СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная задача "Устный журнал"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий проведения урока решения проектной задачи "Устный журнал "Край родной, навек любимый..." по литературе в 6 классе. Проводится как обобщающий урок по теме "Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века".

Просмотр содержимого документа
«Проектная задача "Устный журнал"»

Открытый урок по литературе в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века» (по творчеству А. Блока и С. Есенина).


Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Маянга Балаковского района Саратовской области

Щепилова Елена Валерьевна


Цель урока:

1. Пробудить интерес у уч-ся к поэзии, к красоте, к любви природы своего края.


Задачи урока:

1. Развивать образное и логическое мышление детей.

2. Вырабатывать навыки анализа лирического текста, выразительного чтения.

3. Развивать устную речь учеников.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей.


Вид урока:

Урок развития речи (литературная гостиная).


Оборудование урока:

1. Рисунки уч-ся.

2. ИКТ.

Презентации уч-ся о временах года, о весне; о том, для чего нужно беречь родную природу.


Дидактический материал к уроку:

1. Карточки для словарной работы.

2. Карточки-подсказки. («Учимся читать выразительно» Элементы интонации)

2. Тексты стихотворений в учебнике литературы 6 класса для анализа.


Оформление классной доски:

1. Тема урока.

2. Запись эпиграфа к уроку.


« Роль природы в стихотворениях русских поэтов

всегда заключалась в том, чтобы очищать души

людей».

( Г. Артоболевский – актёр, чтец,

теоретик искусства декламации)


Ход урока.


1. Вступительное слово учителя.

а) тема урока

б) цель урока, задачи.

в) обращение к эпиграфу урока.

г) вид урока (литературная гостиная),

слово о подготовленных дом. заданиях уч-ся по теме урока (презентации, рисунки, чтение стихотворений)

д) «Настроимся на работу литературной гостиной» (презентация уч-ся о весне в качестве дом. задания)


2. Чтобы свободно ориентироваться в мире поэзии и живописи необходимо знать литературные термины, языковые средства выразительности.

Поэтому нашу работу мы начинаем со словарных слов.


Словарная работа.

1. Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

2. Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу.

3.Тема - круг жизненных явлений, изображённых в произведении.

4. Эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему.

5. Сравнение- изображение одного предмета путём сравнения его с другим.

6. Метафора- слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

7. Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ.


3. –Назовите временные циклы природы.

Презентация «Времена года» ( работа уч-ся).


4. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века А. Блока и С. Есенина.

(учитель обращает внимание на портреты поэтов над доской).


а) Чтение учителем стихотворения А. Блока «Летний вечер».

Беседа с уч-ся по плану:

1.Тема стихотворения

2.Настроение стихотворения

3. Языковые средства выразительности.


б) УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО.

Учитель обращает внимание детей на

Элементы интонации. ( Карточки-подсказки)

Ударения, выделяющие в потоке речи отдельные опорные слова, называются фразовыми ударениями.


Паузы

Логические (расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами).

Психологические ( мотивируют переживания говорящего)


Мелодика речи - повышение и понижение тона голоса. (является выразителем эмоционального состояния говорящего)


в) Чтение учителем стихотворения А. Блока «О, как безумно за окном…»

Беседа с уч-ся по предыдущему плану.


г) Учимся читать выразительно.


д) Чтение учителем стихотворения С. Есенина «Пороша».

Беседа по предыдущему плану.


е) Учимся читать выразительно.


5. Переменка.

Презентация уч-ся о весне с выразительным чтением стихотворения Е. Баратынского «Весна».


6. Описать красиво природу можно не только словами (поэтическим текстом), но и музыкой, картины природы можно нарисовать кистью.


Словесный рассказ по рисункам. (уч-ся рассказывают о том, какие пейзажи они изобразили, какие использовали цвета красок, какое настроение попытались выразить в своих рисунках).


7. Поэты, художники, музыканты очень красиво описывают родную природу в своих творениях. А для чего нужно беречь природу своего края, своей страны, своей планеты?

(ответы уч-ся)


Презентация уч-ся по теме: «Берегите природу!»


8. Заключительное слово учителя.

Поэты, музыканты, художники призывают нас видеть красоту родной природы, любить её, охранять и бережно к ней относиться.


9. Итог урока. Оценки за урок.

10. Домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихотворения о родной природе поэтов 20 века (по выбору уч-ся).