Проектная работа на уроках русского языка и литературы
Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов являются краткосрочные либо мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока.
Так при изучении малых жанров фольклора в 5 классе учащиеся работают над индивидуальным мини-проектом «Книжка - малышка». Подбирая материал для своих книжек, ребята учатся различать малые фольклорные жанры, лучше запоминая их особенности. Подбираются загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Ребята работают с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал, опрашивая своих бабушек, родителей. Книжки красочно оформляются, продумывается обложка, название сборника, иллюстрации. Приветствуются рукописные работы. Обязательной является презентация проекта, на которой ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили, оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет. Все вместе выбирают лучшую книжку малышку с точки зрения содержания, оформления и представления её одноклассникам.
При изучении раздела «Писатели улыбаются» учащимся 8 класса предлагается попробовать себя в роли писателя, создать свои юмористические рассказы.
В процессе изучения раздела «Синтаксис и пунктуация » ребята создавали сказку о знаках препинания .Ошибки анализируются и исправляются. Затем, как правило дома, учащиеся красочно оформляют свои работы на листе формата А4.
В 6 классе при изучении темы «Имя существительное» ученики знакомятся со словарями личных имен. При этом они выполняют индивидуальный мини-проект «Тайна моего имени» . Выполнен он может быть как дома(в качестве домашнего задания), так и на уроке, с использованием словарей личных имен, интернет-источников и другой литературы. Ребята узнают о происхождении и значении своего имени. Как правило, очень интересно детям узнать о происхождении своих фамилий. Работая с информацией, ребята составляют краткое сообщение, с которым знакомят одноклассников.
Ученикам 7 класса во время изучения произведений о Великой Отечественной войне предлагалось составить небольшой рассказ о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в тех событиях. На уроке оговорили цели, задачи, ход работы и сроки выполнения. Ребята узнали, как задавать вопросы родственникам, какие сведения записывать, что может стать источником информации, как и с какими Интернет-ресурсами работать.
При изучении рассказа Андреева «Кусака» ребята выполняют домашний проект «Памятник Кусаке»
В 6 классе при изучении произведения Тургенева « Бежин луг» ребята готовят проекты по героям славянской мифологии. Это либо индивидуальная работа, либо общая презентация.
Несколько лет назад мы работали по учебнику литературы под редакцией Курдюмовой, дети выполняли проект по произведению Писахова «Замороженные песни». К сожалению, за давностью лет эти работы не сохранились.
Мини-спектакли
Исследовательские работы
Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Конечно, в освоении технологии неизбежно столкновение с различного рода трудностями.
Во-первых, это загруженность учителя и учащихся. Работа по организации проектной деятельности требует серьезной подготовительной работы учителя, для которой необходимо много времени.
Не хватает времени и на окончательное оформление проекта, составление проектных папок. Вся организационная работа зачастую проводится в устном виде, цели и задачи выполнения небольших проектов также оговариваются устно. Часто учащиеся не укладываются в оговоренные сроки, выполнение заданий затягивается, падает познавательная активность, не все могут довести начатое до конца.
Во-вторых, есть методические трудности в организации работы над проектом, в разработке подобных уроков.
В-третьих, не всегда получается вовлечь в проектную деятельность всех учащихся. Если проект групповой, в группе обязательно найдутся ученики, которые постараются отсидеться или выполнят работу проще и меньше остальных.
В-четвертых, есть трудности, связанные с материально-техническим обеспечением. Большинство проектов предполагает поиск информации, работу с разными источниками, а на уроке нет необходимого количества компьютеров, доступа к Интернету. Некоторые учащиеся не имеют компьютера дома. В сельской местности трудно найти нужную литературу.
В-пятых, часто ученики пользуются Интернетом, чтобы просто скачать готовую работу, например, презентацию или сообщение.
Несмотря на указанные трудности, проект – это интересный вид деятельности, способ взаимодействия учащихся и учителя. Решающее значение в применении этой технологии играет заинтересованность учителя, который сможет передать её своим ученикам, вовлечет их в активный процесс получения и переработки информации, творчества, общения. Это способствует раскрытию возможностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях.
IV. Заключение
Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе.
Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.
Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.
В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.
В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования
![]()