СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по предметам, как средство формирования УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой работе я попыталась ответить на часто задаваемый вопрос: Как построить работу на уроке, чтобы ребёнку интересно было учиться, чтобы доставить ему радость успеха, как повысить мотивацию к учению?

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по предметам, как средство формирования УУД»

Проектная работа по предметам, как средство формирования УУД

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Китайская мудрость

   Согласитесь, очень часто мы задаем себе вопрос: Как построить работу на уроке, чтобы ребёнку интересно было учиться, чтобы доставить ему радость успеха, как повысить мотивацию к учению?

За последнее время, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.

  Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни. (Учись учиться!) Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование УУД (универсальных учебных действий).


Универсальные учебные действия

Личностные Регулятивные

самоопределение управление своей деятельностью

смыслообразование контроль и коррекция

морально-этическая ориентация инициативность и самостоятельность

Познавательные Коммуникативные

работа с информацией речевая деятельность

работа с учебными моделями навыки сотрудничества

использование знаково-символических средств

общих схем решения

выполнение логических операций


Сегодня им придаётся огромное значение. В широком смысле – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Это в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным является проектное обучение. В её основе лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимся суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Одна оговорка – речь, скорее всего, не идёт о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Они не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Я считаю, что ребенка необходимо приучать к самостоятельной поисково-творческой деятельности с первого класса. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:

- в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

- образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

- каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

- проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

- проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими, осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Работа над проектами проводится поэтапно.


Какие УУД можно реализовать на каждом этапе работы?


I этап – погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности).

II этап – организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).

III этап – осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации)

VI этап – презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).


Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Проектные технологии

Личностные УУД Регулятивные

(оценка своих возможностей, (планирование деятельности,

осознание своих интересов, времени, ресурсов)

осознанный выбор)

Познавательные УУД Коммуникативные

(информационный поиск) (умение взаимодействовать с

партнёрами)


Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное компетентностей учащихся, с другой.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия

на себя ответственности;

- выстраивает систему взаимоотношений с людьмиРечь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро - и макросоциуме.

Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

Начиная работу с первоклассниками в 2014/2015 учебном году, выделила для себя ряд проблем:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную и др.

Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Моя семья». Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия. Поскольку альбом формировался при помощи родителей, несколько из них были представлены в электронном виде. Комментарии в виде рассказа ребенок делал самостоятельно.

Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов и плакатов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй. 

Во II полугодии 1 класса мы расширили круг изучения с родной семьи на село, в котором живём.

Проект по математике: Числа вокруг нас. Математический справочник «Наше село» заставил четвероклассников обратиться к разным источникам информации, чтобы узнать о своём селе ещё больше.

Получить интересный материал (историю и дату возникновения села, количество улиц, численность населения и многое другое) помогла ребятам Пилипейко Г.А., сельский библиотекарь. Она с большой любовью и нежностью рассказала им о малой родине, показала презентацию, где дети увидели редкий и уникальный снимок, наше село в высоты птичьего полёта, сделанный её мужем Владимиром.

Весь отобранный материал ученики разместят в справочнике, который может быть использован на уроках окружающего мира, краеведения, математики.

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» заставил нас обратиться за помощью к школьному библиотекарю Светлане Викторовне Савченко. Она с интересом рассказала ребятам, что такое библиотека и в чём её предназначение; когда появились библиотеки, и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней. Дети узнали о самой современной (электронной) книге – ридер, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться. Вооружившись такими знаниями, ребята справились с этой сложной работой. Проект выполнялся в течение месяца. Накануне празднования самого главного, прекрасного и трогательного праздника нашей страны Дня победы, мои ученики (2 класс) разработали проект по литературному чтению. Из предложенных тем ребята выбрали: Газета «День победы – 9 мая». Дети не только сами принимали активное участие в работе, но и в этот процесс вовлекли родителей. Газета стала продуктом коллективного творчества. Отличным украшением для неё к 9 мая стали фотографии военных лет из домашних архивов. Этот проект дал ученикам возможность научиться работать в команде, а самое главное – дети узнали много интересного, что связано с этой датой.

Теперь мы уже ученики 4 класса. По литературному чтению работали над серьезным проектом «Создание календаря исторических событий». Он стал продуктом коллективного творчества. Были определены тексты, иллюстрации. Этот проект дал ученикам возможность научиться работать в команде и проявить свои творческие навыки, в какой-то степени реализовать свой творческий потенциал. Они узнали, что такое календарь, его роль, но самое главное – дети узнали о важных исторических событиях нашей страны в определённый период времени. Ведь ещё М.В. Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Перечисленные проекты – это только маленькая часть большой четырёхлетней работы.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Важно, чтобы дети ощутили необходимость в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили кому то радость. После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

В своей работе я активно использую утверждение древних греков: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь».

Мой положительный опыт использования метода проектов, а также результаты диагностики универсальных учебных действий позволяет с уверенностью утверждать, что проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.

















Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших