СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в моей практике

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на областном семинаре "Копилка идей"

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в моей практике»

Проектная деятельность в моей практике

В данном учебном заведении я работаю более 20 лет. Надо сказать, что с первых же дней моей работы я занимаюсь проектами самых различных направлений. Я человек творческий и мне всегда было тесно в рамках учебных занятий.

Сразу же необходимо определить, что понимается под проектом , в ряде источников проект называют пректной деятельности.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися и студентами комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники и студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися и студентами своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Актуальность изучения проектной методики очевидна, т.к. вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания общеобразовательных и спецдисциплин.

Метод проектов в представлении многих – сугубо американское изобретение, как ковбойские джинсы или гамбургер. Но, как и в случае с джинсами и гамбургерами, не все так прямолинейно. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация…, но в череде серьезных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Безусловно, важно, чтобы студент учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

Проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.

Совместная работа в рамках проекта учит учащихся(студентов) доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.

Общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее.

Для массовой школы и СУЗов проектная деятельность, которой занимаются пока не все дети, понимается как отдельная от учебно- воспитательного процесса. Учебное проектирование- новация, нововведение, внедрение связано с объективными трудностями. Одна из которых - отсутствие у педагога ясного понимания того, что ему надо знать и уметь для успешного проектирования с учениками.

Ученическое проектирование - самостоятельная активность детей и в организации, и в осуществлении проекта. Учитель из всезнающего оракула превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся: меняет стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия; появляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях и проектной деятельности в целом.

От учителя требуется активность при: втягивании учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта; поддержание взаимодействия детей между собой, со взрослыми экспертами, консультантами; работе с материалом- результатом информационно- поисковой деятельности детей.; при возбуждении рефлексивных действий и запуску самооценивания у учащихся; систематизации выводам по приобретённым знаниям и умениям, по развитию личных качеств и достоинств детей.

Учитель вынужден проектировать свои проектные занятия и учебные проекты для конкретной учебной ситуации. Учитель оказывается в новом положении. Формируя, развивая и наращивая умения учащихся в проектировании, он должен работать, что называется, по ситуации, так как надо учитывать и человеческий фактор, и субъектный характер протекания психолого- педагогических процессов.

Работа по ситуации означает, что учитель не получает готовых учебных проектов, а вынужден проектировать учебную ситуацию каждый раз по- новому с новыми детьми. Опыт и разработки коллег могут только подсказать, на каком содержании по какой проблеме можно осуществлять проектирование. Но никто, кроме учителя, знающего и наблюдающего ребёнка, не может построить процесс его дальнейшего развития, а значит, и разработать необходимый для настоящей учебной ситуации учебный проект.

Учитель должен быть готов поменять стиль своего поведения, способы и методы взаимодействия и стиль общения с учениками. В учителе должно появиться, созреть новое кредо его педагогической деятельности, новое понимание себя и своих учеников в учебном процессе. При проектировании взаимоотношений «учитель- ученик» могут быть продуктивным, только если они имеют характер сотрудничества, партнёрства, если учитель уважительно относится к проявлениям самостоятельности ученика. В противном случае самостоятельность ученика, его самоуправление действиями невелики.

Учителю, готовому работать по- новому, необходимо иметь определённый уровень научно- методической подготовки: знать психолого- педагогические особенности использования учебного проектирования, антропологические, когнитивные,

Культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности. И, конечно, учителю необходимо самому владеть проектированием и уметь применять его для решения любых проблем, в том числе и личных, и профессиональных.

Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность учащихся (студентов) подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работой. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте.

В нашем учебном заведении я преподаю русский язык и литературу, английский язык, несколько лет руководила музеем, занималась волонтерский работой, была редактором газеты «Живой родник». Поэтому в моей практике проетнов много и они самой разнообразной тематики и направленности.

Вот первый мой проект по творчеству Б.Л.Пастернака. Это 2001 год .Нет больший компьютерных возможностей, но у обучающихся появился вопрос: Что это за «возвращенная литература и почему так мало материала об этом писателе? Так появился этот проект. В нем биографический реферат, раскладушка, берестяной портрет-профиль, иллюстрации, кроссворды.

В течение нескольких лет мы готовили музейные проекты с ребятами из клуба «Патриот».Они включали в себя подбор материала, экспонатов, музейную экскурсию. Отрадно, что обучающиеся видели результаты своей работы. Эти музейные экскурсии проводятся в музее. Они получили оценку и в конкурсах УМЦ, в конкурсе «Ступени мастерства» (Барнаул).

- «На той реке, на Уссури»(о Кузнецове, о.Доманский)

-«Человек, умеющий мечтать…( Хаткевич А.А.) по другому увидели преподавателя

-«Кукольный сундучок»

-«Была война» ( выставка в виде блиндажа, кусочка госпиталя)

- «Театр ожившей фотографиии»(снимок 9 мая 1945года)

Краеведческий уголок «Русская изба» -это тоже проектная работа.

Участвовали в проекте «Наша победа»(видеосьемки ветеранов ВОВ)

Проект по благоустройству центрального холла. В оформлении приняли участие студенты разных профессий: Повара – кондитеры, Штукатуры, Сварщики.

В районном конкурсе «Куклы в костюмах народов Сибири», заняли 1 место. Были представлены метровые куклы татарина, русского и эвенка.

Проекты могут быть не только долгосрочные, объемные, но и небольшие, охватывающие одну-две недели. Отдали нам в музей схему-вышивку 1946 года – появился проект «В мире вышивки»

Ребята делали проекты «Наше село», «Вир , который рядом», социальный проект «Дорогие мои старики» - фотографии

Из последних проектов – «Развитие фермерских хозяйств в Кожевниковском районе» -специальность «Механизация с/х»

«Поле-моя совесть, моя честь, моя жизнь»- очерк о Барыныче И.М.- отправили на международный конкурс «Человек в истории 20 век»- учились писать очерки.

Экологические проекты. Один из них – «Шкатулка сокровищ- набор бижутерии своими руками.

На уроках литературы традиционно готовим кроссворды и презентации по творчеству поэтов и писателей. Недавний проект – презентация «Творчество Николая Алексеевича некрасова» Храмова Алексея. 1 курс «Механизация с/х» заняла 2 место.Как правильно составить презентацию.

Упоминаля я о газете, которую выпускали наши ребята. Каждый выпуск газеты – проект.

Проектом может быть и коллажные работы: конкурс коллажей (Томский политехнический университет). Планирование карьеры Выполняли коллажи «Мои ценности».

В этом году проходили два больших мероприятия : Обилимпикс и Волдскилс. Оргкомитет Обилимпикса попросил наше учебное заведение подготовить сувениры участникам. Так появился новый проект «Создание сувениров». Задача:

  • недорого

  • Связанное с Сибирью

  • Эстетически выглядит достойно

Сувениров изготовили более 100 штук. Хватило и на награждение этого конкурса, и ветерана вручили (50 лет) и победителям первого этапа волдскилс, и победителям конкурса чтецов.

Уже два года подряд участвуем в конкурсе «Крэзи лимерик» В номинациях художественный перевод занимаем 2 и 3 место. Возникла идея: В апреле провести декаду языков, представить проект «Удивительный мир лимерика».

Таким образом хочу сказать, что темы проектов можно встретить на каждом шагу, надо только желать заниматься этой деятельностью.