СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как работать над проектом в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе»

Проектная деятельность в начальной школе


Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений.

Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.
Проект – одна из форм исследовательской работы. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. И это наша задача научить их этому.

Мы должны создать условия для:
• формирования у детей информационной компетентности;
• формирования у ребят коммуникативной компетентности.
Надо учить:
• не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;
• формировать вопросы для общения и поиска информации.

Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.
Изучив литературу, выделила для себя следующие условия:
- стараться подходить ко всему творчески, бороться со стереотипными банальными решениями;
- ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не только на результат;
- стремиться открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности;
- в процессе работы не забывать о воспитании школьника;
- стараться меньше заниматься наставлениями, помогать детям действовать независимо, уклоняться от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
- при оценивании нужно помнить – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
- помнить о главном педагогическом результате – не делать за ученика то, что он может сделать самостоятельно;
- учить детей прослеживать связи и выстраивать цепочки;
- учить детей действовать независимо, приучать их к самостоятельным поискам и анализу ситуаций;
- учить способности добывать информацию;
- стараться обучать школьников умению анализировать и классифицировать получаемую ими информацию;
- помогать детям учиться управлять процессом собственного исследования.

Этапы проекта:

1. Выбор темы и целей.

Ребятам предлагался список примерных тем для работы над проектом, учитывая интересы класса, например: «Развивающие игры», «Моя мечта», «Семейные традиции», «Моя семья», "Я умею", "Моя школа". Предложенные темы стали отправной точкой для обсуждения в классе, в ходе которого остановились на теме «Моя школа». Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.

Главная задача ученика – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться. Козлов Валера: «Мама говорила, что наша школа хорошая, поэтому я пойду туда учиться. А почему она хорошая? Хотелось бы узнать».
Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Цель: получить первоначальные знания о родной школе. (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.)

Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом?» (Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) Все дети разделились на 4 группы: социологическая, историческая, исследовательская и конструкторская.

2. Планирование проектной деятельности.

Социологическая группа.
Цель: провести опрос детей школы; узнать, что они знают о ней. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Историческая группа.
Цель: познакомиться с учителями, которые дольше всего работают в нашей школе, собрать о них материал. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Исследовательская группа.
Цель: узнать о внеучебной деятельности в школе. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Конструкторская группа.
Цель: создать макет школы. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)

3. Непосредственная реализация проекта.

Участники социологической группы опросили 40 человек. Задавались следующие вопросы:
• Нравится ли Вам учиться в нашей школе?
• Почему?
• Знаете ли Вы сколько лет нашей школе?
• Что Вы знаете о школе?
• Учился ли в нашей школе кто-то из Ваших родственников?
(Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)
Затем были подведены итоги опроса. (Познавательные УУД: умение структурировать знания; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)
Сделаны следующие выводы:
• отношение к школе хорошее;
• детям нравится учиться в школе;
• названо много хороших сторон;
• родственники многих детей учились в нашей школе.
Но:
• многие не знают сколько лет школе;
• надо продолжать знакомить детей с историей школы.

(Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выведение следствий.) Участники исторической группы встречались с учителями и собрали о них материал. Участники исследовательской группы посещали кружки, которые работают в нашей школе, собрали материал о действующих кружках.
Участники конструкторской группы составили план школы. Решено было сделать макет школы из спичечных коробков. Ребята обклеивали каждый коробок бумагой, а затем по плану склеивали их между собой. Потом макет был раскрашен.

4. Представление проекта.

(Личностные УУД: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою школу, уважать её историю, коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.)
6. Оценка и самооценка проекта.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)

Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов.

Учебный труд для школьников – насыщенных разнообразными видами деятельности умственный труд часто связанный с перегрузкой, который приводит к переутомлению. При выборе технологий обучения для меня важно сохранять здоровьесберегающую направленность. Применение современных технологий позволяет включить учащихся в активную деятельность, снизить риск психологической опасности, создать положительный эмоциональный настрой, соблюдать санитарно-гигиенические нормы режима динамики работоспособности учащихся. Поэтому я в своей работе уделяю значительное внимание этим вопросам.