СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди инновационных педагогических технологий, развивающих творческие способности каждого ребенка, в современной школе большую популярность приобрел проектный метод, который использовался в России ещ? в 30-е годы. Его применение в новой социально-культурной ситуации в свете требований ФГОС позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения и осуществлять системно - деятельностный подход.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках музыки»

Проектная деятельность на уроках музыки

О.В.Балахнина, учитель музыки МБОУ «Енисейская СОШ».

Среди инновационных педагогических технологий, развивающих творческие способности каждого ребенка, в современной школе большую популярность приобрел проектный метод, который использовался в России ещѐ в 30-е годы. Его применение в новой социально-культурной ситуации в свете требований ФГОС позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения и осуществлять системно - деятельностный подход. Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определѐнного результата; создание образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы.

Для мотивации учащихся к работе над проектом используются формы: беседа, дискуссия, ―мозговой штурм, ролевые игры. На уроках музыки проект - это создание учащимися творческого продукта под руководством учителя. Главные цели его введения в преподавание музыки: показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт; реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем; продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

Работа над проектом по музыке требует выполнения следующих условий:

  1. тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

  2. проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

  3. необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала почти по любой теме в разноуровневых классах. Если в младшей школе это – мини-проекты, индивидуальные творческие задания, которые формируют новые умения, способствуют проявлению инициативности, развитию воображения, свободы, самоорганизации. Например, создание диафильма из «кадров» - рисунков к симфонической сказке С.Прокофьева «Петя и Волк», стенная газета «Портрет композитора», презентация «Путешествие в мир музыкальных инструментов» с использованием ИКТ-ресурсов и т.д, то в средней школе проектная деятельность становится средством управления своим поведением в учебной работе.

Практически все виды проектов реализуются в 5-7 классах на уроках музыки:

1. Исследовательские и информационные проекты: рефераты, презентации о творчестве композиторов, певцов, об истории создания произведений или музыкальных инструментов, о возникновении жанров и направлений в музыке, (« А.П.Бородин: композитор и ученый химик», «Симфонический цикл в творчестве Й.Гайдна», «Эволюция вокального жанра: от оперы к рок-опере», «Истоки джаза», «Творчество итальянских певцов XI века»); газеты музыкальной тематики, таблицы, анкетирование типа «Рейтинг любимых композиторов», «Рейтинг любимых песен, клипов», графики и диаграммы.

Авторы программы и учебника по музыке для 5 класса Е.Д.Критская и Г.П.Сергеева предлагают следующие темы исследовательских проектов:

  • «Стань музыкою слово»

 «Вся Россия просится в песню»

 «Распахни мне природа объятья»

 «О подвигах, о доблести, о славе»

2. Творческие проекты (н-р, конкурс рисунков на тему «Я хочу увидеть музыку»; сочинение - эссе на тему «Какое влияние оказывает рок-музыка на человека?», «Классика сегодня актуальна или нет?», исполнение песен на конкурсах, фестивалях, концерты, собственные сценарии праздников).

3. Практико-ориентированные проекты (пособия, дидактический материал, кроссворды по какой-либо теме, создание музыкальной игры и еѐ описание).

4. Игровые проекты (драматизация музыкальных произведений, ролевые проекты (инсценирование детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов)).

Использование метода проектов в процессе обучения в моей практике показало эффективность данной педтехнологии, так как позволяет включить детей в исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата, способствует развитию творческого мышления, воображения. В прошлом учебном году ученицей 5 класса был успешно реализован творческий проект «Вся Россия проситься в песню». Продуктом проектной деятельности стал сборник русских народных песен с музыкальным приложением на диске MP3. Который будет полезным как учащимся , так и педагогам для проведения уроков музыки и внеурочных занятий. Защита проекта с использованием презентации, проходила на Фестивале проектов учащихся 5 класса по итогам года.

С помощью этой инновации на уроке реализую сразу несколько целей: расширение кругозора детей, закрепление изученного материала, создание атмосферы праздника и пополнение кабинета музыки творческими работами детей, повышение уровень культуры учеников. Проектная методика значительно расширяет общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал из учебника, энциклопедий, интернет-ресурсов, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.