Шелтозерская средняя общеобразовательная школа
Всеми забытая глина
( материалы к конкурсу
«Моя малая родина: природа, культура, этнос-2012»
в номинации
«Эколого-краеведческий путеводитель»)
Автор: Гаврина Диана,
ученица 11 класса
Руководитель: Шамшина Ольга Викторовна,
Учитель биологии и химии
Карелия с. Шелтозеро 2012
Содержание
Введение ……………………………………………………….. 3
Глина - горная порода ………………………………………………….. 3
Палеозойская эра: девонский период ……………………………………….. 3
Гончарное дело на Руси ………………………………………………… 4
Гончарное дело на территории Карелии ……………………………………… 4
Гончарство у вепсов ……………………………………………… 5
Рыборецкая глина …………………………………………………. 7
Комбинат народных художественных промыслов «Прионежский» …. 8
Лепка из глины в Шелтозерской школе ……………………………….. 8
Вывод ……………………………………………………….. 9
Литература
Приложение CD-диск, презентация к работе
Введение
Вепсская национальная волость известна как богатая природными ресурсами территория. Недалеко от села Рыбрека находится месторождение глины. Глина в Рыборецком карьере - древняя девонская глина. Она накапливалась в недрах Земли миллионы лет, и месторождения такой глины редки на нашей планете. Огнеупорная девонская глина - очень большая редкость и национальное достояние Республики Карелия. За рубежом аналогов подобных месторождений не существует.
Глина - горная порода
Глина — весьма распространенная вторичная или обломочная горная порода, происшедшая от выветривания других горных пород, преимущественно заключающих в своем составе полевой шпат. В чистом виде глина встречается крайне редко: примеси кремнекислоты, окиси железа и марганца, углекислой извести и других химических соединений. Глина, в сухом виде, представляет плотное или землистое, часто жирное на ощупь вещество, легко растирающееся в порошок; жадно поглощает воду, издавая особый характерный запах, и переходит при этом в мягкую пластичную массу.
В природе Глина встречается или в местах ее образования — по соседству с разрушающимися полевошпатовыми породами, или увлекается текущими водами далеко от места происхождения и отлагается на дне рек, в морях и океанах, смешиваясь на пути с другими, переносимыми водой органическими и неорганическими частицами. Разрушение горных пород началось тотчас же по выходе их на земную поверхность, а наряду с тем происходило размывание и перенесение водой образовавшихся глинистых частиц, поэтому слои и прослойки. Глина встречаются во всех геологических отложениях от самых древних до более новых.
II. Палеозойская эра: девонский период
В девоне северные материки образовали единый большой материк Атлантию, восточнее которого находилась Азия. Продолжает существовать Гондвана. Огромные материки были перегорожены горными хребтами, которые, разрушаясь, заполняли обломками впадины между горами. Климат стал сухим и жарким. Пересыхали озера и лагуны, а входившие в состав их вод соли и гипсы выпадали в осадок, образуя соленосные и гипсоносные толщи. Усиливается вулканическая деятельность.
В среднем девоне море вновь наступает на сушу. Возникают многочисленные впадины. Их постепенно заливает море. Климат становится теплым и влажным. В верхнем девоне моря снова обмелевают, возникают небольшие горы, которые в дальнейшем были почти полностью разрушены. Наиболее характерные отложения девонского периода—континентальные красные песчаники, сланцы, гипсы, соль, известняки.
В Карелии в палеозое и мезозое (более 70 млн. лет назад) при отступлении ледников, отходящих с юго-востока на северо- запад, потоки талой воды, устремились по трещинам, разрушая непрочные в местах разлома горные породы и вымывали скопившийся там мелкий материал. Когда данная масса достигала спокойного места реки, она постепенно осаждалась и, таким образом, образовалась глина.
III. Гончарное дело на Руси
Гончарное дело на Руси прошло длинный путь развития. В IX-X веке люди вручную изготавливали из глины керамику. Изначально изготовлением керамической посуды занимались исключительно женщины. Чтобы глиняное тесто было крепким и вязким, к нему примешивали кусочки кварца или гранита, песок, мелкие раковины, а иногда даже осколки керамики или растения. Благодаря этому, из такого глиняного теста можно было сделать сосуды разнообразной формы.
Древние мастера изготавливали различную посуду: миски, сковородки, кружки, крынки, огромные горшки для зерна и другого продовольствия, горшки с толстыми стенками для приготовления пищи на огне, игрушки для детей, ритуальная посуда. В качестве украшения использовали орнамент. Очень часто он был в виде линий или волн, но также встречались и в виде кружков, зубчиков или ямочек.
Веками мастера на Руси учились гончарному делу и совершенствовали его, благодаря чему оно и достигло высокого уровня. Пожалуй, наряду с металлообработкой, гончарное дело на Руси было самым важным из ремесел.
IV. Гончарное дело на территории Карелии
Гончарное дело на территории Карелии начинается еще с эпохи неолита (IV-II тыс. до н.э.). По берегам Онежского озера и на его островах археологами обнаружены стоянки, где в результате раскопок найдены керамические черепки, относящиеся к ямочно-гребенчатой керамике.
Предприятия на территории Карелии, которые во времена советской власти занимались гончарным производством – это разнообразные артели : Шелтозерская, Кондопожская, Олонецкая, Заонежская, в Пудоже и Рыбреке. Позднее осталось два производства – Райпромкомбинат в Сортавале и комбинат в селе Деревянное. Дольше всех просуществовал комбинат в селе Деревянное, который выпускал продукцию вплоть до начала XXI века.
V. Гончарство у вепсов
Изготовление глиняной посуды и мелкой пластики имело, судя по археологическим памятникам, многовековую историю. Орнаментированные глиняные сосуды, которые были изготовлены лепным и гончарным способом, а также глиняная зоо- и орнитоморфная пластика, стилистически сходная с поздневепсской игрушкой, были найдены в приладожских и белозерских археологических материалах .
В XIX - в первой половине XX в. керамическое производство сохраняло у вепсов большое значение. По сравнению с другими видами народного ремесла, рассчитанными на собственные нужды, гончарство имело у вепсов иные формы организации труда. Это были профессиональные крестьянские промыслы, продукция которых шла на сельские и городские рынки северо-западного региона. Гончарное производство было сосредоточено преимущественно в селениях по р. Ояти и в с. Рыбрека. Занимались этим делом преимущественно беднейшие слои населения, отводя ему свободное от полевых работ время, т.е. осень и зиму.
В экономическом отношении вепсское гончарство в основном было связано с рыночным сбытом продукции и включало изготовление изделии на заказ в рамках одного или нескольких селении. За год мастеровые делали более 400 тыс. сосудов, а в сутки до 150. Предметы вепсской керамики имели широкий радиус сбыта – Олонецкая, Петербургская, Вологодская губернии, Петербург, Петрозаводск, а так же восточные районы Финляндии.
Высокая продуктивность керамического производства объясняется тем, что у вепсов оно было семейным делом. Мужчины занимались формовкой посуды, а женщины и дети вели подготовительные и подсобные работы, а также лепили скульптурные фигуры.
Поскольку изготовление глиняной посуды у вепсов – занятие семейное, то технологические и декоративно- оформительские навыки передавались по родству.
Территорию, где можно было добывать глину, в народе называли просто – глинище, глинница, глинокопня. Под глинищем подразумевали яму в 71,12 см глубиной, которая находилась где-то в лесной местности. Глину, зачастую, гончары снимали либо целым пластом, либо вынимали ее большими кусками в 16 кг весом. Все, что выкапывали, накладывали на воз и вывозили в мастерскую.
Технология обработки керамики, несмотря на трудоемкость процесса проста. Гончары работали в специальных бревенчатых мастерских, разделенных на 2 половины. В одной был гончарный круг и полки для готовых изделий, а в полу – углубление для глины; еще была русская печь для обогрева. В другой части стояла гончарная печь.
Осенью члены семьи гончара готовили для него глину, дрова, закупали подсобные материалы: свинец, марганец… Глину закладывали в ящик и «парили» дня два, помешивая лопатой. Потом складывали ее в углубление пола и месили ногами до тех пор, пока она не становилась тягучей, т.е. готовой к формовке. С этого момента к работе приступал уже гончар. Он укладывал ком глины на «тарелку» ручного гончарного круга и, вращая левой рукой круг, правой равномерно вытягивал глину, придавая ей форму задуманного сосуда. Если нужно, на сосуде делали ручку или наносили орнамент при помощи палочки. Сформованные за день изделия сушили на полках трое суток, глазуровали, снова сушили, а потом укладывали в печь вверх дном, закрывали устье печи кирпичом, замазывали глиной и обжигали целые сутки. Потом трое суток сосуды остывали в печи.
Керамические сосуды ремесленного производства представлены четырьмя разновидностями: мисками, горшками, кувшинами и флягами.
Миски и горшки часто толстостенны, с прямыми или изогнутыми под косым углом и относительно днища сосуда стенками. За исключением кувшинов и фляг, сосуды приземистых пропорции: высота значительно меньше ширины устья или же равна ей. Величина их различна: от бокалов, сметанниц, солонок высотой около 10 см до полуметровых горшков для хранения жидкостей. В керамическом цехе с. Рыбрека делались также многоведерные корчаги, однако их форма не известна.
Вепсы всегда старались делать керамику, полезную в быту. Например, в керамическом цехе, открытом в 1920 г. в Рыбреке, пробовали лепить пепельницы в виде фигурки медведя, но скульптурки получались плохими и не находили сбыта.
Глиняные сосуды иногда орнаментировались несложными узорами. Рисунки наносились на тулово изделий разными способами: при помощи штампа или палочки, готовые изделия расписывались рожком с краской и кистью. Штампованные узоры состояли из простейших геометрических и изобразительных элементов - кружков, звездочек, птичьих лапок и пр. Рожок позволял получать рельефные узоры; кистью на верхней части тулова сосудов наносили многополосные волнистые и прямые линии, а также концентрические круги, схематичные розетки с белыми "тычками" вместо лепестков.
При ряде локальных отличий декоративно-прикладное искусство вепсов всех групп объединяло тематическое единство узоров. Прежде всего, это то обстоятельство, что в них существенное (а в вышивках и росписях - преобладающее) распространение получили изобразительные мотивы. Это сближало его с искусством русского населения северо-западных областей. Геометрическая орнаментация по сравнению с изобразительными узорами занимала у вепсов второстепенное место. Это отличало искусство вепсов от искусства севернокарельских и саамских местностей, где геометрический орнамент был чуть ли не единственным видом украшения практически всех изделий.
Как упомянуто, женщины и дети занимались также лепкой детской игрушки и мелкой пластики. Вепсская детская игрушка - это свистульки, представлявшие собой схематические образы птичек, коней, всадников, барашков и пр. Фигурки были условно похожи на животных: птиц лепили из одного комка глины, а животных – из нескольких, только голова тщательно моделировалась.
В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. В 1950-1960-е годы оно сохранялось еще в отдельных населенных пунктах, в частности - в селе Рыбрека.
VI.Рыборецкая глина
Два мастера гончарного дела – отец и сын Васильевы, Ефим Васильевич (1881-1941гг) и Николай Ефимович (1907-1963гг) стали основателями рыборецкого гончарного производства, представлявшего небольшой заводик в системе местной разнопромартели «Красный вепс». Работа горшечного цеха продолжалась до 1969г. Из глины мастерили горшки, вазы для цветов, свистульки. В цехе были заняты пять мастеров и трое подсобных рабочих (мяли глину, занимались глазуровкой изделий).
Глину добывали в карьере, расположенном в километре от главной шоссейной дороги. Здесь же находилось здание разнопромартели.
Глину обычно копали лопатой осенью. Запасы ее на зиму хранили на складе гончарной мастерской. Перед началом работы по изготовлению керамических изделий, глину рубили, мочили в специальных корытах. Мяли глину вручную, лишь значительно позднее по стали применять глиномялку.
Гончарные круги были деревянными, приводились в движение ногой. На гончарном круге вытягивали горшки от 10 до 22 см высотой. Готовые изделия сушили на нарах, затем ставили в печь, доводя температуру до 700-800 градусов. Дровяную печь с двумя топками топили каждый день в течение 24 часов. На высушивание изделия наносили простые узоры в виде цветочной каймы, состоявшей из белого точечного орнамента. Иногда кайма давалась в сочетании одиночных цветков с кружочками белого цвета.
После просушки изделия «глазурили». Глазури и керамические краски приготавливали сами, используя для этих целей свинец, марганец и белую глину. Потом готовое изделие ставили на обжиг в горн. Сюда вмещалось, до тысячи предметов. В день обычно изготовляли по 100 штук горшков, по 80-90 цветников. Готовую продукцию на баржах вывозили в Петрозаводск, на месте продавали мало. В гончарном производстве главенствовал ручной труд.
«Все определяли на глаз и температуру в печи определяли на глаз.» - вспоминала жительница Рыбреки .
В цеху «Красный вепс» изготовляли кирпич высокого качества. Из этого кирпича построены Яшезерский монастырь, церковь в д. Вехручей.
VII.Комбинат народных художественных промыслов «Прионежский»
с. Деревянное
"Прионежский" комбинат основан в 1929 году. До 1970 года выпускал изделия и товары народного потребления из древесины.
С 1970 года предприятие организовало выпуск керамических изделий с использованием древнейших глин Рыборецкого месторождения. При создании новых видов керамических изделий художники используют местные национальные традиции. Комбинат НПХ "Прионежский" входит в Ассоциацию народных художественных промыслов России.
Комбинат народных художественных промыслов "Прионежский" Правительством Республики Карелия в 2006 г. награжден дипломом в номинации - лучшие товары и услуги Республики Карелия - "Изделия народных и художественных промыслов" за производство продукции высокого качества.
VIII.Лепка из глины в Шелтозерской школе
От Прионежского Центрального Дома творчества на базе Шелтозерской школы долгое время работал кружок «Лепка из глины». Руководитель кружка – учитель начальной школы Н.Н. Ботвина. На этих занятиях использовалась местная глина. Именно здесь произошло первое знакомство с приемами работы с пластичным природным материалом, с приемами росписи.
Вывод
Таким образом, одним из традиционных ремесел вепсского народа являлось гончарное производство. Ведь глина была общедоступным материалом и для изготовления изделий требовались лишь терпение и определённые навыки, которые можно было развить с годами. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии (гончарный круг) делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать.
Глина – чистый природный материал, без примесей, и поэтому еда в такой посуде очень вкусная, пища в такой посуде не варится, а томится. Сохраняются все витамины и полезные свойства продуктов. Глиняная посуда идеально подходит для хранения продуктов. Если хранить муку или крупу в глиняном горшке, то в них не заводятся жучки. Керамическую посуду используют для хранения продуктов: хранят молоко и масло, варенья и соленья, картофель и овощи.
Хочется верить, что это ремесло, забытое временем, возродится на вепсской земле.
Литература
- П. Миклашевскии, "Месторождения огнеупорных материалов в России" (СПб., 1881).
- Газета «Ленинская правда » от 2 августа 1985.
- Косменко А. П. НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
- http://www.galla.su/slav/sla4.php- ремесла древних славян
- goncharnoedelo.ru/stati/131-kak-delayut-keramiku - гончарная мастерская
Приложение: презентация к работе.
5