языке много похожих слов, надо быть очень вниматель-ными. Для этого предлагаю вам игру «Найди пару родственных слов». Если слова родственные хлопайте, если нет – поднимаем круг красного цвета: Стол – столбы Ком – комната Пень – пенёк Лимон – Лимузин Гриб - грибник Пень – пенка Лес - лесок. | Действия детей (хлопки, поднимание карточек красного цвета) | |
7 | Самоконтроль (5 мин) | Учитель обращает внимание на классификацию слов, сделанную в начале урока. -Правильно ли мы разбили слова на группы? Какие гипотезы удалось подтвердить? Учитель зачитывает гипотезы, написанные в начале урока на листочках-кружочках | Да дети оценивают правильность гипотез | Познавательные – логические (сравнение, анализ) |
8 | Применение (10 мин.) | Выполним упр. 1. (фронтально, устно) Объясните значение 2 и 3 слова в каждой строке, используя при этом первое слово строки. Выпишите в тетрадь группы со словами правда, бросить, трава и подчеркните общую часть. Если «убрать» части, которыми отличаются слова, что останется? Давайте подумаем, почему слова город, городок, пригород – это разные слова, а не формы одного слова? Можно ли слова в упр.1 из каждой строчке назвать родственными? Есть ли у этих слов общая часть? Как она называется? Упр. 2 (работа в паре) Выполните упражнение работая в паре. Зачитывает текст. Перечитайте текст еще раз и выпишите слова с одинаковым корнем. Определите, какие из записанных слов родственные, а какие формы слова гриб. Словарная работа: Запишите в тетради слово корзина, подберите и запишите родствен-ные слова к этому слову. Составьте устно предложение с любым из этих слов. Дом.задание: записать одно составленное пред-ложение в тетрадь. | Грибок-маленький гриб, грибник-тот, кто собирает грибы; городок-маленький город, пригород-то, что находиться рядом с городом; правдивый – относящийся к правде, неправда- нет правды, ложь; лесной – имеющий отношение к лесу, лесок- маленький лес; бросок- если что-то резко бросить, выбросить – бросить куда-то, выкинуть; травяной – связанный с травой, травушка – ласковое название травы; рыбак – тот, кто ловит рыбу, рыбный – имеющий отношение к рыбе. Выписывают группы слов, подчеркивают общую часть. Приставка и окончание. Имеют общую часть – корень, близки по значению. Да. Да. Корень слова. Перечитывают текст и выписывают слова с одинаковым корнем: грибники, (за) грибами, грибы, грибов, грибоч-ками, грибной. Родственные слова- гриб, грибники, гри-бочки, грибной. Формы слова- гриб, грибы, (за) грибами, грибов. Записывают слово корзина. Корзинка, корзиночка. Составляют предложение. Записывают домашнее задание. | Познавательные – логические (анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение); общеучебные (структуриров-ание знаний) коммуникатив-ные (речевая деятельность) Познавательные (подведение под понятие) Коммуникатив-ные (учебное сотрудничество) познавательные – логические (анализ, классификация) регулятивные (взаимоконтроль Познавательные – логические (анализ) Познавательные - логические (анализ, сравнение) |