Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №61» города Рязани
Исследовательская работа на тему
«Слова-паразиты»
Работу выполнила:
ученица 6 класса А
Дудкина Богдана.
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Бирюкова Ирина Павловна.
Г Рязань
2016
Содержание
І. Введение__________________________________________________
ІІ. Основная часть____________________________________________
1)Теория (причины употребления слов-паразитов) __________
2)Примеры слов - паразитов _____________________________
3)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы_________________________________________________
4)Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся
______________________________________________________
5)Способы избавления от слов-паразитов __________________
6)Вывод______________________________________________
ІІІ. Заключение ______________________________________________
Литература__________________________________________________
Приложения_________________________________________________
Введение
В речи современных подростков и даже взрослых людей стали в большом количестве появляться лишние слова, так называемые слова-паразиты. Лингвистические паразиты живут своей жизнью, проникают в нашу речь. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы.
По правилам русского языка все слова в высказывании должны выражать его смысл. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами, их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Такие слова мало изучены. В литературе я не нашла точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения, хотя вся имеющаяся информация, содержащаяся в ресурсах сети Интернет и в различных справочниках, указывает на то, что такие слова есть, но они не несут смысловой нагрузки.
Актуальность
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что наш прекрасный русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе . Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Объект исследования
Речь учащихся(6А) школы № 61 города Рязани
Предмет исследования
Употребление слов-паразитов
Цель исследования
Доказать, что учащиеся и учителя школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты, и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
Определить, что такое слова-паразиты;
Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;
Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
Методы исследования:
1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;
3.Анкетирование;
4. Устный опрос
5. Анализ полученных результатов
Гипотеза
Если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова-«паразиты», то,возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.
Новизна работы
Заключается в представлении некоторых рекомендаций для уменьшения употребления слов-паразитов в речи.
Исходные данные
основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.
II. Основная часть.
1.Теоретическое содержание исследования:
1) Определение термина
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена.
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
Использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом и синтаксисом. Но из-за возникшей «моды» на то или иное слово оно может встречаться в речи людей, владеющих литературной нормой.
Если задуматься, что же такое слова-паразиты…. Это слова, съедающие смысл сказанного. Тяжело слушать человека, когда он часто использует в своей речи такими словами. Многие даже не осознают, что активно засоряют свою речь.
То, что слова-паразиты — это враги современного человека, думаю, понятно.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы, вводные единицы и местоимения.
2) Причины употребления
Каждый человек понимает, что речь должна звучать. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина… В лучшем случае вы услышите от своего собеседника красноречивое «ээээ-э» или «нуу-у».
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, но иногда на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей. Но при этом многие ученые-лингвисты не считают такие паузы именно «паразитами».
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашего класса, я могу сделать вывод, что говорящий человек их обычно не замечает.
Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:
Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):
Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
Мода на некоторые слова.
3) Список слов-паразитов
Далее я хотела бы познакомить вас со списком наиболее употребляемых слов-паразитов.
Блин | и так далее | прямо | | как бы | скажем | в натуре | короче | так вот | в некотором роде | можешь/ете вообразить | так сказать | вообще (-то) | на самом деле | типа | вот | на фиг | типа того | дело в том, что... | правда | это | ёшкин кот | понимаешь | это самое / эт самое | | | |
5) Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы
70-е годы | 80-90-е годы |
2000-е годы |
На самом деле | Как бы | Ну, ну ваще |
Типа | Да? | Короче |
Так сказать | Блин | Прикинь |
Вот, вот так, ну вот | Это самое | Шикарно |
Практически | М-м-м | Типа (типо) |
Фактически | | Да не вопрос, без базара |
2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся.
На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся 6 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Шестиклассникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление разных слов-паразитов». В анкетировании и устном опросе принимали участие 26 учащихся 6А класса. (Приложение №1, 2)
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
26 опрошенных (100%) учащихся употребляют в своей речи слова-паразиты;
На вопрос, какие способы борьбы со словами-паразитами вы можете предложить, учащиеся ответили следующим образом.
1 Нужно применять физические методы искоренения слов-паразитов: «ругать», «наказывать», «бить по губам», «отрезать язык» (15 чел)
2 «нужно меньше говорить», «следить за речью», «больше читать»(5 чел)
3 Отключить Интернет (1 чел)
4 Не знаю (5 чел)
Следовательно, учащиеся нашего класса не знают, что такое слова-паразиты, не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними.
На основании наблюдений на уроках и внеурочное время я составила частотный словарь слов-паразитов.
Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов в лексиконе учащихся является «короче» (его использовали 26 чел); самые редкие- «лол»-1 чел., «безб»- 1 чел.
В 6А классе чаще всего употребляются такие слова-«паразиты» как
«блин»-15 чел.
«короче»-26 чел.
«забей» 16
«чё»-3 чел.
«ну» -5 чел.
«как бы»-4чел.
«типа»-9 чел.
«это самое»-10 чел.
«ваще»-5 чел.
Слова-«паразиты», употребляемые учащимися нашего класса |
Блин-15 чел. Короче-26 чел Офигеть-5 чел. Типо-9 чел Забей-16 чел. ЗБС-2 чел. Э-3 чел. Чёрт-6 чел. Чё- 6 чел. Пофиг-4 чел. |
На вопрос, замечаете ли вы в своей речи слова-паразиты, ученики класса ответили:
«Да»-7 чел.
«Нет»-17 чел.
«Иногда»-2 чел.
Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.
Короче | Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, дело было так... |
Как бы | Неуверенность в том, что говорит; приблизительность | Мы уже как бы читали эту книгу |
Типа | Желание выделиться Заменитель паузы | Типа, ты кто такой? |
Это | Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений... |
Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить | Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли. |
Вообще, ваще! | Лёгкое возмущение Итог речи | Идёшь в школу? - Ну ты, ваще! Ваще, я сначала хотел… |
3. Способы избавления от слов-паразитов
В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.
1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.
2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи.
3. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».
4. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.
7. Обретайте спокойствие. Слова-«паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.
8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять слова-«паразиты»!
9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.
10. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов-«паразитов»
4. Вывод
Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, я:
изучила лингвистическую литературу по теме исследования,
изучила распространенность слов-«паразитов» среди учащихся 8-11 классов нашей школы,
нашла способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи
в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составил частотный словарь.
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью.
В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов».
III.Заключение
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью
В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов».
Самыми распространенными словами-«паразитами» стали слова «ну», « блин» «короче»
Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев
IV. Литература
1.Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, М. [email protected]..
2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984
3 Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004
4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.
5.«Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx.
6. Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.
7. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.
8. www.gramota.ru
Приложение 1
1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?
2. Какие Вы знаете слова-паразиты?
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?
Приложение 2

Приложение 3

15