СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Зимушка-зима

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Время года зима дает возможность стимулировать интерес  детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) , и позволяет устанавливать причинно – следственные связи. Что способствует эмоциональному благополучию.В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Время года зима дает возможность стимулировать интерес  детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) , и позволяет устанавливать причинно – следственные связи. Что способствует эмоциональному благополучию.В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Время года зима дает возможность стимулировать интерес  детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) , и позволяет устанавливать причинно – следственные связи. Что способствует эмоциональному благополучию.В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Время года зима дает возможность стимулировать интерес  детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) , и позволяет устанавливать причинно – следственные связи. Что способствует эмоциональному благополучию.В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Время года зима дает возможность стимулировать интерес  детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) , и позволяет устанавливать причинно – следственные связи. Что способствует эмоциональному благополучию.

Просмотр содержимого документа
«Проект Зимушка-зима»





















Выполнили:

Ермолова О.А.

Лященко Е.А.



Паспорт проекта

1

Тема проекта

«Зимушка-зима»

2

Проблема

При проведении диагностики на начало года, выяснилось, что у детей недостаточно знаний о зиме и её признаках, о том, как ведут себя животные в это время года, что может произойти со снегом при проведении с ним опытов и экспериментов. У детей недостаточно знаний и о зимних явлениях в природе.

3

Сроки реализации

проекта

С 16.01.2017. -18.02.2017.

4

Вид проекта

Краткосрочный, исследовательский – творческий.

5

Участники проекта

Дети: младшей группы «Росинка»

Педагоги: воспитатели МБДОУ № 56

Родители: младшей группы «Росинка»

6

Обоснование проекта

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей младшего возраста.

7

Актуальность

В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Время года зима дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) , и позволяет устанавливать причинно – следственные связи. Что способствует эмоциональному благополучию.

8

Новизна

В данном проекте используется сочетание разных видов игр дидактических, сюжетно-ролевых.

9

Цель проекта

Расширение представления о зиме через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

10

Задачи

  • Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей.

  • Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы.

  • Формировать представление о безопасном поведении зимой.

  • Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.

  • Расширять и активизировать словарный запас детей.

11

Этапы работы

1.Подготовительный (мотивационный)

Цель: Ознакомить детей, родителей и педагогов с темой, целями и задачами проекта.

2.Организационный (организационный)

Цель: организовать работу с детьми, родителями и педагогами.

3.Основной (внедренческий)

Цель: внедрение дидактических, сюжетно-ролевых игр через интеграцию с опытно-экспериментальной деятельностью.

4.Заключительный (обобщающий)

Цель: подведение итогов проекта.

12

Ожидаемые результаты

Дети:

  • Сформировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе (с приходом холодов – животные впадают в спячку, надо кормить птиц)

  • Сформировать представления о правилах поведения в природе (не ломать ветки деревьев, не пугать птиц)

  • Сформировать умение замечать красоту зимней природы (деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки)

  • Расширить представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду)

  • Вызвать интерес к исследовательской деятельности.

Педагоги:

  • Повысить квалификацию воспитателей по данному проекту.

Родители:

  • При совместной работе родителей и детей можно добиться следующих результатов:

  • Добиться активного участия большего количества детей, а также заинтересовать родителей в совместных зимних играх, опытах и забавах (катание на санках, катание с горки, катании снеговиков, лепке поделок из снега, украшении снежных построек);

  • Сплочению ребенка с семьей;

  • Раскрыть скрытые возможности ребенка.















































13.Перспективное планирование


1.Подготовительный

Работа с детьми

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Ознакомление с темой проекта, целями и задачами.

16.01.2017.

заинтересованность детей темы проекта.

Работа с педагогами

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Ознакомление с темой проекта, целями и задачами.

17.01.2017.

Знание темы, целей и задач проекта.

Работа с родителями

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Ознакомление с темой проекта, целями и задачами.

18.01.2017.

Знание темы, целей и задач проекта.

2.Организационный

Работа с детьми

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Пополнение уголков атрибутами для игр.

19.01.2017.

Обеспечение благоприятной обстановки в группе

Рассматривание иллюстрации, рассматривание картин «Зимние пейзажи».

20.01.2017.

Знакомство детей с репродукциями картин русских художников.

Работа с педагогами

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Опрос педагогов

«Приметы зимы»

21.01.2017.

Выявление уровня знаний по данному вопросу

Работа с родителями

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Анкетирование «Зимние прогулки»

21.01.2017.

Выявление уровня знаний по данному вопросу

3.Основной

Работа с детьми

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Организация разных видов игр для детей:

  • Дидактическая игра "Приметы зимы".

  • Рассматривание картин о зиме.

  • Конспект занятия «Зимушка»

  • Наблюдение за снегом

23.01.2017.

Знакомство детей с приметами зимы.

  • Разучивание песенки «Зима»

  • Чтение стихов о зиме

  • Экспериментирование со снегом Опыт: «Снег- снежок»

25.01.2017.

Знакомство с творческим словом русских поэтов.

  • Дидактическая игра "Мы играем".

  • Пальчиковая гимнастика «Снежок»

  • Рассматривание альбома «Зимушка- Зима»

27.01.2017.

Развитие логического мышления; развитие мелкой моторики рук.

  • Заучивание стихотворения К. Чуковского «Ёлка»

  • Дидактическая игра "Чьи следы? "

  • Подвижная игра «Снежинки и ветер»

29.01.2017.

Знакомить детей с животными зимой, знакомить с новым произведением.

  • Чтение сказки «Лиса и заяц»

  • Дидактическая игра «Посидим и поглядим!»

  • Рассматривание картины «Наряжаем ёлку»

31.01.2017.

Знание репродукций художников;

расширение кругозора.

  • Наблюдение за небом

  • Дидактическая игра «Подбери варежки по цвету»

  • Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

01.02.2017-

02.02.2017.

Учить детей характеризовать погоды зимой, обогащать двигательный опыт детей.

  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие к Деду Морозу»

  • Беседа: «Одежда людей зимой»

  • Рисование «Елочка красавица»

06.02.2017.

Знакомить детей с особенностями в одежде зимой.

  • Пальчиковая гимнастика «Снежинка»

  • Игра «Кто больше увидит и назовет»(на развитие связной речи)

  • Рассматривание зимних пейзажей

08.02.2017.

Развивать мелкую моторику рук, развивать связную речь, формировать эстетический вкус.

  • Наблюдение за ветром

  • Игра «Кто выше подбросит снежок»

  • Экспериментирование со снегом

  • Опыт со снегом «Из чего состоит снег?»

10.02.2017.

Учить детей характеризовать погоды зимой, обогащать двигательный опыт детей.

  • Беседа Зимушка- Зима»

  • Чтение русской народной сказки «Рукавичка»

  • Рисование «Украсим рукавичку»

13.02.2017. -

14.02.2017.

Закреплять знания детей о зимних приметах.

  • Слушание музыки Чайковского «Зима»

  • Спортивный досуг

  • «Снег, снежок белая вся улица!»

15.02.2017.

Формировать эстетический вкус.

Работа с педагогами

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Консультация «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»

26.01.2017.

Повышение квалификации педагогов.

Работа с родителями

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Подготовка памятки:

«Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной?»

07.02.2017.

Знакомство родителей с видами игрушек; привлечение родителей к изготовлению игрушек своими руками.

Конкурс для родителей: “Декоративные елки” (изготовление елок своими руками вместе с детьми).

10.02.2017.

Привлечение родителей к изготовлению елочек своими руками.

4.Заключительный(обобщающий)

Работа с детьми

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Оформление выставки «Зимушка-зима».

16.02.2017.

Привлечение детей к совместному творчеству.

Игра -эстафета «Приходи играть».

17.02.2017.

Сформирование умения выбрать игры по интересам.

Работа с педагогами

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Показ презентации по проекту.

17.02.2017.

Знакомство с работой в группе.

Работа с родителями

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Оформление папки -передвижки «Наши прогулки».

18.02.2017.

Приобщение родителей к совместным играм с детьми.

















Заключение: При проведении диагностики на начало года, выяснилось, что у детей недостаточно знаний о зиме и её признаках, о том, как ведут себя животные в это время года, что может произойти со снегом при проведении с ним опытов и экспериментов. У детей недостаточно знаний и о зимних явлениях в природе.

В конце года по итогам диагностики у детей значительно повысился уровень знаний.

Таким образом, сравнительный результат показал, что знания у детей по теме «Зима» изменились. Они стали более глубокими . Дети заинтересовались жизнью живой и неживой природы, проявили желание узнать об этом как можно больше.



































Литература:

  1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009.

  2. Организация деятельности детей на прогулке. Волгоград. Учитель. 2010.

  3. О.Д.Ушакова. Пословицы,  поговорки и крылатые выражения. Издательский  дом ЛИТЕРА 2010.









































Приложение

Памятка для родителей

«Как сделать прогулку приятной и полезной»

Для наших детей зима - долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?

Попробуйте поиграть в специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий.

Задания на внимание:

1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.

2. Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.

3. Обратить внимание, что:

а) если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;

б) яркие предметы кажутся ближе, чем темные;

в) в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.

Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших детей пользуются игры-эстафеты. Такие развлечения помогают содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания.

Кто быстрее слепит снеговика

Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»

Флажки

Вдоль ската горки расставлены палочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.

Снежки

Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.

Шагай шире

Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.

Кто выше подбросит снежок

В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.

Самые быстрые санки

2—3 детей садятся на санки спиной вперед (на одних санках может ехать один ребенок или двое детей). По команде дети начинает отталкиваться ногами и двигаться вперед. Расстояние от старта до финиша — 5 метров. Игру можно повторять 2—3 раза, с разными участниками.

На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:

Ходьба и бег спинами друг к другу.

Парный бег (взявшись за руки).

Быстрая ходьба с подниманием предметов.

Бег вперед спиной.

«Беги и не дотрагивайся» (шесть лыжных палок ставятся на расстоянии 2— 2, 5 м друг от друга). Ребенок должен пробежать между палками (змейкой), не дотрагиваясь до них. Вместо палок можно использовать другие ориентиры.

Подъем в горку руки за спиной, спуск с горы (можно шагом или бегом).

«След в след» — ходьба по следам взрослого, взрослый при этом учитывает длину детского шага.

После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме, например:

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, в снегу дома,

Ночью к нам пришла... (Зима)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Отгадай, кто я таков?

Я играть с тобой готов:

То качусь я, то скачу,

А подбросишь — полечу. (Мяч)

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной,

А когда придет весна,

Он проснется ото сна. (Медведь)


В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». Наблюдение за жизнью пернатых, рассказы о том, из чего они строят гнезда, как высиживают птенцов, где зимуют и чем питаются, — подчас становятся открытием не только для ребенка, но и для взрослого горожанина.

Не забывайте почистить кормушки и положить крошки хлеба, семечки— для детей это не только увлекательная игра, но и настоящий урок доброты!

Можно задать детям вопросы для размышления:

-Все ли синички одинаковые?

- Кто обедал на рябине? И тд.

Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы.

























Консультация

для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»

Представление о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, прогулок. Чем содержательней и интересней организован досуг на  улице, тем ярче будут  у них представления о зиме. Ознакомление с наиболее характерными признаками этого сезона происходит во время повседневных и целевых прогулок на участке детского сада или в ближайшем природном окружении.

        Прогулки следует совершать в любую погоду. Даже во время лёгкой позёмки и метели можно на некоторое время выйти на участок: понаблюдать, как ветер подхватывает снег, кружит его, наметает сугробы (сильную метель можно наблюдать из окна, прислушиваясь к завыванию ветра). Дети радуются выпавшему снегу, с восторгом ловят его, незаметно для себя знакомясь с новыми свойствами: белый, пушистый, легкий, холодный, тает. Чтобы это почувствовать, дети должны взять снег в руки. Им можно разрешить это сделать в конце прогулки. Чтобы малыши не брали снег в рот, необходимо объяснить им, что он холодный, очень грязный, потому, что лежал на земле, и поэтому можно заболеть. Наглядным примером этому может стать вода, которая остается после таяния снега в стакане.

Ознакомление с природными явлениями младших дошкольников.

По мере того как зима все больше и больше вступает в свои права, воспитатель обращает внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело. Усилить эмоционально-положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения (М.Познанской «Снег идет», А.Барто «Снег, снег» и др.), загадки, поговорки.

 Белая, узорная звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

                                        З. Рождественская

        Постепенно малыши приучаются связывать состояние погоды с одеждой, деятельностью и развлечениями людей. Так, во время сбора на прогулку воспитатель объясняет, что дети и взрослые одеваются зимой тепло, потому что на улице холодно; люди стараются идти быстро, чтобы не замерзнуть. Воспитатель может предложить детям, подойдя к окну, посмотреть, какая на улице погода, и обсудить, что надо обязательно надеть. Затем педагог может включить в беседу игровой элемент, спросив, например: «А как вы думаете, наша кукла хочет вместе с нами пойти на улицу? Посмотрите, какую одежду я для нее приготовила».

        Наблюдение изменений в природе должно чередоваться с играми, трудом. Малыши совместно с педагогом могут расчищать дорожки, играя в «дворников», «водителей». Благодаря игровым приемам эти занятия для детей особенно привлекательны: у них возникает желание участвовать в общем деле. В эти моменты дети активно познают свойства снега, льда, у них формируется любовь к зимней природе, которая своей красотой и многообразием дает много радости и представляет широкие возможности для веселых игр. После снегопада внимание малышей следует обратить на работу дворника, который сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.

         В теплые дни педагог организует лепку из снега. В присутствии ребят он сооружает постройки из снега, показывает, как скатать снежные шары и сделать из них снежную бабу. Такие игры доставляют детям радость, способствуют накоплению знаний о свойствах снега. Малышам нравится насыпать снег совочками в формочки, выкладывать «пирожки», «мороженое». Можно вылепить фигурки знакомых животных, например кролика.

        В морозный день воспитатель предлагает детям послушать, как скрипит снег под ногами. Чтобы показать им пластичность снега, можно предложить побегать по свежевыпавшему снегу. На следующих прогулках с малышами играют в «Следы», «Кто куда спрятался». Вместе рассматривают следы кошки, наблюдают, какие следы оставляют птицы, пытаются отгадать, кто куда ходил.

        Малышей знакомят со свойствами льда. С детьми можно сходить на каток, посмотреть, как катаются на коньках, отметить, что лед твердый, гладкий, скользкий, прозрачный. Также педагог в присутствии детей может приготовить цветной лед. Дошкольники с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки с опущенным туда концом нитки. Получаются красивые цветные льдинки, которыми можно украсить участок. Так дети узнают, что вода замерзает на морозе.

        Воспитание у детей интереса и любви к зиме связывают не только с играми и забавами на свежем воздухе, которые доставляют детям большую радость, но и с эстетическим воспитанием. Для уточнения представлений дошкольников об этом времени года рассматривают картины из серии «Времена года» и «Наша Таня».

        Проводятся целевые прогулки  по участку, в процессе которых педагог показывает детям деревья: у них есть ствол и ветки, но листьев зимой нет. Можно рассмотреть ель с шишками, поиграть, например, в игру «Раз, два, три – к дереву (береза, ель, липа) беги» и др.

        В уголке природы должны быть карточки с изображением деревьев в разное время года. Придя с прогулки, дети выбирают ту картинку, которая соответствует увиденному на улице. В процессе наблюдений воспитатель учит их видеть красоту заснеженных деревьев и кустарников, объясняет, что они зимой живые, воспитывает бережное отношение к насаждениям. Чтобы малыши это лучше поняли, срезанные ветки помещают в банку с водой и ставят в уголок природы. Впоследствии дети следят за появлением листочков. На участке взрослые в присутствии детей подсыпают к корням деревьев снег, объясняя, что когда станет тепло, снег растает и деревья смогут «напиться» воды.

        Наблюдения за птицами на прогулке делает ее более содержательной в воспитательном отношении. Педагог подкармливает птиц, слетающихся к кормушке, объясняет, что зимой они особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши начинают принимать непосредственное участие в кормлении птиц и наблюдают за постоянными гостями участка – воробьями. В городских условиях, кроме воробьев, можно увидеть ворон, голубей.

        Для закрепления знаний о птицах можно организовать дидактические игры «Воробушки и автомобиль», «Кто прилетел на кормушку», «Голуби и воробьи» и «Птичий календарь» (в него помещают изображения птиц, прилетающих к кормушке).

        На участке не всегда удается хорошо рассмотреть птиц. Для уточнения представлений о них можно провести занятия по наблюдению за чижом или снегирем (канарейкой) в уголке природы. Дошкольники учатся насыпать в кормушку зерна, наливать в поилку воду. Эта работа доступна маленьким детям, так как не требует больших физических усилий, а ее смысл и значение малышам понятны.

        Зимой, когда в естественных условиях дети не видят зеленых и цветущих растений, также возрастает значение занятий в уголке природы. После рассматривания комнатных растений организуют дидактические игры с несложными заданиями: найти среди других растений  названное, показать части растения, найти растения по двум-трем признакам.

       Начиная с декабря-января дети сажают лук «на зелень». Перед началом посадки надо также продемонстрировать малышам будущие результаты их труда, уточнить: «Это зеленый лук. Кто его ест, тот будет сильным и здоровым». Показывая луковицу, воспитатель говорит, что из нее вырастет зеленый лук. Поясняет, что сверху луковица срезана, чтобы скорее выросли зеленые листочки, а в низу у нее корешки. Дети узнают, что луковицу сажают в ямку корешками вниз, а срезанной частью – вверху. После посадки педагог объясняет, что поливать надо землю вокруг луковицы, и показывает, как это делать.

        В феврале-марте для декоративных целей можно посадить в ящики горох, садовые бобы, настурцию (зацветает в конце апреля). Дети овладевают новым способом посева семян – «в ямку по одному». На таких занятиях невозможно показать детям результаты труда в натуральном виде, поэтому педагог использует иллюстрации с изображением названных растений. Этикетку (красочную иллюстрацию) оставляют в ящике с посевом до появления бутонов, она напоминает малышам о перспективе их труда.