Зубарев Юрий Виталиевич,
преподаватель химии и биологии,
Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий
(филиал) КНИТУ-КАИ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Качество естественнонаучного образования – это процесс постоянного совершенствования. Это соответствие образовательного результата ожиданиям современного общества.
Условиями качественного естественно-научного образования являются следующие: использование современных информационных технологий, высокий уровень профессионализма педагогов, материально – техническое обеспечение школы, конкурентоспособность знаний учащихся. По моему мнению, к этим условиям следует отнести и проектную деятельность – совместную учебно-познавательную деятельность учащихся и учителя, имеющую общую цель и согласованные методы, направленную на достижение общего результата.
Целью проектной деятельности является создание технологии устойчивого развития качества естественно-научного образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству.
Данный вид деятельности формирует важные личные творческие качества ученика: умение поставить и сформулировать задачу, выдвинуть и обосновать гипотезу, найти метод исследования, обработать и проинтерпретировать данные, публично защитить свою идею и результаты, организовать как свою собственную исследовательскую работу, так и работу в коллективе. При грамотном управлении проектная деятельность также способствует активности и самостоятельности учащихся, это первая ступень к самореализации и самоактуализации личности.
Польза проектной деятельности заключается в том, что учитель не рассказывает ребенку ничего лишнего. У учащегося есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения.
Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности, так как в основе проектной деятельности лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.
При осуществлении проектной деятельности меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.
Меняется и роль учащихся: они учатся извлекать информацию самостоятельно, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, аргументировать сделанный выбор. Они выступают активными участниками процесса, деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе. При осуществлении проектной деятельности происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения.
Наиболее значимыми проектами можно назвать следующие:
- Салахова Алина Ильнуровна «Рециклинг полиэтилентерефталата», 3 место в конкурсе научно-исследовательских проектов «Перспектива», 2011 год, выпускница КНИТУ(КХТИ);
- Баталов Ильназ Рамилевич «Решение задач ОГЭ по химии» (электронное пособие), 2012 год, 98 баллов на ЕГЭ по химии, студент 4 курса КНИТУ(КХТИ);
- Сабирзянов Ильзир Ильдусович «Азбука химии», Бутлеровские чтения, 2 место, 2013 год, 78 баллов на ЕГЭ по химии, студент 4 курса РХТУ им. Д.И.Менделеева;
- Бикмуллина Раиля Рустамовна, олимпиада «Будущее большой химии», 2 место 2014 год, 89 баллов на ЕГЭ по химии, студентка 3 курса КНИТУ(КХТИ);
- Садыкова Гульназ Наилевна, олимпиада «Будущее большой химии», 1 место, 2016 год, 98 баллов на ЕГЭ по химии, студентка 1 курса КФУ(КГУ)
Умения, которые наработали перечисленные учащиеся в процессе проектирования, сформировали у них осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Кроме того, в процессе данной деятельности происходило формирование ключевых компетенций учащихся: общеучебных, трудовых, коммуникативных, социальных. Все это дало им возможность успешно сдать ЕГЭ по химии и поступить в желаемый ВУЗ.
Список литературы:
Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»– Волгоград ж. « Учитель»- 2007.
Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-45-49с. .
Интернет – ресурсы.