Проектирование урока в начальной школе
по литературному чтению в УМК «Перспектива»
Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования Санкт – Петербургской академии постдипломного педагогического образования, соавтор УМК «Школа России», «Перспектива»
Обсуждаемые вопросы:
- Основные положения урока в соответствии с ФГОС и ООП.
- Основные рубрики учебника литературного чтения и типы уроков в соответствии с рубриками.
- Структура урока литературного чтения.
- Подготовка учителя к уроку литературного чтения.
- Проектирование урока литературного чтения
Особенности современного урока (урок в соответствии с ФГОС)
- Системно – деятельностный подход.
- Подходы к определению планируемых результатов.
- Подходы к информационно – образовательной среде.
Планируемые предметные результаты в соответствии с ООП
- Характеризовать героев произведения (называть героев, характеризовать их, соотносить с содержанием текста, находить информацию в тексте, составлять план рассказа, рассказывать о герое по коллективно составленному плану, по самостоятельно составленному плану).
- Составлять план (определять последовательность иллюстраций , соотносить содержание иллюстрации и текст, определять основную мысль, озаглавливать иллюстрации, составлять план; анализировать составленный план, определять, по каким основаниям он составлен, составлять план (сложный, простой, цитатный).
- Подробно пересказывать (определять события, определять опорные слова, составлять предложения – текст, пересказывать подробно).
- Читать по ролям (определять героев, устанавливать соответствия, готовить выразительное чтение с использованием мимики, жестов).
- Читать наизусть (освоение приемов заучивания наизусть).
Планируемые метапредметные результаты в в соответствии с ООП
- Определять учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать результат действий.
- Анализировать текст, находить нужную информацию, преобразовывать её в сообщение, в ответ на вопрос.
- Сравнивать героев произведения по определенным критериям.
- Работать с учебным текстом.
- Анализировать содержание схемы…
Планируемые личностные результаты в соответствии с ООП
- Осмысление понятий «Дружба», «Друг», «Настоящий друг».
- Осознание, что пословица – это народная мудрость.
- Осознание, что любовь к родине – это особое чувство человека.
- Проявлять познавательный интерес к изучению..
УМК по литературному чтению
- Учебник (в 2-х частях);
- Электронный учебник;
- Творческая тетрадь (в 2-х частях);
- ЭОР (электронные образовательные ресурсы);
- Дидактический материал;
- Методические рекомендации к
- урокам;
- Рабочая программа
Из ООП НОО (Протокол Федерального методического собрания № 1/15 от 08.04.2015 г.)
- урок должен отражать ее основные этапы – постановку задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата;
- осуществлении целесообразного выбора организационно-деятельностных форм работы обучающихся на уроке (учебном занятии) – индивидуальной, групповой (парной) работы, общеклассной дискуссии
Разделы учебника
«Литературное чтение»
- Шутки-минутки.
- Читалочка-обучалочка.
- Мы идём в библиотеку.
- Самостоятельное чтение.
- Семейное чтение.
- Наш театр.
- Работа с картиной
- Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Типы уроков литературного чтения
- Урок работы с литературным произведением: (урок знакомства с литературным произведением; урок чтения и анализа литературного произведения; урок анализа литературного произведения; обобщающая работа с текстом);
- Урок работы с картиной;
- Урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок);
- Урок развития речи;
- Урок контроля и оценки.
Структура урока по литературному чтению
Этап
Цель работы на данном этапе
Подготовка к первичному восприятию
Возможные методические приёмы
Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей.
Первичное восприятие Проверка первичного восприятия
Антиципация содержания произведения по заголовку, рассказ учителя о событиях, слушание музыкального произведения, беседа о творчестве поэта или писателя, техническая подготовка, рассматривание произведений живописи,
Мотивация к анализу прочитанного произведения
Оценить качество восприятия
Беседа, выявляющая эмоциональный отклик: понравилось; что удивило, заинтересовало, какой герой близок?
Пробудить интерес к дальнейшему чтению.
Анализ произведения
Постановка проблемных вопросов: почему так называется, какова композиция (структура текста), мотивы поступков героев, сравнение героев.
Углубить восприятие произведения, понять главную мысль
Обобщение результатов анализа
Составление плана, характеристика героя, композиция произведения, подготовка к пересказу.
Обеспечить более глубокое восприятие
Создание устного или письменного текста, создание текста по аналогии; пересказ, драматизация, иллюстрирование.
Нормативные правовые документы и методические материалы, определяющие основные положения урока
- Программа начального образования (планируемые результаты на ступень).
- Рабочая авторская программа (планируемые результаты на ступень, на год, на тему, на урок).
- Рабочая программа педагога.
- Тема урока:
- А. Пушкин. Осень. С. Аксаков. Осень. Сравнение произведений на одну тему.
- Русская народная сказка. Лиса, Петух и Заяц. Особенности сказки.
- А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство с произведением.
- А. Пушкин «Сказка о царе Салтане..». Русская народная сказка «По руки локоть в серебре, по колено в золоте..». Сравнение сказок.
- А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане..». Определение главной мысли. Характеристика героев.
План подготовки учителя к уроку
1 . Определение места урока в системе уроков литературного чтения: первый урок (вводный урок) по разделу, урок работы с литературным произведением, урок развития речи (подготовка к драматизации).
2. Определение типа урока: урок изучения нового материала (урок чтения и анализа произведения)…….
3. Определение планируемых результатов урока на основе содержания страниц учебника и Творческой тетради:
4. Отбор материала в учебнике и Творческой тетради для чтения и обсуждения.
5. Выбор форм работы на уроке: индивидуально, в паре, в группе.
6. Составление плана урока (проектирование урока).
7. Организация контрольно-диагностических процедур на уроке — отбор содержания для проведения диагностики на базовом и повышенном уровне.
Вводный урок по разделу.
Тема урока: вводный урок по разделу «Здравствуй, сказка».
Планируемые результаты:
- Определить учебные задачи раздела, спланировать изучение.
План урока.
- Обсуждение темы урока «Здравствуй, сказка!»
- Знакомство с содержанием раздела.
- Обсуждение понятий и постановка учебных задач.
- Чтение диалога. Обсуждение реплик. Уточнение учебных задач.
- Работа в паре: обсуждение смысла пословицы. Уточнение учебных задач.
- Определение планируемых результатов по разделу. Обсуждение содержания контрольной тематической работы.
Урок работы с литературным произведением
Проектирование урока по русской народной сказке «Лиса, Заяц и Петух»
Тема:
- Особенности сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса, Заяц и Петух».
Место урока: 3 урок в теме «Здравствуй, сказка!» (осваиваемые понятия: сказка, сказка о животных, сказочный герой).
Планируемые результаты:
Предметные:
- Называть особенности сказки;
- Определять (называть героев произведения);
- Называть главных и второстепенных героев.
Метапредметные:
- Определять учебную задачу урока;
- Планировать выполнение учебной задачи;
- Освоить приемы смыслового, просмотрового, выборочного чтения.
Личностные:
- Проявлять интерес к чтению сказок.
Проектирование урока по русской народной сказке «Лиса, Заяц и Петух»
Выбор форм: индивидуальная, парная.
План – конспект урока:
1. Работа с текстом до чтения: выставка книг, определение книги, которую будем читать, обсуждение книги (знакома ли она); постановка учебных задач, планирование работы.
2. Работа с текстом во время чтения: комбинированное чтение, соотнесение иллюстрации и текста, определение особенностей сказки.
3. Работа с текстом после чтения: работа по методическому аппарату учебника.
Выбор диагностических средств:
1 Ответы на вопросы: перечисли основные особенности сказки.
2. Прием незаконченных предложений: в сказке…..
3. Тестовая работа: отметь основные особенности сказочного текста:
- Герои – животные разговаривают.
- Начало сказки: жили – были;
- Реальная жизненная ситуация.
Урок работы с книгой.
Тема. Внеклассное чтение. Подготовка выставки «Писатели детям».
Планируемые результаты:
- Определять учебную задачу, планировать её выполнение;
- Анализировать выставку, составлять выставку книг на тему, представлять книгу.
План урока:
- Определение темы урока, учебной задачи урока.
- Анализ тематической выставки.
- Анализ книг в соответствии с планом.
- Составление выстваки.
Урок работы с картиной
Тема:
- Устное сочинение по картине.
- Сочинение по картине.
- Сравнение художественного текста и репродукции картины.
План урока.
- Рассматривание репродукции картины.
- Проверка первичного восприятия.
- Детальное рассматривание. Отбор материала для высказывания.
- Сообщение, сочинение.
- Оценка результатов.
Урок контроля и оценки
Из Пособия Бойкиной М.В. «Литературное чтение. Предварительный, текущий, итоговый контроль» (Издательство «Просвещение», «Учлит»)
Раздел «Любите книгу»
Планируемые результаты
Базовый уровень
- Знать, кто такой читатель; объяснять какого читателя можно назвать настоящим читателем;
- Знать, кого мы называем писателем, приводить примеры;
- Рассказывать о книге по плану.
Повышенный уровень
- Составлять рассказ о старинных книгах;
- Объяснять, в чем ценность книги
Контрольная работа № 1.
- Согласен ли ты с высказыванием: «Читатель, это не тот, кто умеет читать, а тот, кто размышляет над прочитанным, старается понять, что хотел сказать автор». Обведи нужный ответ.
Да Нет
Объясни свое мнение. Дополни предложение:
Я согласен с высказыванием, потому что____________________________________________________________________
Я не согласен с высказыванием, потому что_____________________________________________________________________
2. Прочитай. Подчеркни, кто из детских писателей тебе знаком. Выбери одного из знакомых тебе писателей и запиши произведения, которые он написал.
Евгений Чарушин, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Юнна Мориц, Агния Барто, Николай Носов, Валентина Осеева, Виктор Драгунский, Виталий Бианки.
3*.Рассмотри книги. Укажи, какие из них являются старинными. Расскажи об одной из книг.
4 *. Прочитай высказывания о книге. Отметь, с каким высказыванием ты согласен. Объясни, почему.
Всем хорошим во мне я обязан книгам. Любите книгу — источник знания.
М. Горький
Читая книгу, можно остановиться, обдумать, согласиться
или не согласиться, запомнить прочитанное.
Д. Лихачёв
Ум без книги — что птица без крыльев.
(Русская народная пословица)
Хорошая книга —
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней
Бывает досуг!
Н. Найдёнова
5. Рассмотри обложку книги. Расскажи о книге по обложке.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ»
127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41
Тел.: 8(495) 789 30 40
Портал «Начальная школа»
1-4.prosv.ru