СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность на уроках технологии

Каждый ребёнок от природы наделён способностями ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, музыке и т. д. Важно только в процессе обучения развить эти  творческие способности.

Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позициях ученика и учителя, в их общении в учебно-воспитательном процессе. В массовом традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий учителя, «сосуд», который надо наполнять знаниями. Такая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить своё сознание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением.                                                  

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках технологии»

Проектная деятельность на уроках технологии

Каждый ребёнок от природы наделён способностями ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, музыке и т. д. Важно только в процессе обучения развить эти творческие способности.

Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позициях ученика и учителя, в их общении в учебно-воспитательном процессе. В массовом традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий учителя, «сосуд», который надо наполнять знаниями. Такая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить своё сознание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением.

Этот подход в образовании не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении природой, а закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, в частности, учителем. Для традиционного обучения характерно управление и исполнение, руководство и подчинение, постоянная оценка действий ученика. Поэтому важно вовлечь учащихся в активную познавательную творческую деятельность. В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.

Весьма показательным примером деятельностного подхода в обучении является метод проектов.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышения мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

(Обучение школьников на основе метода проектов mgsun.ruarticles/article1.htm )


Вашему вниманию предлагаю проект «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВИТОЙ РУЧКИ ДЛЯ ДВЕРИ»

Дидактические цели проекта.


- Развить и закрепить умения и навыки проектирования:

проблематизация.

целеполагание,

планирование деятельности,

рефлексия и самоанализ,

поиск информации,

практическое применение академических знаний,

самообучение,

исследовательская и творческая деятельность.


- Способствовать формированию универсальных компетентностей:

Компетентности решения проблем,

информационной компетентности,

деятельностной компетентности

творческой компетентности,

компетентности публичной коммуникации.


- Способствовать воспитанию:

значимых общечеловеческих ценностей,

чувства ответственности, самодисциплины;

способности к и самоорганизации.



Методические задачи проекта.

- Закрепить и расширить знания, умения и навыки по технологии обработки дерева, по работе с деревообрабатывающим инструментом.

- Расширить познания в области резьбы по дереву и научить технологическим приемам выполнения резьбы.

- Научить делать необходимые изделие для дома и подготовку к самостоятельной жизни, экономному ведению домашнего хозяйства.

-Научить кратко и четко излагать свои мысли как устно, так и письменно.


Ученик имеет достаточно высокий уровень подготовленности. Он хорошо учится, достаточно глубоко владеет знаниями и умениями по предмету, старательный, ответственный, инициативный, творчески подходит к выполнению любой работы.

В ходе работы ему предстоит расширить свои познания в области деревообработки, овладеть технологическими приемами резанья древесины и закрепить свои знания и умения по выполнению проекта.


По итогам выполнения данного проекта у автора возникнут

следующие приращения знаний:

по истории, по литературе, по фольклору, народным промыслам, искусству, культуре, по экономике, по поиску и использованию на практике информации, по проведению мониторинга, закрепление знаний по использованию безопасных приемов труда при выполнении проектного продукта, приращение знаний и навыков по изготовлению изделий в технике обработки древесины, умение описывать результаты своей деятельности при выполнении проекта.

Необходимую информацию рекомендовано получить в кабинете технологии, используя учебно-методический комплекс, в школьной библиотеке, ну и, конечно, воспользоваться интернет-ресурсами.

Работа над проектом предполагает достаточно тесное сотрудничество ученика и учителя, потому что только совместная деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся. Но при этом необходимо так выстроить отношения, чтобы ученик чувствовал, что данный проект – это его работа. Его создание, реализация собственных идей, замыслов. Именно в подростковом возрасте у детей обострено чувство взрослости: потребность в равноправии, уважении, самостоятельности, доверии. К тому же в возрасте 13-14 лет наступает период, называемый психологами « проектирование будущего». В это время важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных, тем более образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего.

И мне как педагогу, необходимо способствовать развитию этого чувства, этих параметров личности.

В ходе работы над проектом я старался выстроить отношения сотрудничества и равноправия.

При взаимодействии с учеником я учитывал как возрастные возможности, так и личностные потребности и индивидуальные особенности подростков. Важно сохранять самостоятельность и одновременно стимулировать мотив на всех этапах, ненавязчиво контролируя ход работы, при необходимости тактично поправляя недочеты, проводить консультативную поддержку.


Самое ценное в методе проектов для педагога - процесс, поскольку именно он является дидактическим средством развития различных умений, навыков, мышления учащихся. И очень важно правильно выбрать тип проекта. Старшеклассники способны выполнить любой тип учебного проекта. Причем для них важна значимость их проекта.

Тип данного проекта включает в себя элементы двух типов: «практико-ориентированного», поскольку продуктом деятельности учащегося оказывается некий полезный предмет (изделие для дома), и «творческого», поскольку при выполнении изделий использовалась техника прикладного творчества, что способствовало созданию изделия с особенными эксклюзивными свойствами.

Моя необозначенная цель – вовлечь учеников в интересную творческую деятельность, которая поспособствует закреплению полученных знаний и умений по предмету и дальнейшему развитию и совершенствованию универсальных компетентностей, создать мотивацию для самосовершенствования и самоутверждения личности.

Достаточно оригинально была «присвоена» проблема и наделена личностным смыслом:

«На уроках технологии я многому научился: строгать, делать разметку и резать резцом по дереву. Мне запомнились слова учителя: «Сейчас все можно найти в магазине, на рынке. Но те изделия, что сделаны своими руками наиболее дороги и для того, кто их сделал, и для того, кому они предназначены. Такое изделие несет любовь и добро, наполняет дом необыкновенной энергией комфорта и уюта».

Мне очень нравится заниматься резьбой по дереву. В 7-ом классе мы занимались разметкой и резанием геометрической резьбы. Учитель дал задание проанализировать стоимость изделий с резьбой по дереву. В процессе маркетингового исследования я обратил внимание, как дорого стоят изделия ручной работы. А уроки по Домашней экономике» научили меня быть экономным. Да к тому же, все, что сделано своими руками, эксклюзивно и нигде не повторится.

И вот я решил свое увлечение резьба по дереву использовать для изготовления витой ручки для двери».

Первичный мотив ученика – это его желание продемонстрировать свои достижения, раскрыть свои творческие способности, самоутвердиться.

Ученик определяет цель своего проекта:

1. Изготовить изделие «витая ручка»

2. Глубже изучить и освоить технологические приемы изготовления изделий с геометрической резьбой.

3. Совершенствовать навыки и приемы работы с деревом, с инструментами, приспособлениями.

4. Развивать свои творческие способности.

5. Раскрыть и показать возможности экономного, разумного ведения домашнего хозяйства.


Постановка задач доказывает, что достижение данной цели решит исходную проблему проекта:

1.Совершенствовать навыки и приемы работы с деревом, с инструментами, приспособлениями.

2.Глубже изучить и освоить технологические приемы резьбы по дереву.

3.Развивать свои творческие способности.

4.Изготовить дверную ручку используя резьбу по дереву.

Автор определяет проектный продукт, который он планирует создать:

дверную ручку.

Я считаю, что данный проектный продукт цели проекта полностью соответствует и является оптимальным способом решения проблемы проекта.

Процесс планирования ученик выполнил полностью самостоятельно.

Глубже изучил и освоил технологические приемы изготовления изделий с резьбой. Совершенствовал навыки и приемы работы с деревом, с инструментами, приспособлениями. Развивал свои творческие способности. Показал возможности экономного, разумного ведения домашнего хозяйства.

Процесс реализации замыслов проекта состоял как бы из трех блоков:

- сбор необходимой информации (поиск информации для исторической справки, изучение разных приемов выполнения работы в технике резьбы по дереву);

- непосредственное изготовление ручки;

- подготовка отчета по выполнению проекта;


На протяжении всей работы я старался ученика укрепить в мысли, что у него получится замечательный проект, что все труды его будут не напрасны, что он обязательно добьется высокого результата.


Процесс рефлексии и самооценки четко просматривается в «Творческом проекте».

Ученик составил отчет по проекту самостоятельно, уверенно и эмоционально рассказал о своей работе, продемонстрировал свои знания, эрудицию, умения, творческие способности.

Таким образом, обоснованность применения проектного метода обучения в данном случае очевидна.


В своем отчете я попытаюсь оценить проект с помощью критериев, которые предлагаются в учебно-методическом пособии М.А. Ступницкой «Материалы курса «Новые педагогические технологии организации в содержание проектной деятельности учащихся: лекции 5-8»




№ п/п

Название критерия

Кол-во

баллов

отметка

1

Постановка цели проекта

2


2

Планирование путей достижения цели проекта

3


3

Глубина раскрытия темы проекта

3


4

Разнообразие источников информации,

целесообразность их использования

3


5

Соответствие выбранных способов работы

цели и содержанию проекта

3


6

Анализ хода работы, выводы и перспективы

3


7

Личная заинтересованность автора.

творческий подход к работе

3


8

Соответствие требованиям оформления

письменной части

3


9

Качество проведения презентации

3


10

Качество проектного продукта

3



Итого:

29/96%

5




Используемая литература.


1.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся».- Самара,2003.

2.Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под ред. В.Д.Симоненко.-Брянск-Ишим, 1998.

3.Метод проектов на уроках технологии m-proektov.narod.rudata/main-2/topic-4/…

4.Методические рекомендации Департамента образования г.Москвы от 20.11.2003 №2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.

5.Обучение школьников на основе метода проектов – средство повышения…mgsun.ruarticles/article1.htm

6.Ступницкая М.А. материалы курса « Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

7. Ступницкая М.А. материалы курса « Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

8. В.Г. Буриков, В.Н. Власов «Домовая резьба» изд. 1993г.

9. Барташевич А.А. «Конструирование мебели» изд. 1988г.

10. Журнал «Сделай сам» изд. 1990г. №2.