Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уканская средняяя общеобразовательная школа
Ярского района Удмуртской Республики
Создание и реализация творческих проектов на уроках «Основы светской этики» как один из путей формирования духовно-нравственной культуры учащихся
Выполнил: учитель русского языка МБОУ Уканская средняя общеобразовательная школа Лапина Людмила Федосеевна
Учитель : Лапина Л.Ф.
2017 г.
Содержание
Вступление ………………………………………………………...стр.2
Духовно- нравственное воспитание и просвещение в современном мире…. стр.3
Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовно- нравственной культуры учащихся……………………………………………… стр.5
Создание и реализация детских проектов на уроках Основы светской этики (из опыта работы) …………………………… .. .стр.6
Заключение …………………………………………………… стр.13
Библиография…………………………………………………… стр.14
Приложение……………………………………………………….стр.15
-2-
Вступление
След, который должны оставлять мы, учителя, -это доброе слово, посеянное в душах учеников. В современном мире подрастающее поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране влечет за собой сложные духовные проблемы, которые выражаются в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты у детей и подростков. На фоне всеобщей бездуховности и морального кризиса, которые обрушиваются на неокрепшие детские души с экранов телевизора и сети Интернет, наша задача заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Уча ребенка любви к ближнему, необходимо самому проявлять её, показывать личный пример нравственного поведения, исполнять те же нравственные заповеди, которые мы пытаемся донести до детей.
Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет нам участвовать в духовном становлении наших детей, создавая благоприятные условия для воспитания нравственного человека, самораскрытия его физической и духовной природы. Эта задача решается с помощью духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе и внеурочной деятельности в современной школе.
-3-
«Высшая цель образования-высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанный в духовных и культурных традициях русского
народа».
Из Конвенции духовно-нравственного
воспитания российских школьников
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьей, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств и качеств личности школьника. Для раскрытия понимания ключевого словосочетания «духовно-нравственное воспитание» необходимо понять значение этих слов. Обратившись к словарю В.И. Даля читаем: «Духовность» - всё относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере». «Нравственность»- способность человека действовать думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом». Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве. При их отсутствии невозможно полноценное развитие личности.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание содействует формированию у человека:
-4-
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданства, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способность к различию добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Представим, что ребенок, это растение. Когда растение будет расти наиболее успешно? Тогда, когда корни его будут находить в земле достаточное количество нужных питательных веществ, когда листья будут постоянно поглощать из воздуха кислород и углекислоту, когда на нем не будет никаких вредителей, когда вовремя будут посылаться дождь и роса и, главное, -когда листья его будут находиться на солнце и поглощать его световую энергию.
Значит, мы, педагоги, должны создать в школе такую духовную среду, которая питала бы душу ребенка и формировала высоконравственную личность, способную к Добру, Любви и Состраданию. Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем на уроках, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников. Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро, так как мы имеем очень сильное оружие – слово, художественную речь, книгу. «Книга -, по словам А. Герцена, - это
-5-
духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». При подготовке к урокам ОРКСЭ большую помощь оказывают произведения детской литературы: притчи, сказки, стихи и рассказы. Они понятны детям и вызывают отклик в их душах. Регулярно использую на уроках короткие рассказы из «Азбуки» Л.Н.Толстого (Приложение1) Обсуждая произведения, дети учатся давать оценку поведения человека в конкретной жизненной ситуации, моделировать свое поведение в аналогичной ситуации В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая отражена в Федеральном базисном учебном плане.. Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
. Право выбора модуля для изучения данного курса предоставляется родителям обучающихся. В нашей школе с помощью анкетирования родители выбирают из шести предложенных модулей курс «Основы светской этики».
Основными понятиями, с которыми знакомятся дети на данных уроках, являются: Отечество, добродетель, мораль, нравственность, добро, справедливость, ответственность, семья, дружба, совесть и т.д. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые становятся стержнем их позитивного поведения в дальнейшей жизни и направлено на формирование основ нравственности, толерантности, сострадания и милосердия. (Приложение 3)
При подготовке к учебным занятиям приходиться планировать так учебный процесс, чтобы он вызвал не только интерес у детей, но и отклик их душевных размышлений и переживаний. Наиболее удачными на мой взгляд являются следующие формы работы: беседа, решение проблемной ситуации, обсуждение прочитанной книги, создание и защита творческого проекта, коллективно-творческое дело, инсценирование сказок, встречи с интересными людьми и другие.
-6-
Одним из оптимальных методов, применяемых в данном курсе, на мой взгляд, является проектная деятельность. В ходе создания проекта по выбранной теме дети имеют возможность быть не только слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний, направленных на получение практического результата. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения. На занятии для каждого ребенка найдется работа по силам: кто-то умеет сочинять, кто- то прекрасно рисует, у кого-то хорошо поучается работа на компьютере.
Темы проектов, которые выбирают и создают учащиеся нашей школы в рамках данного курса: «С чего начинается Родина», «Мой друг», «Добро и зло в сказках», «Моя семья», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Я хочу рассказать об одном добром человеке» и др. За годы проведения данного курса мной выработана методика работы над проектом. Так, при изучении темы «Россия - наша Родина» детям предлагаются на выбор темы для создания проекта: «С чего начинается Родина», «Моя малая Родина», «Мое село», «Знаменитые люди нашего края» (Приложение 5) и др. Вопросы, на которые должны ответить дети в ходе индивидуальной работы: Какая Родина у меня? Что я знаю о своей малой Родине? Детям предлагается план, по которому создается проект. При этом дети не ограничены в творчестве и сборе материала. Работа обсуждается с родителями, выполняется дома с использованием разных источников информации. На следующем уроке происходит защита проекта и его обсуждение. Дети с интересом слушают друг друга, задают при необходимости вопросы, связанные с работой, дают объективную оценку проекту.
Памятка по созданию проекта -5 «П»
«П»- проблема(задача, которую надо решить)
«П»- планирование работы
«П»- поиск информации
«П»- продукт(результат)
«П»- презентация(защита)
Памятка защиты проекта:
Почему я выбрал данную тему?
Какую цель я ставил перед собой?
Какую работу я проделал, работая над проектом?
Что я узнал нового, работая над проектом?
Какую пользу для себя и других я извлек из данной работы?
Что у меня получилось?
В чем возникли трудности?
Я благодарю за помощь….
Проект «С чего начинается Родина» 2011г.


Проект «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил…» 2012г.


На первом этапе проекты создаются индивидуально. В конце года ребята объединяются в группы для создания итоговых презентаций по темам курса. Чаще всего дети выбирают темы, которые вызвали отклик в их душе, показались наиболее интересными, посоветовали родители или появилось желание рассказать товарищам о своем друге, о хорошем человеке, о своей семье. Дети выполняют работы в различных формах: мультимедийные презентации, стенгазеты, фотовыставка, коллажи.
-8-
Групповой проект «Россия- наша Родина» 2012г.


Коллективный проект «Поляна вежливых слов» 4 класс 2015г.


На заключительном этапе изучения курса проводим презентацию коллективных проектов с приглашением родителей и учащихся 3 класса, которым предстоит изучать данный курс. На этом мероприятии дети читают свои сочинения, рассказывают о том, как они работали над проектами вместе с друзьями и родителями, что им особенно понравилось в данном курсе и чему они научились. Итогом мероприятия традиционно становится выполнение коллективной работы с участием детей и
родителей, где все участники мероприятия могут оставить отзыв о пользе и важности данного курса.
«Дерево дружбы» 4 класс 2013 г.

«Поляна добра и мира» 4 класс 2014г.

-10-
Защита творческих проектов 4 класс 2014г.

Уроки № 33-34 посвящены подведению итогов и защите творческих проектов. Дети активно включаются в коллективную работу, объединяются в группы, занимаются поиском и отбором материала по выбранной теме. Темы, которые чаще всего выбирают наши дети для итоговых проектов: «Моя семья», «Что такое дружба?», «Добро и зло в сказках», «Защитники Отечества».


Результатом проведенных уроков по данному курсу становится обогащение детей в личностном плане. Здесь можно отметить проявление
-11-
у учащихся таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, контроль собственного поведения в разных жизненных ситуациях, формирование основ принятия и понимания нравственных ценностей в жизни и обществе. Для диагностики личностных изменений обучающихся школьным психологом проводится мониторинг духовно-нравственного развития детей, изучающих данный курс. (Приложение 2)
В школе ведётся кружок «Кукольный театр», на котором с целью реализации и применения знаний, полученных в ходе изучения курса, мы с ребятами инсценируем русские народные сказки, проводим мероприятия совместно с родителями для детей детского сада и группы продленного дня. (Приложение5)
Сказка «Теремок» 2012 г.


После изучения темы «Защитники Отечества» идем на встречу с ветеранами - тружениками тыла, где они с интересом слушают воспоминания о Великой Отечественной войне, задают вопросы, с интересом рассматривают медали и ордена участников войны.
-12-

Мне кажется, что такие мероприятия активно способствуют воспитанию духовно-нравственных качеств человека и оставляют свой след в душах детей. Происходит социальная ориентация и адаптации в социуме, самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели, формируются определённые личностные качества. Этическое воспитание осуществляется через процесс размышления, чувствования, обращения к личностному опыту ребенка. А это основное условие педагогической эффективности уроков основ светской этики
-13-
Заключение
Практика показывает, что использование метода проектов в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, внимание к другим людям. В метапредметном плане особенно ярко проявляется умение осуществлять информационный поиск для выполнения проектов, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность помочь товарищам в создании работы, умение вести диалог, работать в коллективе.
Таким образом, используя метод проекта на уроках основ светской этики, я пытаюсь формировать нравственные качества будущего общества, гуманистические ценности, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства и уважения к человеку, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем, детьми и родителями. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
О значение проектов можно сказать словами народной мудрости: “Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений” (таджикская пословица), “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму” (китайская пословица)
-14-
Библиография
Программа курса к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс/ авт.-сост. М.Т.Студеникин. – 2-е изд., испр. М.: ООО «Русское слово», 2014 г.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М. Просвещение, 2010г. (стандарт второго поколения).
3. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе/О.В., Т.В. Громова - М., Чистые пруды, 2006.- (Библиотечка «Первое сентября», серия «Управление школой».
4. Дендебер, С,Ключникова О. Проектная деятельность, как способ актуализации знаний // Сельская школа.-2008.-№5.
Тексты для анализа ситуаций на уроках ОРКСЭ Приложение1
Текст № 1
Тетя дала Варе меда. Варя сама ела мало меда, а дала мед Мише, Васе и Кате, и они были рады. (Л. Толстой)
Текст№2
Няня ела кашу. Маша села няне на руки. Няня дала Маше каши. Муха села Маше на руку. Маша дала мухе каши. И няня была сыта, и маша была сыта, и муха была сыта.
Текст№3
У Пети и Вани шла игра вот так: они, будто овцы, били друг друга лоб о лоб. Игра была плоха: у Вани стала шишка на лбу, а у Пети шишка на глазу.
Текст №4
У бабки была внучка. Прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку. А после стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.
Текст№5
У бабки была внучка. Прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку. А после стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.
Текст №6
Был и Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать. «Дай мне, мой конь». – «Нет, ты мне дай. Конь не твой, а мой». Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей. ( Л. Толстой )
Текст№7
У Васи было четыре копейки. Он пришел в лавку, купил сайку, и ему дали сдачи копейку. Он пошел домой. «Подайте, Христа ради», - сказал нищий. Васе жалко было сайку. Он дал копейку. Потом ему жаль стало нищего. Он вернулся и отдал сайку.
Текст№8
Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть. Жучка пришла. Кошка лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой.
Текст№9
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла. ( Л. Толстой )
Текст№10
Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь прошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у нее брюхо стало полно. Когда настал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель. ( Л. Толстой )
Текст №11
Ходила галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить. ( Л. Толстой )
Текст№12
Пришел раз еж к ужу и сказал: « Пусти меня, уж, в свое гнездо на время». Уж пустил. Только как залез еж в гнездо, не стало житья ужатам от ежа. Уж сказал ежу: «Я пустил тебя только на время, а теперь уходи, ужата мои все колются о твои иглы, и им больно». Еж сказал: «Тот уходи, кому больно, а мне и так хорошо».
Текст№13
Пропали деньги у мужика, и не могли найти вора. Сошлись мужики и стали судить: как узнать, у кого деньги. Один мужик сказал: «А я знаю такое слово, что у вора шапка будет гореть. Только глядите, сейчас шапка будет на воре гореть». Один мужик взялся за шапку, и все узнали, что он был вор. ( Л. Толстой )
Текст№14
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, и мне спасибо скажут». ( Л. Толстой )
Текст№15
Овцы ходили под лесом. Два ягненка отошли от стада. Старая овца сказала: «Не шалите, ягнята, недолго до беды». А волк стоял за кустом и сказал: «Неправда, ягнята, овца стара, у ней ноги не ходят, так ей завидно. Бегайте одни по всему полю». Ягнята так и сделали. Отошли от стада, а волк поймал их
Текст №16
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидала - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка
Приложение 2
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,
3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны
2 балла - если вы немножко согласны
1 балла - если вы совсем не согласны
Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения»
Методика: Незаконченный тезис
Цель: выявить уровень приобретенных знаний смысловых значений этических понятий, определяющих духовно-нравственное состояние личности человека.
Стимульный материал: контрольный лист опроса.
Описание методики: контрольные листы опроса с перечнем этических понятий.
Процедура исследования: каждому испытуемому необходимо письменно дать определения предложенным этическим понятиям на выданных контрольных листах опроса.
Обработка результатов.
Количественная обработка: заключалась в подсчете баллов:
0 (нулевой) уровень: учащийся не имеет представления и знаний этических понятий; он не справился ни с одним заданием (0 баллов);
низкий уровень: учащийся имеет представления и знания этических понятий в пределах от 1 до 3 заданий (1-3 баллов);
ниже среднего уровень: учащийся имеет представления и знания этических понятий в пределах от 4 до 5 заданий (4-5 баллов);
средний уровень: учащийся имеет представления и знания этических понятий в пределах от 8 до 6 заданий (8-6 баллов);
высокий уровень: учащийся имеет представления и знания этических понятий в пределах от 9 задания и выше (9-10 баллов).
Контрольный лист опроса
Добро – это ______________________________________________________
Зло - это ________________________________________________________
Дружба – это ____________________________________________________
Счастье – это ____________________________________________________
Справедливость – это _____________________________________________
Мужество – это __________________________________________________
Мудрость – это ___________________________________________________
Свобода – это ____________________________________________________
Милосердие – это ________________________________________________
Вина – это ______________________________________________________
Класс: 4 2014-2015уч.г
Количество учащихся принявших участие в диагностике: 11
Методика: «Незаконченный тезис»
Цель: выявить уровень приобретенных знаний смысловых значений этических понятий, определяющих духовно- нравственное состояние личности и изучение уровня сформированности нравственных понятий у учащихся.
Результаты диагностики:
| 4 человека |
| 5 человек |
| 2 человека |
| _____________ |
| ____________ |
Таким образом, по результатам диагностики видно, что 36% учащихся 4 класса с высоким духовно- нравственным уровнем приобретенных знаний смысловых значений этических понятий , 45% учащихся с средним духовно –нравственным уровнем приобретенных знаний смысловых значений этических понятий, 18% с низким уровнем приобретенных знаний смысловых значений этических понятий.

Педагог- психолог:_______________ /Пагина О.В./
Учебный год: 2015-2016
Класс: 4
Количество учащихся принявших участие в диагностике: 6
Методика: «Диагностика нравственной самооценки».
Цель: Изучение компетентности в поведении и общении на основе самооценки.
Определение уровня нравственной самооценки школьников.
Результаты диагностики:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
| 4человек |
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. | 2 человек |
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
| _________ |
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки. | _________ |
Таким образом, по результатам диагностики видно, что 55% учащихся 4 класса с высоким уровнем нравственной самооценки, 45% учащихся со средним уровнем нравственной самооценки .

Педагог- психолог:_______________ /Пагина О.В./

Приложение3
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2012.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
Цели и задачи модуля « Основы светской этики»
Цель: Формирование нравственных качеств личности
Задачи:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основное содержание модуля «Основы светской этики
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. По желанию учащимся предлагается подготовить проект на тему «Моя семья», «Моя родословная» , «Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда ребенка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. В процессе обучения осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Данный курс вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. На уроках учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, – его жизни. Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки, притчи, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создаёт дополнительные возможности для увеличения объёма и повышения качества знаний учащихся. Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Без взаимодействия с семьёй, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений на ступени начального общего образования в организации преподавания учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 87 Закона «Об образовании в РФ». Итоговые творческие исследовательские работы учащихся могут стать и семейными работами. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Формы организации учебного процесса К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы светской этики» относятся:
коллективное обсуждение вопросов,
работа с учебником,
групповая работа,
создание проектов (индивидуальные, групповые),
инсценировка понравившихся произведений
встречи с интересными людьми
Требования к результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Рабочая программа составлена по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» рассчитана на 34 учебные недели (по 1 часу в неделю). Все учебные часы по блокам распределены следующим образом:
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 |
2. | Основы светской этики. | 28 |
3. | Духовные традиции многонационального народа России .Защита творческих проектов | 5 |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование
№урока | Дата | Тема урока |
1 | | Введение в предмет. Основы светской этики |
2 | | Россия- Родина моя. Мой край. |
3 | | Наши предки-древние славяне |
4 | | Этика и этикет |
5 | | Что такое манеры |
6 | | Вежливость |
7 | | Вежливые слова |
8-9 | | Добро и зло. |
10 | | Что такое дружба |
11 | | Бескорыстие и порядочность |
12 | | Честность |
13 | | Честность и искренность |
14-15 | | Гордость и гордыня |
16 | | Обычай и обряд |
17 | | Традиции русского народа. Традиции удмуртского народа |
18 | | Терпение и труд |
19 | | Великие мастера России и Удмуртии |
20 | | Моя семья |
21 | | Моя фамилия |
22 | | Семейные традиции |
23 | | Моя родословная |
24 | | Моя мама |
25 | | Сердце матери |
26 | | Правила поведения на улице |
27 | | Правила поведения в гостях |
28 | | Правила поведения в общественном транспорте |
29 | | Правила дорожного движения |
30 | | Государственные праздники |
31 | | Календарные праздники |
32 | | Защитники Отечества |
33-34 | | Итоговая презентация творческих проектов |
| | |
ИТОГО : 34 часа
Приложение 4
В гостях у сказки
Сценарий мероприятия, посвященного русской народной сказке. .Данное мероприятие проводится в группе продленного дня для учащихся 1-4 классов силами участников кружка «Кукольный театр»
Ход мероприятия
Звучит музыка. На сцену выходит Сказочница.
Сказочница.
Здравствуйте, государи мои, люди русские! Какая бы тень не набежала на вашу жизнь, - посетит ли вас тревога, придут ли к вам "мысли черные" о вашей личной судьбе или просто жизнь покажется "несносной раной", - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу. Русская народная сказка - как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а духовный смысл ее - как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы - и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что - то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее, - все в сочетаниях неописуемого вкуса и аромата. Все люди делятся на людей, живущих со сказкою и людей, живущих без сказки. И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье уходить каждый вечер к великому морю человеческого созерцания, туда, где у русской излучины растет вечно "зеленый дуб" и мудрый "ученый кот", мастер песни ведет нас по сказкам...(Звучит музыка. Входит Кот ученый)
Кот.
Что за дела? Почему никто не спит? А ну-ка, всем спать! Живо зевнули! Захрапели! Уснули! (Начинает разглядывать зал). Ой, совсем забыл, вы же эти, как же... эти... а, вспомнил - зрители! Вам спать не положено, вам только смотреть и хлопать можно. А вы хлопать умеете? А хотите, я вас по-особому хлопать научу?
(кот проводит игру с залом на внимание)
Здорово! Молодцы! Ой, что это я? Разыгрался тут с вами и забыл
зачем я к вам пришел...
Добрый день, мальчики и девочки!
Любочки, Ванечки, Светочки!
Здравствуйте почтенные взрослые
Добрые, важные, грозные.
Вы меня конечно не узнали?
Может, в сказке про меня читали?
Я - кот ученый всем известен...
И смех ваш в зале не уместен.
У нас в стране со сказками беда.
Покрылась илом чистых слов река.
Вот по такому важному случаю
Мне ученому было поручено
Сказки все привести в порядок,
Ведь они обветшали изрядно...
А сказки от того ветшают,
Что дети мало их читают
И чистые слова дурными заменяют...
Оставшиеся чистые слова
Мне помогла спасти мудрейшая Сова.
В волшебный сундучок слова сложили мы.
Пусть полежат до будущей зимы.
Ну, а когда весна к нам поспешит,
И теплый дождик землю оросит,
Тогда и наша сказка оживет,
И чистых слов зерно вдруг прорастет.
И вспомнят люди добрые слова,
В которых мудрость, сила, красота.(В это время из-за кулис выглядывают волк и лиса)
Лиса.
Ты слышал Волк сверх умного Кота?
В его речах такая ерунда...
Волк. Да, если говорить вот так всегда
Нас не поймет никто и никогда!
Лиса.
Давай тут свой порядок наведем
Слова из сундука и сказки украдем!( Выходят на сцену Волк и Лиса)
Волк.
Э, я не понял, что за представленье
Разыгрывают здесь и без меня?
Сейчас кому-то и без промедленья
Дам кулаком, конечно же, любя!
Кот.
Ой, постойте сразу драться,
Я ж начну тогда кусаться!
Волк.
Ой-ей-ей боюсь, боюсь,
Щас от страха рассмеюсь!
Лиса.
Мы пришли по делу к вам:
Отдавайте сказки нам!
Мы в них с Волком все исправим,
Говорить как мы заставим.
Волк.
Какие чудные, прекрасные слова:
"Чувак", "чувиха", "блин", "ваще" "хана"!
Мы вставим в сказки эти выраженья,
Путёвые внесем мы измененья!
Кот.
Зачем хотите вы испортить наш язык?
И так в него заморский сленг проник.
Нам нужно русские не растерять слова,
В которых мудрость, сила, доброта.
Волк.
Ну подумаешь язык!
Я к нему давно привык!
Говорю я от рожденья,
Что хочу, без промедленья!
Лиса.
Отцепись, зануда Кот!
Будет все наоборот.
Ну, давай иди, иди
Сундучок не уноси (Волк и Лиса отнимают сундучок и прогоняют Кота)
Лиса.
Будем знакомиться, я - рыжая Лиса!
Волк.
Я просто Волк.
Лиса.
Без уха и хвоста!
Волк.
Ты очумела? Глазки растопырь!
Вот хвост, вот ухо
Вот я - богатырь!
Лиса.
Ну, ладно! Все! Кончай базарить.
Пора нам в сказках все слова исправить!
(открывают сундучок, достают слова)
Волк.
Смотри, Лиса, вот слово - доблесть.
Лиса.
Его мы "лестью" заменим.
(отрывают "Дуб", Волк и Лиса радуются).
Волк.
Смотри, а вот лежит какая-то "Радость"
Лиса.
Мы, эту "Радость" заменим на "Гадость"
Волк.
А, вот "Отвага", что за слово?
Оно мне что-то не знакомо.
Лиса.
Да это слово ерунда,
Заменим нашим - "Крутизна"!
Смотри-ка, Серый, тут еще слова
От правильности в них кружится голова,
Волк.
Послушай-ка, Лиса, мне кажется, нам уходить пора,
Вдруг прибежит этот зануда Кот.
Еще зануд с собою приведет.
Тогда уж точно ничего мы не исправим
И сказки говорить на нашем языке, мы не заставим.
Лиса.
Ну, побежали! Ты сундук бери.
Скорее ноги уноси!
(Волк и Лиса убегают. Выходит Кот).
Кот.
Что же делать?! Волк с Лисою не знают самого главного, нельзя в сказках ничего путать, переставлять и пустые фразы добавлять. Смысл сказки искажается, слова на буквы рассыпаются, герои в невидимок превращаются. Если Волк с Лисою вовремя не остановятся и не поймут этого, то просто исчезнут из сказки.
(Звучит тревожная музыка. Прибегают Волк и Лиса "на половину" белые. С криками: Помогите, исчезаем! Помогите, пропадаем!)
Волк.
Ой, спаси ученый Кот!
Плохо жить наоборот!
Лиса.
Поменяли смысл слов,
Наломали кучу дров,
Стали смысл и свой терять,
Постепенно исчезать!
Кот.
Я согласен Вам помочь, но мне нужна помощь ребят и взрослых. Чтобы наши сказки не обесцветились и не исчезли совсем, нужно вернуть словам истинный смысл и раскрасить сказки волшебными красками. Ребята, вы готовы помочь? Уважаемые взрослые нам не справится без вас. Там на неведомых дорожках ждут нашей помощи сказки. У меня есть 4 карты, в которых указаны маршруты неведомых дорожек нашей сказки. Только все вместе, дружно мы сможем помочь сказкам. В добрый путь!
(Дети и взрослые получают маршрутные листы - карты, расходятся по дорожкам для выполнения заданий)
I дорожка - "Жар-птица" (изготовление простейших моделей птиц в технике оригами);
II дорожка - "У Лукоморья дуб зеленый" (изготовление кроны и ствола дуба для итоговой коллективной работы в технике рваной аппликации);
Ш дорожка - "Ижица " (роспись букв "чистых слов" в коллективной работе);
IV дорожка - "Музыкальная шкатулка" (участники разучивают песню "Не бывает, говорят чудес на свете")
После заданий ребята и взрослые возвращаются в зал и собирают коллективное панно. "Дерево Добра"
Сказочница.
Добры молодцы и красны девицы, как вы думаете, можно ли жить и прожить кривдою на свете? (Волку и Лисе) И куда кривда ведет? Разве она сильнее и выгоднее правды и добра? (Волк с Лисою опускают голову) Содеянное зло всегда или почти всегда возвращается на голову виновника. Давайте дарить добро, посеянное добро, хотя бы маленькое семечко добра, расцветает потом на пути посеявшего человека благоуханными цветами. Сказка - это ответ на вопросы вступающей в мир детской души. И благо нам, если мы, сохранив в душе вечного ребенка, умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.
Кот.
Мораль всей нашей встречи такова:
Не обижайте сказки никогда.
Волк.
Из века в век они шагают дружно
В них человек находит все что нужно,
Любовь, мечта, надежда, красота.
Сопутствует повсюду доброта.
Лиса.
И сказки от того ветшают,
Что их на полке вечно забывают.
Когда ребенок книжицу берет -
То сразу в его сердце сказка оживет.
Кот.
Мы думаем, что сказка мир спасет.
Ведь в ней душа прекрасного живет!
Звучит финальная песня «Дорогою добра»

Приложение 5
Образ деревьев в творчестве Ф.И.Васильева
Наша деревня стоит на высоком красноглинистом берегу реки Лекмы. Летом, когда мы с ребятами ходим купаться, я всегда обращаю внимание на большую, высокую, с мощными корнями сосну, которая стоит на косогоре. Однажды мне вспомнились строчки стихов, которые я слышал от мамы, когда мы проходили мимо этой сосны за земляникой.

«Наши сосны высокие самые,
Наши ягоды сладкие самые …»
Наверное, тогда я и узнал, что эти строки написал наш удмуртский поэт и земляк Флор Иванович Васильев. Меня заинтересовало творчество этого поэта и я решил узнать о нем и его стихах . Для начала я нашел это стихотворение в сборнике стихов «Вкус солнца» и прочитал его . Мне очень понравилось это произведение. Читая данные строчки, мне казалось, что именно о наших соснах и наших краях написано это стихотворение. И также как и автор испытал гордость за свои родные края. По ходу чтения стихов у меня возникли вопросы ,на которые я решил найти ответы. О каких деревьях еще писал поэт? Как описывает Флор Васильев деревья и откуда у него родилась любовь к лесу? Для этого я прочитал некоторые книги о поэте, а также познакомился с материалами нашего школьного музея.
Родился Флор Иванович Васильев в д.Удино в феврале 1934г.,рос в д.Бердыши, которая находится примерно в 15 км от наших родных мест. С5 класса учился в нашей Уканской школе, которую окончил в 1948г.

Школа, в которой учился Ф.Васильев с 1945 по 1948г. в с. Укан
Продолжил учебу в Глазовском педучилище, после окончания, которого работал в Юрской школе. Затем снова учеба, но уже в Глазовском пед.институте. Именно в этот период он и начинает писать свои первые стихи. Дороги, по которым пришлось ходить будущему поэту, проходили и через наши уканские края, что, я думаю, нашло отражение в его творчестве.


Река Моя впадает в Лекму Дорога на Ворцу проходит через Укан
Ярский район находится на севере Удмуртии. А Бердыши – это глубинка, окруженная со всех сторон лесами, которые с детства видел поэт и так же, как и мы сейчас, бегал за грибами и ягодами, любовался родными просторами. А уважение и любовь к лесу, может быть, идет из глубины веков и верований удмуртов - наших предков. Весь уклад жизни, привычки, психология, верования указывали на неразрывную связь удмуртов с лесом. Они представляли его живым, разумным существом. У жителей сложилось к деревьям особое отношение. Не разрешалось рубить деревья в священных рощах, нельзя было ломать ветки берез до определенного времени. Особенно древние удмурты почитали одиноко стоящую, раскидистую с большими лапами-ветками ель. Считалось, что в таком дереве поселилось божество - луд, который являлся покровителем жителей деревни. Все это также отложилось в памяти поэта, и отразилось в его творчестве. Изучив сборник стихов, изданный в 2003г. под редакцией А.А.Ермолаева, я увидел, что конкретным деревьям и лесу вообще Ф.Васильев посвятил более 40 стихотворений. Например, в данном сборнике о черемухе написано 5 стихов, березе посвящено 7 стихов, сосне-10,о ели и пихте-8 стихов. Много поэтических строк написано просто о лесе. «О лес!», «Лес», «Лес шумит», «Был летний лес..» и др.
Когда у Флора Ивановича спросили «Какое дерево больше всего любишь?» Он ответил «Если честно - сосну, наверное. А за что - не знаю, то ли за то, что растет высокой, стройной. За длинные иглы, похожие на девичьи ресницы. За бодрую ли свежесть соснового бора. Хотелось бы и мне хоть немного походить на нее. Уметь бы людям радость дарить». И, действительно, сосне посвятил автор несколько стихов. «Сосны в небо взвились» 1970г.(с.206), «Сосны»1974г(с.372), «Одиноко растущее дерево» 1976г , «В бор сосновый..»1967г, и др. Сосна в стихах поэта предстает перед читателем высоким, гордым, мудрым и сильным деревом. Он говорит о них: «Дышат сосны в полную грудь..», «В небо взвились, стройные, как стрелы..», «Наши сосны высокие самые..». Любуясь этими красавицами, он восклицает: « Ах,сосна! Хороша твоя стать…» («Сосны»).
«…Одна сосна верна зеленой хвое,
Как добрый человек своим друзьям..» («Был летний лес..» 1966г)
Много стихов посвятил поэт и другим деревьям. « Любая елка, от всех забот собою заслоня, как бабушка не сумрачно и колко, а с доброй лаской смотрит на меня….»
«Я по лесу снова брожу по утрам
Тропу выбирая глухую.
Светло улыбаюсь веселой ольхе,
С задумчивой пихтой тоскую..» ( «В лесу» 1964г )
О березе «…Как девушки стоят березки
На берегу моей Чепцы…»(«Березки»1967г)
О черемухе
«…В мае, когда рождаются листья,
Хочется стать мне белой черемухой….»(«В мае..»1971г)
Автор разговаривает с лесом, общается с ним и говорит:
«О лес!
Ты надежный товарищ.
С тобою беда- не беда,
Я знаю, что ты не обманешь,
Не выдашь меня никогда….»( «О лес!» 1970г)
«…Коли не слеп ты и не глух душою,
Лес никогда тебе не надоест,
Тебя он и накормит и напоит,
А может и подскажет -кто ты есть»(«Лес» 1971г)
Познакомившись ближе со стихами Ф И Васильева, я понял ,что в его творчестве немало страниц отведено образу деревьев, их красоте и силе, надежности и щедрости.
Практически каждому виду деревьев поэт посветил какое-либо стихотворение. Это еще раз говорит о том, что родная природа нашего края являлась источником вдохновения Ф. Васильева. И образ деревьев проходит через все творчество поэта.