СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Чтение - вот лучшее учение!"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проектной работе показаны пути привлечения школьников к чтению 

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Чтение - вот лучшее учение!"»

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа" с. Рахинка

Среднеахтубинского района Волгоградской области 



Региональный конкурс проектов «Планета идей»


Секция «Что дороже всего в мире»






Тема проекта:

«Чтение – вот лучшее учение!»









Работу выполнили: ученицы 2 класса: Лим Инесса, Комогорцева Настя,

ученицы 1 класса: НикаВика, Павлыш

Мадина.

Руководители: Ибрашева Светлана Алек-

сандровна, учитель высшей квалифиваци-

онной категории, Максимова Вера Ильи-

нична, учитель первой квалификационной

категории.



2016 год




Содержание


І. Введение............................................................................................. 3 - 5

Актуальность проблемы .

ІІ. Основная часть…………………………………………………… 6 - 12

- Из истории книг.

- Взаимосвязь чтения с успеваемостью

- Исследование читательских интересов

-Информационно-агитационная работа в рамках проекта

по привлечению школьников к книгам и чтению

ІІІ. Заключение………………………………………………………… 13


Список литературы………………………………………………………14


Приложения



















Введение

Тема нашего проекта – «Читайте вместе с нами!»

Актуальность темы:

Тема исследования никогда не теряла своей актуальности. Раньше наша страна была самой читающей в мире. К сожалению, в современном мире место книги часто занимают компьютеры, социальные сети, телефоны, планшеты. Ученики перестали читать школьную литературу, потому что в интернете им легче прочитать краткое содержание произведения и на это уходит у них мало времени. Взрослые же из-за своей загруженности на работе, в быту тоже перестали читать книги. Нам кажется, это неправильно. Никакие компьютеры, социальные сети, телевизор не могут заменить увлекательное общение с книгой. Читая, человек развивается, думает, фантазирует и становится Человеком. Книга формирует внутренний мир человека, его мировоззрение, очищает его душу. Именно об этом говорил В.В. Путин в год литературы 23 ноября 2015 года на встрече с писателями и поэтами современной России.

Мы решили напомнить ребятам, что читать – это интересно. Нам захотелось поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями, которые мы испытали, читая наши любимые книги. Из этого желания и родился проект, цель которого: пробудить интерес сверстников к книге и убедить их, что чтение – это интересный и увлекательный досуг.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

 

          Вид проекта: групповой

Задачи исследования:

  • Изучить сведения об истории книги;

  • провести исследование и эксперементирование среди одноклассников;

  • Организовать информационно – агитационную работу в рамках проекта по привлечению школьников к книгам и чтению;

  • Сделать анализ и обобщить результаты.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: интерес учащихся к чтению.

Гипотеза: чтение — это необходимость, которая должна, несмотря на цифровой век, не потерять свою значимость.

Методы исследования:

Теоретические – изучение статей о книге, поиск информации на сайтах в интернете, анкетирование, беседа, наблюдение, сравнение полученных результатов

Экспериментальные – эксперимент с учащимися

Практические: организация мастерской «Книжкина больница», акция «Книга в дар библиотеке», стихи и рассказы собственного сочинения. изготовление книжек – малышек,

Этапы реализации работы:

1 этап - исследование проблемы

2 этап - практическая деятельность

3 этап - рефлексия

Проектными продуктами нашего исследования будут:

1. Мастерская «Книжкина больница»

2. Буклет – совет «Книга – верный друг твой и товарищ»

3. Творческие работы учащихся : изготовление книжек – малышек, рисунки «Герой моей любимой книги», стихи и сказки собственного сочинения викторина «Читаешь – хорошо, не читаешь – плохо!», акция «Книга в дар библиотеке», библиотечные уроки

5. Видеоматериал выступления учащихся 1-б и 3-а классов в детском саду и на книжкиной неделе в библиотеке с кукольным спектаклем «Помогите Дракоше! »

6. Видеоматериал выступления агитбригады «Читайте вместе с нами!»

Эти проектные продукты помогут достичь цели проекта, так как ребята прочитав буклеты с советами поймут, что книга – это маленькое живое существо, которое несёт в себе историю, память и многое другое… Когда человек читает книгу, он представляет себе все описываемые события, при этом действуют его воображение, мышление, разум. Одним из проектных продуктов мы выбрали изготовление книжек-малышек собственного сочинения, тем самым каждый ученик сможет попробовать себя в роли автора, художника, дизайнера и сам создаст свою книжку-малышку. Мы хотели, чтобы каждый ребёнок увидел и почувствовал сам: сколько труда нужно вложить в издание книги.

Участники проекта: учащиеся начальной школы, учителя, библиотекарь, родители.

























Основная часть


Из истории книг

В последнее время всё чаще начали говорить о проблеме детского чтения. В век информационных технологий школьники всё меньше стали читать не только художественную, но и учебную литературу.

Потребность записывать и передавать свои мысли другим людям появилась у человека в глубокой древности. При раскопках Великого Новгорода средних веков ученые-археологи обнаружили хозяйственные записи, сообщения, просто письма людей друг другу, выполненные на кусочках березовой коры – бересте. Древние греки и римляне передали всему человечеству свои исследования природы и архитектурные замыслы, а так же литературные творения, записанные на пергаменте. Первопечатник Иван Федоров оставил нам мысли великих людей своего времени, уже напечатанные на специальном станке и сшитые переплетом. Книгу всегда хранили бережно, передавали из поколения в поколение как бесценный дар, содержащий мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством. В древности книги украшали драгоценными камнями и золочеными переплетами, они были недоступны простому человеку. Давным-давно книгохранилище или библиотеку называли — книжица, а любителя чтения или много читающего человека — книгочий.

Трудно представить существование человечества и развитие нашей цивилизации без книг, с помощью которых от поколения к поколению передаются знания и опыт, накопленные на протяжении многих веков.

Книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик. Вавилоняне, ассирийцы и другие древние народы делали книги из глины, выдавливая особые значки острой палочкой.

В Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках и нанизывали их на бечёвку. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке, а затем и на бумаге.

В Древнем Египте тексты книг высекали на каменных плитах. Потом изобрели папирус. Спрессованные пластинки тростника склеивали в ленты до нескольких десятков метров длиной. Хранили эти ленты свёрнутыми в свитки. В древнем мире самой большой считалась библиотека в египетском городе Александрии. Её называли одним из семи «чудес света».

В средние века книги писали от руки на листах пергамента, соединённых в тетради. Чтобы листы не коробились, тетради сшивали вместе и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Рукописная книга, украшенная рисунками-миниатюрами, стоила очень дорого. Наконец, в 15 веке было изобретено книгопечатание.

1 марта 1564 года в Москве Иван Федоров и Петр Тимофеев напечатали первую книгу на Руси – «Апостол». Она – начало всех наших печатных книг.

Некоторые редкие книги – это громадные тома, высотой больше полутора метров. Их в одиночку и не поднимешь. Есть книги-малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку.

Книги рассказывают о многом – о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книги помогают лучше понять жизнь. Кроме того, мы должны бережно относиться к книге.


Взаимосвязь чтения с успеваемостью

Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Это и есть начало самовоспитания мыслей и чувств. Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности замедляются. Народная мудрость гласит: «Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде».

А.М. Горький сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Самовоспитание мыслей, чувств, убеждение и взглядов возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность.

Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Значение книги трудно переоценить, однако в последнее время существует проблема снижения техники чтения и интереса к чтению с переходом ребенка в среднее звено, не пополняется на должном уровне словесный запас, и наконец, пропадает любовь к книге и чтению и в итоге все это сказывается на обучении ребенка.

Готовя свой проект, мы узнали, что в России проводились специальные исследования по чтению. Оказалось, что очень много людей в наше время не покупают книг, совсем небольшая часть – пользуется библиотеками. Большинство людей читают с различных электронных носителей.

Был произведён опрос. Людям на улицах задавали вопрос: «В каком виде вы читаете книги?» По результатам выяснилось, что большинство людей всё же отдают предпочтение обычной книге. Потому, что обычную книгу приятнее держать в руках и чтение обычных книг наносит наименьший вред, чем чтение с электронных носителей, особенно вредно читать с экрана планшета, компьютера или ноутбука.

Сейчас у печатных изданий существует немало конкурентов: телевидение, компьютер, телефон... Школьники читают только то, что задано на уроке, и очень редко пользуются дополнительной литературой. Но, мы считаем, книга по-прежнему необходима. Знаю, что не у всех ребят такое отношение к книге и чтению. А ведь быстрое и правильное чтение напрямую связано с успеваемостью в школе. Мы изучили результаты скорости чтения учеников наших классов и сравнили их с успеваемостью. Получилось, что те дети, которые много, быстро читают и учатся лучше. (Приложение 1)





Анкетирование

Мы разработали анкету «Книги в вашей жизни» (Приложение 2) и опросили 74 учащихся начальных классов . Вот такие результаты мы получили:

1.На вопрос любите ли вы читать ответили: да-35чел., нет -5 чел., не очень -34 чел.

2.При ответе на следующий вопрос приключенческую литературу выбрали больше половины учеников – 42 человека

3. Не часто читают – 15 чел., когда нужно что-то прочитать -10 чел.

4. Самостоятельно по собственному желанию читают -33чел.,по просьбе родителей - 11чел.,потому что надо-17,потому что задают в школе - 13 чел.

5. В свободное время читают только – 3 человека из 74!!!

По результатам анкеты мы узнали, каких авторов читают школьники и даже составили список. Но без труда можно заметить, что этот список повторяет список авторов их учебников по литературному чтению.

Чтение среди многих школьников остается не очень важным занятием. Ребята читают в основном только потому, что их заставляют родители или задают в школе.


Итоги социологического опроса «Книги в вашей жизни»

обучающихся 5 и 10 классов

В опросе приняли участие учащиеся 5 «А» класса и 10 класса в количестве 38 человек.

Вывод: 31,5 % опрошенных учеников 5 и 10 классов отдают предпочтение чтению книг, 68, 5 % - компьютеру. При беседе со старшеклассниками выявлено, что домашних заданий задают много, свободного времени на чтение книг нет, читают в основном произведения школьной программы. Многие прочитывают по электронным книгам в сети интернет.


Итоги социологического опроса «Книги в вашей жизни» взрослого населения.

Вывод: 38 % опрошенных взрослых считают, что лучше прочитать книгу, чем проводить время за компьютером, при беседе рассказали, что на чтение книг не хватает времени из-за загруженности на работе и домашних дел.


Из беседы с нашим библиотекарем Морозовой О.П. ( Приложение 3 )

мы выяснили, что количество читающих в связи с компьютеризацией уменьшается. Дети стали реже читать. Активные читатели из школьников – это начальные классы. Особенно проявляют интерес малыши, когда приходят впервые в библиотеку. С 5 по 7 классы читают совсем мало, многие объясняют загруженностью в школе. 9 и 11 классы читают в основном литературу для подготовки к экзаменам, художественные книги практически не берут.

Из взрослого населения приходят в основном пенсионеры и те, кто располагает свободным временем. Молодежь, которая недавно выпустилась из стен школы и сейчас учатся в различных учебных заведениях берут литературу в основном для учебы, и то только во время сессии.

Дети читают мало, предпочитают смотреть мульфильмы, которые сейчас показывают круглосуточно , велик поток информации через компьютеры, телефоны.

Да и в семье читают мало. Редко в какой семье сохранились семейные чтения.


Такое отношение к чтению навело нас на мысль, что нам нужно провести такую работу, которая поможет пробудить интерес сверстников к книге и убедить их, что чтение – это интересный и увлекательный досуг.

Больше участвовать в различных викторинах, посвященных книге, в классе проводить конкурсы рисунков по прочитанным произведениям, Дни любимой книги, где любой из учащихся сможет рассказать всем о книге, которая ему понравилась.

Информационно-агитационная работа в рамках проекта

Мы с ребятами использовали разные способы повышения читательской активности:

  1. Провели викторину для учащихся начальных классов «Читаешь – хорошо, не читаешь – плохо» ( Приложение 4 )

  2. Проводили дни любимой книги, где любой из желающих рассказывал всем о книге, которая ему понравилась. (Приложение 5)

  3. Предложили ребятам создать выставку творческих работ: изготовленные своими руками книжки – малышки, рисунки «Мой любимый герой», стихи собственного сочинения. ( Приложение 6)

  4. Организовали акции «Книга в дар библиотеке», а также «Книжкина больница»(Приложение7)

  5. Наш библиотекарь проводила для ребят библиотечные уроки.(Приложение 8)

  6. Выступали с кукольным спектаклем на книжкиной неделе (Приложение 9)

  7. Выступали с агитбригадой «Хочешь интересно жить – читай!»

  8. Создали буклет – совет «Книга – верный друг твой и товарищ»

( Приложение 10)

Очень заинтересовали ребят буктрейлеры - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-то интересной книге. Мы показали несколько буктрейлеров: по книгам Н.Носова, Г.Х Андерсена, К.И. Чуковского «Доктор Айболит», В. Драгунского «Денискины рассказы». И очень радовались, когда после очередного показа ребята брали книгу в библиотеке. Также предложили одноклассникам вопросы для обсуждения:

- Захотелось ли вам прочитать или перечитать рекламируемые книги?

- Какие из буктрейлеров показались вам оригинальными, запоминающимися?

- Продолжите фразу: «Книга – это возможность…»

Прозвучали ответы:

…получения информации, знаний

…переживания различных чувств, эмоций

…перемещения в пространстве и времени

…общения с персонажами

…измениться, стать лучше.

Результат заставил нас задуматься: «Сможем ли мы с помощью собственных буктрейлеров привлечь внимание ребят?» Но для этого нам надо изучить специальную электронную программу. И это будет нашей очередной задачей.











Заключение

Участие в реализации проекта позволило нам увидеть мир вокруг нас, на какое-то время задуматься не только о важности детского чтения, но и о важности пропаганды среди учащихся, родителей и взрослых детской, художественной, справочной и научной литературы.

Были представлены разные точки зрения на проблему детского чтения. Мы постарались показать многообразие книг, и доказать, что книгу можно назвать «чудом из чудес» Очень было приятно услышать мнения школьников, когда они отвечали на вопросы, видеть, как они задумались над данной проблемой. В результате работы над проектом многие ребята стали больше читать, делиться своими эмоциями, переживаниями. У них появился интерес к книге. Мы уверены: то, что мы сделали – нужно и важно. И если хотя бы несколько ребят, познакомившихся с нашим проектом, заинтересуются представленными книгами и авторами, значит, наша цель достигнута, а эффективность проекта будет оценена временем.

Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Но хочется верить, что в будущем всегда найдётся место верным и надёжным друзьям – книгам!

Конечно, не все может быть нас поняли и услышали, но мы приложила все усилия, чтобы изменить мнения школьников, взрослых о том, что нужно в свободное время больше уделять внимание книгам, читать и обогащать свой внутренний мир, меньше по времени сидеть за компьютером по разным причинам, в первую очередь, думая о своём здоровье. Поэтому мы будем охотно продолжать работать над данной проблемой.

Каждый выбирает свой путь, и каким он будет, зависит в большей степени от самого человека.






Литература

1.Толковый словарь Даля.

2.Энциклопедия Википедия

3. http:// ru.wikipedia.org Свободная энциклопедия Иван Федоров [электронный ресурс]

 4.Немировский Е.Л. Иван Федоров и возникновение книгопечатания в Москве и на Украине.- М.: АСТ- Пресс книга, 1975.- 413 с.

5. http://ru.wikipedia.org/

6. http://kidpix.livejournal.com/