Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Одной из метапредметных технологий является проектно-исследовательская деятельность как средство формирования предметных, метапредметных и личностных умений и навыков. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Основываясь на технологии проектной деятельности, я использую следующие типы проектно-исследовательских работ: проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и исследовательские.
С чего начинаю работу по организации проектно-исследовательской деятельности школьников? Со следующих этапов. Во-первых, провожу диагностику по изучению интересов и склонностей учащихся. Далее приступаю непосредственно к осуществлению проекта. Вместе с детьми определяем тематическое поле и тему проекта, ставим цели проекта и выбираем название. На следующем этапе я предлагаю возможные варианты исследования, затем мы сравниваем предполагаемые стратегии, выбираем способы изучения информации, распределяем обязанности и составляем план работы. Далее происходит выполнение запланированных этапов работы, редактирование и подготовка текста и презентации. На последнем этапе анализирую выполнение проекта и оцениваю качество выполнения проекта.
Хочу отметить, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах, поскольку от того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя также велика, поскольку не всем ученикам под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям. Это поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Школьный курс литературы предоставляет много возможностей для проектно-исследовательской деятельности. Так, в период изучения былин дети обратили внимание на то, что мультипликационная версия отличается от оригинала. Сюжет, речь, да и сами герои не былинные, а стилизованные под былины. Так родилась идея исследовательской работы «Сопоставительный анализ образа богатыря Алеши Поповича в былинах и российской мультипликации начала 21 века».
В старших классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах – от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания литературы как науки. Это создаёт основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.
В своей практике проектно-исследовательской деятельности особое внимание уделяю интеграции знаний для реализации проекта. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «Отражение дуэли как исторической реалии в литературе 19 века». Предметом исследования ученики выбрали повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Выстрел» и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». На начальном этапе исследования решено было обратиться к исторической справке о дуэли и к словарной статье «Толкового словаря». Далее была предложена работа в группах по анализу дуэльных поединков в названных произведениях. Учащиеся проследили причины дуэли, характер поединка, отношение автора к дуэли. В заключение ребята сами предложили провести опрос среди одноклассников о способах разрешения спорных вопросов в современном мире.
Также в своей практике применяю учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии персонажей Д.И. Фонвизина «Недоросль» или «Язык действующих лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл понятий. Проект «Фразеологизмы сегодня» объединил в активной работе в течение нескольких недель весь класс. Дети разбились на группы по источникам образования фразеологизмов и составили свой иллюстрированный фразеологический словарь на 300 фразеологизмов.
Объявленный президентом Год Литературы подтолкнул на глубокое изучение творчества поэтов и писателей, Нобелевских лауреатов по литературе. Большой любовью среди 10-классниц пользуется творчество Иосифа Бродского. Великолепие образных выражений автора продиктовало тему исследования «»Метафоры и их роль в стихотворениях Иосифа Бродского». Проанализировав огромное количество литературы по творчеству поэта, юные исследователи предложили свою классификацию метафор Бродского.
В заключение хочу отметить, что в процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий самостоятельно получать необходимую информацию из разных источников и анализировать её, выдвигать гипотезы, строить модели, принимать решения в разных ситуациях, делать выводы. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
И, конечно же, не могу не сказать о результатах, которые имеют мои ученики. Это призовые места на конференциях от школьного до всероссийского уровней. Обратите внимание на таблицу.
Завершить своё выступление хочу ещё одной проектной работой своих учеников. Это буктрейлер – инновационный метод продвижения чтения. В 2015 году отмечается 75-летний юбилей писателя Альберта Лиханова. Представляю вашему вниманию буктрейлер по книге Альберта Лиханова «Никто». Приятного просмотра.
Использованная литература:
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.