 «Самые тихие и самые громкие жанры устного народного творчества» | Несмеянова Анастасия, Анкина Варвара, Прокопович Иван, Ахмедов Умид, обучающиеся 2 класса «А» МБОУ СШ № 9
Руководители: Набалова О.В.- учитель начальных классов; Мельникова И.Е. – учитель музыки МБОУ СШ № 9 с.п. Мулино, 2017 год |
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..2 - 3
I.Основная часть.
1. Жанры фольклора – колыбельная и солдатская (строевая) песни …3 - 8
1.1. Колыбельная песня ………………..……………………………… 3 - 5
1.2. Солдатская (строевая) песня………………………………….…. 5 – 7
1.3. Сравнительный анализ колыбельной и строевой песен……….. 8
2. Практическая часть…………………………………………………....8 - 10
2.1. Анкетирование одноклассников……………………………………8 - 9
2.2. Песни для разучивания……………………………………………...9 - 10
Заключение………………………………………………………………..10
Приложение ………………………………………………………………11
Литература………………....……………………………………………...12
Введение
На уроках литературного чтения, при изучении народного фольклора, и на уроках музыки, при изучении жанров музыки, мы близко познакомились с песней.
Песня – один из жанров фольклора, музыка для пения со словами, в которой главенствует мелодия. Мы решили поближе познакомиться с двумя жанрами фольклора – колыбельной и солдатской (строевой) песней. Узнать, когда появились такие песни, как исполнялись, найти их сходство и различия.
Гипотеза: Мы предположили, несмотря на то, что обе песни фольклорного жанра, исполнение их должно быть различно.
Отсюда появилась тема нашей работы.
Тема работы: «Самые тихие и самые громкие жанры устного народного творчества»
Цель работы: Раскрыть связь данных жанров и показать их различия
Задачи:
собрать и систематизировать информационный материал о колыбельных и строевых песнях;
сравнить колыбельные и строевые песни;
доказать, что колыбельные песни действительно отличаются от строевых;
провести анкетирование среди учеников 2 класса, чтобы узнать, что они знают о колыбельных и строевых песнях и какие из них поют;
создать презентацию, провести внеклассное занятие для ребят своего класса и разучить с ними строевую и колыбельную песню.
Методы исследования:
Новизна исследования состоит в том, что в нём впервые предпринимается попытка популяризации марша среди обучающихся СШ № 9 посредством включения его во внеурочную деятельность.
Область исследования: гуманитарная
Предмет исследования: произведения устного народного творчества
План исследования:
1. Изучить теоретический материал.
2. Провести сравнение и анализ
3. Составить и провести анкету среди одноклассников
4. Обработать полученный результат.
5. Подготовить выступление и презентацию.
6. Разучить с одноклассниками песни фольклорного жанра
Основная часть:
1. Жанры фольклора – колыбельная и солдатская (строевая) песни.
1.1. Колыбельная песня
Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора.
Колыбельная песня — это небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка в возрасте до пяти лет. Это особый лирический жанр, популярный в народной поэзии, жанр детского фольклора бытового назначения.
В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение.
Колыбельная песня завораживает и убаюкивает, превращая огромные, непонятные детские впечатления в тихую, певучую сказку.
Колыбельная песня - первый разговор мамы и малыша.
У колыбельной песни всегда мелодия медленная, мягкая, плавная, с монотонным ритмом. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы и приобретали значение доброго пожелания на будущее.
В русской народной культуре колыбельные носят ещё и мифологический характер, в них много мифических
персонажей – Дрема, Сон, Соня-Засоня, Засыпай и др.
Эти песни могут исполняться в разных жанрах:
причитание, заклинание, заговор, песня-сказ, просто песня.
В них много пожеланий ребенку здоровья, ума, добра, удачи,
благополучия, а также охранного от злых людей, болезней, напастей.
Колыбельные песни не просто усыпляют ребенка своей ритмичностью, мелодичностью и тихим женским голосом; они выполняют и
психотерапевтическую функцию– оберегают, оздоравливают, и воспитательную – передают «с молоком матери» нравственные ценности.
Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа — Дрёмы или Сна. Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма, сама дремлет,
Сидит Дрёма, сама дремлет.
Взгляни Дрёма,
Взгляни Дрёма,
Взгляни Дрёма на народ,
Взгляни Дрёма на народ
Бери Дрёма,
Бери Дрёма,
Бери Дрёма кого хошь,
Бери Дрёма кого хошь.
Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма, сама дремлет,
Сидит Дрёма, сама дремлет.
Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня."
В ходе исследования мы выяснили, что древние колыбельные возникли в эпоху язычества. Когда люди не могли объяснить не только явления природы, связанные с окружающим миром, но и с самим человеком. Эти персонажи представлялись в колыбельных песнях живыми существами, которых приглашали в дом, где есть малютка, или, наоборот, прогоняли.
1.2. Солдатская (строевая) песня
Солдат без песни – что без ружья, говаривал великий русский полководец генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Знаток солдатской души, гениальный стратег понимал, что солдатская песня – это огромный пласт русской воинской культуры, и без нее немыслимо традиционное воспитание воина и жизнь и быт солдата на службе.
Дело в том, что солдатские песни во многом историчны, так как связаны с теми или иными батальными событиями. Но всё же более глубокие корни – народные. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою. Они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец - песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами. Песня является таким же оружием, как и гранаты, как и сухие портянки. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.
Человек не может жить без песни. Песня вдохновляет, дает силы, объединяет нас с нашими предками и славными традициями.
Во все времена тяжела жизнь солдата. Солдата Русской Армии - вдвойне. И лишь песня да вера давали нашему солдату силы. Потому и является солдатский фольклор особым явлением в устном народном творчестве. Именно солдатские песни и являются истинно народными.
Хотя народных песен в привычном понимании не существует - у каждой песни есть автор: человек, под воздействием вдохновения рождает строки, напевает их, их слышат другие, поют так, как запомнили, добавляя от себя забывшиеся строки.
Так и появляются "народные" песни (так случилось, например, с рядом песен Федора Глинки и Дениса Давыдова).
Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.
В дальнейшем, с развитием уровня и культуры устного народного творчества жанр и форма стихосложения усложнялись.
Самыми распространенными в Русской Армии были хвалебные, походные песни и песни-баллады.
Учреждение Петром I регулярной армии с пожизненным, а позднее - 25-и летним сроком службы создало особую социальную общность - солдатскую среду со своим кругом культурных запросов, - среду, сохранявшую его почти неизменным (несмотря на последовательное сокращение сроков военной службы) более двух веков - до 1917 г. Солдаты не утрачивали свою связь с деревенской культурой: юношами они приносили в армию крестьянские песни, а возвращаясь со службы в деревню передавали односельчанам солдатский фольклор. Поэтому и относятся солдатские песни вполне резонно к народному фольклору. Тексты солдатских песен Х - ХIХ в.в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений.
С 1857 г. каждому полку было предписано иметь свой гимн (марш), написание которого полки часто заказывали профессиональным поэтам и музыкантам, либо талантливым людям из армейской среды.
Марш — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска.
«Марш» — может быть, как команда для начала движения.
МАРШ (фр. marche, от marcher -- идти) - это музыкальное произведение с четким ритмом, строго размеренным темпом, бодрым, мужественным, героическим характером.
Маршевая музыка предназначена для сопровождения и организации движения людей. Обеспечивает синхронность действий большого числа людей. Благодаря своей простоте и энергичности, марш легко распознаётся в любом ритме.
Часто структура всего произведения основывается на барабанной дроби, и именно ударные инструменты становятся ориентиром для слушателей.
Типичная черта марша - присутствие ритмического (ударного) инструмента.
Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии.
Чтобы точно описать, что такое марш, необходимо упомянуть несколько его видов. Это произведения, написанные специально для парадов, строевого шага, а также колонного построения.
Все они имеют свои размеры и пишутся по определенным лекалам.
Происхождение марша относится к далёкому прошлому.
Уже в Древней Греции различные процессии, согласно сохранившимся изображениям на сосудах, сопровождались музыкой, в такт которой двигались их участники.
В древне-греческой трагедии хор входил на сцену (парод) и уходил с неё (эксод) в маршевом порядке.
В Западной Европе в 14-15 вв., когда "ходьба в ногу" в армиях некоторых стран (Швеция, Пруссия) стала обязательной, возникла потребность в музыкальной организации шествия войск.
Марш сформировался как жанр военной музыки.
Обычно марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии, несложное, чаще всего аккордовое сопровождение.
Музыка марша чаще всего имеет бодрый, мужественный, активный характер. Широкое распространение марш получил в армии; он
является одним из основных жанров военной музыки.
Помимо организации движения, он призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.
В ходе исследования мы выяснили, что солдатские песни возникли уже в X веке, а вскоре стало обязательным каждому полку иметь свой гимн (марш). Солдатская (строевая) песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, и обязательно в ярких, быстро запоминающихся словах есть повторы, мелодия решительного характера, маршевого ритма.
1.3. Сравнительный анализ колыбельной и строевой песен.
| колыбельная песня | строевая песня |
функция | Усыпительная, убаюкивающая; выступает как оберег | Организация движения людей; поднимает боевой дух |
характер | Медленный, плавный, мягкий | Бодрый, мужественный, активный |
инструмент | Голос | Голос, барабан |
синхронность | Одного человека | Большого числа людей |



Общее: есть определённый ритм
Сон не может быть громким марш, ходьба строем
не могут быть тихими
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование одноклассников
Анкета.
1.Увлекаетесь ли вы музыкой?
Да –
Нет -
2.Что для вас есть музыка?
Хобби (нравится слушать, люблю петь, танцевать) -
Пустые звуки (ненужные) -
Занимаюсь в музыкальной школе –
Занимаюсь танцами –
Занимаюсь вокалом -
3. Для чего нам нужна музыка?
Помогает в трудную минуту, когда тяжело –
Помогает в труде –
Лечит –
Веселит –
Успокаивает -
4. Влияет ли музыка на ваши настроение и чувства?
Да –
Нет –
Не знаю –
5. Хотел бы ты узнать больше о песне, научиться исполнять?
Да –
Нет –
Не знаю –
2.2. Песни для разучивания
Колыбельная песня
Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
И ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
И потащит во лесок
Под ракитовый кусток
К нам волчок не ходи
Нашу Машу не буди
Баю-баюшки баю
Не ложися на краю
Придёт серенький волчок,
И ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
А там бабушка живёт
И калачики печёт
И детишкам продаёт
А Ванюше так даёт
Солдатская (строевая) песня
Песня «По строевому, по боевому!»
Летает к звёздам наша авиация,
Но лётчик ходит по земле пешком!
По строевому, по боевому!
Учись, солдат, печатать шаг!
По строевому, по боевому!
Учись, солдат, печатать шаг!
Держись бодрее, соблюдай равнение!
Плечо к плечу и грудь вперед держи!
По строевому, по боевому!
Шагай солдат! Шагай солдат!
По строевому, по боевому!
Шагай солдат! Шагай солдат!
Заключение.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что и колыбельная песня, и солдатская строевая песня – это жанры фольклора. У каждого жанра своё назначение, разные песни мы исполняем в разное время, у них разные цели и задачи.
Наша гипотеза подтвердилась: колыбельные песни исполняются тихо, а строевые – это громкие звуки, часто звучат ударные инструменты.
По результатам анкетирования мы пришли к выводу, что наши одноклассники любят и увлекаются музыкой, многие из них учатся в музыкальной школе, ходят в кружок вокала, танцуют. Им интересно узнать о разных жанрах, научиться петь красиво. В классе мы разучили песни, которые прозвучали сегодня. И солдатскую строевую песню мы исполним на конкурсе смотра строя и песни, который пройдёт в нашей школе.
Вывод. Результаты нашей работы дали возможность не предполагать, а утверждать, что люди всегда, с давних времён, нуждались в песнях любого жанра, песня во все времена являлась добрым помощником и мощным оружием. Благодаря этой работе мы не только узнали много нового, но и вместе со своими одноклассниками смогли подготовиться к конкурсу строя и песни.
Приложение
Результаты анкетирования одноклассников
1.Увлекаетесь ли вы музыкой?
Да – 15
Нет - 10
2.Что для вас есть музыка?
Хобби (нравится слушать, люблю петь, танцевать) - 14
Пустые звуки (ненужные) - 3
Занимаюсь в музыкальной школе – 4
Занимаюсь танцами – 4
Занимаюсь вокалом - 5
3. Для чего нам нужна музыка?
Помогает в трудную минуту, когда тяжело – 10
Помогает в труде –7
Лечит – 3
Веселит – 18
Успокаивает - 12
4. Влияет ли музыка на ваши настроение и чувства?
Да – 15
Нет – 3
Не знаю – 2
5. Хотел бы ты узнать больше о песне, научиться исполнять?
Да – 16
Нет – 2
Не знаю – 7
Используемая литература:
Баюшки-баю Слушаем и поем колыбельные песни О.П. Радынова "Владос", 1995г. 2. Жерве Ник. Отзвуки войны в современной музыке. - Русский инвалид, 1904. - № 128, 3.Карнаухова И. В.Баиньки: русская народная песенка / И. В.Карнаухова; Худож. Т. Зеброва. – М.: Малыш, 1986 4 .Колыбельные: Поэт. сб. / Ил. Л. Орловой, У. Артеменко.- М.:ООО «Самокат», 2006
Коллектив авторов. - Советская военная музыка, 1977.
6. Плугатарёв И. Памятник «маршу тысячелетия» и героям Первой мировой. - Белорусская военная газета, 04.2013. - № 7825,
7. Соколов В. Прощание славянки.// Советский композитор, - М., 1987.
8. Тотров Р. Нота щемящей печали. - Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Дарьял», 2010. - № 2
9. Тутунов В. История военной музыки. //Музыка, - М., 2005.
Интернет – источники:
1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://slovari.yandex.ru/колыбельные%20песни%20/Гуманитарный%20словарь/Колыбельные%20песни/