СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по донской литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Донская литература»  в 9 классе  направлена  на изучение народного эпоса, фольклора жителей Донского края и произведений донских писателей, что позволяет расширить круг   чтения, воспитать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота. Реализовать цели приобщения к духовной культуре родного края, а также лучше узнать нашу малую родину, ее людей, ее словесное искусство.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по донской литературе.»

   ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ  УЧЕНИКА 9 «а» КЛАССА  школы VII вида № 7  города Азова  ТУРЯНСКОГО ЕВГЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ УЧЕНИКА 9 «а» КЛАССА школы VII вида № 7 города Азова ТУРЯНСКОГО ЕВГЕНИЯ

Проект  – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя. Тема:  «Дон – литературный, Дон – православный».

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя.

Тема:

«Дон – литературный, Дон – православный».

 Руководитель проекта:  Ляшенко  Татьяна Владимировна.

Руководитель проекта: Ляшенко Татьяна Владимировна.

 Воспитывает: значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к самоорганизации; желания делать свою работу качественно.  Развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки; способность ориентироваться в информационном пространстве; умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Воспитывает:

  • значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
  • чувства ответственности, самодисциплины;
  • способности к самоорганизации;
  • желания делать свою работу качественно.

Развивает:

  • исследовательские и творческие способности личности;
  • способность к самоопределению и целеполаганию;
  • умения самостоятельно конструировать свои знания;
  • коммуникативные умения и навыки;
  • способность ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение работать с различными типами текстов;
  • умение планировать свою работу и время;
  • навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Турянский Евгений.  Оформление выставке в школьной библиотеке.

Турянский Евгений. Оформление выставке в школьной библиотеке.

В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

ЭТАПЫ РАБОТЫ:  1. Выбор темы.  Обсуждение темы проекта. Составление плана работы. 2.. Сбор информации (подборка различных статей, произведений о Доне и донской земле.) 3. Организация выставки «Дон литературный». 4. Обсуждение результатов и подготовка презентации. 5 . Презентация проекта.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1. Выбор темы. Обсуждение темы проекта. Составление плана работы.

2.. Сбор информации (подборка различных статей, произведений о Доне и донской земле.)

3. Организация выставки «Дон литературный».

4. Обсуждение результатов и подготовка презентации.

5 . Презентация проекта.

 Ты соткана из музыки столетий,        Земля донская, край седой,  ковыльный.        И нет тебя прекраснее на свете,        Кружатся ветры по дорогам  пыльным… (Н. Хибатуллина)

Ты соткана из музыки столетий,

      Земля донская, край седой, ковыльный.

      И нет тебя прекраснее на свете,

      Кружатся ветры по дорогам пыльным… (Н. Хибатуллина)

Донской край вошёл в судьбы и творчество многих писателей и поэтов…

Донской край вошёл в судьбы и творчество многих писателей и поэтов…

ДОН Блеща средь полей широких,  Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!  От сынов твоих далеких  Я привез тебе поклон. Как прославленного брата,  Реки знают тихий Дон;  От Аракса и Евфрата  Я привез тебе поклон. Отдохнув от злой погони,  Чуя родину свою,  Пьют уже донские кони  Арпачайскую струю. Приготовь же, Дон заветный,  Для наездников лихих  Сок кипучий, искрометный  Виноградников твоих.    (А.С.Пушкин)

ДОН

Блеща средь полей широких, Вон он льется!.. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата, Реки знают тихий Дон; От Аракса и Евфрата Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони, Чуя родину свою, Пьют уже донские кони Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный, Для наездников лихих Сок кипучий, искрометный Виноградников твоих. (А.С.Пушкин)

Бессмертно творчество Чехова. На его памятниках надо высекать только одну дату - дату рождения, потому что в бессмертии народа, которому служил писатель, - бессмертие его творчества и личности.

Бессмертно творчество Чехова. На его памятниках надо высекать только одну дату - дату рождения, потому что в бессмертии народа, которому служил писатель, - бессмертие его творчества и личности.

  Книги  Михаила Шолохова

Книги Михаила Шолохова

Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.           «Тихий Дон» Михаил Шолохов

Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.

«Тихий Дон» Михаил Шолохов

-Терпи казак,- атаманом будешь.  - Атаманам пышки, казакам шишки.  -Атамана из плохого казака не получится.  -Казаки все наголо атаманы.  -Казаков мало не бывает.  -Казак молчит, а все знает.  -Казака и под рогожкой видать.  - На казаке и рогожа пригожа.  -Взял у черта рогожу, отдать надо будет и кожу.  -Тот не казак, кто бояться собак. -За правду и волю ешь вволю.  -Добрый казак не брезгает, что попало, то и трескает.  -Что казаку здорово, то немцу смерть.  -Казак что дите: и много дашь все съесть, и мало дашь сыт будет.  -Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает.

-Терпи казак,- атаманом будешь. - Атаманам пышки, казакам шишки. -Атамана из плохого казака не получится. -Казаки все наголо атаманы. -Казаков мало не бывает. -Казак молчит, а все знает. -Казака и под рогожкой видать. - На казаке и рогожа пригожа. -Взял у черта рогожу, отдать надо будет и кожу. -Тот не казак, кто бояться собак.

-За правду и волю ешь вволю. -Добрый казак не брезгает, что попало, то и трескает. -Что казаку здорово, то немцу смерть. -Казак что дите: и много дашь все съесть, и мало дашь сыт будет. -Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает.

Под-над Доном сад цветёт… * * *   По-над Доном сад цветёт,  Во саду дорожка;  На неё б я всё глядел,  Сидя, из окошка…   Там с кувшином за водой  Маша проходила,  Томный взор потупив свой,  Со мной говорила.   «Маша, Маша! — молвил я. —  Будь моей сестрою!  Я люблю… любим ли я,  Милая, тобою?» Алексей Кольцов

Под-над Доном сад цветёт…

* * *

По-над Доном сад цветёт, Во саду дорожка; На неё б я всё глядел, Сидя, из окошка… Там с кувшином за водой Маша проходила, Томный взор потупив свой, Со мной говорила. «Маша, Маша! — молвил я. — Будь моей сестрою! Я люблю… любим ли я, Милая, тобою?» Алексей Кольцов

 Проводы казака на службу Конь боевой с доходным вьюком У церкви ржет: кого-то ждет. В ограде  бабка плачет с внуком, Молодка возле слезы льет. А из дверей святого храма Казак  в доспехах боевых Идет к коню, из церкви прямо, С отцом, в кругу своих родных. Жена коня подводит мужу, Племянник пику подает. «Вот,- говорит отец, - послушай Моих речей ты наперед. Мы послужили государю, Теперь тебе черед служить. Ну, поцелуй же женку Варю, И бог тебя благословит!   (А.Туроверов)

Проводы казака на службу

Конь боевой с доходным вьюком

У церкви ржет: кого-то ждет.

В ограде  бабка плачет с внуком,

Молодка возле слезы льет.

А из дверей святого храма

Казак  в доспехах боевых

Идет к коню, из церкви прямо,

С отцом, в кругу своих родных.

Жена коня подводит мужу,

Племянник пику подает.

«Вот,- говорит отец, - послушай

Моих речей ты наперед.

Мы послужили государю,

Теперь тебе черед служить.

Ну, поцелуй же женку Варю,

И бог тебя благословит!

(А.Туроверов)

Казак Раз, полунощной порою,  Сквозь туман и мрак,  Ехал тихо над рекою  Удалой казак. Черна шапка набекрени,  Весь жупан в пыли.  Пистолеты при колене,  Сабля до земли. Верный конь, узды не чуя,  Шагом выступал;  Гриву долгую волнуя,  Углублялся вдаль. Вот пред ним две-три избушки,  Выломан забор;  Здесь — дорога к деревушке,  Там — в дремучий бор. «Не найду в лесу девицы,—  Думал хват Денис:—  Уж красавицы в светлицы  На ночь убрались». (А.С.Пушкин)

Казак

Раз, полунощной порою, Сквозь туман и мрак, Ехал тихо над рекою Удалой казак.

Черна шапка набекрени, Весь жупан в пыли. Пистолеты при колене, Сабля до земли.

Верный конь, узды не чуя, Шагом выступал; Гриву долгую волнуя, Углублялся вдаль.

Вот пред ним две-три избушки, Выломан забор; Здесь — дорога к деревушке, Там — в дремучий бор.

«Не найду в лесу девицы,— Думал хват Денис:— Уж красавицы в светлицы На ночь убрались». (А.С.Пушкин)

Утро над Доном Глядятся в зеркало затона  Седые кудри тихих верб,  И уплывает с небосклона  Луны величественный герб. В объятьях предрассветной рани,  Таинственна и глубока,  Стыдливо прячется в тумане  Прозрачно-синяя река. А солнце, ярко и багрово,  Над лесом вставшее на треть,  На волны луга заливного  Бросает розовую сеть. Над белой меловой горою  Клубится облако. Оно  Насквозь рубиновой зарёю  Причудливо озарено.     (О.Шереметова)

Утро над Доном

Глядятся в зеркало затона Седые кудри тихих верб, И уплывает с небосклона Луны величественный герб.

В объятьях предрассветной рани, Таинственна и глубока, Стыдливо прячется в тумане Прозрачно-синяя река.

А солнце, ярко и багрово, Над лесом вставшее на треть, На волны луга заливного Бросает розовую сеть.

Над белой меловой горою Клубится облако. Оно Насквозь рубиновой зарёю Причудливо озарено. (О.Шереметова)

ДОН ПРАВОСЛАВНЫЙ

ДОН ПРАВОСЛАВНЫЙ

С войсковым праздником Покрова Пресвятой Богородицы связано одно из славных событий в истории казачества — в 1641 году казаки одержали победу в обороне Азова. Считается, что поражение турок произошло благодаря чудесному заступничеству Богородицы.

С войсковым праздником Покрова Пресвятой Богородицы связано одно из славных событий в истории казачества — в 1641 году казаки одержали победу в обороне Азова. Считается, что поражение турок произошло благодаря чудесному заступничеству Богородицы.

Казак скорей умрет, а коня накормит Казак скорей умрет, а коня накормит Казак скорей умрет, а коня накормит Казак скорей умрет, а коня накормит Казак сам не поест, чем с родной земли сойдет Когда два казака заодно, – любого врага одолеют Казак дружбу соблюдает: и в хоре певец, и в бою молодец.. Казаки в бою не робеют, никакой коршун не страшен.. Терпи, казак, проживешь без урона На Донской земле все родится – мед ложкой кушать. Казачьи песни слушать – в беде коня не бросает Бери жену с Дона, атаманом будешь. Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, надо только трудиться.
  • Казак скорей умрет, а коня накормит
  • Казак скорей умрет, а коня накормит
  • Казак скорей умрет, а коня накормит
  • Казак скорей умрет, а коня накормит
  • Казак сам не поест, чем с родной земли сойдет
  • Когда два казака заодно, – любого врага одолеют
  • Казак дружбу соблюдает: и в хоре певец, и в бою молодец..
  • Казаки в бою не робеют, никакой коршун не страшен..
  • Терпи, казак, проживешь без урона
  • На Донской земле все родится – мед ложкой кушать.
  • Казачьи песни слушать – в беде коня не бросает
  • Бери жену с Дона, атаманом будешь.
  • Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, надо только трудиться.

ГИМН РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Всколыхнулся, взволновался  Православный Тихий Дон.  И повсюду отозвался  На призыв свободы он.   Зеленеет степь донская,  Золотятся волны нив.  И с простора, слух лаская,  Вольный слышится призыв.   Славься, Дон, и в наши годы  В память вольной старины,  В час невзгоды — честь свободы  Отстоят твои сыны. (1853 год)

ГИМН РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Всколыхнулся, взволновался Православный Тихий Дон. И повсюду отозвался На призыв свободы он. Зеленеет степь донская, Золотятся волны нив. И с простора, слух лаская, Вольный слышится призыв. Славься, Дон, и в наши годы В память вольной старины, В час невзгоды — честь свободы Отстоят твои сыны. (1853 год)

Лазоревый цветок – степной тюльпан, символ душ погибших казаков.

Лазоревый цветок – степной тюльпан, символ душ погибших казаков.

Степной ковыль – трава мертвых, поэтому у казаков не принято её рвать.

Степной ковыль – трава мертвых, поэтому у казаков не принято её рвать.

ДОНСКОЙ ГОВОР Чакан – растение, рогоз широколистный .  Тузлук – дикий чеснок. Чирики – казачья обувь. Курень – казачья изба. Каймак – чистая пенка, снятая с кипяченого и топленого молока ,   Шулюн –  блюдо из говядины и баранины . Ковал – кузнец  Трухменка – шапка из овчины Гардал – горчица . Щерба –  казачья уха. Надысь – недавно . Наметом – галопом .

ДОНСКОЙ ГОВОР

Чакан – растение, рогоз широколистный

Тузлук – дикий чеснок.

Чирики – казачья обувь.

Курень – казачья изба.

Каймак – чистая пенка,

снятая с кипяченого и топленого молока ,

  Шулюн –  блюдо из говядины и баранины . Ковал – кузнец 

Трухменка – шапка из овчины

Гардал – горчица . Щерба –  казачья уха.

Надысь – недавно . Наметом – галопом .

Я люблю свой родной край, люблю читать о донской земле, о подвигах донцов. В этих произведениях поэты, писатели выражают свою любовь в прочувственном отношении к тем или иным явлениям жизни, в создании лирических образов, в значимости подтекста. Донской край описывают в произведениях многие поэты, писатели. И всегда это талантливо, интересно, захватывающе. Только с течением времени меняется характер использования местного колорита, факты действительности обретают глубочайшую степень общения. Я бы хотел обратиться ко всем и к каждому с такими словами: «Люди! Помните свое прошлое! И у нас будет прекрасное будущее!»

Я люблю свой родной край, люблю читать о донской земле, о подвигах донцов. В этих произведениях поэты, писатели выражают свою любовь в прочувственном отношении к тем или иным явлениям жизни, в создании лирических образов, в значимости подтекста. Донской край описывают в произведениях многие поэты, писатели. И всегда это талантливо, интересно, захватывающе. Только с течением времени меняется характер использования местного колорита, факты действительности обретают глубочайшую степень общения. Я бы хотел обратиться ко всем и к каждому с такими словами:

«Люди! Помните свое прошлое! И у нас будет прекрасное будущее!»

  Список литературы:   1. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Ростов н/Д, 1992.  2. Маркедонов С.М. Государевы слуги или бунтари-разрушители? (к вопросу о политических отношениях донского казачества и Российского государства)// Южнороссийское обозрение. 2002. №9.  3. Мининков Н.А. Донское казачество XVI-XVII вв.: Этнический состав и социальное происхождение. Краснодар, 1996.  4. Сидоров А. Краткая история донского казачества. http://www.dmi-budanin.narod.ru//liter/kazaki.htm  5. Пушкин А.С. на Кавказе.

Список литературы: 1. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Ростов н/Д, 1992. 2. Маркедонов С.М. Государевы слуги или бунтари-разрушители? (к вопросу о политических отношениях донского казачества и Российского государства)// Южнороссийское обозрение. 2002. №9. 3. Мининков Н.А. Донское казачество XVI-XVII вв.: Этнический состав и социальное происхождение. Краснодар, 1996. 4. Сидоров А. Краткая история донского казачества. http://www.dmi-budanin.narod.ru//liter/kazaki.htm 5. Пушкин А.С. на Кавказе.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!