СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по теме «О чем рассказывают гербы и эмблемы» 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ««О чем рассказывают гербы и эмблемы»

 (1 урок по данной теме)

Форма урока:

урок – получение новых знаний.

 Оборудование для учителя:

мультимедийный проектор, компьютер.

Используемое оборудование для детей: 

Материалы: белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей (по желанию – гуашь, краски, графические материалы).

 Межпредметные связи:

история, литература, информатика, музыка.

 Используемые ресурсы:

?Изобразительное искусство, 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. 

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме «О чем рассказывают гербы и эмблемы» 5 класс»

Отел образования администрации Тальменского района Алтайского края


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»








Проект урока

по теме

«О чем рассказывают гербы и эмблемы»

5 класс






Галушка Анна Виленовна,

E-mail: hav1963@mail.ru

Учитель изобразительного искусства

Предмет: изобразительное искусство

Автор Б.М. Неменский





Ларичиха


2013


Тема: ««О чем рассказывают гербы и эмблемы»

(1 урок по данной теме)

Форма урока:

урок – получение новых знаний.

Оборудование для учителя:

мультимедийный проектор, компьютер.

Используемое оборудование для детей:

Материалы: белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей (по желанию – гуашь, краски, графические материалы).

Межпредметные связи:

история, литература, информатика, музыка.

Используемые ресурсы:

Изобразительное искусство, 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007.

www. Gif.1000.ru

http://www.liveinternet.ru/tags/%F1%E8%EC%E2%EE%EB%FB/page10.html

http://www.happy-giraffe.ru/community/16/forum/post/28037/

http://www.excurs.ru/gerb/Authors_arms.htm

http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:Coat_of_Arms_of_Altai_Krai.svg&page=1&uselang=ru

http://heraldry.hobby.ru/gub/mosc.html

http://dreamworlds.ru/intersnosti/3...-simvolika.html

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bb/Coat_of_Arms_of_Moscow.svg

http://www.prosv.ru/ebooks/Goryaeva_prikladnoe_isskustvo/20.htm

http://www.kakprosto.ru/kak-104204-kak-sdelat-semeynyy-gerb

Этапы урока





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примеча

ние




I.Организационный момент

Цели:

  • Создание высокого уровня мотивации для работы детей на данном уроке.


1. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

Здравствуйте ребята!


Звучит французская средневековая музыка, музыка Вивальди.



II. Актуализация базовых знаний и определение темы урока

Цели:

  • Познакомить учащихся с геральдикой, как наукой создания герба.


1.Актуализация базовых знаний и

Определение темы урока

- Ребята, на предыдущих уроках мы много узнали о символическом языке декоративного искусства.

- Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина.

Человек во все времена окружал себя знаками, символами. Зачем он делал это?



- И вот опять символ становится главным героем сегодняшнего урока.

Сегодня мы узнаем историю появления гербов, правила, по которым они составлялись, их символический смысл. И самое главное - вы сами попробуете сделать герб.








- Знаки помогали выявить роль человека в обществе, защищали и оберегали его.

Слайд №1


III. Изучение нового учебного материала.


Цель: Познакомить учащихся с геральдикой, как наукой создания герба.

Задачи:

- сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

- активизировать знания учащихся о символах и эмблемах в современном обществе.

- развивать творческий интерес, развивать познавательную активность, образное мышление.

- воспитание любви к России, Родине.


1. Познакомство учащихся с геральдикой, как наукой создания герба.


- Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображён красный крест, ты сразу понимаешь: это больница. На светофоре загорелся зелёный человечек — это означает, что путь для пешехода свободен. Идя по улице, ты наблюдаешь различные таблички, где изображены разные знаки, которые несут различную информацию. Всё это — знаки и символы.


- Расскажите историю возникновения знаков и символов.



















































- Геральдика - искусство составления гербов.

Запишите в рабочую тетрадь это определение.






























































































-Смысл изображений:

  • Лев – сила, мужество, великодушие

  • Леопард – храбрость, отвага

  • Орёл – власть, господство, прозорливость

  • Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота

  • Собака – верность, преданность, повиновение

  • Кошка – независимость

  • Овца – кротость

  • Единорог – чистота, непорочность

  • Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость

  • Ворон – долголетие

  • Феникс – бессмертие

  • Змея – вечность

  • Дуб – крепость, сила

  • Солнце – свет, богатство, изобилие

  • Звезда – ночь, вечность

  • Посох – духовная власть


-Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.


- Самую важную часть герба (щит) по сторонам обычно поддерживают фигуры-щитодержатели – люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Венчает герб корона.




- Свои гербы имеют государства и отдельные города.

- Рассмотрите рисунок. Попробуйте прочитать эти гербы.





- Посмотрим государственные символы России.







- Вот герб нашей страны.





- Герб Алтайского края представляет собой щит французской геральдической формы, основание которого равно восьми девятым высоты, с выступающим в середине нижней части щита острием. Нижние углы щита закруглены. Щит разделен горизонтальной полосой на 2 равные части: в верхней половине щита на лазоревом фоне, символизирующим величие, изображена дымящаяся доменная печь XVIII века, — как отражение исторического прошлого Алтайского края. В нижней части щита на красном (червлёном) фоне, символизирующим достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз» (яшма с преобладанием зелёного цвета), хранящейся в Государственном Эрмитаже. Щит обрамлен венком из золотых колосьев, олицетворяющих сельское хозяйство как ведущую отрасль экономики Алтайского края. Венок перевит лазоревой лентой.

- Герб Москвы

- Распоряжением мэра Москвы "О восстановлении исторического герба Москвы" 23 ноября 1993 года столице был возвращен ее древний герб. В положении о гербе сказано: "На темно-красном щите (отношение ширины к высоте 8:9) развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия". Итак, снова на гербе святой Георгий.

















Первый ученик

- Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории. Они являются неотъемлемой частью оформления гербов.

Второй ученик

- Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах (штандартах) и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определённое значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода. Именно в эпоху средневековья в Европе появились новое искусство и новая наука – геральдика, связанная с составлением гербов. Геральдические фигуры делят щит на несколько полей определённого цвета.

Третий ученик

- Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.










Первый ученик

- Рыцарь. Геральдические фигуры на щитах. Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. В XIV – XV веках в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке.

Второй ученик

- Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Второй ученик

- Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали.

Третий ученик

- Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.
















































Ответы детей






Ответы детей








.


Слайд №2












Слайд №3











Слайд №4

























Слайд №4








Запись в рабочей тетради.

Слайд №5

Слайд №6















Слайд №7



























Слайд №8





























Слайд №9



Слайд №10





Слайд № 11

























Слайд №12












Слайд № 13


Слайд № 14




Слайд №15


Слайд № 16


Слайд №17


















Слайд №18

4. Закрепление учебного материала

  • Цель: Развивать умение выполнять вариации на тему гербов и эмблем на основе классического герба и современных символов;

Задачи:

  • Развивать умение анализировать, понимать содержание

  • Воспитывать творческое отношение и интерес к формам совместной деятельности.

  • Учить работать в группе.

  • Воспитывать чувство взаимопомощи у учащихся

III.Практическая работа.

Работа в группах

- Нарисуйте герб своего класса.
















- Ответьте на вопросы:

•Что такое герб?

•Что такое геральдика?

•Кто такой герольд?

•Что изображали на гербах?

Создание группы герольдов, раздача индивидуальных заданий,

выполнение заданий детьми.

(Обсуждение идет в группах, дети высказывают своё мнение)

Группам выдается инструкция по составлению герба (приложение 1 и 2)











Ответы детей.

Слайд № 19

Дети делятся на 2-3 группы (зависит от количества детей в классе)

Если учащиеся испытывают затруднения то учитель помогает.

Слайд №20





6. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

- Чьи ответы, чья работа на уроке вам понравилась? Почему?




Ответы детей


5.Рефлексия

- Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился урок, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с « сердцем». Если нет, «то плаксу». А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. 

Появляются карточки с изображением «сердец и плаксы»


5. Задание на дом

Цель: Выяснить, удалось ли учащимся разобраться в новой теме.

Домашнее задание и объяснения задания:

•Читать учебник;

•Придумать проект своего семейного герба (компьютерная версия или графическими материалами по выбору).

- Прочитать христианскую легенду о Святом Георгии.






Детям выдается инструкция по составлению семейного герба (приложение 3)

Слайд №21

Слайд №22










Приложение 1

•При составлении использовали финифть, золото, серебро, меха.

•Основа - щит – поле для изображения герба

Виды щитов


Негеральдические фигуры: 1 — естественные (человек, животные, растения, явления природы); 2 — искусственные (оружие, постройки, корабли, атрибуты войны и охоты); 3 — фантастические (грифон, дракон, единорог и т. д.)


Приложение 2

Значение цвета

Красный – мужество, храбрость

Чёрный – скромность, учёность, печаль

Зелёный – надежд, изобилие, свобода

Золотой – богатство, сила, верность, постоянство

Серебряный – невинность, чистота

Голубой – величие, красота, ясность

Значение изображений

Лев – сила, мужество, великодушие

Леопард – храбрость, отвага

Орёл – власть, господство, прозорливость

Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота

Собака – верность, преданность, повиновение

Кошка – независимость

Овца – кротость

Единорог – чистота, непорочность

Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость

Ворон – долголетие

Феникс – бессмертие

Змея – вечность

Дуб – крепость, сила

Солнце – свет, богатство, изобилие

Звезда – ночь, вечность

Посох – духовная власть


•Герб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.






Приложение 3

Семейный герб представляет собой специальный символ, объединяющий всех представителей одного рода. Несколько веков назад ему придавалось большое значение, сегодня же создание символического образа носит факультативный характер.


Инструкция по созданию семейного герба.

1. Поищите в доступных вам источниках информацию о возникновении семьи. Возможно, вы относитесь к немногочисленному дворянскому сословию, и у вашего рода в древности уже был герб. В этом случае его можно взять и перенести на современные материалы, без изготовления нового рисунка.

2. Если необходимо создать герб с чистого листа, то предварительно определите ценности вашей семьи, ее заслуги перед обществом и отличительные характеристики. Например, если кто-либо из ваших родных конструирует военные самолеты, то в центр фигуры можно поместить изображение истребителя.

3. Подумайте, какие иллюстрации понадобятся, чтобы максимально точно охарактеризовать перечисленные ценности. Если не можете подобрать самостоятельно, обратитесь за помощью к остальным членам семьи, ведь составление герба – это коллективное творчество.

4. Изучите основные фигуры, которые традиционно применяются в геральдике, и остановитесь на одной из них. Ее контуры придадут символу узнаваемость, не позволят спутать его с другим предметом декоративно-прикладного творчества.

5. Остановитесь на определенном наборе символов, которые вы планируете изобразить внутри фигуры. Их не должно быть слишком много, чтобы не допустить переизбыток мелких деталей, которые будут создавать ощущение некоторого хаоса. Можно придумать какой-либо сюжет, а также разбить общее поле на отдельные секторы, каждый из которых будет посвящен одному члену семьи.

6. Возьмите лист бумаги, перенесите на него картинку герба. Если не умеете красиво рисовать, попросите родственников или знакомых помочь вам. Раскрасьте изображение.

7 Заламинируйте получившийся герб – он должен быть твердым, это качество позволит ему хорошо сохраниться на протяжении долгих лет.

8. По желанию, дополните свой герб девизом, который обычно пишется на отдельном поле под основной фигурой. Он представляет собой короткую лаконичную фразу, ценную для вашей семьи. Параллельно с этим составьте несколько слов о том, что изображено на гербе и почему были выбраны именно эти символы.