СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект"Вода.Состав воды. Охрана вод."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-исследования по окружающему миру в 3-м классе "Вода и ее свойства"

Березовская О.С.,

читель начальных классов МКОУ НШ ДС с. Иня

 

Цель урока:  познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами воды.

Задачи урока:  

в процессе практической работы изучить свойства воды; 

формировать у учащихся исследовательские умения;

развивать память, мышление, кругозор учащихся, умение работать в парах, группах;

прививать экологическую культуру;

Оборудование: презентация,У учащихся: стакан с чистой питьевой водой, сахар, речной песок, фильтр, пустой стакан, воронка, полоски цветной бумаги, ложка, дневник наблюдений «Свойства воды» (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Введение в тему урока

– Ребята, отгадайте загадку, отгадка подскажет вам тему урока.

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)

– Какая сегодня тема урока? (Вода) – Постарайтесь поставить учебную цель урока. (Открыть новое знание о воде)

II. Актуализация знаний

– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.

1. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 вёдер воды. Чтобы вырастить 1 кг яблок, нужно 100 вёдер воды. Что происходит с растениями, если их не поливать? (Растения увядают) Что происходит с человеком, животными без воды? (Они умирают). Человек и животные без еды могут прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.

– Какое значение имеет вода для живых организмов? (Вода необходима для жизни всех живых организмов)

Карточка с выводом закрепляется на доске.

2. Где прячется капелька воды? Тело человека и животных больше чем на половину состоит из воды.  Вода есть во всех частях растения.

Вывод.  Вода входит в состав живого организма.

3. Посмотрите на плакат «Морские и речные обитатели» Что можете сказать о значении воды для них?(Рыбы, некоторые растения  живут в воде). Вывод. Вода – среда обитания.

– Итак, какое значение имеет вода в природе? (Вода необходима для жизни всех живых организмов.  Вода входит в  состав живого организма.  Вода – среда обитания.)

III. Постановка проблемы

Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни. Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети затрудняются ответить)  – Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь) – Чтобы изучить свойства воды,  мы проведём исследование.

IV. Определение темы исследования, цели.

– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды) – Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)

V. Выдвижение гипотез

– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством …(Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)

VI. Определение методов исследования

– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)

VII. Ознакомление с планом исследования

– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)

1.  Проведение опыта. 2. Формулирование вывода 3. Отчёт о результатах исследования

Физпауза

VIII. Проведение исследования

– Что нам предстоит сделать? (Исследовать свойства воды) Проводить исследование свойств воды вы будите самостоятельно в парах. В дневнике наблюдений «Свойства воды» (Приложение 1) вам нужно познакомиться с заданием, провести опыт, зафиксировать результат наблюдения и сформулировать вывод. Учащиеся самостоятельно проводят 6 опытов, затем выводы озвучиваются и карточками фиксируются на доске. (Вода не имеет цвета. Вода прозрачна. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода текуча. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются) 7 опыт проведём вместе. Соберите установку для опыта (в стакан поставьте воронку, в воронку установите фильтр) Медленно налейте загрязнённую воду в фильтр. Наблюдайте за водой. Заполните дневник наблюдений. Сделайте вывод (Воду можно очистить) 8 опыт  демонстрирует учитель. Учащиеся наблюдают, делают вывод. (Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается) Итак, что мы исследовали? Перечислите свойства воды.

Физпауза

IX. Отчёт о результатах исследования

– Посмотрите на план исследования, какие пункты мы выполнили? К какому пункту плана мы переходим?(Отчёт о результатах исследования) – Работать будите в группах. У каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте задание, выполните его, выберите выступающего. (Учащиеся объединяются в группы и работают самостоятельно)

1 группа. Представьте свойства воды: без вкуса, без запаха, бесцветна, прозрачна – в форме рисунка  (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)

2 группа.  Составьте схему «Свойства воды» (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)

3 группа. Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?

Что в руках не удержать. В гору не выкатить, В решете не унести?    Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.

Я была грязна, черна Через фильтр я пробежала, Чистая опять я стала.

Я без вкуса и прозрачна, Но всем и всегда нужна, Больше, чем еда.

Составьте свою загадку о свойствах воды.

4 группа. Составьте из  ключевых слов схемы-опоры «Свойства воды» (Учащимся выдаются карточки с опорными словами: грязная вода, вода, нагрели, вода, охладили, фильтр, чистая вода, расширилась, сжалась; клей – карандаш, ватман)

5 группа.  Составьте схему-модель «Частицы воды при охлаждении» «Частицы воды при нагревании»(Учащимся выдаётся ватман, клей - карандаш, бумажные молекулы воды)

Представление отчётов об исследовании.

X. Итог

– Какая у нас была цель исследования? (Изучение свойств воды) Достигли мы её? – Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают подтвержденные гипотезы) – На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? (Что определяет уникальность, необычность воды?) Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (Уникальность воды определяется её свойствами)

XI. Рефлексия

– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.

XII. Домашнее задание

– Составьте кроссворд «Свойства воды».

 

Просмотр содержимого документа
«Проект"Вода.Состав воды. Охрана вод."»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – д етски й сад Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края  Исследовательский проект «Вода. Состав воды. Охрана вод»   Подготовила  учитель начальных классов   МКОУ НШ ДС с. Иня:  О.С. Березовская

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – д етски й сад Инского сельского поселения

Охотского муниципального района Хабаровского края

Исследовательский проект

«Вода.

Состав воды. Охрана вод»

Подготовила учитель начальных классов МКОУ НШ ДС с. Иня: О.С. Березовская

 Проблема: «Нужно ли беречь Воду ?»

Проблема:

«Нужно ли беречь Воду ?»

 Гипотеза: «Если загрязнять воду, то погибнет всё живое на планете»

Гипотеза: «Если загрязнять воду,

то погибнет всё живое на планете»

Цель  исследовательской работы :   1) изучить свойства воды;  2)разобраться, нужно ли беречь и охранять запасы чистой воды .

Цель исследовательской работы :

1) изучить свойства воды; 2)разобраться, нужно ли беречь и охранять запасы чистой воды .

 Задачи:  1.Узнать, сколько воды на Земле , какая она бывает в природе и каковы её свойства?  2. Выяснить, кому и для чего нужна вода?  3. Узнать, как загрязняют водоёмы и как этого  избежать?

Задачи: 1.Узнать, сколько воды на Земле , какая она бывает в природе и каковы её свойства? 2. Выяснить, кому и для чего нужна вода? 3. Узнать, как загрязняют водоёмы и как этого избежать?

Отгадайте загадки: 1. Без крыльев летят, без ног- бегут, без паруса- плывут.  2. Что видно, когда  ничего не видно?   3.Под землёй живёт, на небо смотрит.

Отгадайте загадки:

1. Без крыльев летят,

без ног- бегут,

без паруса- плывут.

2. Что видно, когда

ничего не видно?

3.Под землёй живёт,

на небо смотрит.

4.Кругом вода,  а с питьём беда.   Приходил, стучал по крыше, уходил- никто не слышал 5. 6.Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

4.Кругом вода, а с питьём беда.

Приходил, стучал по крыше,

уходил- никто не слышал

5.

6.Не конь, а бежит,

не лес, а шумит.

7. В огне не горит,  в воде не тонет.   8. Скатерть бела весь мир одела.   9. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает

7. В огне не горит,

в воде не тонет.

8. Скатерть бела

весь мир одела.

9. Вечером наземь слетает,

ночь на земле пребывает,

утром опять улетает

10. После ливня и грозы  Мост невиданной красы.  Ни потрогать, ни забраться,  Можно только любоваться.   11. Ранним утром во дворе  Лёд улёгся на траве.  И весь луг стал светло-синий.  Серебром сверкает... Вывод: все отгадки называют тела, состоящие из общего вещества- воды

10. После ливня и грозы Мост невиданной красы. Ни потрогать, ни забраться, Можно только любоваться.

11. Ранним утром во дворе Лёд улёгся на траве. И весь луг стал светло-синий. Серебром сверкает...

Вывод: все отгадки называют тела, состоящие из общего вещества- воды

Французский писатель,  автор книги «Маленький принц»  Антуан де Сент Экзюпери  так сказал об этом веществе:   « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе:

« У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,

тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни!

Ты – сама жизнь!»

Актуальность работы :  Значение чистой воды:  Где вода – там и жизнь.

Актуальность работы :

Значение чистой воды: Где вода – там и жизнь.

Сколько воды на планете?

Сколько воды на планете?

Если на карту Земли посмотреть  - Земли на Земле всего одна треть…  Но странный вопрос возникает тогда:  Планета должна называться —  Вода!

Если на карту Земли посмотреть - Земли на Земле всего одна треть… Но странный вопрос возникает тогда: Планета должна называться —  Вода!

Какая вода  встречается в природе ?   Где встречается солёная вода? море океан

Какая вода встречается в природе ?

Где встречается солёная вода?

море океан

Соленая вода  Охотское море

Соленая вода Охотское море

Пресная вода села Иня  Реки: Тунгуска Ульбея

Пресная вода села Иня

Реки:

Тунгуска Ульбея

Ручьи, родники:  Черный Ключик

Ручьи, родники: Черный Ключик

Вывод: пресной воды на Земле мало.

Вывод: пресной воды на Земле мало.

Свойства воды: 1. Имеет ли вода запах?        Вывод: вода не имеет запаха

Свойства воды:

1. Имеет ли вода запах?

Вывод: вода не имеет запаха

2. Имеет ли вода вкус?         Вывод:  вода не имеет вкуса

2. Имеет ли вода вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса

Вывод: Вода бесцветная 3. Имеет ли вода цвет?      Вода Молоко

Вывод: Вода бесцветная

3. Имеет ли вода цвет?

Вода Молоко

4. Имеет ли вода форму?         Вывод: Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита.

4. Имеет ли вода форму?

Вывод: Вода не имеет

своей формы,

а принимает форму

того сосуда,

в который налита.

5. Состояние воды (текучесть)?      Вывод: Вода течет.

5. Состояние воды (текучесть)?

Вывод: Вода течет.

6. Прозрачна ли вода ?          Вывод: Вода - прозрачна.

6. Прозрачна ли вода ?

Вывод: Вода - прозрачна.

7. Что произойдет, если в воду добавить соль или сахар?             Вывод:  Вода растворяет некоторые твёрдые тела

7. Что произойдет, если в воду добавить соль или сахар?

Вывод: Вода растворяет некоторые твёрдые тела

8. Что происходит с водой  при нагревании и охлаждении ? Горячая вода ЛЕД       Вывод:  Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

8. Что происходит с водой при нагревании и охлаждении ?

Горячая вода ЛЕД

Вывод: Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Карта исследований.   Что такое вода? ___________  Свойства воды:  Опыт 1. _____________________.  Опыт 2. _____________________ .  Опыт 3. _____________________ .  Опыт 4. _____________________.  Опыт 5. _____________________.  Опыт 6. _____________________.  Опыт 7. _____________________.  Опыт 8. _____________________.  Опыт 9. _____________________.

Карта исследований.

  Что такое вода? ___________

Свойства воды:

Опыт 1. _____________________.

Опыт 2. _____________________ .

Опыт 3. _____________________ .

Опыт 4. _____________________.

Опыт 5. _____________________.

Опыт 6. _____________________.

Опыт 7. _____________________.

Опыт 8. _____________________.

Опыт 9. _____________________.

Карта исследований. Что такое вода? Вода – вещество.  Свойства воды:  Опыт 1. Вода не имеет запаха.  Опыт 2. Вода не имеет вкуса.  Опыт 3. Вода бесцветна.  Опыт 4. Вода принимает форму сосуда.  Опыт 5. Вода течет.  Опыт 6. Вода прозрачна .  Опыт 7. Вода – растворитель.  Опыт 8. При нагревании расширяется .  Опыт 9. При охлаждении сжимается.

Карта исследований.

Что такое вода? Вода – вещество.

Свойства воды:

Опыт 1. Вода не имеет запаха.

Опыт 2. Вода не имеет вкуса.

Опыт 3. Вода бесцветна.

Опыт 4. Вода принимает форму сосуда.

Опыт 5. Вода течет.

Опыт 6. Вода прозрачна .

Опыт 7. Вода – растворитель.

Опыт 8. При нагревании расширяется .

Опыт 9. При охлаждении сжимается.

Три состояния воды Газообразное  Жидкое  Твердое

Три состояния воды

Газообразное

Жидкое

Твердое

Я и туча и туман,  Я ручей и океан,  Я летаю и бегу,  И стеклянной  быть могу

Я и туча и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу

Кому нужна вода ?

Кому нужна вода ?

Кроссворд: Кому и для чего нужна вода?

Кроссворд: Кому и для чего нужна вода?

Вывод: вода – это жизнь! Без неё не проживёшь!    Не умыться , не напиться  без воды. Листику не распуститься  без воды. Без воды прожить не могут Птица , зверь и человек! И поэтому всегда Всем везде нужна вода!

Вывод: вода – это жизнь! Без неё не проживёшь!

Не умыться , не напиться

без воды. Листику не распуститься

без воды. Без воды прожить не могут Птица , зверь и человек! И поэтому всегда Всем везде нужна вода!

Выскажи своё мнение по поводу увиденного.  Почему погибли эти животные?

Выскажи своё мнение по поводу увиденного. Почему погибли эти животные?

Валим отходы и мусор мы в реки,  Дескать вода унесет,  Но у воды есть пределы терпенья,  Смотрите же, люди, вперед!    Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда.  И будет оставаться в них навеки Чистая и вкусная вода!

Валим отходы и мусор мы в реки, Дескать вода унесет, Но у воды есть пределы терпенья, Смотрите же, люди, вперед!

Пусть на Земле

не умирают реки,

Пусть стороной

обходит их беда.

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода!

Вывод:   1.Нельзя в водоёмы выбрасывать мусор. От загрязнения воды страдает всё живое.  2. Большой вред водоёмам приносит  отравление нефтяными продуктами.  От них погибают растения и  животные, чахнут растения на  берегах.  3. Загрязнённая вода вредна для  здоровья человека.  Закон об охране природы запрещает  спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов!

Вывод:

1.Нельзя в водоёмы выбрасывать мусор.

От загрязнения воды страдает всё живое.

2. Большой вред водоёмам приносит

отравление нефтяными продуктами.

От них погибают растения и

животные, чахнут растения на

берегах.

3. Загрязнённая вода вредна для

здоровья человека.

Закон об охране природы

запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды,

вырубать леса вокруг водоёмов!

Конкурс рисунков: «Берегите ВОДУ!»

Конкурс рисунков: «Берегите ВОДУ!»

« ВОДА – это Жизнь!»

« ВОДА – это Жизнь!»

Народная мудрость Вода – мать полей, а без матери не проживёшь . ( Китайская пословица)     Капля за каплей образует озеро, а перестанет капать – образуется пустыня .  ( Узбекская пословица)    Мы не ценим воду до тех пор ,  пока не высохнет колодец. (Английская пословица)

Народная мудрость

Вода – мать полей,

а без матери не проживёшь .

( Китайская пословица)

Капля за каплей

образует озеро,

а перестанет капать –

образуется пустыня .

( Узбекская пословица)

Мы не ценим воду до тех пор ,

пока не высохнет колодец.

(Английская пословица)

Как сохранить запасы пресной воды ?   Плотно закрывай кран. Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран. Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!

Как сохранить запасы пресной воды ?

  • Плотно закрывай кран.
  • Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран.
  • Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
  • Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!

Человек, запомни навсегда!  Символ жизни на Земле – вода!  Экономь её и береги-  Мы ведь на планете не одни!  В.А.Андреев

Человек, запомни навсегда! Символ жизни на Земле – вода! Экономь её и береги- Мы ведь на планете не одни! В.А.Андреев