– Ребята, отгадайте загадку, отгадка подскажет вам тему урока.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
– Какая сегодня тема урока? (Вода)
– Постарайтесь поставить учебную цель урока. (Открыть новое знание о воде)
II. Актуализация знаний
– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.
1. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 вёдер воды. Чтобы вырастить 1 кг яблок, нужно 100 вёдер воды. Что происходит с растениями, если их не поливать? (Растения увядают) Что происходит с человеком, животными без воды? (Они умирают). Человек и животные без еды могут прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.
– Какое значение имеет вода для живых организмов? (Вода необходима для жизни всех живых организмов)
Карточка с выводом закрепляется на доске.
2. Где прячется капелька воды? Тело человека и животных больше чем на половину состоит из воды. Вода есть во всех частях растения.
Вывод. Вода входит в состав живого организма.
3. Посмотрите на плакат «Морские и речные обитатели» Что можете сказать о значении воды для них?(Рыбы, некоторые растения живут в воде). Вывод. Вода – среда обитания.
– Итак, какое значение имеет вода в природе? (Вода необходима для жизни всех живых организмов. Вода входит в состав живого организма. Вода – среда обитания.)
III. Постановка проблемы
Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни.
Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети затрудняются ответить)
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)
– Чтобы изучить свойства воды, мы проведём исследование.
IV. Определение темы исследования, цели.
– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды)
– Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)
V. Выдвижение гипотез
– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством …(Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)
VI. Определение методов исследования
– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)
VII. Ознакомление с планом исследования
– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)
1. Проведение опыта.
2. Формулирование вывода
3. Отчёт о результатах исследования
Физпауза
VIII. Проведение исследования
– Что нам предстоит сделать? (Исследовать свойства воды)
Проводить исследование свойств воды вы будите самостоятельно в парах. В дневнике наблюдений «Свойства воды» (Приложение 1) вам нужно познакомиться с заданием, провести опыт, зафиксировать результат наблюдения и сформулировать вывод.
Учащиеся самостоятельно проводят 6 опытов, затем выводы озвучиваются и карточками фиксируются на доске. (Вода не имеет цвета. Вода прозрачна. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода текуча. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются)
7 опыт проведём вместе. Соберите установку для опыта (в стакан поставьте воронку, в воронку установите фильтр) Медленно налейте загрязнённую воду в фильтр. Наблюдайте за водой. Заполните дневник наблюдений. Сделайте вывод (Воду можно очистить)
8 опыт демонстрирует учитель. Учащиеся наблюдают, делают вывод. (Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается) Итак, что мы исследовали? Перечислите свойства воды.
Физпауза
IX. Отчёт о результатах исследования
– Посмотрите на план исследования, какие пункты мы выполнили? К какому пункту плана мы переходим?(Отчёт о результатах исследования)
– Работать будите в группах. У каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте задание, выполните его, выберите выступающего. (Учащиеся объединяются в группы и работают самостоятельно)
1 группа. Представьте свойства воды: без вкуса, без запаха, бесцветна, прозрачна – в форме рисунка (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)
3 группа. Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?
Что в руках не удержать.
В гору не выкатить,
В решете не унести?
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Я была грязна, черна
Через фильтр я пробежала,
Чистая опять я стала.
Я без вкуса и прозрачна,
Но всем и всегда нужна,
Больше, чем еда.
Составьте свою загадку о свойствах воды.
4 группа. Составьте из ключевых слов схемы-опоры «Свойства воды» (Учащимся выдаются карточки с опорными словами: грязная вода, вода, нагрели, вода, охладили, фильтр, чистая вода, расширилась, сжалась; клей – карандаш, ватман)
5 группа. Составьте схему-модель «Частицы воды при охлаждении» «Частицы воды при нагревании»(Учащимся выдаётся ватман, клей - карандаш, бумажные молекулы воды)
Представление отчётов об исследовании.
X. Итог
– Какая у нас была цель исследования? (Изучение свойств воды) Достигли мы её?
– Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают подтвержденные гипотезы)
– На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? (Что определяет уникальность, необычность воды?) Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (Уникальность воды определяется её свойствами)
XI. Рефлексия
– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.
XII. Домашнее задание
– Составьте кроссворд «Свойства воды».
Просмотр содержимого документа
«Проект"Вода.Состав воды. Охрана вод."»
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад Инского сельского поселения
Охотского муниципального района Хабаровского края
Исследовательский проект
«Вода.
Состав воды. Охрана вод»
Подготовилаучитель начальных классовМКОУ НШ ДС с. Иня:О.С. Березовская
Проблема:
«Нужно ли беречь Воду ?»
Гипотеза:«Если загрязнять воду,
то погибнет всё живое на планете»
Цельисследовательской работы:
1) изучить свойства воды;2)разобраться, нужно ли беречь и охранять запасы чистой воды.
Задачи:1.Узнать, сколько воды на Земле , какая она бывает в природе и каковы её свойства?2. Выяснить, кому и для чего нужна вода?3. Узнать, как загрязняют водоёмы и как этогоизбежать?
Отгадайте загадки:
1. Без крыльев летят,
без ног- бегут,
без паруса- плывут.
2. Что видно, когда
ничего не видно?
3.Под землёй живёт,
на небо смотрит.
4.Кругом вода,а с питьём беда.
Приходил, стучал по крыше,
уходил- никто не слышал
5.
6.Не конь, а бежит,
не лес, а шумит.
7. В огне не горит,
в воде не тонет.
8. Скатерть бела
весь мир одела.
9.Вечером наземь слетает,
ночь на земле пребывает,
утром опять улетает
10. После ливня и грозыМост невиданной красы.Ни потрогать, ни забраться,Можно только любоваться.
11. Ранним утром во двореЛёд улёгся на траве.И весь луг стал светло-синий.Серебром сверкает...
Вывод:все отгадки называют тела, состоящие из общего вещества- воды
Французский писатель,автор книги «Маленький принц»Антуан де Сент Экзюперитак сказал об этом веществе:
« У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни!
Ты – сама жизнь!»
Актуальность работы :
Значение чистой воды:Где вода – там и жизнь.
Сколько воды на планете?
Если на карту Земли посмотреть- Земли на Земле всего одна треть…Но странный вопрос возникает тогда:Планета должна называться — Вода!
Какая водавстречается в природе ?
Где встречается солёная вода?
море океан
Соленая водаОхотское море
Пресная вода села Иня
Реки:
Тунгуска Ульбея
Ручьи, родники:Черный Ключик
Вывод:пресной воды на Земле мало.
Свойства воды:
1. Имеет ли вода запах?
Вывод:вода не имеет запаха
2. Имеет ли вода вкус?
Вывод:вода не имеет вкуса
Вывод:Вода бесцветная
3. Имеет ли вода цвет?
ВодаМолоко
4. Имеет ли вода форму?
Вывод:Вода не имеет
своей формы,
а принимает форму
того сосуда,
в который налита.
5. Состояние воды (текучесть)?
Вывод:Вода течет.
6. Прозрачна ли вода ?
Вывод:Вода - прозрачна.
7. Что произойдет, если в воду добавить соль или сахар?
Вывод:Вода растворяет некоторые твёрдые тела
8. Что происходит с водойпри нагревании и охлаждении ?
Горячая вода ЛЕД
Вывод:Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Карта исследований.
Что такое вода?___________
Свойства воды:
Опыт 1. _____________________.
Опыт 2. _____________________ .
Опыт 3. _____________________ .
Опыт 4. _____________________.
Опыт 5. _____________________.
Опыт 6. _____________________.
Опыт 7. _____________________.
Опыт 8. _____________________.
Опыт 9. _____________________.
Карта исследований.
Что такое вода?Вода – вещество.
Свойства воды:
Опыт 1. Вода не имеет запаха.
Опыт 2. Вода не имеет вкуса.
Опыт 3. Вода бесцветна.
Опыт 4. Вода принимает форму сосуда.
Опыт 5. Вода течет.
Опыт 6. Вода прозрачна.
Опыт 7. Вода – растворитель.
Опыт 8. При нагревании расширяется.
Опыт 9. При охлаждении сжимается.
Три состояния воды
Газообразное
Жидкое
Твердое
Я и туча и туман,Я ручей и океан,Я летаю и бегу,И стекляннойбыть могу
Кому нужна вода ?
Кроссворд:Кому и для чего нужна вода?
Вывод:вода – это жизнь! Без неё не проживёшь!
Не умыться , не напиться
без воды. Листику не распуститься
без воды. Без воды прожить не могут Птица , зверь и человек! И поэтому всегда Всем везде нужна вода!
Выскажи своё мнение по поводу увиденного.Почему погибли эти животные?
Валим отходы и мусор мы в реки,Дескать вода унесет,Но у воды есть пределы терпенья,Смотрите же, люди, вперед!
Пусть на Земле
не умирают реки,
Пусть стороной
обходит их беда.
И будет оставаться в них навеки
Чистая и вкусная вода!
Вывод:
1.Нельзя в водоёмы выбрасывать мусор.
От загрязнения воды страдает всё живое.
2. Большой вред водоёмам приносит
отравление нефтяными продуктами.
От них погибают растения и
животные, чахнут растения на
берегах.
3. Загрязнённая вода вредна для
здоровья человека.
Закон об охране природы
запрещаетспускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды,
вырубать леса вокруг водоёмов!
Конкурс рисунков:«Берегите ВОДУ!»
« ВОДА – это Жизнь!»
Народная мудрость
Вода – мать полей,
а без матери не проживёшь.
( Китайская пословица)
Капля за каплей
образует озеро,
а перестанет капать –
образуется пустыня .
( Узбекская пословица)
Мы не ценим воду до тех пор ,
пока не высохнет колодец.
(Английская пословица)
Как сохранить запасы пресной воды ?
Плотно закрывай кран.
Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран.
Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!
Человек, запомни навсегда!Символ жизни на Земле – вода!Экономь её и береги-Мы ведь на планете не одни!В.А.Андреев