ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
Евдокимова И.А.,
педагог-библиотекарь
ГБОУ СОШ № 15
Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС).
Информационно-образовательная среда - это системно организованная совокупность информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
Но чтобы это пространство работало, необходимы кардинальные изменения в информационной культуре участников образовательного процесса, поэтому на первый план выдвигаются проблемы формирования информационной культуры личности, использующей данный ресурс в процессе реализации различных видов деятельности в образовании.
Одним из важных каналов интеграции ИКТ в педагогическую деятельность школы, повышения мотивации учащихся к творческой деятельности, обучения современным способам самостоятельного получения знаний, выступает проектная деятельность (в переводе с латыни означает «выдающийся», «брошенный вперед»). Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности. Это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги.
Специфика проектной деятельности предполагает сотрудничество и взаимодействие. Педагог из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Он должен пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над ними. С точки зрения обучающегося, проектная деятельность — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Из пассивного приемника знаний ученик превращается в активного деятельного субъекта.
Школьная библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в проектной деятельности. Без информационной поддержки библиотеки и помощи библиотекаря с его опытом информационного специалиста ни один проект не может состояться. Библиотека в данном случае может выступать информационным и научно-методическим центром.
Особое место принадлежит такому направлению работы, как краеведение.
“Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо при помощи книг” – эти слова М.В.Ломоносова являются девизом деятельности школьной библиотеки в области краеведения. По словам историка С.О.Шмидта, “подлинное краеведение – всегда краелюбие. Оно подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края, о сохранении его культурного и природного наследия”.
Поэтому среди основных задач краеведческой работы школьной библиотеки рассматривается не только воспитание любви к родному краю, но и содействие пробуждению познавательных интересов детей, организация поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы.
На сегодняшний день в библиотеке собран значительный объем изданий краеведческой тематики, позволяющий удовлетворять достаточно сложные читательские запросы. Отдельные книги становились первой ступенькой исследовательских проектов учащихся.
Наша школа всегда активно вела краеведческую проектную и исследовательскую работу, занимая призовые места на конференциях, конгрессах и конкурсах в Севастополе, Харькове, Москве.
За последние 10 лет темы исследовательских работ были самыми разнообразными:
«Ангелы милосердия» (2005) /сестры милосердия в годы Крымской войны/
«Роль поисковых организаций в увековечении памяти защитников 35-й ББ» (2006)
«Никольские святыни Севастополя» (2007)
«Храмы защитникам Отечества во все времена» (2008)
«Святитель Лука» (2009)
«Две обороны – две медали» (2010)
«Пещерные храмы Крыма» (2012)
«История и современность Севастополя в прикладных задачах» (2014)
«Вспомним всех поименно: братская могила 35 ББ» (2016)
Сегодня хочется остановиться на последнем проекте, который был осуществлен в 2015-2016 учебном году - «Вспомним всех поименно».
Подвиг 35-й береговой батареи уже поднимался в наших работах. В 2006 году ученик 10-го класса Александр Лёвкин занял 1 место на Международной гуманитарной конференции школьных исследовательских работ «Вышгород-2006».
Тогда Мемориального комплекса еще не было, однако поисковая работа проводилась активно. Отрядом поисковиков «Долг» руководил выпускник нашей школы 1977 года Александр Петров. В основу исследовательской работы легли материалы раскопок, воспоминания первых поисковиков, документы (в частности, Памятка о работе с воинскими медальонами).
Прошло 10 лет, и мы снова вернулись к этой теме, уже в рамках социального военно-патриотического проекта. Приятно осознавать, что инициатива проекта пошла не от учителя, а от самих ребят.
С 1995 года школа № 15 шефствует над памятником «Братская могила воинов 35-й береговой батареи», который находится на территории Музейного историко-мемориального комплекса (внизу, на повороте к Голубой бухте).
В 2014 эстафета благоустройства памятника перешла к учащимся 9-Б класса. Ребята занимались уборкой памятника, по просьбе сотрудников музея, волонтерской работой – изготавливали основу для мемориальных табличек Пантеона памяти, в 2015 участвовали в возложении цветов и акции «Георгиевская ленточка».
В ноябре 2015 мы проводили викторину «Памятники Гагаринского района», посвященную 40-летию нашего района. Нужно было отгадать, что это за памятник, где находится, кому поставлен. В числе этих памятников был и наш подшефный обелиск. Ученики 9-Б класса, конечно, узнали памятник. Это братская могила, место захоронения личного состава 2-й орудийной башни 35 ББ, погибшего при взрыве
17 декабря 1941 года.
К сожалению, об истории создания этого памятника почти ничего не известно. Ребята решили восполнить этот пробел.
Вместе с учителем истории Т.А. Жароид-Колмогоровой мы составили план работы над проектом, разделили ребят на группы, каждой поставили задачу. Материал собирали буквально по крупицам.
Сначала обратились к книгам и интернет-источникам.
Книги помогли. Об этом периоде 35-й ББ написано мало, мы проработали все книги, которые смогли коллективно найти. И вот удача: в книге Валерия Алексеевича Лещенко «Выверено жизнью и смертью», написанной по воспоминаниям его отца, Алексея Яковлевича Лещенко, последнего командира 35 ББ, нашли описание самого взрыва. О памятнике была только одна фраза: «Вечером, около 19 часов мы хоронили своих боевых товарищей, погибших на боевом посту. На следующий день на могиле установили небольшой обелиск, к которому прикрепили небольшой якорь с якорной цепью и пятиконечную звезду».
В сети Интернет нашли Учетную карточку воинского захоронения и воспоминания старшины батареи Б. В. Мельника: «Погибших похоронили возле батареи, вложив на место захоронения бутылку с фамилиями погибших».
К сожалению, это все, что мы нашли сами.
Нам была нужна помощь официальных лиц. Мы обратились к Татьяне Ивановне Умáнской, начальнику экскурсионно-просветительского отдела Музейного историко-мемориального комплекса «35 береговая батарея», которая оказала содействие, запросив справку в Государственном реестре недвижимых памятников, которой до этого не было даже в Музее 35 ББ.
Из официального заключения мы узнали, что «в ходе обороны 17 декабря 1941 г. при взрыве 2-ой артиллерийской башни погибли 35 человек, которые были похоронены в братской могиле возле батареи в балке. В мае 1942 г. при выполнении боевого задания на корректировочном посту погибли четыре воина 35-й береговой батареи. Их погребли также в этой братской могиле».
В 1969 на могиле был установлен памятник (авторы первоначального надгробия - младший сержант Сичкарь, рядовой Шуляковский), в 1988 г. провели его реконструкцию (автор - художник И.А.Белицкий). Решением исполкома Севастопольского горсовета от 20.12.1975 г. № 856 данная могила была взята на государственный учет как памятник истории местного значения.
Это был первый этап работы, который дал положительные результаты.
Ребята очень гордятся тем, что они сотрудничают с такой серьезной организацией, как Музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея».
Воодушевленные поисковой деятельностью, ребята загорелись новым делом – узнать, кто скрывается за фамилиями и инициалами, выбитыми на плитах братской могилы, узнать судьбы этих воинов.
Ребята активно включилась в работу по созданию архива биографических данных воинов, захороненных в братской могиле.
Одна группа учащихся работала с мемуарной литературой, восстанавливая события взрыва 2-й башни 35 ББ 17 декабря 1941 года, сопоставляя фамилии погибших с данными литературных источников.
Другая группа учащихся работала с ресурсами сети Интернет в библиотеке под руководством библиотекаря школы.
В базе данных «Мемориал» Министерство обороны РФ мы нашли учетную карточку нашего воинского захоронения, где перечислены фамилии воинов, похороненных в этой братской могиле.
Выяснилось, что в могиле покоятся 43 воина. 35 погибли при взрыве второй башни, 8 человек погибли в разное время. Имена 4 пока не высечены на плитах.
В результате работы с базами данных 35-й ББ, Министерства обороны РФ, сайтом «Виртуальный некрополь Севастополя», «Подвиг народа» были найдены фотокопии учетных карточек и списки погибших воинов. За уточнением данных обращались и в архив Музея «35-я береговая батарея», но, в силу огромного объема работы, которую осуществляем научный отдел музея, мы решили сами искать документы.
Часто были изменены буквы в фамилиях, отчествах, неверно указаны населенные пункты, откуда призваны погибшие военнослужащие.
Нам удалось уточнить фамилии, имена и отчества почти всех воинов, захороненных в братской могиле. Исправлены фамилии: Чипадзе вместо Чападзе, Бондарев вместо Бондарь, Баранов вместо Баринов, Бульдяев вместо Кульдяев
Мы узнали, откуда были призваны воины, даты их рождения, во многих случаях нашли даже имена и адреса родственников на момент начала войны.
Только одна фамилия так и осталась без имени и отчества – Мкртчян…
В ходе поисков обнаружились дополнительные факты.
Так, оказалось, что погибший при взрыве второй башни Виктор Годлач служил в Севастополе вместе с младшим братом Александром, старшиной 2 статьи, который погиб вместе с кораблем при подрыве на мине 7 марта 1942 г. на эсминце «Смышленый».
Максим Григорьевич Кондратюк числился пропавшим без вести в боях за Одессу в сентябре 1941 года, по донесению Ильичёвского военкомата города Одессы. Но, как мы видим, погиб уже на 35 батарее при взрыве второй башни.
На сайте Музея военной истории Тульского края мы нашли рассказ о младшем политруке 1-й башни Иване Васильевиче Панкратове и его фотографию.
При уточнении адреса Павла Ефимовича Першина на сайте «Старый Мариуполь» нашли довоенную фотографию дома, в котором он жил.
На сайте «Бессмертный полк» нашли воспоминания внука Васильченко, из которых узнали, что его дед, Елисей Андреевич, погиб в 1942 году в районе Инкермана, во время корректирования огня батареи по наступающим гитлеровцам.
На сайте «Одноклассники» нашли внучку Валериана Полонского, подполковника, командира артиллерийского полка. Мы наладили с ней переписку и узнали судьбу ее деда. …Их полк оборонял Севастополь в районе Ялтинского кольца. После того как закончились снаряды, он приказал подорвать оставшиеся орудия и через Фиолент с оставшимися в живых солдатами и командирами отступил в район 35-й ББ. Там ходили в ночные вылазки, отражали атаки гитлеровцев. Во время одного боя автоматная очередь прошила его, ранение в живот было очень тяжелым. Чтобы не попасть в плен беспомощным и не быть обузой своим подчиненным, Полонский застрелился за день до конца обороны. Его похоронили в море... После войны фамилию Полонского дописали к погибшим в братской могиле.
Вот такой материал был собран в ходе работы над проектом, который стал победителем V регионального конкурса ученических инициатив «Молодежь Севастополя – взгляд в будущее». Ребята получили грамоты, наручные часы, 3000 руб. на развитие проекта, а руководители проекта – грамоты.
Совместная проектная деятельность – это живая струя в жизни школы, позволяющая по-новому взглянуть и на обучающегося, и на педагога, и на школьного библиотекаря. Такая деятельность не только возводит нас, библиотекарей, на качественно иную ступень в школьной иерархии, но и налагает определенные обязанности, требует постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, повышать уровень эрудиции, профессиональной и общей культуры.