Негосударственное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
« Центр Социально - Гуманитарного Образования »
«Совершенствование профессионализма учителя информатики в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
«Проектная деятельность учащихся на уроках информатики»
Выполнили: Домолазова Ирина Федоровна
Брагина Мария Викторовна
Хусниева Ильгиза Илфрузовна
Казань - 2016
Что такое проект? * Термин «проект» (projectio) в переводе с латинского означает – бросание вперед. *В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Что такое учебный проект?
Для ученика
Для учителя
- Учебный проект с точки зрения учащегося –это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
- Это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
- Это деятельность направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели, задачи, когда результат этой деятельности- найденный способ решения проблемы –носит практический характер, имеет важное прикладное значение и ,что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. (Н.Ю.Пахомова)
- Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание сформулированное в виде проблемы, и их направленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой. И результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. (Е.Г.Каганов)
- Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Актуальность Деятельность – единственный путь к знаниям. Бернард Шоу
Проектная деятельность учащихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Посредствам проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной, предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задач, что повышает у ребят интерес к решению задач и способствует творческому развитию личности. Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.
Цели:
1.Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
2.Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
3.Развитие исследовательских умений.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
3. Формирование социально- адекватных способов поведения.
4. Формирование умения решать творческие задачи;
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Проекты отличаются друг от друга:
- Поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, модели и т.д.);
- Мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН и т.д.);
- Индивидуальная деятельность
- Работа в малых группах
- Коллективная деятельность
- Продолжительность;
- Числом этапов и промежуточными результатами;
- Набором и иерархией ролей;
- Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- Необходимостью привлечения взрослых.
Разнообразие проектов
проекты подразделяются на:
Исследовательские
требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
П редполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
С труктура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
О тличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности и интересами самих участников.
Т ребующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Творческие
Ролево – игровые
Информационные проекты
Практико-ориентированные
Этапы работы над проектом
Мотивационный
1
Планирующий –
подготовительный
2
Информационно-операционный
3
Рефлексивно-оценочный
4
Экскурсия
Макет
Сценарий
Видеофильм
Сказка
Формы продуктов проектной деятельности
Видеоклип
Модель
Игрушки
Костюм
Выставка
Изделие
Газета
Журнал
Игра
Ролевая игра
Диалог персонажей
Воплощение
Спектакль
Деловая игра
Соревнование
Демонстрация видеофильма
Виды презентации проектов
Игра с залом
Путешествие
Инсценировка
Презентация
Пресс-конференция
Научный доклад
Экскурсия
Отчет
научно-исследовательской работы группы
Для себя мы выбираем следующие принципы организации проектной деятельности:
Учет интересов детей
Познание и знание являются следствием преодоления трудностей
Учение через деятельность
Сотрудничество участников педагогического процесса
Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта
Проект «Кроссворд - проверь свои знания».
Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки
знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Тип проекта: практико - ориентированный Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word. Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов. Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет Длительность: два урока Ход проекта: определение темы вопросов для кроссворда; отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами; создание макета кроссворда на бумаге; создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур. Запись вопросов и ответов к кроссворду; Представление результатов работы учителю. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.
Проект «Это интересно»
- Рекомендуется для 7-9-х классов. Тип проекта: информационный. Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете. Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения. Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет. Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания. Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары. Ход проекта: распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя; определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной; отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций; Эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания. на уроке учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге; Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению ученики реализуют проекты на ПК. представление проекта учащимся группы и учителю. Например, проект, посвящённый такой актуальной теме как курение. Его можно поместить в школьный лист здоровья или использовать при профилактических беседах. Выполнение таких проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать используя Paint. Работа в парах требует терпимости друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Проект «Социологический опрос»
- При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel. Тип проекта: исследовательский. Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами. Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам. Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности. Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания. Так как данный проект предполагает проведение исследования определённых социальных процессов, то для работы в нём привлекаются такие школьные специалисты, как психолог, социальный педагог и врач. Я обычно подхожу к ним заранее и прошу обозначить проблемы, в решении которых ученики могли бы оказать им реальную помощь. Для того, чтобы поставленные проблемы не были совсем узкими, учащихся нужно компоновать по 3 человека в группе. При работе в малых группах ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости все вместе обращаются ко мне за помощью. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных учителем, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных ситуациях. Темы исследований могут быть различными, это и отношения – учитель-ученик, асоциальные семьи, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее. Учащиеся должны пройти все этапы проектирования, отвечая каждый за своё направление и постоянно обучая своих товарищей полученным навыкам. Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов возможна демонстрация подготовленной презентации.
Во время работы над проектом стараемся:
открыть и развить в каждом ребенке:
- его индивидуальные наклонности и способности;
- учить добывать информацию;
- обучать школьников умениям анализировать, классифицировать получаемую ими информацию
- умение работать в группах
- ориентироваться в информационном пространстве
- умение сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность
Ралии учителя.
В чем же заключается педагогическая
значимость методов творческих проектов?
Результаты применения проектной технологии развивают:
личность каждого ребёнка
способность к саморазвитию
коммуникативные качества
исследовательские способности
творческие способности
познавательные
способности
При оценке проектной деятельности
школьника учитываются :
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- уровень сложности и степень владения
применяемыми методиками;
- оригинальность идеи и способ решения;
- осмысление проблемы и формулирование цели проекта;
- уровень организации и проведения презентации:
устного сообщения, письменного отчета,
обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке наглядной презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерить свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Вывод
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания
из стен школы в окружающую действительность…
Спасибо за внимание!