Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Разъезд-Корсинская основная общеобразовательная школа»
Арского муниципального района
«Рассмотрено» Руководитель МО _________А.В.Тимергалиева Протокол № _____ от «_____» _______2017 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________А.Р. Абдуллина «_____» _________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы ______Л.М. Бурханова Приказ №_______ от «___» ____ 2017 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Сердце в ладонях»
социального направления,
(для учащихся 12-13 лет )
Хайрутдиновой Розы Ильдусовны,
учителя первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
(Протокол № ___
от «___»__________2017г.)
2017 - 2018 учебный год
Планируемые результаты освоения программы
В процессе освоения программы «Сердце в ладонях» учащиеся среднего звена приобретают следующие качества.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: учатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей; развитие воображения, творческих способностей, повышение познавательного интереса.
Регулятивные: ставить цели, планировать свою деятельность,
контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы.
Познавательные: овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.
Личностные результаты.
Становление и самопознание личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.
коллективное планирование, коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение итогов дает большой простор для ценностно-значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;
благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям деятельности, каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;
формируется положительное отношение к школе и к учебной деятельности;
развитие положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и т.д.);
привлекается внимание ребят к актуальным социальным проблемам малой родины, окружающих людей;
школьники вовлекаются в реальную практическую деятельность.
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности «Сердце в ладонях» предназначена для работы с детьми 6-7 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Социально значимая деятельность школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Социальное проектирование дает возможность социально адаптировать школьников к условиям современной жизни, а также позволяет сформировать у них собственную активную гражданскую позицию. Это важнейшая самостоятельная деятельность школьников, направленная на практическое решение общественно-значимых проблем.
Данная программа внеурочной деятельности школьников по социальному проектированию основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, патриотической направленности, поддержки самоопределения воспитанника.
Для реализации программы выбраны следующие направления социально полезной деятельности:
«Что может быть семьи дороже?»
«Школа - арифметика судьбы»
«К искусству нет готового пути»
«Россия, ты - великая держава!»
«Все это наша планета Земля»
«Хорошо здоровым быть!»
Каждое направление разделено на разделы.
«Что может быть семьи дороже?»
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях - дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама - самая лучшая», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
«Школа - арифметика судьбы»
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», организация дежурств, конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы».
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
«К искусству нет готового пути»
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, КВН.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое
развитие, художественное творчество.
«Россия, ты - великая держава!»
Задачи:
развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир; свобода личная и национальная, доверие к людям; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
«Все это наша планета Земля»
Задачи:
воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности: обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс
рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке».
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
6. «Хорошо здоровым быть!»
Цель: формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально - психологического.
Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своем здоровье; обогащает учащихся валеологическими знаниями, развивает чувство ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Приобщает учащихся к занятиям спортом и физическими упражнениям. Стимулирует к самостоятельности в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья; практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально¬психологическое
.Направление «Что может быть семьи дороже?»
8.«Я и моя семья» (4ч) Я помощник в своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья.
Практическая работа: Изготовление панно в подарок
Направление «Школа - арифметика судьбы»
9.«Я в школе» (6 ч)
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу? Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Практическая работа: Составление инструкции «Школьные обязанности». Изготовление плаката «Школьная символика». Изготовление листовки «Итоги десанта чистоты и порядка».
Направление «К искусству нет готового пути»
10.«От древности до наших дней» (6ч)
Родной край в древности. Путешествуем по Древнему Булгару.
Поэты и писатели нашего города. Художники Татарстана.
Практическая работа. Выпуск стенгазеты «Поэты и писатели нашего города».
Направление «Россия, ты - великая держава!»
11.“Мое Отечество”(8 ч)
Мы и наши права. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мой район. Наш город. О чем говорят названия улиц города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского Союза - наши земляки.
Практическая работа. Выпуск тематического альбома «Наши земляки - гвардейцы»
Направление «Все это наша планета Земля»
12.«Я и планета» (5ч)
Знай и люби свой край. Наш городок во все времена года.
Экология нашего городка. День добрых дел.
Практическая работа. Выпуск листовки «Экология нашего Городка».
Направление «Хорошо здоровым быть!»
13.«Хочешь быть здоровым - будь им» (4 ч)
Почему мы болеем? Как организм помогает себе сам. Я выбираю движение. Здоровый образ жизни или вредные привычки?
14. «Здравствуй, школа!»
Как я провел лето. Чем оно мне запомнилось
Направление «Что может быть семьи дороже?»
15 «Мир моей семьи» (6 ч)
В гостях у предков: откуда я родом? Происхождение фамилий. Почему меня так назвали.
Семейные отношения в литературных произведениях.
Пожилые люди - мудрые люди. Народный лечебник. Бабушкины советы. Практическая работа: Предложение по созданию социальной рекламы по теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, на улице, в кино. Подобрать стихи, фрагменты из фильмов. Можно подобрать и обсудить антипримеры.
Создание альбома «Мои дедушка и бабушка» (рисунки, фотографии, стихи детей). Чтение о добре и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии в произведениях литературы.
Направление «Школа - арифметика судьбы»
16.«Наш школьный дом» ( 5ч)
Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Я и мои друзья. Наша школа в будущем. Практическая работа. Составление Дополнения к Школьному Уставу. Презентация или проект «Как я представляю школу будущего».
Направление «К искусству нет готового пути»
17 .«Казань - город культуры и искусства» (5 ч)
«Признаюсь вам, что я люблю балет». «Художника рука меняет жизнь». «Слушайте музыку, музыка дарит блаженство». Практическая работа. Презентация «Казань - город культуры и искусства».
Направление «Россия, ты великая держава»
18. «Пою мое Отечество» (8 ч)
Наша страна - Россия. Флаги России. Конституция - основной закон жизни страны. Семь чудес России. История моего города в истории моей страны. История города в названиях улиц. Путешествие по стране..
Там, где погиб неизвестный солдат. О подвигах женщин в военное время. Практическая работа. Презентация «Семь чудес России». Виртуальное путешествие по родной стране.
Направление «Все это наша планета Земля»
19.«Наша планета» (5ч)
Животные Татарстана из Красной Книги. Животные - рекордсмены. Мои «меньшие братья». Самые-самые-самые... Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба. Озеро Кабан Практическая работа. Презентации об озере Кабан, о редких животных. Викторина «Самые-самые-самые...»
Направление «Хорошо здоровым быть!»
20 . «Хочешь быть здоровым - будь им» (4 ч)
Питание - необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. «В здоровом теле - здоровый дух».
Практическая работа: проведение подвижных игр на воздухе.
Составление книги «Полезные семейные рецепты».
Итоговое занятие: Трудовой десант по уборке территории. Трудовой десант по уборке территории школы «Наведем порядок на планете».
Задание на лето «Ландшафтный дизайн».
Детям дается задание на лето: в тех местах, где они будут отдыхать, обратить внимание и сфотографировать интересные решения ландшафтного оформления садов и парков, цветочных клумб, искусственных водоемов - прудов и фонтанов. Дети приносят в класс свои небольшие коллекции фотографий, рассказывают, где они были, и чем их заинтересовало то, что стало в итоге объектом фотосъемок
Тематическое планирование по курсу «Сердце в ладонях» 6, 7класс
№ | Название темы | Кол- во часов | Основные формы и виды деятельности | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Введение 1ч. |
1 | Введение. Мои добрые дела.. | 1 | изучение и обобшение материала | | |
«Я и моя семья» (4ч) |
2 | Я помощник в своей семье | 1 | игрового моделирования | | |
3 | Моя любимая мамочка | 1 | интервьюирование | | |
4 | Об отце говорю с уважением | 1 | беседы | | |
5 | Мама, папа, я - дружная семья | 1 | опросы, чтение | | |
«Я в школе» (6 ч) |
6 | Обязанности ученика в школе | 1 | исследование | | |
7 | Я люблю свою школу? | 1 | чтение | | |
8 | Самый уютный класс | 1 | опросы. | | |
9 | Школьная символика (гимн, герб, флаг) | 1 | интервьюирование | | |
10 | По каким правилам мы живем в школе | 1 | методы театрализации | | |
11 | Десант чистоты и порядка | 1 | анкетирование | | |
«От древности до наших дней» (6 ч) |
12 | Родной край в древности | 1 | исследование | | |
13,14 | Путешествуем по Древнему Булгару | 2 | поиск | | |
15,16 | Поэты и писатели нашего города | 2 | опросы. | | |
17 | Художники Татарстана | 1 | интервьюирование | | |
«Мое Отечество» (8 ч) |
18 | Мы и наши права | 1 | беседа | | |
19 | Знакомство с символами родного края (герб, флаг, гимн) | 1 | поиск | | |
20 | Мой район | 1 | опросы. | | |
21 | Наш город | 1 | интервьюирование | | |
22 | О чем говорят названия улиц | 1 | методы театрализации | | |
23 | След Великой Отечественной войны в истории родного края. | 1 | анкетирование | | |
24 | Герои Советского Союза - наши земляки. | 1 | поиск | | |
25 | Выпуск тематического альбома «Наши земляки - сибиряки-гвардейцы» | 1 | презентация альбома | | |
«Я и планета» (5 ч) |
26 | Знай и люби свой край | 1 | поиск | | |
27 | Наш городок во все времена года | 1 | опрос | | |
28 | Экология нашего городка | 1 | интервьюирование | | |
29,30 | День добрых дел | 2 | методы театрализации | | |
«Хочешь быть здоровым - будь им» (4 ч) |
31 | Почему мы болеем? Как организм помогает сам себе | 1 | исследование | | |
32 | Я выбираю движение. | 1 | беседа | | |
33 | Здоровый образ жизни или вредные привычки? | 1 | опросы. | | |
34 | Подвижные игры на воздухе | 1 | интервьюирование | | |
35 | Сочинение «Мои открытия». | 1 | | | |
36 | Здравствуй, школа! | 1 | изучение и обобщение материала, чтение | | |
«Мир моей семьи» 6 ч |
37 | В гостях у предков: откуда я родом? Происхождение фамилий | 1 | игровое моделирование | | |
38 | Почему меня так назвали | 1 | интервьюирование, чтение | | |
39,40 | Семейные отношения в литературных произведениях | 2 | беседы | | |
41,42 | Пожилые люди - мудрые люди. Народный лечебник. Бабушкины советы. | 2 | опросы, чтение | | |
Наш школьный дом (5 ч) |
43 | Мой класс - моя семья? | 1 | исследование, | | |
44 | Мои права и обязанности | 1 | чтение | | |
45 | Школьный Устав | 1 | опросы,работасосправочным материалом | | |
46 | Я и мои друзья | 1 | интервьюирование | | |
47 | Наша школа в будущем | 1 | методы театрализации | | |
Казань - город культуры и искусства (5 ч) |
48 | «Признаюсь вам, что я люблю балет» | 1 | исследование, | | |
49 | «Художника рука меняет жизнь» | 1 | поиск, чтение | | |
50 | «Слушайте музыку, музыка дарит блаженство» | 1 | опросы. | | |
51 | Презентация «Казань - город культуры и искусства» | 2 | интервьюирование, чтение | | |
«Пою мое Отечество» (8 ч) |
52 | Наша страна - Россия. Флаги России. | 1 | чтение | | |
53 | Конституция - основной закон жизни страны | 1 | поиск, чтение | | |
54,55 | Семь чудес России | 2 | опросы. | | |
56 | История моего города в истории моей страны | 1 | интервьюирование | | |
57,58 | История города в названиях улиц | 2 | методы театрализации | | |
59 | Путешествие по стране | 1 | анкетирование | | |
60 | Там, где погиб неизвестный солдат | 1 | поиск | | |
61 | О подвигах женщин в военное время | 1 | опросы | | |
Наша планета (5 ч) | |
62 | Животные Татарстана из Красной Книги. Животные- рекордсмены. Самые-самые-самые. | 1 | Поиск, работа со справочным и архивным материалом | | |
63 | Мои «меньшие братья» | 1 | опросы. | | |
64 | Чем живет планета Земля? | 2 | Интервьюирование | | |
65 | Судьба Земли - наша судьба | 1 | Методы театрализации | | |
66 | Озеро Кабан | | Опросы | | |
«Хочешь быть здоровым - будь им» (4 ч) |
67 | Питание - необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. | 1 | исследование, работа со справочным и архивным материалом. | | |
68 | «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Полезные семейные рецепты». | 1 | Беседа | | |
69 | «В здоровом теле - здоровый дух». Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | опросы. | | |
Итоговое занятие (1 ч) |
70 | Трудовой десант . | 1 | | | |