Проектная деятельность на уроках технологии
Каждый ребёнок от природы наделён способностями ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, музыке и т. д. Важно только в процессе обучения развить эти творческие способности.
Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позициях ученика и учителя, в их общении в учебно-воспитательном процессе. В массовом традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий учителя, «сосуд», который надо наполнять знаниями. Такая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить своё сознание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением.
Этот подход в образовании не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении природой, а закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, в частности, учителем. Для традиционного обучения характерно управление и исполнение, руководство и подчинение, постоянная оценка действий ученика. Поэтому важно вовлечь учащихся в активную познавательную творческую деятельность. В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.
Весьма показательным примером деятельностного подхода в обучении является метод проектов.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышения мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
(Обучение школьников на основе метода проектов mgsun.ru›articles/article1.htm )
Вашему вниманию предлагаю проект «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВИТОЙ РУЧКИ ДЛЯ ДВЕРИ»
Дидактические цели проекта.
- Развить и закрепить умения и навыки проектирования:
проблематизация.
целеполагание,
планирование деятельности,
рефлексия и самоанализ,
поиск информации,
практическое применение академических знаний,
самообучение,
исследовательская и творческая деятельность.
- Способствовать формированию универсальных компетентностей:
Компетентности решения проблем,
информационной компетентности,
деятельностной компетентности
творческой компетентности,
компетентности публичной коммуникации.
- Способствовать воспитанию:
значимых общечеловеческих ценностей,
чувства ответственности, самодисциплины;
способности к и самоорганизации.
Методические задачи проекта.
- Закрепить и расширить знания, умения и навыки по технологии обработки дерева, по работе с деревообрабатывающим инструментом.
- Расширить познания в области резьбы по дереву и научить технологическим приемам выполнения резьбы.
- Научить делать необходимые изделие для дома и подготовку к самостоятельной жизни, экономному ведению домашнего хозяйства.
-Научить кратко и четко излагать свои мысли как устно, так и письменно.
Ученик имеет достаточно высокий уровень подготовленности. Он хорошо учится, достаточно глубоко владеет знаниями и умениями по предмету, старательный, ответственный, инициативный, творчески подходит к выполнению любой работы.
В ходе работы ему предстоит расширить свои познания в области деревообработки, овладеть технологическими приемами резанья древесины и закрепить свои знания и умения по выполнению проекта.
По итогам выполнения данного проекта у автора возникнут
следующие приращения знаний:
по истории, по литературе, по фольклору, народным промыслам, искусству, культуре, по экономике, по поиску и использованию на практике информации, по проведению мониторинга, закрепление знаний по использованию безопасных приемов труда при выполнении проектного продукта, приращение знаний и навыков по изготовлению изделий в технике обработки древесины, умение описывать результаты своей деятельности при выполнении проекта.
Необходимую информацию рекомендовано получить в кабинете технологии, используя учебно-методический комплекс, в школьной библиотеке, ну и, конечно, воспользоваться интернет-ресурсами.
Работа над проектом предполагает достаточно тесное сотрудничество ученика и учителя, потому что только совместная деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся. Но при этом необходимо так выстроить отношения, чтобы ученик чувствовал, что данный проект – это его работа. Его создание, реализация собственных идей, замыслов. Именно в подростковом возрасте у детей обострено чувство взрослости: потребность в равноправии, уважении, самостоятельности, доверии. К тому же в возрасте 13-14 лет наступает период, называемый психологами « проектирование будущего». В это время важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных, тем более образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего.
И мне как педагогу, необходимо способствовать развитию этого чувства, этих параметров личности.
В ходе работы над проектом я старался выстроить отношения сотрудничества и равноправия.
При взаимодействии с учеником я учитывал как возрастные возможности, так и личностные потребности и индивидуальные особенности подростков. Важно сохранять самостоятельность и одновременно стимулировать мотив на всех этапах, ненавязчиво контролируя ход работы, при необходимости тактично поправляя недочеты, проводить консультативную поддержку.
Самое ценное в методе проектов для педагога - процесс, поскольку именно он является дидактическим средством развития различных умений, навыков, мышления учащихся. И очень важно правильно выбрать тип проекта. Старшеклассники способны выполнить любой тип учебного проекта. Причем для них важна значимость их проекта.
Тип данного проекта включает в себя элементы двух типов: «практико-ориентированного», поскольку продуктом деятельности учащегося оказывается некий полезный предмет (изделие для дома), и «творческого», поскольку при выполнении изделий использовалась техника прикладного творчества, что способствовало созданию изделия с особенными эксклюзивными свойствами.
Моя необозначенная цель – вовлечь учеников в интересную творческую деятельность, которая поспособствует закреплению полученных знаний и умений по предмету и дальнейшему развитию и совершенствованию универсальных компетентностей, создать мотивацию для самосовершенствования и самоутверждения личности.
Достаточно оригинально была «присвоена» проблема и наделена личностным смыслом:
«На уроках технологии я многому научился: строгать, делать разметку и резать резцом по дереву. Мне запомнились слова учителя: «Сейчас все можно найти в магазине, на рынке. Но те изделия, что сделаны своими руками наиболее дороги и для того, кто их сделал, и для того, кому они предназначены. Такое изделие несет любовь и добро, наполняет дом необыкновенной энергией комфорта и уюта».
Мне очень нравится заниматься резьбой по дереву. В 7-ом классе мы занимались разметкой и резанием геометрической резьбы. Учитель дал задание проанализировать стоимость изделий с резьбой по дереву. В процессе маркетингового исследования я обратил внимание, как дорого стоят изделия ручной работы. А уроки по Домашней экономике» научили меня быть экономным. Да к тому же, все, что сделано своими руками, эксклюзивно и нигде не повторится.
И вот я решил свое увлечение резьба по дереву использовать для изготовления витой ручки для двери».
Первичный мотив ученика – это его желание продемонстрировать свои достижения, раскрыть свои творческие способности, самоутвердиться.
Ученик определяет цель своего проекта:
1. Изготовить изделие «витая ручка»
2. Глубже изучить и освоить технологические приемы изготовления изделий с геометрической резьбой.
3. Совершенствовать навыки и приемы работы с деревом, с инструментами, приспособлениями.
4. Развивать свои творческие способности.
5. Раскрыть и показать возможности экономного, разумного ведения домашнего хозяйства.
Постановка задач доказывает, что достижение данной цели решит исходную проблему проекта:
1.Совершенствовать навыки и приемы работы с деревом, с инструментами, приспособлениями.
2.Глубже изучить и освоить технологические приемы резьбы по дереву.
3.Развивать свои творческие способности.
4.Изготовить дверную ручку используя резьбу по дереву.
Автор определяет проектный продукт, который он планирует создать:
дверную ручку.
Я считаю, что данный проектный продукт цели проекта полностью соответствует и является оптимальным способом решения проблемы проекта.
Процесс планирования ученик выполнил полностью самостоятельно.
Глубже изучил и освоил технологические приемы изготовления изделий с резьбой. Совершенствовал навыки и приемы работы с деревом, с инструментами, приспособлениями. Развивал свои творческие способности. Показал возможности экономного, разумного ведения домашнего хозяйства.
Процесс реализации замыслов проекта состоял как бы из трех блоков:
- сбор необходимой информации (поиск информации для исторической справки, изучение разных приемов выполнения работы в технике резьбы по дереву);
- непосредственное изготовление ручки;
- подготовка отчета по выполнению проекта;
На протяжении всей работы я старался ученика укрепить в мысли, что у него получится замечательный проект, что все труды его будут не напрасны, что он обязательно добьется высокого результата.
Процесс рефлексии и самооценки четко просматривается в «Творческом проекте».
Ученик составил отчет по проекту самостоятельно, уверенно и эмоционально рассказал о своей работе, продемонстрировал свои знания, эрудицию, умения, творческие способности.
Таким образом, обоснованность применения проектного метода обучения в данном случае очевидна.
В своем отчете я попытаюсь оценить проект с помощью критериев, которые предлагаются в учебно-методическом пособии М.А. Ступницкой «Материалы курса «Новые педагогические технологии организации в содержание проектной деятельности учащихся: лекции 5-8»
№ п/п | Название критерия | Кол-во баллов | отметка |
1 | Постановка цели проекта | 2 | |
2 | Планирование путей достижения цели проекта | 3 | |
3 | Глубина раскрытия темы проекта | 3 | |
4 | Разнообразие источников информации, целесообразность их использования | 3 | |
5 | Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта | 3 | |
6 | Анализ хода работы, выводы и перспективы | 3 | |
7 | Личная заинтересованность автора. творческий подход к работе | 3 | |
8 | Соответствие требованиям оформления письменной части | 3 | |
9 | Качество проведения презентации | 3 | |
10 | Качество проектного продукта | 3 | |
| Итого: | 29/96% | 5 |
Используемая литература.
1.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся».- Самара,2003.
2.Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под ред. В.Д.Симоненко.-Брянск-Ишим, 1998.
3.Метод проектов на уроках технологии m-proektov.narod.ru›data/main-2/topic-4/…
4.Методические рекомендации Департамента образования г.Москвы от 20.11.2003 №2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.
5.Обучение школьников на основе метода проектов – средство повышения…mgsun.ru›articles/article1.htm
6.Ступницкая М.А. материалы курса « Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
7. Ступницкая М.А. материалы курса « Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
8. В.Г. Буриков, В.Н. Власов «Домовая резьба» изд. 1993г.
9. Барташевич А.А. «Конструирование мебели» изд. 1988г.
10. Журнал «Сделай сам» изд. 1990г. №2.