МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №12
с углубленным изучением отдельных предметов»
Проект
«Золотой ключик»
(Снижение доли обучающихся, испытывающих трудности в социальной адаптации посредством возможностей театрального искусства)
Автор проекта: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Евдокимова Наталья Викторовна
Бийск 2015
Оглавление.
I. Введение. Общие сведения о проекте.
II. Краткая аннотация содержания проекта.
III. Этапы работы над проектом.
IV. План проекта
I. Введение.
Общие сведения о проекте.
Актуальность проекта:
В современное время, когда большинство родителей загружены на работе, и воспитанию, развитию детей отводится мало времени, растёт количество детей, имеющих трудности в социальной адаптации.
Проблема: в 2013 году (первый год обучения 1 «г» класса) проведено анкетирование по определению социально- психологической адаптации младших школьников и социометрия. Результаты были неутешительными. Высокий процент неадаптированных детей в классе. Есть группа отверженных детей, которые нуждаются в педагогической и психологической помощи.
Дети, имеющие трудности в социальной адаптации, некомфортно чувствуют себя в социуме, испытывают проблемы как в обучении, так и в общении внутри детского коллектива, со взрослыми. С целью уменьшения доли обучающихся, имеющих проблемы в социальной адаптации, был разработан проект «Золотой ключик». Проект реализовывался в течение 2 лет и будет иметь продолжение ещё на 2 года. Исходные и промежуточные результаты приведены в таблице.
Учебный год | Количество детей, имеющих трудности в социальной адаптации | Результаты социометрии |
Кол-во лидеров | Кол-во предпочитаемых | Кол-во пренебрегаемых | Кол-во изолированных |
2013-2014 | 28 % | 1 | 15 | 9 | 4 |
2014-2015 | 23,3% | 2 | 19 | 8 | 1 |
На протяжении данного времени наблюдалась положительная динамика уровня сплочённости коллектива.
В 2013-2014 уч. году уровень сплочённости коллектива составлял 44, 5 баллов, что оценивается как низкий.
В 2014-2015 уч. году уровень сплочённости коллектива вырос до 55 баллов, что 50%, что приблизилось к среднему уровню.
Внедрение и реализация данного проекта вызвало у родителей положительный отклик и поддержку. По сравнению с 2013-2014 учебным годом направление « Художественное чтение», как составляющую театрального искусства выбрали для своих детей на 7% больше.
Цель проекта:
снижение доли обучающихся, испытывающих трудности в социальной адаптации посредством возможностей театрального искусства.
Задачи:
Создать особое психологическое пространство для развития творческих способностей младших школьников;
Способствовать самовыражению младших школьников через раскрытие творческого потенциала и саморазвитие;
Развивать коммуникативные и личностные качества младших школьников;
Познакомить с театральным искусством ( устройством здания театра, профессиями театрального искусства: актёр, режиссёр, гримёр, костюмер, администратор, и т.д.)
Воспитывать культуру поведения зрителя.
Тип проекта: творческий
Новизна проекта заключается в том, что работа над ним осуществляется через взаимодействие с театрами города (Кукольным театром, Драматическим театром города Бийска) по трём различным направлениям, которые переплетаются и взаимно дополняют друг друга:
Состав проектной группы: учащиеся 1-4 классов (7-11 лет)
По продолжительности: долгосрочный (2013-2017), 2 часа в неделю.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- увеличение уровня удовлетворенности родителей и детей на 35%;
- снижение на 15% доли обучающихся, испытывающих трудности в социализации;
- увеличение уровня сплоченности классного коллектива до 80 баллов.
Материально-техническое оснащение:
1.Сцена, зал, оснащённый аудиовизуальным и музыкальным оборудованием;
2. Кабинет начальных классов, оснащённый мультимедийным оборудованием, оргтехникой и дидактическими материалами;
3. Программно-методическое обеспечение, отвечающее целям и задачам эстетического развития детей начальной школы.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно - образовательного процесса;
2. Подборка художественной литературы для театрализованных представлений;
3. Подборка литературы познавательного характера;
4. Картотека аудио-записей, видео фильмов;
5. Конспекты театрализованных представлений;
6.Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера.
Информационное обеспечение:
Афанасенко Е.Х и др. Детский музыкальный театр (программы, разработки занятий, рекомендации). – Волгоград, 2009.
Гембицкая Е. Музыкально-эстетическое воспитание детей .-М., 2000.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 2007.
Засоркина Н.В. и др. Методы проектов в начальной школе. Система реализации. – Волгоград, 2010.
Для подведения итогов реализации проекта используются следующие формы:
Итог каждого года - выступление в концертных программах, показ спектаклей.
После завершения проекта учащиеся достигнут следующих результатов:
Личностные умения:
- проявлять ценностное отношение к театру как виду искусства;
- проявлять понимание чувства прекрасного, эстетические чувства, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- развивать самостоятельность и личную ответственность;
- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- проявлять способность к решению моральных дилемм, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- проявлять осознанные эстетические предпочтения, ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные умения:
Познавательные
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- ставить, формулировать проблему и планировать действия выхода из проблемной ситуации;
- анализировать процесс деятельности и ее продукт, выбирая для этого основания и критерии.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно;
корректировать – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;
Коммуникативные:
- развивать навыки сотрудничества при работе в группе;
- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- совершенствовать речевое оформление;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
-работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- развивать навык коллективной деятельности при планировании этапов работы и рефлексии;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Информационные:
- искать информацию в соответствующих возрасту базах данных, системах поиска;
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;
- готовить и проводить презентацию перед аудиторией.
II. Краткая аннотация содержания проекта.
Учащиеся 1-4 классов становятся участниками театральной труппы, узнают о театральных профессиях, своими силами готовят спектакли к показу. Проектная деятельность основана на групповой работе, ролевых установках. На протяжении всей работы задумано планирование этапов деятельности, оценивание, рефлексия.
Задача проектной деятельности - формирование чувства прекрасного, эстетических чувств, ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
III. Этапы работы над проектом.
1. Ценностно-ориентационный этап.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос
Зачем человеку творчество?
Проблемные вопросы
Почему человек стремится к красоте и гармонии? Могу ли я создать что-то прекрасное? Кто в театре главный?
Учебные вопросы
Как устроен театр? Кто работает в театре? Как пьеса становится спектаклем? Кто он - настоящий зритель? Как связано умение читать по ролям с актерской профессией?
Мотивация учащихся на участие в проекте.
Коллективное создание буклета.
Использование буклета для информирования о предстоящей проектной деятельности родителей учащихся.
Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности.
Составление анкет для родителей «Любите ли вы театр» по проблеме исследования. Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.
Анкетирование для изучения опыта посещения театра, сформированных зрительских предпочтений. Проведение вводного семинара, участниками которого становятся учащиеся, учитель, родители. Изучение результатов анкетирования, использование информации для определения вопросов проекта.
- Включение учащихся в определение партнеров проекта (родителей, педагогов дополнительного образования, работников театра).
Организация учебных экскурсий в театр.
Определение планируемых результатов. Проектирование работы.
2. Этап планирования и организации деятельности.
- Формирование рабочих групп проекта в классе. Использование стартовой презентации учителя для обсуждения вопросов, направляющих проект.
- Распределение ролей, заучивания ролей и песен.
- Обсуждение плана работы. Определение основных этапов деятельности по постановке спектакля: посещение театра. Сбор информации о театральных профессиях; подготовка костюмов, декораций, афиш, репетиции спектакля. Показ коллективного продукта – презентации.
Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов, мастер – класс по изготовлению костюмов, реквизита, кукол для спектакля.
Выставка - презентация разных видов театра «Поиграйте с нами!»
- Оценка промежуточных продуктов, обмен мнениями и впечатлениями об участии в проекте.
- Премьерный показ спектакля.
- Составление рецензии участниками проекта, выполняющими роль критика.
- Обсуждение спектакля. Обмен мнениями о показе.
IV План проекта:
№п/п | Учеб. год | Цель работы | Содержание работы |
1 | 2013-2014 | Создание благоприятных условий для раскрытия творческих способностей первоклассника. Формирование культуры зрителя. | Посещение постановок Бийского драматического театра, Кукольного театра г.Барнаула, г. Бийска. Подготовка миниатюр к праздникам «День Победы», «Последний звонок», постановка сказки О. Емельяновой «Соломенный бычок». |
2 | 2014-2015 | Создание условий для саморазвития и самовыражение младшего школьника через актёрское мастерство. | Посещение постановок Бийского драматического театра, обсуждение просмотренных спектаклей. Постановка театрализованных миниатюр к праздникам: « День учителя», «День Победы». Постановка визитки школы. Постановка сказки С.Я. Маршака « Кошкин дом». |
3 | 2015-2016 | Знакомство с театральным искусством (устройством здания театра, профессиями театрального искусства: актёр, режиссёр, гримёр, костюмер, администратор, и т.д.). Создание условий для формирования у детей актёрского мастерства. | Тематическая экскурсия в Бийский драматический театр с целью знакомства со спецификой профессий театрального искусства. Посещение постановок Бийского драматического театра, обсуждение просмотренных спектаклей. Постановка театрализованных миниатюр к праздникам «День учителя», «День театра», «День победы». Постановка сказки О. Емельяновой « Козлята и Волк» |
4 | 2016-2017 | Создание условий для совершенствования навыков актёрского мастерства. Развитие коммуникативных и личностных качеств детей, способствующих развитию социализированной личности. | Посещение постановок Бийского драматического театра, обсуждение просмотренных спектаклей. Постановка ЛМК «Этих дней не смолкнет слава». Постановка ЛМК «Дети, обожжённые войной». Постановка сказки «Волк и семеро козлят». |