СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по теме: «Корень как часть слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока по теме: «Корень как часть слова»

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме: «Корень как часть слова»»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Квалификационные курсы: «Психодидактические основы начального образования в условиях введения ФГОС»




ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме: «Корень как часть слова»


Русский язык (учебный предмет)

Выполнил учитель начальных классов





ФИО

Квалификационная категория ____

Стаж работы учителем начальных классов__мес

Контактный телефон











Н.Новгород

2014 год

Структура

Проект урока

  • Учебный предмет:_русский язык__

  • УМК_ «Начальная школа 21 века» под. редакцией Н.Ф.Виноградовой

  • Тема урока: Корень как часть слова

  • Тип урока: объяснение нового материала

  • Задачи урока создание условий для формирования способностей выделять и характеризовать «корень» слова как главную, обязательную часть слова; знакомство с понятием «корень», «однокоренные слова» и «родственные слова»; организация наблюдения за группами родственных слов и формами одного и того же слова; отработка умений находить общую часть значения родственных слов и повторяющуюся в этих словах общую часть.

  • Ожидаемые результаты (предметные - знания понятия «корень» слова, умение выделять «корень» слова, приводить свои примеры; метапредметные – способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях обучения, умение принимать участие в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, классифицировать материал и находить факты, доказывающие выдвинутые предположения: познавательные – обработка и использование информации, коммуникативные – владение умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группах, регулятивные - умение определять цель учебной деятельности самостоятельно; личностные – осознание языка как основного средства человеческого общения).

  • Оборудование: учебник «Русский язык» 2 кл. 1 часть, рабочая тетрадь, доска, таблички со словами для доски, рабочие листы, словари русского языка, круги красного цвета.

  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся познакомились с окончанием как частью слова, умеют находить и выделять его.

  • Этапы урока и хронометраж

Организационный момент – 3 мин.

Актуализация знаний. Мотивация – 7 мин.

Работа в группе. Исследование – 8 мин.

Решение учебных задач – 5 мин.

Первичное закрепление нового знания– 5 мин.

Физкультминутка - 2 мин.

Самоконтроль - 5 мин

Применение – 10 мин.

  • Содержание урока (в таблице)

  • Самоанализ урока и заполненный бланк

  • Литература

  • Технические требования

Тема урока


Корень как часть слова



Задачи урока


  1. Создание условий для формирования способностей выделять и характеризовать «корень» слова как главную, обязательную часть слова;

  2. Знакомство с понятием «корень», «однокоренные слова» и «родственные слова»;

  3. Организация наблюдения за группами родственных слов и формами одного и того же слова;

  4. Отработка умений находить общую часть значения родственных слов и повторяющуюся в этих словах общую часть.


Оборудование урока


Учебник «Русский язык» 2 кл. 1 часть, рабочая тетрадь, доска, таблички со словами для доски, рабочие листы, словари русского языка, круги красного цвета.




План и хронометраж урока

Организационный момент – 3 мин.

Актуализация знаний. Мотивация – 7 мин.

Работа в группе. Исследование – 8 мин.

Решение учебных задач – 5 мин.

Первичное закрепление нового знания– 5 мин.

Физкультминутка - 2 мин.

Самоконтроль - 5 мин

Применение – 10 мин.














Содержание урока


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование:

формируемые УУД(указывается конкретное умение определенного вида УУД)

1

Организационный момент

(3 мин.)


Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить радость. Садитесь. Самомассаж рук:

Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.

Каллиграфическая минутка. Вспомните особенности написания строчной и прописной буквы к,К, пропишите строчку в тетради.

Дети встают около своей парты, смотрят друг на друга улыбаясь.





Садятся



Открывают рабочие тетради, записывают число, классная работа.

Прописывают букву к,К в тетради.


















Позновательные – логические (анализ, наблюдение, сравнение)

2

Актуализация знаний. Мотивация

(7 мин.)

У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?

- А есть ли в этом рассказе «родственники»? Родственники.

-Вы кто такие?

-Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

-А ты кто?

-А я ваша тётка – Гусеница.

Права ли Гусеница?

Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?




-Какие же слова из сценки являются родственным? Почему?



(Прием «выполнимое/невыполнимое действие»)

Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова вслух.

Дом дома домашний домик дому домище домиком домом

-На какие группы их можно разделить?












- Можно ли про них сказать, что они близки по значению? Докажите.


- Какая часть у них общая? Кто-нибудь знает, как она  называется?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке, что будем изучать?  

- Может кто-то из вас может сформулировать, что такое  КОРЕНЬ слова?

-Попробуйте разделить слова на два столбика (показывает на доске 2 таблички «форма слова» и «родственные слова»)

- Спасибо, ребята.


- Как отличить родственные слова от форм одного и того же слова? (ставит ? между 2 табличками). Запишите на листочках-кружочках по каким признакам вы можете выделить родственные слова. (крепит листочки с гипотезами к доске)

- Правильно ли мы разбили слова на группы? Что необходимо знать, чтобы проверить это?

- Можно ли по одному примеру со словом «дом» сформулировать правило?

-Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке
















Похожи по цвету глаз, волос, внешности…

(Инсценирова-ние)








Нет


- гусь, гусыня, гусята сходны по смыслу (это птица), имеют общий корень, а гусеница относится к насекомым.

- гусь, гусыня, гусята.


Сходны по смыслу и имеют общий корень.


Все дети читают слова написанные на доске вслух.





Среди предложенных вариантов может прозвучать вариант деления на формы слова и родственные слова. Если правильный вариант не прозвучит, учитель задает наводящие вопросы.

Да.




Они все сходны по смыслу.

Корень.




О корне слов.




Главная часть слов.




8 учеников с табличками на которых написано по 1 слову подходят к доске, крепят каждый свое слова к выбранному варианту.







Дети записывают свои гипотезы на листочках-кружочках




Да, нет


Правило




Нет





Учиться отличать родственные слова от форм одного и того же слова.














Позновательные – логические (анализ, сравнение)










Позновательные – логические (анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей)


Позновательные – логические (анализ, сравнение,

Позновательные – логические (обобщение)

Коммуникативные (речевая деятельность)


Личностные (смыслообразование)


Позновательные – логические (анализ, классификация)















Позновательные – логические (установка причинно-следственных связей, подведение под понятие)

Коммуникативные (сотрудничество, речевая деятельность)



Позновательные- постановка и решение проблем (самостоятельное решение проблемы поискового характера)








Позновательные – логические (выдвижение гипотез)





Коммуникативные (речевая деятельность)









Регулятивные (целеполагание)

3

Работа в группе. Исследование

(8 мин.)

Учитель делит учащихся на 5 групп по 6 человек, каждой группе раздает разные группы родственных слов, рабочий лист.


Садятся в группы.

Рабочий лист для групп №1-4

1.Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово.

2.Выделите общую (одинаковую) часть родственных слов.

3.Объясните значение каждого слова.

Каждая группа работает с несколькими словами:

1 группа: рис, рисовать, рисунок, зарисовка, рисование.

2 группа: гусыня, гусь, гусеница, гусиный, гусята.

3 группа: лиса, лисенок, лисичка, листик, лисий.

4 группа волк, волчица, волчонок, волокно, волчий.

Рабочий лист для группы №5

Прочитайте слова.

Сад, (о) саде, (у) сада, (в) саду, сада

1.Выделите лишнее слово.

2.Объясните значение каждого слова. Что вы заметили?

Коммуникативные (учебное сотрудничество)

Позновательные – логические (анализ, синтез, сравнение,

доказательство)

Регулятивные (взаимоконтроль)


4

Решение учебных задач (5 мин)

-Удалось ли вам найти родственные слова?

-Что вы делали, чтобы правильно их выделить?










-Какие слова можно назвать родственными? Пусть разместит представитель каждой группы свои рабочие листы на доску рядом с понятием «родственные слова»

-Почему слова у группы №5 не являются родственными?

Разместите на доску рабочий лист рядом с понятием «форма слова»

Каждая группа представляет свой перечень родственных слов и объясняет, по каким признакам их можно отнести к родственным словам, и почему лишнее слово не подходит к группе родствен-ных слов.

Близкие по значению










Изменялось одно и то же слово, значение слова оставалось одинаковым




Позновательные – логические (доказательство, подведение под понятие) коммуникативные (речевая деятельность)



















Познавательные (анализ,

сравнение, доказательство)

5

Первичное закрепление нового знания

(5 мин.)

- Итак, какие слова называются родственными?


- Как проверить правильность вашего определения?



























-Что вы узнали нового из правила, которое прочитали в учебнике?

- Итак, родственные слова – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Его часть живет во всех родственных словах. Поэтому у родствен-ных слов обязатель-но есть общая часть, в которой храниться их общее значение.

Слова, которые имеют общую часть и близки по значению.

Прочитать пра-вило в учебнике: «Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется корнем. Корень – это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень обозначается .

Лес-лесок, луг - луговой, дерево – деревянный.

Форма слова – это изменение одного и того же слова (дом, дому, домом, дома)

- новое понятие – «корень слова»

Познавательные - логические (подведение под понятие)














































6

Физкульт-минутка

(2 мин)

В русском языке много похожих слов, надо быть очень вниматель-ными. Для этого предлагаю вам игру «Найди пару родственных слов». Если слова родственные хлопайте, если нет – поднимаем круг красного цвета:

Стол – столбы

Ком – комната

Пень – пенёк  

Лимон – Лимузин

Гриб - грибник

Пень – пенка

Лес - лесок.













Действия детей (хлопки, поднимание карточек красного цвета)



7

Самоконтроль

(5 мин)

Учитель обращает внимание на классификацию слов, сделанную в начале урока.

-Правильно ли мы разбили слова на группы? Какие гипотезы удалось подтвердить? Учитель зачитывает гипотезы, написанные в начале урока на листочках-кружочках






Да





дети оценивают правильность гипотез






Познавательные – логические (сравнение, анализ)

8

Применение

(10 мин.)

Выполним упр. 1.

(фронтально, устно) Объясните значение 2 и 3 слова в каждой строке, используя при этом первое слово строки.































Выпишите в тетрадь группы со словами правда, бросить, трава и подчеркните общую часть.

Если «убрать» части, которыми отличаются слова, что останется?

Давайте подумаем, почему слова город, городок, пригород – это разные слова, а не формы одного слова?

Можно ли слова в упр.1 из каждой строчке назвать родственными?

Есть ли у этих слов общая часть?

Как она называется?

Упр. 2 (работа в паре)

Выполните упражнение работая в паре.

Зачитывает текст. Перечитайте текст еще раз и выпишите слова с одинаковым корнем.


Определите, какие из записанных слов родственные, а какие формы слова гриб.



Словарная работа:

Запишите в тетради слово корзина, подберите и запишите родствен-ные слова к этому слову. Составьте устно предложение с любым из этих слов.

Дом.задание: записать одно составленное пред-ложение в тетрадь.

Грибок-маленький гриб, грибник-тот, кто собирает грибы; городок-маленький город, пригород-то, что находиться рядом с городом; правдивый – относящийся к правде, неправда- нет правды, ложь; лесной – имеющий отношение к лесу, лесок- маленький лес; бросок- если что-то резко бросить, выбросить – бросить куда-то, выкинуть; травяной – связанный с травой, травушка – ласковое название травы; рыбак – тот, кто ловит рыбу, рыбный – имеющий отношение к рыбе.

Выписывают группы слов, подчеркивают общую часть.


Приставка и окончание.



Имеют общую часть – корень, близки по значению.



Да.




Да.


Корень слова.


Перечитывают текст и выписывают слова с одинаковым корнем: грибники, (за) грибами, грибы, грибов, грибоч-ками, грибной.

Родственные слова- гриб, грибники, гри-бочки, грибной.

Формы слова- гриб, грибы, (за) грибами, грибов.

Записывают слово корзина.

Корзинка, корзиночка.



Составляют предложение.


Записывают домашнее задание.

Познавательные – логические (анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение);

общеучебные (структуриров-ание знаний)

коммуникатив-ные (речевая деятельность)
































Познавательные (подведение под понятие)











Коммуникатив-ные (учебное сотрудничество) познавательные – логические (анализ, классификация) регулятивные (взаимоконтроль



Познавательные – логические (анализ)





Познавательные - логические (анализ, сравнение)

Самоанализ урока




№ п\п

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

 

2

Реализация компетентностного подхода

 

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

 

4

Развивающая направленность заданий

 

5

Логика построения урока

 

 

6

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

 

7

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

 

8

Характер используемой наглядности

 

9

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

 

10

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

 

11

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

 

12

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

 

13

Формирование познавательных УУД

 

14

Формирование регулятивных УУД

 

15

Формирование коммуникативных УУД

 

Всего баллов

 36

 











Анализ соответствия структурных частей проекта урока Бланк №2



№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

 

2

Качество диагностического блока проекта

 

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

 3

 

4

Соблюдение требований к плану урока

 

5

Качество теоретического обоснования

 

 

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

 



























Литература

  1. «Русский язык» 2 кл., 1 часть, С.В.Иванов, «Вентана - Граф» 2013 г.

  2. «Проектные задачи в начальной школе», М. «Просвящение» 2010 г. под. ред А.Б.Воронцовой.

  3. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе», М. «Просвящение» 2010 г. под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.



15