муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
муниципального образования
город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №116»
Проект «Встречаем щедрую осень!»
Воспитатель:
Дубровина Зоя Александровна
2017год.
Проект «Встречаем щедрую осень!»
Паспорт проекта.
Место реализации: МБДОУ №2 «Жемчужинка», подготовительная группа «Б».
Вид проекта: информационно - исследовательский, творческий.
Продолжительность: среднесрочный, октябрь 2017.
Участники: дети подготовительной группы «Б», воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Проблема проекта.
Наблюдая за детьми во время, опытов, прогулок, наблюдений, мы обратили внимание, что у некоторых детей слабо развита познавательная активность, недостаточная экологическая культура.
Проанализировав ситуацию, мы решили повысить у детей познавательную активность при помощи разумного сочетания исследовательской проектной деятельности, совместных наблюдений и опытов, что позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, а также создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры дошкольников.
Актуальность проекта.
Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности.
Родная природа оставляет глубокий неизгладимый след в душе ребенка потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
Чтобы любить природу, её надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями в природе. Если ребёнок научится наблюдать за природой, то он научится ценить окружающий его мир.
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой.
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки и реализации совместного проекта «Встречаем щедрую осень».
Задачи:
Расширить, обобщить и систематизировать представления детей об осени, как о времени года, её характерных признаках и сезонных явлениях. Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы.
Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
Развивать связную речь.
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Ресурсы обеспечения проекта:
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, цифровой фотоаппарат.
Формы и методы работы:
Наглядные, словесные, практические, игровые:
- НОД, целевые прогулки, наблюдения, опыты, исследования, моделирование, игровые и проблемные ситуации, просмотр мультфильмов, познавательное чтение;
- продуктивная деятельность: создание и защита презентаций, лепбуков, альбомов, плакатов;
- художественная мастерская: тематическая выставка;
- подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- развлечение - сценка, осенний праздник.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- расширение кругозора о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменения (знать и называть осенние месяцы, признаки осени);
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности;
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- умение составлять описательные рассказы с использованием опорной схемы;
- умение использовать полученные знания в художественном творчестве с помощью природного и бросового материала, находить оригинальные решения в создании необычных портретов осени;
Для родителей:
Появится заинтересованность родителей в образовательном процессе детского сада, интерес к развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Для педагогов:
Собрать и систематизировать весь материал по теме проекта.
Этапы проектной деятельности:
1 этап. Подготовительный.
- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
- Подбор материалов для реализации проекта.
- Работа с познавательной и методической литературой по данной теме.
- Формулировка целей и задач проекта
- Разработка плана мероприятий.
- Изготовление наглядных пособий.
- Организация сбора с детьми природного материала.
- Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
- Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации.
- Подготовить для родителей папку - передвижку: «К нам пришла осень».
2 этап. Основной (практический).
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Встречаем щедрую осень»
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | Развивать познавательно - поисковую деятельность ребят, способность к наблюдениям и моделированию. Формировать основы экологической культуры дошкольников, бережное отношение к природе. Уточнять и обобщать знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе, жизни животных, птиц, растений. Познакомить с понятием «экосистема». Закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав осенью. Разрешение проблемных ситуаций: "Что бы вы сделали, если бы увидели?» - выпавшего из гнезда птенца? - мальчишку, разоряющего птичьи гнезда? - мальчишку с рогаткой в руке? «О чем могут говорить птицы, живущие в разных условиях: одна в неволе, а другая в лесу? Одна живет на всем готовом, но в клетке, а другой приходится себе самой добывать корм, спасаться от врагов, зато она свободна» Ситуативные беседы: «Почему я люблю (не люблю) осень?» «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?» Беседы: «Человек часть природы», «Природа, ты и я – друзья», «Почему опадают листья», «Что растениям необходимо для жизни?» (с опорой на карточки – модели), «Жизнь природы осенью», «Чистота – залог здоровья», «Доктора леса». Сенсорное развитие: Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и альбомов, посвященных осени. Конструирование и ручной труд из природного материала: - из листьев, шишек, желудей, косточек, семян. Цикл наблюдений: - за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём); - за красотой и богатством осенних красок; - за перелетными птицами; - что цветёт на нашем участке в октябре?; - деревьями и кустарниками нашего участка; - что было сначала, что будет потом?; - чем отличается ель от других деревьев осенью?; - почему исчезли насекомые? Экскурсия в осенний парк. Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» Экспериментирование: - Исследование «Что спряталось в еловой шишке?» Опыт «Жёлуди - семена дуба». Сажаем желуди в горшочек с землей. «Опыты с глиной и песком» «Что спряталось внутри плода?». «Почему во время дождя на дорожке образуются лужицы, а на цветнике луж нет?» Игровая обучающая ситуация «Приготовление винегрета»; «Приготовление морковного сока».
|
Речевое развитие | Расширять и активизировать словарный запас. Закрепить у детей знания о природе Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке» «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц. Словесные игры: «Закончи предложение», «Опиши словами осень!», «Один – много», «Осенние деревья», «Подбери действие». Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени, сказка «Модница Осень» Алябьевой; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье» К. Ушинский «История одной яблоньки» А. Плещеев «Скучная картина» Л. Толстой «Дуб и орешник», К. Бальмонт «Осень» Н. Сладков «Осень на пороге» В. Сутеев. «Мешок яблок» Е. Благинина «Улетают, улетели» Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень», «Белка готовится к зиме», К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев» М. Пришвин «Листопад», |
Социально – коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Овощной магазин». Дидактические игры: «Кому что нужно», «Кто больше назовет», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Что сначала, что потом», «Коробка ощущений» (грецкий орех, яблоко, мандарин, огурец, жёлудь), «Узнай на вкус», «Овощи или фрукты» Игры – драматизации: «Репка», «Овощи» Ю. Тувим изготовление масок (художественная мастерская); Трудовая деятельность: Трудовой десант «Уборка листьев с площадки». Трудовой десант «Мы за чистый двор» Сбор природного материала на прогулке. Сбор гербария: «Растения нашего участка»
|
Художественно-эстетическое развитие | Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Чем нам осень нравится», «Нарядные грибочки» «Золотая осень» (пейзаж), «Наш участок осенью». Лепка Овощи, фрукты, грибы Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…» Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» А. Вивальди «Осень» Музыкальная игра с пением: «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку» Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»; «Осенний праздник»; «Заглянула Осень в сад» (конкурс стихотворений об осени). |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!» «Корзинки»; «Осенние листочки» «Огородный хоровод»; «Я знаю 5 названий!» «Перелёт птиц» Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки «Пальчиковая гимнастика
|
Мероприятия по работе с родителями:
- консультации для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной», «Формирование начал экологической культуры у дошкольников»;
- ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
- оснащение предметно-развивающей среды, (оформление групповой комнаты, размещение познавательного материала на информационном поле, в уголке природы, в зоне экспериментальной деятельности);
- изготовление атрибутов театральных постановок;
- конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»;
- организация выставок совместных работ;
- совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки;
- привлечение родителей к созданию стенгазеты «Осень – славная пора!»
- помощь в подготовке презентации проекта.
3 этап. Заключительный (обобщающий)
Продукт проектной деятельности:
- ведение календаря природы;
- изготовление панно «Осенний букет» (коллективная работа);
- семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
- гербарий «Деревья, кустарники»;
- книжка – малышка «Осень бродит по дорожке…».
- Изготовление сборника рассказов «Время года – осень»;
- Фотоматериалы.
Презентация проекта:
Выставка поделок «Осенние фантазии»,
стенгазета «Осень – славная пора»,
досуг «Золотая Осень».
Обсуждение итогов и анализ работы
Инновационные технологии, применяемые при реализации проекта:
Информационные компьютерные технологии (показ и создание презентаций, слайд шоу, тематических мультипликационных фильмов, просмотр фотографий, и т. д.) Итоговое мероприятие:
- Ресурсы проекта:
1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи».
3. Шорыгина Т. «Какие месяцы в году?» «Овощи», «Осторожные сказки»
4. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях».
5. А. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей»