Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего возраста с речевыми нарушениями»
«Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такой ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится».
/Л.С. Белинсон/
Цель и задачи
Цель: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком. Задачи: - Информирование родителей о речевых нарушениях ребёнка. - Ознакомление с содержанием работы с ребёнком в логопедической группе детского сада. - Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.
Этапы проекта
Подготовительный: -диагностика речевого развития детей - анкетирование родителей - ознакомительная работа с родителями - сбор анамнестических сведений о ребёнке - оформление договоров с родителями об условиях проведения коррекционной работе на логопедических занятиях - родительская встреча «Давайте знакомиться» - индивидуальная беседа.
Этапы проекта
Практический:
- семинар практикум «Хорошая речь слаще мёда»
- Памятки по выполнению домашних заданий
- праздник «Говорилки»
- работа с индивидуальными папками
- работа с тетрадями домашних заданий
- тематическая встреча «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»
- конкурс «Самая красивая и содержательная папка»
- библиотечка для родителей
- тематические консультации.
Этапы проекта
Итогово-аналитический: - итоговая диагностика речевого развития детей - награждение родителей выпускников благодарностями - анкетирование «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую работу учителя –логопеда»
Сроки реализации и участники проекта
Сроки реализации : - 2016-2017 учебный год Участники: - родители воспитанников, посещающих логопедическую группу - дети с речевыми нарушениями - заведующий, заместитель заведующего по ВМР, учитель-логопед, психолог, руководитель по физвоспитанию, воспитатели.
Ожидаемые результаты
Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребёнком. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Содержание деятельности проекта
Мероприятия
Цель
Анкетирование
Родительская встреча «Давайте знакомиться»
Участники
Изучить педагогическую наблюдательность родителей по отношению к своему ребёнку, выявить адекватность позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту
Родители старшей группы
Познакомить родителей с итогами стартовой диагностики речевого развития детей, с содержанием коррекционно-развивающей работы с ними в условиях логопедической группы
Родители старшей группы
Воспитатели
Воспитатели
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Содержание деятельности проекта
Мероприятия
Цель
Консультирование
Участники
Рассказать родителям о речевых нарушениях ребёнка. Познакомить с содержанием работы с ним.
Составление договоров между родителями и МБДОУ
Семинар-практикум «Хорошая речь слаще мёда»
Родители
Познакомить родителей с обязанностями логопедической группы и родителей
Дать возможность родителям дошкольников, посещающих логопедическую группу, общаться со специалистами, получить информационно-психологическую помощь
Заведующий
Учитель-логопед
Родители
Родители
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Зам. зав. по ВМР
Воспитатели
Рук.по физо
Содержание деятельности проекта
Мероприятия
Цель
Праздник «Говорилки»
Участники
Повысить интерес родителей к логопедической работе в ДОУ
Работа с индивидуальными папками
Закрепление материала, изученного ребёнком в детском саде.
Воспитатели
Работа с тетрадями домашних заданий
Родители
Родители
Тематическая встреча «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»
Закрепление материала, изученного ребёнком в детском саде.
Привлечь родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Родители
Дети
Дети
Учитель-логопед
Дети
Муз.рук.
Родители
Воспитатели
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Воспитатели
Содержание деятельности проекта
Мероприятия
Цель
Памятки по выполнению домашнего задания
Участники
Познакомить родителей с правилами выполнения домашнего задания с ребёнком.
Проведение занятия с ребёнком в присутствии родителя
Познакомить родителей с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей, дать возможность понаблюдать за своим ребёнком « со стороны», за его успехами не на словах, а на деле, оценить имеющиеся трудности.
Учитель-логопед
Родители
Родители
Дети
Учитель-логопед
Содержание деятельности проекта
Мероприятия
Цель
Тематические консультации
- О нормальном речевом развитии ребёнка.
Участники
Библиотечка для родителей
- Учимся рассказывать.
Дать родителям методические рекомендации.
Родители
- Рекомендации учителя-логопеда.
Учитель-логопед
Родители
Учитель-логопед
(игры и игровые приёмы)
- Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей.
Зам. зав. по ВМР
- Речевые нарушения:
(ЗРР, ОНР, ФНР,ФФНР)
- Предупреждение заикания у детей.
Содержание деятельности проекта
Мероприятия
Цель
Конкурс «Самая красивая и содержательная папка»
Анкетирование
Участники
Оценить творческий подход к оформлению папки, к выполнению домашнего задания, качество выполненного задания, степень участия ребёнка.
Оценить коррекционно-педагогическую деятельность в логопедической группе
Родители
Рекомендации по работе с детьми в летний период
Воспитатели
Награждение родителей благодарностями за участие в развитии ребенка
Закрепление пройденного материала в летний период
Родители
Учитель-логопед
Родители
Дети
Воспитатели
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Заведующий
Учитель-логопед
Зам. зав. по ВМР
родители