Проектная деятельность обучающихся – неотъемлемая часть образовательного процесса (из опыта работы)
Федеральное Государственное Казенное Образовательное Учреждение СОШ № 24 Министерства Обороны, Вольск-18, Саратовская область,
Тагаева В. Н.
Статья знакомит с опытом работы по реализации ФГОС в начальной школе в организации проектной деятельности учащихся. Описания работы над проектами позволяют понять степень важности проектной деятельности как неотъемлемой части образовательного процесса
В последние годы в Российском образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов. Сегодня очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни. С точки зрения подготовки современного человека, именно проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активно включает ребенка в реальную деятельность, учит принимать личную ответственность за свою работу, предполагает выражение своих собственных мнений. Приобретение и развитие перечисленных качеств позволяют надеяться на воспитание личности, которая «впишется» в современную действительность и сможет перспективно шагать по жизни дальше.
Как педагог с многолетним стажем автор считает, что метод проектов позволяет решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. У большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Проекты в младших классах требуют от педагога больших усилий т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно и важно. Для того чтобы вчерашние дошкольники научились искать ответы на свои вопросы, педагогу необходимо тщательно продумать программу работы с любознательными учениками. Реализовать такую программу позволяет введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. У педагогов появилась возможность включения проектной деятельности в структуру и внеурочной деятельности. В данной статье на примерах своей педагогической практики автор показывает, что совместная урочная и внеурочная проектная деятельность с детьми младшего школьного возраста может создать ситуацию успеха, радости, удовлетворения, научить решать практические исследовательские задачи.
Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей. Работая по УМК «Планета Знаний», приходится реализовывать идеи проектной технологии, предусмотренные данным комплектом с первого класса. Проекты предусмотрены по различным учебным предметам: математика, окружающий мир, технология, литературное чтение. Возникает необходимость подготовки обучающихся к такой деятельности с первых шагов обучения в школе.
Преодолевая трудности сначала интуитивно, а потом посредством новых знаний, дети постепенно шагают к достижению поставленной цели, принимая помощь учителя и родителей.
Интересным получился учебный проект с учащимися первого класса «Школа будущего».

Рисунок 1
Во внеурочное время с обучающимися первого класса автором была проведена работа над творческим проектом «Теремок». Известная сказка открылась детям с неизвестной стороны. Они узнали, что такое терем, какими бывают терема, как их строили. Данный проект предполагал максимально свободный подход к оформлению результатов. Дети своими руками из разных материалов смастерили теремки. Ученики, владеющие компьютером, представили презентации.
Совместно с учителем ребята подготовили инсценирование сказки «Теремок» и показали представление малышам детского сада. Первый опыт внеурочного проектирования оказался удачным.

Рисунок 2
Исследовательский метод проектной деятельности можно использовать уже в первом классе, но работа должна выполняться ребенком добровольно. Недостаток знаний еще не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования. Для педагога важно создать «ситуацию успеха», чтобы у ребенка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.
Первые шаги в исследовании сделали и учащиеся автора. Им оказался интересен вопрос «Как научились люди считать?». Итогом исследования стало выступление перед одноклассниками и выставка поделок «Мое любимое число».

Рисунок 3
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, чтобы оставить у ребенка чувство гордости за полученный результат.
После завершения работы над проектом дети должны рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось.
Работая по УМК «Планета Знаний», автор сначала самостоятельно выбирала и формулировала проблемы новых открытий для детей, но со временем у ребят возникала потребность самостоятельно выбрать интересный предмет исследования. Учитель только незаметно направлял их изыскательский энтузиазм в нужное русло. Так получились проекты «Наша одежда», «Наши питомцы», «Удивительные растения».

Рисунок 4
Дети – прирожденные исследователи, только нужно увлечь их предметом исследования.

Рисунок 5
Так, после экскурсии в воинскую часть, ребята задали вопрос: А смогу ли я хоть один день побыть солдатом? Родители – военнослужащие предоставили возможность понаблюдать за жизнью солдата и даже выполнить некоторые упражнения, которые по распорядку дня должны выполнять солдаты. Получился групповой проект «Легко ли быть солдатом?» Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества.

Рисунок 6
Учителя не могут не радовать полученные поисковые умения, самостоятельность находить недостающую информацию, навыки работы в сотрудничестве.

Рисунок 7
Увлекая детей в проектную деятельность, автор старается вселить в них уверенность в своих силах, показать значимость их деятельности.
Грамотно организованная проектная деятельность позволяет успешнее учиться, впрямую связана с успешностью каждого ученика в дальнейшем. Понимая степень ответственности и важности своей педагогической работы, автор не может остановиться на достигнутом и продолжает искать новые формы этой технологии в современной школе.