СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа «Влияние компьютера на психологическое здоровье подростка»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

По ФГОС учащиеся 9 класса представляют итоговую проектную работу. Продуктом этой работы является памятка.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа «Влияние компьютера на психологическое здоровье подростка»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа» №103 городского округа Самара Итоговая индивидуальная проектная работа «Влияние компьютера на психологическое здоровье подростка»







Выполнила:

ученица 9 класса «Б»

Шевырева Ариана


Руководитель:

Галяутдинова А.Г.

Консультант:

Педагог-психолог Быкова А.В.





Самара, 2016 г.





Содержание:

Введение ___________________________________________________ 3

Исследование влияния компьютера на психологическое здоровье подростка __________________________________________________ 5

Исследования по проблеме ___________________________________ 8

Заключение ___________________________________________________ 13

Литература ________________________________________________ 15

Введение

Стремительное развитие и распространение информационных технологий приводит к тому, что постоянно увеличивается число детей, которые используют компьютер в школе, на уроках информатики и для подготовки домашних заданий, а также проводят за ним часть своего свободного времени. Хорошо это или плохо? Компьютер уже давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Неотъемлемой настолько, что многие из нас теперь просто не представляют себе, как можно общаться, искать нужную информацию, отдыхать и, конечно, работать без клавиатуры с мышкой под руками и дисплея перед глазами. Восемь рабочих часов мы проводим, напряженно вглядываясь в монитор, а затем отправляемся домой, чтобы в охотку погулять по просторам Интернета, поубивать монстров в онлайновой игре или посмотреть свежеприобретенный фильм. По данным статистики, среднее время, которое работник интеллектуального труда проводит за компьютером, в развитых странах достигает 12 часов в день. Много ли это? «Опасно, недопустимо много!» - отвечают исследователи. Некоторых родителей, с раннего возраста приучающих детей к компьютеру, это радует: ребёнок сидит дома, не пропадает на улице, а поэтому у них не возникает причин для беспокойства. На чрезмерное увлечение компьютером родители, как правило, не обращают внимания до тех пор, пока в поведении ребёнка не появляются ярко выраженные отклонения, такие как воровство денег, прогулы школьных уроков. Но даже эти симптомы не всегда воспринимаются как серьёзное нарушение в развитии ребёнка. Несмотря на кажущееся отсутствие физического напряжения, организм подвергается колоссальным нагрузкам, последствия от которых, вдобавок, имеют свойство накапливаться. Страдает буквально всё – зрение, опорно-двигательный аппарат, нервная система, психика. Кто-то из вас, уважаемые читатели, возможно, скажет: «Ну что вы пугаете? Я вот уже сколько лет так живу, и ничего, здоров!». Не спешите радоваться. Патологические процессы, происходящие в организме, на начальных стадиях могут быть не слишком заметны, но однажды обязательно наступит момент, когда они заявят о себе. А ведь со времен Гиппократа известно, что болезнь проще предупредить, чем лечить. На самом деле компьютерная зависимость рассматривается психологами и психиатрами как одна из форм аддитивного поведения. Если зрение и слух могут испортиться посредством клавиатуры, мыши или монитора, то на психику в первую очередь влияют игры и Интернет. Дети и подростки зачастую предпочитают общение с ним любым другим видам развлечений, они стали проводить меньше времени на свежем воздухе, меньше играть в подвижные игры. Пользователи сети Интернет стали меньше общаться лично, отдавая предпочтение чатам, электронной почте, аське и т.д.

Вместе с тем, воздействие новых факторов среды на еще только формирующийся организм способно стать причиной различных, функциональных расстройств и, возможно, запустить патологические процессы.



Целью работы было исследовать влияние компьютера на психологическое здоровье школьников.


В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по данной теме.

2. Изучить влияние компьютера на психическое состояние подростков, возникновение компьютерной зависимости.

3. Провести и проанализировать исследование учащихся 7-8-х классов МБОУ Школа №103 методом анкетного опроса для выявления компьютерной зависимости.

4. Разработать рекомендации для родителей, памятки для обучающихся по профилактике компьютерной зависимости.


Объект исследования: феномен компьютерной зависимости у подростков.


Метод исследования: анкетный опрос, тестирование


Предмет исследования: Особенности психического состояния подростка.


Гипотеза исследования:

Длительное занятие на компьютере, увлечение компьютерными играми и интернетом способствует формированию зависимости


Новизна исследования заключается в том, что на данный момент отсутствуют серьезные фундаментальные исследования, посвященные компьютерной зависимости, изучаемая нами проблема активно исследуется научным сообществом, является актуальной в наши дни в нашей стране.




Этапы исследовательской работы:

1 Подготовительный этап: Определение темы, цели, гипотезы.

Планирование методов и форм исследования

2 Теоретический этап: Изучение научной литературы, Интернет-ресурсов по теме и ее анализ, сбор необходимых данных

3 Практический этап: исследование по данному вопросу, анкетирование

4 Заключительный этап: применение полученных результатов, подготовка заключения и предложений, защита научной работы.





























Исследование влияния компьютера на психологическое здоровье подростка

Подростковый период – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой этап становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку в это время складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Из – за интенсивного умственного, физического, нравственного, духовного развития социализация подростка проходит проблематично.

На процесс социализации подростков оказывают влияние многие факторы, но главными из них являются, во – первых, семья – это маленькая кладовая, в которой формируются и умения, и навыки и развиваются способности и индивидуальные особенности подростка, во – вторых, особенности взаимодействия со сверстниками.

1. Общение является для подростков очень важным информационным каналом;

2. Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;

3. Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой).



Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформальность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков в интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

5. Особенности личности подростков

1) Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

2) Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".

3) Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

4) Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

5) Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

6) Заметное развитие волевых качеств.

7) Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

В современной культуре одной из форм стихийной социализации является Интернет, который становится притягательным средством ухода от реальности. Этому способствуют ряд факторов:

- доступность анонимных социальных интеракций;

- возможность реализации представлений, фантазий с обратной связью;

- чрезвычайно широкие возможности поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям;

- неограниченный доступ к информации.















Исследования по проблеме

Исследование проведено в начале ноября 2016 года.

Мною опрошено 50 человек: учащихся 7-8-х классов, в возрасте от 12 до 16 лет. Из них дома компьютер имеют 100%.

Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на зрение и на психику. Зависимость школьников от компьютера. 



































Анкета

Время работы за компьютером.

1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов

2.Соскольки лет вы работаете на компьютере?

а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________

Зависимость от компьютера.

1.Есть ли постоянное желание играть в игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

2.С лёгкостью можете оторваться от игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

3.Какое общение вы предпочитаете?

а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как

4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?

а) не может; б) да; в) не знаю

5.Вы кушаете, пьете  чай, готовите  уроки у компьютера?

а) да; б) нет; в) когда как

6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.

а) нет; б) да;

7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

а) да; б) нет;

8.Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

9. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет

10. Что вас больше всего интересует?

а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр



Психологические симптомы

1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет;

2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?

а) нет; б) да

Влияние компьютера на развитие  интеллекта.

1.В какие игры вы предпочитаете играть.

а) бродилки; б) стратегии; в) логические

2.С приобретением компьютера твой интеллект:

а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю 



Анализ результатов

Я провела анкетирование среди учащихся 7-8 классов всего было опрошено 50 человек. Вопросы анкеты разбиты на 5 групп:





























Время работы за компьютером.

Анализ полученных результатов по этому блоку показал,  что 100% учащихся имеют дома компьютер; 12% учащихся  начали работать   на   компьютере  с  раннего возраста - 4  лет;   30% - с 10 лет;  29% - с 13 лет; 29% - с 14 лет.







Зависимость от компьютера

Я выяснила, что 36% респондентов ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 64% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм.

Я поставила перед выбором ребят: компьютер или лыжная прогулка -  24% выбрали компьютер, а 76% - лыжная прогулка. 

Общение по электронной почте или  общение  с другом на яву

-20% выбрали общение по электронной почте, а 80% общение с другом на яву

На вопрос: что больше всего интересует: компьютер, чтение книг или решение логических задач - 72% учащихся выбрали компьютер, 20% опрошенных чтение книг, 8%  решение логических задач.



Психологические симптомы



В ходе анкетирования я постаралась выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники, если был сломан компьютер? 

20% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 80% - не испытывают зависимости.



На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?

96% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 4% ответили , что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета  «общения»   с компьютером.









Влияние компьютера на развитие интеллекта

На заданный вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть?  42% ответили, что предпочитают играть в бродилки, 36% предпочитают стратегии, 22% предпочитают логические игры.







Заключение

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Изучая литературу, мы узнали, что кроме "сетемании", в последнее время во весь голос заявляет о себе и другая болезнь с подобными симптомами, но к которым добавляются нервное и физическое возбуждение. Это "игромания". Особенно этому синдрому подвержены дети и подростки. Они могут всерьез ассоциировать себя с виртуальными героями и болезненно переживать их неудачи. В мире жестоких "стрелялок", "мочилок" и "бродилок" очень трудно расти человеку с нормальной психикой, поэтому родителям нужно следить за тем, в какие игры играет их ребенок и о длительности их общения с компьютером.

В результате исследовательской работы я выяснила, что проблема компьютерной зависимости является весьма актуальной. Вызывает тревогу большое количество времени, проводимое старшими школьниками в интернете, а также увлеченность компьютерными играми. Квазиобщение в интернете не может заменить естественного общения и взаимодействия. Мы видим картину, что даже одноклассники, вместо того, чтобы встретиться и поговорить после уроков, общаются друг с другом через Интернет, находясь при этом близко друг от друга – в соседнем доме или даже на одной лестничной площадке. Интернет стал величайшей иллюзией XXI века. Единственная проблема, связанная с ним - это трудности возвращения в реальный мир.

Мои исследования данной проблемы показали, что этот вопрос актуален и требует разработки мер по предотвращению нежелательных последствий для школьников, которых всё больше и больше затягивает компьютер.

Я пришла к выводу, что компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Проделав эту работу, мне бы хотелось обратиться к родителям: контролируйте ваших детей при их работе за компьютером. Контролируйте время и игры, в которые дети играют. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, увлеченность другими хобби, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье ребенка. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно, наступает умственное переутомление, что служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Неспокойный сон и скрежет во время сна зубами свидетельствует, что у ребенка повышенная возбудимость нервной системы.

Гипотеза о том, что увлечение подростков компьютерными играми и интернетом способствует формированию психологической зависимости у подростков, подтверждена.













Список источников и литературы

  1. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета [Текст] / А.Е.Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М, 2015. С 100-131.

  2. Минакова А.В. Психологические особенности лиц, склонных кИнтернет – зависимости. http://nedug.ru

  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2001.

  4. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 2003. №3.

  5. Интеренет-ресурс http://atmeclub.com.ua/articles/kak-vyzhit-za-komputerom-skazaniya-ob-ergonomike