СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование урока в начальной школе по литературному чтению в УМК "Перспектива".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бойкина М.В. рассматривает структуру урока и подготовку учителя к уроку литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока в начальной школе по литературному чтению в УМК "Перспектива".»

 Проектирование урока в начальной школе по литературному чтению в УМК «Перспектива» Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования Санкт – Петербургской академии постдипломного педагогического образования, соавтор УМК «Школа России», «Перспектива»

Проектирование урока в начальной школе

по литературному чтению в УМК «Перспектива»

Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования Санкт – Петербургской академии постдипломного педагогического образования, соавтор УМК «Школа России», «Перспектива»

Обсуждаемые вопросы: Основные положения урока в соответствии с ФГОС и ООП. Основные рубрики учебника литературного чтения и типы уроков в соответствии с рубриками. Структура урока литературного чтения. Подготовка учителя к уроку литературного чтения. Проектирование урока литературного чтения

Обсуждаемые вопросы:

  • Основные положения урока в соответствии с ФГОС и ООП.
  • Основные рубрики учебника литературного чтения и типы уроков в соответствии с рубриками.
  • Структура урока литературного чтения.
  • Подготовка учителя к уроку литературного чтения.
  • Проектирование урока литературного чтения
Особенности современного урока  (урок в соответствии с ФГОС) Системно – деятельностный подход. Подходы к определению планируемых результатов. Подходы к информационно – образовательной среде.

Особенности современного урока (урок в соответствии с ФГОС)

  • Системно – деятельностный подход.
  • Подходы к определению планируемых результатов.
  • Подходы к информационно – образовательной среде.
Планируемые предметные результаты в соответствии с ООП Характеризовать героев произведения (называть героев, характеризовать их, соотносить с содержанием текста, находить информацию в тексте, составлять план рассказа, рассказывать о герое по коллективно составленному плану, по самостоятельно составленному плану).

Планируемые предметные результаты в соответствии с ООП

  • Характеризовать героев произведения (называть героев, характеризовать их, соотносить с содержанием текста, находить информацию в тексте, составлять план рассказа, рассказывать о герое по коллективно составленному плану, по самостоятельно составленному плану).
Составлять план (определять последовательность иллюстраций , соотносить содержание иллюстрации и текст, определять основную мысль, озаглавливать иллюстрации, составлять план; анализировать составленный план, определять, по каким основаниям он составлен, составлять план (сложный, простой, цитатный). Подробно пересказывать (определять события, определять опорные слова, составлять предложения – текст, пересказывать подробно). Читать по ролям (определять героев, устанавливать соответствия, готовить выразительное чтение с использованием мимики, жестов). Читать наизусть (освоение приемов заучивания наизусть).
  • Составлять план (определять последовательность иллюстраций , соотносить содержание иллюстрации и текст, определять основную мысль, озаглавливать иллюстрации, составлять план; анализировать составленный план, определять, по каким основаниям он составлен, составлять план (сложный, простой, цитатный).
  • Подробно пересказывать (определять события, определять опорные слова, составлять предложения – текст, пересказывать подробно).
  • Читать по ролям (определять героев, устанавливать соответствия, готовить выразительное чтение с использованием мимики, жестов).
  • Читать наизусть (освоение приемов заучивания наизусть).
Планируемые метапредметные результаты в в соответствии с ООП Определять учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать результат действий. Анализировать текст, находить нужную информацию, преобразовывать её в сообщение, в ответ на вопрос. Сравнивать героев произведения по определенным критериям. Работать с учебным текстом. Анализировать содержание схемы…

Планируемые метапредметные результаты в в соответствии с ООП

  • Определять учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать результат действий.
  • Анализировать текст, находить нужную информацию, преобразовывать её в сообщение, в ответ на вопрос.
  • Сравнивать героев произведения по определенным критериям.
  • Работать с учебным текстом.
  • Анализировать содержание схемы…
Планируемые личностные результаты в соответствии с ООП Осмысление понятий «Дружба», «Друг», «Настоящий друг». Осознание, что пословица – это народная мудрость. Осознание, что любовь к родине – это особое чувство человека. Проявлять познавательный интерес к изучению..

Планируемые личностные результаты в соответствии с ООП

  • Осмысление понятий «Дружба», «Друг», «Настоящий друг».
  • Осознание, что пословица – это народная мудрость.
  • Осознание, что любовь к родине – это особое чувство человека.
  • Проявлять познавательный интерес к изучению..
УМК по литературному чтению   Учебник (в 2-х частях);  Электронный учебник;  Творческая тетрадь (в 2-х частях);  ЭОР (электронные образовательные ресурсы);  Дидактический материал;  Методические рекомендации к  урокам;  Рабочая программа

УМК по литературному чтению

  • Учебник (в 2-х частях);
  • Электронный учебник;
  • Творческая тетрадь (в 2-х частях);
  • ЭОР (электронные образовательные ресурсы);
  • Дидактический материал;
  • Методические рекомендации к
  • урокам;
  • Рабочая программа

Из ООП НОО  (Протокол Федерального методического собрания № 1/15 от 08.04.2015 г.) - урок должен отражать ее основные этапы – постановку задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата; - осуществлении целесообразного выбора организационно-деятельностных форм работы обучающихся на уроке (учебном занятии) – индивидуальной, групповой (парной) работы, общеклассной дискуссии

Из ООП НОО (Протокол Федерального методического собрания № 1/15 от 08.04.2015 г.)

- урок должен отражать ее основные этапы – постановку задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата;

- осуществлении целесообразного выбора организационно-деятельностных форм работы обучающихся на уроке (учебном занятии) – индивидуальной, групповой (парной) работы, общеклассной дискуссии

Разделы учебника «Литературное чтение» Шутки-минутки. Читалочка-обучалочка. Мы идём в библиотеку. Самостоятельное чтение. Семейное чтение. Наш театр. Работа с картиной Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Разделы учебника

«Литературное чтение»

  • Шутки-минутки.
  • Читалочка-обучалочка.
  • Мы идём в библиотеку.
  • Самостоятельное чтение.
  • Семейное чтение.
  • Наш театр.
  • Работа с картиной
  • Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Типы уроков литературного чтения Урок работы с литературным произведением: (урок знакомства с литературным произведением; урок чтения и анализа литературного произведения; урок анализа литературного произведения; обобщающая работа с текстом); Урок работы с картиной; Урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок); Урок развития речи; Урок контроля и оценки.

Типы уроков литературного чтения

  • Урок работы с литературным произведением: (урок знакомства с литературным произведением; урок чтения и анализа литературного произведения; урок анализа литературного произведения; обобщающая работа с текстом);
  • Урок работы с картиной;
  • Урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок);
  • Урок развития речи;
  • Урок контроля и оценки.

Структура урока по литературному чтению

Этап

Цель работы на данном этапе

Подготовка к первичному восприятию

Возможные методические приёмы

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей.

Первичное восприятие Проверка первичного восприятия

Антиципация содержания произведения по заголовку, рассказ учителя о событиях, слушание музыкального произведения, беседа о творчестве поэта или писателя, техническая подготовка, рассматривание произведений живописи,

Мотивация к анализу прочитанного произведения

Оценить качество восприятия

Беседа, выявляющая эмоциональный отклик: понравилось; что удивило, заинтересовало, какой герой близок?

Пробудить интерес к дальнейшему чтению.

Анализ произведения

Постановка проблемных вопросов: почему так называется, какова композиция (структура текста), мотивы поступков героев, сравнение героев.

Углубить восприятие произведения, понять главную мысль

Обобщение результатов анализа

Составление плана, характеристика героя, композиция произведения, подготовка к пересказу.

Обеспечить более глубокое восприятие

Создание устного или письменного текста, создание текста по аналогии; пересказ, драматизация, иллюстрирование.

Нормативные правовые документы и методические материалы, определяющие основные положения урока Программа начального образования (планируемые результаты на ступень). Рабочая авторская программа (планируемые результаты на ступень, на год, на тему, на урок). Рабочая программа педагога. Тема урока: А. Пушкин. Осень. С. Аксаков. Осень. Сравнение произведений на одну тему. Русская народная сказка. Лиса, Петух и Заяц. Особенности сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство с произведением. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане..». Русская народная сказка «По руки локоть в серебре, по колено в золоте..». Сравнение сказок. А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане..». Определение главной мысли. Характеристика героев.

Нормативные правовые документы и методические материалы, определяющие основные положения урока

  • Программа начального образования (планируемые результаты на ступень).
  • Рабочая авторская программа (планируемые результаты на ступень, на год, на тему, на урок).
  • Рабочая программа педагога.
  • Тема урока:
  • А. Пушкин. Осень. С. Аксаков. Осень. Сравнение произведений на одну тему.
  • Русская народная сказка. Лиса, Петух и Заяц. Особенности сказки.
  • А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство с произведением.
  • А. Пушкин «Сказка о царе Салтане..». Русская народная сказка «По руки локоть в серебре, по колено в золоте..». Сравнение сказок.
  • А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане..». Определение главной мысли. Характеристика героев.
План подготовки учителя к уроку 1 . Определение места урока в системе уроков литературного чтения: первый урок (вводный урок) по разделу, урок работы с литературным произведением, урок развития речи (подготовка к драматизации). 2. Определение типа урока: урок изучения нового материала (урок чтения и анализа произведения)……. 3. Определение планируемых результатов урока на основе содержания страниц учебника и Творческой тетради: 4. Отбор материала в учебнике и Творческой тетради для чтения и обсуждения. 5. Выбор форм работы на уроке: индивидуально, в паре, в группе. 6. Составление плана урока (проектирование урока). 7. Организация контрольно-диагностических процедур на уроке — отбор содержания для проведения диагностики на базовом и повышенном уровне.

План подготовки учителя к уроку

1 . Определение места урока в системе уроков литературного чтения: первый урок (вводный урок) по разделу, урок работы с литературным произведением, урок развития речи (подготовка к драматизации).

2. Определение типа урока: урок изучения нового материала (урок чтения и анализа произведения)…….

3. Определение планируемых результатов урока на основе содержания страниц учебника и Творческой тетради:

4. Отбор материала в учебнике и Творческой тетради для чтения и обсуждения.

5. Выбор форм работы на уроке: индивидуально, в паре, в группе.

6. Составление плана урока (проектирование урока).

7. Организация контрольно-диагностических процедур на уроке — отбор содержания для проведения диагностики на базовом и повышенном уровне.

Вводный урок по разделу. Тема урока: вводный урок по разделу «Здравствуй, сказка». Планируемые результаты: Определить учебные задачи раздела, спланировать изучение. План урока. Обсуждение темы урока «Здравствуй, сказка!» Знакомство с содержанием раздела. Обсуждение понятий и постановка учебных задач. Чтение диалога. Обсуждение реплик. Уточнение учебных задач. Работа в паре: обсуждение смысла пословицы. Уточнение учебных задач. Определение планируемых результатов по разделу. Обсуждение содержания контрольной тематической работы.

Вводный урок по разделу.

Тема урока: вводный урок по разделу «Здравствуй, сказка».

Планируемые результаты:

  • Определить учебные задачи раздела, спланировать изучение.

План урока.

  • Обсуждение темы урока «Здравствуй, сказка!»
  • Знакомство с содержанием раздела.
  • Обсуждение понятий и постановка учебных задач.
  • Чтение диалога. Обсуждение реплик. Уточнение учебных задач.
  • Работа в паре: обсуждение смысла пословицы. Уточнение учебных задач.
  • Определение планируемых результатов по разделу. Обсуждение содержания контрольной тематической работы.
Урок работы с литературным произведением

Урок работы с литературным произведением

Проектирование урока по русской народной сказке «Лиса, Заяц и Петух» Тема: - Особенности сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса, Заяц и Петух». Место урока: 3 урок в теме «Здравствуй, сказка!» (осваиваемые понятия: сказка, сказка о животных, сказочный герой). Планируемые результаты: Предметные: Называть особенности сказки; - Определять (называть героев произведения); Называть главных и второстепенных героев. Метапредметные: Определять учебную задачу урока; Планировать выполнение учебной задачи; Освоить приемы смыслового, просмотрового, выборочного чтения. Личностные: - Проявлять интерес к чтению сказок.

Проектирование урока по русской народной сказке «Лиса, Заяц и Петух»

Тема:

- Особенности сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса, Заяц и Петух».

Место урока: 3 урок в теме «Здравствуй, сказка!» (осваиваемые понятия: сказка, сказка о животных, сказочный герой).

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Называть особенности сказки;

- Определять (называть героев произведения);

  • Называть главных и второстепенных героев.

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока;
  • Планировать выполнение учебной задачи;
  • Освоить приемы смыслового, просмотрового, выборочного чтения.

Личностные:

- Проявлять интерес к чтению сказок.

Проектирование урока по русской народной сказке «Лиса, Заяц и Петух» Выбор форм: индивидуальная, парная. План – конспект урока: 1. Работа с текстом до чтения: выставка книг, определение книги, которую будем читать, обсуждение книги (знакома ли она); постановка учебных задач, планирование работы. 2. Работа с текстом во время чтения: комбинированное чтение, соотнесение иллюстрации и текста, определение особенностей сказки. 3. Работа с текстом после чтения: работа по методическому аппарату учебника. Выбор диагностических средств: 1 Ответы на вопросы: перечисли основные особенности сказки. 2. Прием незаконченных предложений: в сказке….. 3. Тестовая работа: отметь основные особенности сказочного текста: Герои – животные разговаривают. Начало сказки: жили – были; Реальная жизненная ситуация.

Проектирование урока по русской народной сказке «Лиса, Заяц и Петух»

Выбор форм: индивидуальная, парная.

План – конспект урока:

1. Работа с текстом до чтения: выставка книг, определение книги, которую будем читать, обсуждение книги (знакома ли она); постановка учебных задач, планирование работы.

2. Работа с текстом во время чтения: комбинированное чтение, соотнесение иллюстрации и текста, определение особенностей сказки.

3. Работа с текстом после чтения: работа по методическому аппарату учебника.

Выбор диагностических средств:

1 Ответы на вопросы: перечисли основные особенности сказки.

2. Прием незаконченных предложений: в сказке…..

3. Тестовая работа: отметь основные особенности сказочного текста:

  • Герои – животные разговаривают.
  • Начало сказки: жили – были;
  • Реальная жизненная ситуация.
Урок работы с книгой. Тема. Внеклассное чтение. Подготовка выставки «Писатели детям». Планируемые результаты: Определять учебную задачу, планировать её выполнение; Анализировать выставку, составлять выставку книг на тему, представлять книгу. План урока: Определение темы урока, учебной задачи урока. Анализ тематической выставки. Анализ книг в соответствии с планом. Составление выстваки.

Урок работы с книгой.

Тема. Внеклассное чтение. Подготовка выставки «Писатели детям».

Планируемые результаты:

  • Определять учебную задачу, планировать её выполнение;
  • Анализировать выставку, составлять выставку книг на тему, представлять книгу.

План урока:

  • Определение темы урока, учебной задачи урока.
  • Анализ тематической выставки.
  • Анализ книг в соответствии с планом.
  • Составление выстваки.

Урок работы с картиной Тема: Устное сочинение по картине. Сочинение по картине. Сравнение художественного текста и репродукции картины. План урока. Рассматривание репродукции картины. Проверка первичного восприятия. Детальное рассматривание. Отбор материала для высказывания. Сообщение, сочинение. Оценка результатов.

Урок работы с картиной

Тема:

  • Устное сочинение по картине.
  • Сочинение по картине.
  • Сравнение художественного текста и репродукции картины.

План урока.

  • Рассматривание репродукции картины.
  • Проверка первичного восприятия.
  • Детальное рассматривание. Отбор материала для высказывания.
  • Сообщение, сочинение.
  • Оценка результатов.

Урок контроля и оценки Из Пособия Бойкиной М.В. «Литературное чтение. Предварительный, текущий, итоговый контроль» (Издательство «Просвещение», «Учлит») Раздел «Любите книгу» Планируемые результаты Базовый уровень Знать, кто такой читатель; объяснять какого читателя можно назвать настоящим читателем; Знать, кого мы называем писателем, приводить примеры; Рассказывать о книге по плану. Повышенный уровень Составлять рассказ о старинных книгах; Объяснять, в чем ценность книги

Урок контроля и оценки

Из Пособия Бойкиной М.В. «Литературное чтение. Предварительный, текущий, итоговый контроль» (Издательство «Просвещение», «Учлит»)

Раздел «Любите книгу»

Планируемые результаты

Базовый уровень

  • Знать, кто такой читатель; объяснять какого читателя можно назвать настоящим читателем;
  • Знать, кого мы называем писателем, приводить примеры;
  • Рассказывать о книге по плану.

Повышенный уровень

  • Составлять рассказ о старинных книгах;
  • Объяснять, в чем ценность книги
Контрольная работа № 1. Согласен ли ты с высказыванием: «Читатель, это не тот, кто умеет читать, а тот, кто размышляет над прочитанным, старается понять, что хотел сказать автор». Обведи нужный ответ. Да Нет   Объясни свое мнение. Дополни предложение: Я согласен с высказыванием, потому что____________________________________________________________________ Я не согласен с высказыванием, потому что_____________________________________________________________________ 2. Прочитай. Подчеркни, кто из детских писателей тебе знаком. Выбери одного из знакомых тебе писателей и запиши произведения, которые он написал. Евгений Чарушин, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Юнна Мориц, Агния Барто, Николай Носов, Валентина Осеева, Виктор Драгунский, Виталий Бианки.

Контрольная работа № 1.

  • Согласен ли ты с высказыванием: «Читатель, это не тот, кто умеет читать, а тот, кто размышляет над прочитанным, старается понять, что хотел сказать автор». Обведи нужный ответ.

Да Нет

  Объясни свое мнение. Дополни предложение:

Я согласен с высказыванием, потому что____________________________________________________________________

Я не согласен с высказыванием, потому что_____________________________________________________________________

2. Прочитай. Подчеркни, кто из детских писателей тебе знаком. Выбери одного из знакомых тебе писателей и запиши произведения, которые он написал.

Евгений Чарушин, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Юнна Мориц, Агния Барто, Николай Носов, Валентина Осеева, Виктор Драгунский, Виталий Бианки.

3*.Рассмотри книги. Укажи, какие из них являются старинными. Расскажи об одной из книг.

3*.Рассмотри книги. Укажи, какие из них являются старинными. Расскажи об одной из книг.

4 *. Прочитай высказывания о книге. Отметь, с каким высказыванием ты согласен. Объясни, почему. Всем хорошим во мне я обязан книгам. Любите книгу — источник знания.  М. Горький   Читая книгу, можно остановиться, обдумать, согласиться или не согласиться, запомнить прочитанное.  Д. Лихачёв Ум без книги — что птица без крыльев. (Русская народная пословица) Хорошая книга — Мой спутник, мой друг, С тобой интересней Бывает досуг!  Н. Найдёнова

4 *. Прочитай высказывания о книге. Отметь, с каким высказыванием ты согласен. Объясни, почему.

Всем хорошим во мне я обязан книгам. Любите книгу — источник знания.

М. Горький

  Читая книгу, можно остановиться, обдумать, согласиться

или не согласиться, запомнить прочитанное.

Д. Лихачёв

Ум без книги — что птица без крыльев.

(Русская народная пословица)

Хорошая книга —

Мой спутник, мой друг,

С тобой интересней

Бывает досуг!

Н. Найдёнова

5. Рассмотри обложку книги. Расскажи о книге по обложке.

5. Рассмотри обложку книги. Расскажи о книге по обложке.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41 Тел.: 8(495) 789 30 40 Портал «Начальная школа» 1-4.prosv.ru

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ»

127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41

Тел.: 8(495) 789 30 40

Портал «Начальная школа»

1-4.prosv.ru