СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность на уроке... Классификация проектв, организция работы над проектом.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроке»

Раздаточный материал для работы в группах.

Проектная технология

Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным предметом и занимает достойное место в учебных планах не только в зарубежных школах, но и уже в системе российского образования. Те учителя, которые не первый год используют в своей работе метод проектирования, согласятся, что проектная деятельность - это здорово! Почему?

Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, год которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.

Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.

В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.

В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.

Что же такое метод проекта?

Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.















Структура учебного проекта

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в пособии «Как организовать проектную деятельность»:

Проект - это «пять «П»»:

  • Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

  • Проектирование (планирование деятель нести).

  • Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

  • Продукт (изготовление, оформление продукта).

  • Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.





































Организация работы над проектом

(по И. В. Кругловой, начальника Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы)

  1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

    • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

    • обсуждение возникших идей;

    • перечисление интересующих учащихся тем проектов;

    • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

  1. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

    • уточнение намеченной цели и задач;

    • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

    • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);

    • интерпретация данных;

    • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

  1. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

    • систематизация полученных данных;

    • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

  1. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

    • осмысление полученных данных и способов достижения результата;

    • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

Классификация проектов по количеству участников

  1. Персональные (индивидуальные).

  2. Парные.

  3. Групповые.

Классификация проектов по доминирующей деятельности

Виды проектов

Сущность проекта

Представление результатов

Исследовательский

Имеет структуру, приближенную к научным исследованиям по истории и обществознанию. Включает обоснование актуальности избранной темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей, задач исследования, его методов.

Письменное оформление, формулировка выводов и обозначение проблем на дальнейшую перспективу.

Примерные темы:

— «17 октября 1905 г.: Манифест или Конституция»;

— «Отношение немецкого народа к Сталинграду: вчера и сегодня»;

— «Возрождение казачества: история и перспективы»;

— «Роль местного самоуправления в развитии области»;

— «Демографические проблемы региона».

Информационный

Направлен на обучение учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный проект. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (анализ литературы, СМИ, баз данных, в том числе и электронных, методы анкетирования, интервьюирования), ее обработка(анализ, обобщение, сопоставление и т. д.)

.

Публикация в СМИ статей, например, об истории родного края.

Размещение в сети Интернет информации об истории и жизни школы.

Анализ данных социологического опроса, например: «Считаете ли вы необходимым восстановление храма Николая Угодника в нашем селе?».

Сравнительно-сопоставительный анализ, например: «Политика Ивана Грозного и И.В.Сталина: сравнительная характеристика» и др.

Ролевой



Творческий



Практико-ориентированный



Все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-участников проекта реализуются в каждом проекте. Необходимо помнить, что речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.



Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Пример. Тема «Семья в современном обществе» (обществознание, 11 класс).

Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. В процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.

Тема «Куликовская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма».

  1. В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».

  2. Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».

  3. Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.

  4. Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Пример. Тема «Правление Александра II». Проект «Учебник истории пишем сами».

В начале изучения темы предлагается самостоятельно создать параграфы изучаемой темы. Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков пишут параграфы учебника, используя дополнительную литературу, различные источники.

Учащиеся должны:

- сформулировать заголовок и план каждого параграфа;

- написать небольшой авторский текст;

- раскрыть событийно-хронологический ряд;

- отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту и т. д.;

- придумать иллюстрации.

В конце изучения темы каждая группа представляет параграфы изученной темы.

Данный проект можно сделать и на одном уроке (мини-проект), но в этом случае группа пишет один параграф или одну страничку учебника. Данный проект будет уже по силам учащимся 7-8 классов.

Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края» и др.

Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

Пример. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам района.

Работа шла по трем направлениям:

1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам района;

2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края;

3) историческое просвещение детей и родителей.

Классификация проектов по комплексности

(по предметно-содержательной области)

  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.

  2. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

  3. Надпредметные (социальные) проекты.

Пример. Тема «СССР в первые послевоенные десятилетия».

Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о земляках-ветеранах труда, восстанавливавших страну после войны).

Межпредметный: «Произведения художественной литературы как источник для изучения истории первых послевоенных десятилетий» (история и литература). «Изменение границ СССР после Великой Отечественной войны» (история и география).

Надпредметный: Программа помощи ветеранам труда.











Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию

  • данные социологического опроса;

  • бизнес-план;

  • электронное учебное пособие;

  • рукописный учебник истории;

  • исторический журнал;

  • законопроект;

  • ролевая игра;

  • письмо в…;

  • статья;

  • мультимедийный продукт;

  • сравнительно-сопоставительный анализ;

  • сценарий;

  • праздник;

  • костюм;

  • видеофильм;

  • видеоклип;

  • социальная реклама;

  • стенгазета;

  • разработанный маршрут экскурсии;

  • театрализация;

  • справочник;

  • web-сайт;

  • игра;

  • путеводитель и др.

























Роль учителя в проектной деятельности

Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»

Учитель берет на себя тьютерские функции:

- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;

- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

- помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;

- «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);

- он координатор всего группового процесса;

- является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

























Интеллектуальная игра «5Х5: легенды и были города Челябинска»

Цель игры: развитие познавательной активности старшеклассников в области краеведения.

Реквизит: игровое поле, табло, призы.

Ведущие: 2 человека.

Правила игры: Команда, которой выпало по жребию начинать игру, выбирает куда и какую букву дописать на поле. Правило здесь одно: к уже имеющемуся слову добавить букву, чтобы появилось новое слово. Слова читаются как угодно, только не по диагонали. Каждый вертикальный столбец на поле – зона вопросов из какой-либо сферы: градостроительство; просвещение; ярмарки, лавки, магазины; мода; технический прогресс и досуг.

Команде предлагается вопрос из той сферы, на столбец которой поставлена буква. Вопросов задается столько, сколько букв в слове, образовавшемся после хода команды. Если получилось пятибуквенное слово, то команда должна ответить на 4 вопроса из 5 заданных. Если команда ответила правильно, то она получает по 10 очков за каждую букву в образовавшемся слове, если же команда не отвечает, то все очки за новое слово получает команда соперников. Следующую букву ставит команда, не получившая очков.

Скрипичные ключи на поле символизируют дополнительные очки, которые получает та команда, которая сможет поставить свою букву на эту клетку и правильно назовет и исполнителя прозвучавшего музыкального произведения.

Для удобства все клетки игрового поля нумеруются от 1 до 25, чтобы играющим и ведущим было удобнее ориентироваться во время игры при расстановке букв.

Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.

Ход игры: 1. Вступительное слово ведущих:

- История предписала Челябинску судьбу перекрестка – места встречи народов, сплетения культур и трансфера технологий…

Взаимовлияние цивилизаций формировали дореволюционный облик города, создавая сложный и уникальный ансамбль стилей и жанров… ХХ век, век крайностей, своей безжалостной рукой перекроил ландшафт столицы Южного Урала, стер из памяти горожан не только образы архитектурных комплексов и мест паломничества, но и воспоминания о людях, которые когда-то вершили историю города или просто незаметно жили в нем… Именно Вам, сегодняшним школьникам, предстоит решить задачу сохранения исторической памяти о наших корнях, о нашей Малой родине: мы должны изучать историю своей семьи и своего города. Игра «Чел.РУ» - старт в увлекательный мир истории…

2. Знакомство с правилами игры.

3. Представление команд. Жребий.

4. Вопросы, задания для болельщиков.

5.Награждение победителей.

Игровое поле



Градо-строительство






Просвещение. Образование


Ярмарки. Магазины.

Лавки


Мода. Утварь. Интерьер


Досуг.

Техника

1



2

3

4

5

6



7

8

9

10

11

Ч


12

Е

13

Л.

14

Р

15

У

16



17

18

19

20

21



22

23

24

25


Примерный пакет вопросов:

Градостроительство

  1. О каком сооружении идет речь: «храм был виден издали. Две башенки-звонницы уходили ввысь, завершаясь крестами на голубых сферах… Между башнями наверху фигурного готического фронтона помещалась статуя летящего ангела…Огромный интерьер освещался светом витражей, заполняющим оконные проемы…Песнопение шло в сопровождении органа» (Храм в честь Непорочного Зачатия Девы Марии).

  2. 275 лет назад в Челябинске появился первый мост. Место было выбрано не случайно. С тех пор главная переправа Челябинска не меняла своего местоположения, и на том же самом месте сегодня стоит ….- назовите мост. (Кировский (Троицкий)).

  3. Здание построено в 1910 г. на углу ул.Уфимской (ныне ул. Кирова «Кировка») и Болгарской (ныне пр. Ленина). В 30 г. прошлого века реконструировано с надстройкой двух этажей. Ныне в нем размещается Законодательное Собрание Челябинской области. Что было изначально в этом здании? (Государственный банк Российской империи).

  4. Был построен по инициативе Челябинского уездного комитета попечительства о народной трезвости. Сейчас это здание – ТЮЗ. (Народный дом).

  5. К 1914 г. имелось более 100 различных сооружений с электрическим освещением и водопроводом (ныне Ленинский район). (Переселенческий пункт).

Просвещение. Образование

  1. «азбука – 30 копеек, часослов – 50 копеек, нотное пение – 2 рубля, первая часть арифметики в целых и дробных числах – 1 рубль». О чем идет речь? (Оплата труда учителя в школе).

  2. Сколько лет длился курс обучения в гимназии в XIX в.? (8 лет).

  3. Имя основателя первой гимназии в г. Челябинске? (Владимир Корнильевич Покровский).

  4. Перечислите учебные заведения, где можно было получить образование в н. XX в. в г. Челябинске? (Реальное училище для мальчиков, женская гимназия, ремесленная и торговая школа).

  5. По окончании гимназии выпускницам выдавали диплом. Какие предметы там перечислены? (Русский, церковно-славянский, греческий, немецкий или французский язык, латынь, закон Божий, логика, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, математическая география, физика, естествоведение, история, география).

Ярмарки. Магазины. Лавки.

  1. Перечислите ярмарки XIX столетия, которые действовали в нашем городе. (2 однодневные ярмарки, даты которых приурочены к церковным праздникам Николы вешнего (9 мая), Николы зимнего (6 декабря); Ивановская ярмарка проходила в сентябре и Сборная, проходившая в сборное воскресение на 1й неделе Великого поста (февраль)).

  2. Места, отведенные для ярмарок? (До 1881 г. Соборная площадь – ныне площадь Е.Ярославского у Оперного театра; с 1881 г. – Александровская площадь – ныне Алое поле; после октября 1917 – площадь Революции).

  3. Перечислите товары, предлагаемые на ярмарках. (С/х продукты, чай, сахар, холст, кожа, мед, рыба, «лесной товар» - туеса, кадки).

  4. Слово «магазин» вплоть до второй половины XIX столетия было синонимом слова «….» (Амбар).

  5. В н. XX в. в Челябинске появляются первые универмаги, где можно было купить если не все, то многое из популярных в ту пору товаров, от шоколада и Шустовского коньяка до одежды и посуды. Самые крупные из них были построены татарскими купцами. Назовите их. (Магазин Шакира Ахметова, пассаж Якушевых, магазин Валеева).

Мода. Утварь. Интерьер

  1. Используя слова «штаны», «порты», «шаровары», «панталоны», «армяк», «салоп», «шапка», «рубаха», опишите модный образ мужчины XIX столетия.

  2. Представьте модный костюм женщины начала XX века.

  3. «Семейный» предмет, объединяющий семью (самовар).

  4. Опишите образ служащего на железной дороге и вокзале г. Челябинска.

  5. Опишите интерьер городской квартиры начала XX века.

Досуг. Техника

  1. Ныне кинотеатр «Знамя» - а в начале XX века …(Театр «Люксъ»).

  2. На нем размещался клуб Челябинского вольного пожарного общества, затем построили новое здание для клуба, обсерватории и кинематографа, «ракушку» для оркестра. Туда можно было попасть по мосту с улицы Ключевской - ныне ул. Свободы. (Остров увеселений).

  3. На телеграфной карте связи, изданной главным управлением путей сообщения в 1874 году, рядом с надписью «Челябинск» поставлена цифра «2». Что она означала? (Телеграфная станция – второразрядная, т.е. работала только в дневное время с 7 утра до 9 вечера).

  4. «… почти каждое воскресенье устраивались гуляния с разнообразной программой на открытой эстраде. Вечером для молодежи устраивались танцы… Почти каждое гуляние сопровождалось блестящим фейерверком». Назовите место действия (Летний сад общественного собрания).

  5. В 1906 г. предприимчивый купец Колбин высказал идею о строительстве этого вида транспорта. Но воплотить её идею в жизнь ему оказалось не под силу. Да и особой необходимости в таком транспорте у города не было. Мечта купца была воплощена летом 1931 года. О чем идет речь? (Электрический трамвай).