МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Пгт. Селенгинск 2013г
Наша школа является общеобразовательной, реализует государственную политику в области образования. При этом школа ориентируется на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания максимально благоприятных условий для каждого ребенка.
Образовательная область «технология и предпринимательство» является одной из содержательных областей программы. Её введение обусловлено объективно существующей в обществе потребностью формирования профессиональной компетентности подрастающего поколения. Программа разработана с учетом особенностей и оснащения учебно-материальной и технической базы нашей школы, с учетом ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО направления, рационального ведения домашнего хозяйства, с целью экономии семейного бюджета, а также в будущем при выборе профессии в условиях рыночной экономики.
Главной целью программы является -
Обучение и воспитание детей с целью выявления высокого уровня профессиональных способностей и склонностей, с учетом применения национально-регионального компонента и экологического значения в рамках проектной деятельности.
Программа рассчитана на теорию и практику. Содержание теоретического материала рассчитано на углубленное изучение предмета современной технологии, развитие разносторонних качеств личности, формирование знаний и умений у учащихся. Широкое представление о швейном производстве, кулинарии, технологическом изготовлении швейных и кулинарных изделий, технологии художественной обработки тканей, культуре дома, обычаях и традициях разных народов, дизайне помещений, о личной гигиене, об уходе за изделиями, о межпредметной связи, формируется экологическое мировоззрение, профессиональное самоопределение, навыки делового общения, основы предпринимательства и проектирования. В своей работе я проводила эксперимент по созданной мною программе на 4 года, с 6 класса по 9 класс. Разработала систему отслеживания ЗУН учащихся по всем разделам технологии швейного дела – это конструирование, моделирование, машиноведение, технология изготовления изделий и проектирование, в результате эксперимента получила больше положительных результатов и сделала для себя определенные выводы. В конечном итоге поделилась опытом и выступила на районном методическом объединении среди коллег, которые одобрили и приняли к сведению, а некоторые работают по моим разработкам – Мусонова О.М. Каменский лицей, Марханова О.П. Байкало-Кударинская школа, Поломошина Л.Н. Нюкская школа и другие.
Ранее создала и разработала программу спецкурса «Экология Дома», в которой мне удалось привлечь учащихся разных возрастов, они с большим интересом выполняли творческие проекты из природного материала и бытовых отходов. Можно назвать творческий проект «Дадим чистый мир детям», «Вещи для дома», разные поделки и сувениры.
Рассмотрим программу по разделам и по - блочно:
Блок: «Экология дома» -
Раздел: Бытовые отходы, бытовая химия – её влияние на здоровье человека, вторая жизнь вещей - углубленное изучение и исследование через проектную деятельность с выходом на научно - практическую конференцию «Шаг в Будущее».
Влияние химических волокон на здоровье человека.
Бытовые отходы.
Блок: «Швейное дело» -
Раздел: Технология изготовления швейных изделий – изучение и выполнение изделий от простого к сложному, с учетом технологической культуры, национально – регионального компонента, обычаев и традиций разных народов, экологического значения и экономических расчетов. Углубленное изучение и выполнение проектов, защита проектов и изделий с выходом на научно-практическую конференцию «Шаг в будущее».
Значение специальной одежды для человека.
Моделирование сценического костюма «Байкал» в рамках проектной деятельности.
Моделирование и изготовление национально-сценического костюма в рамках проектной деятельности.
Школьная форма – традиции и современность.
Говорящая одежда. (буквы, цифры, надписи и т.д.)
Блок: «Рукоделие» -
Раздел: Ручное ковроткачество - здесь предусмотрено возрождение народных ремесел и промыслов (декоративно-прикладное искусство и т.д.), история национального костюма, разного рода рукоделие, ковроткачество, лоскутное шитье, вышивка, орнамент, художественно-эстетическое оформление и отделка изделий.
Раздел: Кулинария – это чисто экологическая пища, её ценность, технология приготовления кулинарных и кондитерских изделий, культура питания, национальные традиции и обряды и многое, многое другое. Детям очень нравится самим готовить, знать историю разновидностей блюд и технологию приготовления кулинарных изделий, выполнять творческие проекты.
Реализация интересов и способностей учащихся через проектную деятельность в процессе обучения дает качественный результат, об этом подтверждают их показатели и результаты выполненной работы.
В качестве развивающего обучения предусмотрены экономика и экономические задачи, электромеханика, бизнес – планирование, основы предпринимательства и проектирования. Решение экологических проблем, с целью вторичного использования отходов, углубленное изучение растениеводства и животноводства, овощеводство и почвоведение.
Качественное обучение и психологическая подготовка учащихся современной технологии в условиях программы «Наша новая школа», будет способствовать формированию технологического мышления, иметь практико-ориентированную направленность, развивать познавательные интересы, в конечном счете, будет достигнут качественный результат поставленных целей и задач.
В процессе обучения и подготовки учащихся, перед учителем ставятся следующие задачи:
1. формирование знаний и умений;
2. воспитание трудолюбия, эстетические и нравственные качества;
3. развитие творческих способностей и художественной инициативы;
4. ознакомление с различными профессиями, множеством вида рукоделия, электромеханикой, предпринимательской деятельностью, с основами проектирования,
5. использование своих знаний и умений в условиях рыночной экономики и экологическими проблемами.
В созданной программе изучаются как технологии промышленного, так и сельскохозяйственного производства.
Большая часть занятий отводится выполнению проектов, когда выполненное изделие своими руками превращается в творческий процесс, и учащиеся могут выполнить самостоятельно проект по выбору. Воплощать свои идеи и замыслы в реальные, конкретные изделия, а учитель выступает в роли консультанта.
Создание творческих проектов выстраивается в определенную схему: эскиз - конструкция, технология - готовое изделие.
В результате реализации творческого проекта мы пришли к выводу, что методическая сторона организации проектной деятельности включает в себя такие основные аспекты как методическая подготовка учителя. Методика выбора объектов в творчестве учащегося, методика планирования процесса проектной деятельности школьников на уроках технологии.
Показателем успешности учащихся усвоения и реализации программы является:
Технологическая грамотность;
Умение мыслить, системно и комплексно, непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве средств в преобразовательной деятельности;
Технологическая образованность, понимая ее как необходимый и достаточный объем знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождение его в их будущую профессиональную деятельность;
Стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений;
Высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материи, энергии, информации в интересах человеческого общества и природной сферы с учетом техноэтики.
Контроль должен осуществляться как пооперационно, так и систематически за отдельными операциями или действиями в целом. При реализации образовательной программы, в новых условиях, необходимо учитывать, что для наиболее полного усвоения программы надо использовать не одно, а несколько познавательных действий: сравнение, выведение следствий, классификацию и другое.
Созданная своим разумом и изготовленная своими руками вещь, с учетом достижений профессиональной компетенции, требований дизайна и техноэтики делает человека уверенным в себе, добрее, гуманнее, терпеливее.
Трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения и реализации профессиональной компетенции, технологической культуры, проектно-технологической деятельности через учебно-игровую, учебно-экспериментальную и учебно-производственную деятельность.
Отметим положительные стороны реализации программы через проектную деятельность:
Эффективное использование оборудования;
Последовательность выполнения изделий технологически;
Использование национально-регионального компонента, местный материал;
Вторичное использование отходов;
Изменение отношений в коллективе учащихся, также с их учителем;
Появляется возможность вовлекать родителей в учебный процесс;
Помогает учащимся научиться избирательно, относится к используемым изделиям, вносить свой вклад.
О высоком уровне реализации образовательной программы по предмету можно судить по результатам учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, выставках, выполнении проектов и изготовлении изделий.
Результаты учащихся, участвовавших в предметных олимпиадах различного уровня (с указанием занятого места)
Учебный год | Уровень олимпиады |
Школьный | Муниципальный | Региональный | Федеральный |
2008 | 2/1 | 2/1 | 1/7 | |
2009 | 2/1 | 2/1 | 1/9 | |
2010 | 2/1 | 2/3 | | |
2011 | 2/1 | 2/1 | 1/12 | |
2012 | 2/1 | 2/2 | | |
Тематика творческих работ учащихся (проектов, исследований), выполненных под руководством учителя.
1. Исследовательская работа «Школьная форма – традиции и современность»- 1м
2. Исследовательская работа «Влияние химических волокон на здоровье человека»- 1м
3. Исследовательская работа «Значение специальной одежды для человека» -2м
4. Исследовательская работа «Моделирование сценического костюма «Байкал» в рамках проектной деятельности»- 1м
5. Моделирование и изготовление национально-сценического костюма в рамках проектной деятельности -3м
6. Исследовательская работа «Бытовые отходы» - 3 м
7. Исследовательская работа «Говорящая одежда» - 5м