СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа ученицы 6А класса МБОУ "Школа№61" Дудкиной Богданы. Руководитель Бирюкова И.П.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа ученицы была представлена на школьной научной конференции.Работа вызвала интерес у учащихся .

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа ученицы 6А класса МБОУ "Школа№61" Дудкиной Богданы. Руководитель Бирюкова И.П.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №61» города Рязани




Исследовательская работа на тему

«Слова-паразиты»






Работу выполнила:

ученица 6 класса А

Дудкина Богдана.


Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Бирюкова Ирина Павловна.




Г Рязань

2016


Содержание



І. Введение__________________________________________________

ІІ. Основная часть____________________________________________

1)Теория (причины употребления слов-паразитов) __________

2)Примеры слов - паразитов _____________________________

3)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы_________________________________________________


4)Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся

______________________________________________________

5)Способы избавления от слов-паразитов __________________

6)Вывод______________________________________________

ІІІ. Заключение ______________________________________________


Литература__________________________________________________

Приложения_________________________________________________
























Введение


В речи современных подростков и даже взрослых людей стали в большом количестве появляться лишние слова, так называемые слова-паразиты. Лингвистические паразиты живут своей жизнью, проникают в нашу речь. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы.

По правилам русского языка все слова в высказывании должны выражать его смысл. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами, их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Такие слова мало изучены. В литературе я не нашла точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения, хотя вся имеющаяся информация, содержащаяся в ресурсах сети Интернет и в различных справочниках, указывает на то, что такие слова есть, но они не несут смысловой нагрузки. 


Актуальность

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что наш прекрасный русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе . Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.


Объект исследования

Речь учащихся(6А) школы № 61 города Рязани


Предмет исследования

Употребление слов-паразитов


Цель исследования

Доказать, что учащиеся и учителя школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты, и определить причины их употребления.


Задачи исследования:

  1. Определить, что такое слова-паразиты;

  2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

  3. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

  4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

Методы исследования:

1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах;

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

3.Анкетирование;

4. Устный опрос

5. Анализ полученных результатов


Гипотеза

 Если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова-«паразиты», то,возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.


Новизна работы

Заключается в представлении некоторых рекомендаций для уменьшения употребления слов-паразитов в речи.


Исходные данные

основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.
























II. Основная часть.

1.Теоретическое содержание исследования:

1) Определение термина

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена.

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

Использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом и синтаксисом. Но из-за возникшей «моды» на то или иное слово оно может встречаться в речи людей, владеющих литературной нормой.

Если задуматься, что же такое слова-паразиты…. Это слова, съедающие смысл сказанного. Тяжело слушать человека, когда он часто использует в своей речи такими словами. Многие даже не осознают, что активно засоряют свою речь.

То, что слова-паразиты — это враги современного человека, думаю, понятно.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы, вводные единицы и местоимения.

2) Причины употребления

Каждый человек понимает, что речь должна звучать. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина… В лучшем случае вы услышите от своего собеседника красноречивое «ээээ-э» или «нуу-у».

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, но иногда на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей. Но при этом многие ученые-лингвисты не считают такие паузы именно «паразитами».

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашего класса, я могу сделать вывод, что говорящий человек их обычно не замечает.


Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:

  1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

  2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

  3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

  4. Мода на некоторые слова.


3) Список слов-паразитов

Далее я хотела бы познакомить вас со списком наиболее употребляемых слов-паразитов.


Блин

и так далее

прямо


как бы

скажем

в натуре

короче

так вот

в некотором роде

можешь/ете вообразить

так сказать

вообще (-то)

на самом деле

типа

вот

на фиг

типа того

дело в том, что...

правда

это

ёшкин кот

понимаешь

это самое / эт самое







5) Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы


70-е годы

80-90-е годы



2000-е годы

На самом деле

Как бы

Ну, ну ваще

Типа

Да?

Короче

Так сказать

Блин

Прикинь

Вот, вот так, ну вот

Это самое

Шикарно

Практически

М-м-м

Типа (типо)

Фактически

 

Да не вопрос, без базара






















2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся.

На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся 6 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Шестиклассникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?


Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление разных слов-паразитов». В анкетировании и устном опросе принимали участие 26 учащихся 6А класса. (Приложение №1, 2)


Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:

26 опрошенных (100%) учащихся употребляют в своей речи слова-паразиты;

На вопрос, какие способы борьбы со словами-паразитами вы можете предложить, учащиеся ответили следующим образом.

1 Нужно применять физические методы искоренения слов-паразитов: «ругать», «наказывать», «бить по губам», «отрезать язык» (15 чел)

2 «нужно меньше говорить», «следить за речью», «больше читать»(5 чел)

3 Отключить Интернет (1 чел)

4 Не знаю (5 чел)

Следовательно, учащиеся нашего класса не знают, что такое слова-паразиты, не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними.

На основании наблюдений на уроках и внеурочное время я составила частотный словарь слов-паразитов.

Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов в лексиконе учащихся является «короче» (его использовали 26 чел); самые редкие- «лол»-1 чел., «безб»- 1 чел.

В 6А классе чаще всего употребляются такие слова-«паразиты» как

«блин»-15 чел.

«короче»-26 чел.

«забей» 16

«чё»-3 чел.

«ну» -5 чел.

«как бы»-4чел.

«типа»-9 чел.

«это самое»-10 чел.

«ваще»-5 чел.


Слова-«паразиты», употребляемые учащимися нашего класса


Блин-15 чел.

Короче-26 чел

Офигеть-5 чел.

Типо-9 чел

Забей-16 чел.

ЗБС-2 чел.

Э-3 чел.

Чёрт-6 чел.

Чё- 6 чел.

Пофиг-4 чел.



На вопрос, замечаете ли вы в своей речи слова-паразиты, ученики класса ответили:

«Да»-7 чел.

«Нет»-17 чел.

«Иногда»-2 чел.


Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.


Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...


Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность


Мы уже как бы читали эту книгу

Типа

Желание выделиться

Заменитель паузы


Типа, ты кто такой?

Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов


Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений...


Как его, ну как его, как это


Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить


Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли.


Вообще, ваще!


Лёгкое возмущение

Итог речи


Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Ваще, я сначала хотел…


3. Способы избавления от слов-паразитов

В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.

1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.

2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи.

3. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».

4. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.

5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.

7. Обретайте спокойствие. Слова-«паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.

8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять слова-«паразиты»!

9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.

10. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов-«паразитов»


4. Вывод

Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, я:

  1. изучила лингвистическую литературу по теме исследования,

  2. изучила распространенность слов-«паразитов» среди учащихся 8-11 классов нашей школы,

  3. нашла способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи

  4. в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составил частотный словарь.

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью.

В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов».





III.Заключение

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью

В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов».


Самыми распространенными словами-«паразитами» стали слова «ну», « блин» «короче»

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев





















IV. Литература

1.Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, М. [email protected]..

2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984

3 Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004

4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.

5.«Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx.

6. Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.

7. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.

8. www.gramota.ru





























Приложение 1


1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?

2. Какие Вы знаете слова-паразиты?

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?


Приложение 2

Приложение 3



15