Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся
Автор проекта: учитель начальных классов
Пузикова Светлана Дмитриевна
2011 г
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность и новизна
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в обучении младших школьников.
Противоречия
- Между предлагаемым всем детям образовательным стандартом образования и индивидуальной избирательностью ученика к познанию мира.
- Между естественным стремлением человека к знаниям и низкой познавательной активностью обучающихся в школе.
- Огромные возможности использования ИКТ для формирования учебно-познавательных компетенций и недостаточная готовность обучающихся к данному виду деятельности.
Проблема
Создание определённой системы работы по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Объект исследования
Предмет исследования
- Процесс развития познавательной активности личности средствами проектно-исследовательской деятельности
- Проектные технологии как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время
Гипотеза
Если использовать проектно – исследовательскую деятельность в начальной школе, возрастет познавательная активность учащихся, а собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний и повысить качество учебно-воспитательного процесса младших школьников.
Цель
Изучить с учащимися принцип проектного метода, дать «инструменты» для интеллектуального и творческого созидания: формы, методы и средства для самостоятельного добывания знаний и яркого представления результата своей деятельности.
Задачи проекта
- исследовать роль проектного метода на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
- ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку учебных проектов во внеклассной работе;
- использовать метод проектов в классно-урочной деятельности;
- способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся и умению работать в группах;
- обобщить и проанализировать полученные результаты применения метода проектов.
Участники проекта
- Обучающиеся 3 а класса
- Родители
- Школьный библиотекарь
- Психологическая служба школы
Срок реализации
Учебные предметы:
окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика, изобразительное искусство, информатика,
технология, краеведение, внеклассная деятельность .
Риски проекта
- Неготовность детей, родителей к деятельности в условиях проекта.
- Отсутствие мотивации у детей и родителей.
- Низкая просвещенность родителей.
Ожидаемые результаты
- повышение мотивации к обучению и качества знаний по большинству предметов на основе применения проектных технологий;
- развитие познавательной активности обучающихся;
- развитие исследовательских и творческих способностей учащихся;
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
- приобретение обучающимися умений и навыков:
- анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения; работы в группах; самостоятельного нахождения путей решения проблемы.
- анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения; работы в группах; самостоятельного нахождения путей решения проблемы.
- анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения; работы в группах; самостоятельного нахождения путей решения проблемы.
- анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения;
- работы в группах;
- самостоятельного нахождения путей решения проблемы.
Анализ психолого-педагогической литературы
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.- Москва.- 2000г
- Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации.// Народное образование, Москва.-2000г.-№9.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа.- 2005г.- №9.
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников. Учитель. Волгоград. 2008г
- Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// Народное образование.-2000г.-№7.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный Изучение проблемы (май-июнь 2010г). Диагностический
- Подготовительный Изучение проблемы (май-июнь 2010г).
- Диагностический
Анкетирование, мониторинги, собеседование (сентябрь 2010г).
- Анкетирование, мониторинги, собеседование (сентябрь 2010г).
- Практический Достижение поставленной цели и решение поставленных задач (октябрь-май 2010/11гг).
- Заключительный Анализ полученных результатов (июнь 2011г).
Аналитический этап
Деятельность учеников:
- вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач;
- анализируют проблему;
- разбиваются на группы;
- распределяют роли;
- планируют работу;
- выбирают форму презентации результатов.
Деятельность учителя:
- формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи;
- предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность;
- знакомлю с различными формами презентации результатов.
Уровень познавательной активности во 2 классе
№
Уровень познавательной активности
1.
Степень проявления
Нулевой уровень
2.
Количество учащихся
Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение.
Относительно - активный уровень
3.
Исполнительно – активный уровень
2
Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению.
4.
5.
Активный уровень познания
4
Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся.
1
Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.
Творческий уровень
0
Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.
0
Результаты вводной диагностики Уровень познавательной активности
Уровень обученности
Качество знаний – 83,3%
Обученность - 100 %
Сформированность познавательных процессов 3а класса
Практический этап
Деятельность учеников:
- работают самостоятельно и сообща;
- консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания;
- готовят презентацию результатов.
Деятельность учителя:
консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов.
Работа по проекту строится по двум направлениям
- Работа с родителями ( цель данной работы вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с ребенком, чтобы родитель стал участником и помощником образовательного процесса)
- Работа с учащимися (основывается на принципах: наглядности, природосообразности, здоровьесбережения)
Поисковый
эксперимент
Наблюдение
Работа
в парах
Сравнение,
обобщение
Работа
в группах
интервьюирование
Мини-
исследования
Формы,
методы,
приёмы
исследовательской
деятельности
Индивидуальный
Уроки-
исследования
Защита
исследовательских
работ
описательный
Изучение
теоретических
источников
Анализ,
синтез
анкетирование
Заключительный этап
Деятельность учителя:
- обобщаю результаты;
- подвожу итоги;
- оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.
Деятельность учеников:
- защищают проект;
- проводят рефлексию деятельности;
- дают оценку её результативности.
Уровень познавательной активности в 3 классе
№
Уровень познавательной активности
1.
Нулевой уровень
Степень проявления
2.
Количество учащихся
Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение.
Относительно - активный уровень
3.
Исполнительно – активный уровень
1
Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению.
4.
5.
Активный уровень познания
1
Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся.
1
Творческий уровень
Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.
2
Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.
1
Результаты заключительной диагностики Уровень познавательной активности
Уровень обученности
Качество знаний – 85,7%
Обученность - 100 %
Эффекты от реализации проекта Уровень познавательных процессов учащихся 3а класса
Анкета, проведённая в конце проектной деятельности.
Вопросы анкеты для учащихся
да
1. Работать над проектом тебе было интересно?
5
нет
2. Проектная деятельность помогает развивать в тебе навыки самостоятельности?
3. В работе над проектом тебе оказывали помощь?
Не очень
1
4
6
0
4. Ты волновался перед защитой проекта?
0
2
0
4
5. Твоя презентация тебе понравилась?
0
6
6.Тебе удалось решить поставленную проблему?
1
6
1
0
0
0
0
Вопросы анкеты для родителей
Да
1. Является ли проектная деятельность эффективным методом обучения?
нет
6
2. Выполнение проекта повышает чувство ответственности, развивает самостоятельность и творчество?
Не знаю
0
5
3. Положительно ли вы относитесь к самостоятельной исследовательской, информационной, творческой работе своего ребёнка?
4. Проект даёт ребёнку получать чувство удовлетворённости от проделанной работы?
0
0
6
5. Проект способствует сплочению коллектива?
6
0
1
0
0
5
6. Для достижения в развитии творческого потенциала ребёнка считаете ли необходимым взаимное понимание, доверие между учеником, учителем и родителями?
0
0
6
1
0
0
Продукты исследовательской деятельности
Виды проектов
Сроки
Творческий
1 месяц
Исследовательский,
индивидуально-групповой
Название
6месяцев
Дата защиты
«Русские народные сказки»
Информационный
Уровень
октябрь
2010г
«Моя семья»
3месяца
Исследовательский
1урок
Декабрь
2010г
школьный
«Семь чудес России»
Информационно-пропагандистский,
групповой
2 недели
школьный
«Урок Чистой воды»
Апрель
2011г
Май 2011г
муниципальный
«Мы и наше здоровье»
школьный
Январь 2011г
школьный
Результаты проекта
- повышение познавательной активности и качества знаний обучающихся;
- приобретение умений ориентироваться в информационном пространстве, умений самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их;
- интенсивное использование ИКТ в работах обучающихся;
- сплочение коллектива;
- положительная оценка опыта работы на муниципальном уровне.
Распространение опыта
- Обобщение опыта работы на муниципальном уровне.
- Личная страница на сайте:
- http://www.proshkolu.ru/user/PuzikovaSveta/
- http://puzikovasveta.pedgazeta.ru/
- http://www.mlshkola.ucoz.ru
- http://www.uchportal.ru
- http://www.nachalka.com
Учебно-
методический
пакет
Буклет
Анкета
Презентации
Публикации
Разработки
уроков
Разработки
классныхчасов
Дневник
юного
исследователя
Вывод :
- Исследования показали, что проектная работа –это эффективный метод учебной деятельности, который является средством для развития познавательной активности учащихся начальной школы.
- Таким образом, удалось повысить качество учебно-воспитательного процесса младших школьников, степень самостоятельности, инициативности учащихся; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско - творческой деятельности.
- Гипотеза подтвердилась.
Задачи дальнейшей деятельности
Продолжить работу:
- по реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе;
- по вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с ребёнком.
Информационные ресурсы
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/proekt-uchitelya
- http://www.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/library/pedagogicheskii-proekt-ispolzovanie-proektnoi-tekhnologii-v-formiro
- http://www.uchportal.ru/load/131-1-0-12268
- http://metodisty.ru/m/files/view/pedagogicheskii_proekt_-razvitie_tvorcheskogo_samostoyatelnogo_myshleniya_shkolnikov-2010-03-08
- http://www.rusedu.ru/detail_10445.html
- http://metodisty.ru/forum/topic/organizaciya_proektnoi_deyatelnosti.htm
Ход исследования:
Цель
Выявить значение воды для всего живого.
- Познакомились со свойствами воды.
- Познакомились со стихами известных поэтов А.А.Фета, И.А.Бунина, которые восхищались ею и создавали прекрасные творения о воде.
- Совершили экскурсию в природу.
- Создали фотоальбом.
- Изучили значение водных ресурсов для всего живого..
Задачи
Изучить свойства воды.
Определить значение водных ресурсов для природы и жизни человека.
Научиться беречь воду и рационально её использовать .
Ход исследования:
- Познакомились со свойствами воды.
- Познакомились со стихами известных поэтов А.А.Фета, И.А.Бунина, которые восхищались ею и создавали прекрасные творения о воде.
- Совершили экскурсию в природу.
- Создали фотоальбом.
- Изучили значение водных ресурсов для всего живого..
Цель
Выявить значение воды для всего живого.
Задачи
Изучить свойства воды.
Определить значение водных ресурсов для природы и жизни человека.
Научиться беречь воду и рационально её использовать .
Примерные расходы воды
Очистные сооружения
БЕЗ НЕЁ НАМ НЕ УМЫТЬСЯ,
НЕ НАЕСТЬСЯ, НЕ НАПИТЬСЯ!
СМЕЮ ВАМ Я ДОЛОЖИТЬ:
БЕЗ ВОДЫ НАМ НЕ ПРОЖИТЬ!
Вид потребления
Чистка зубов
Расход воды, л
Туалет, 1 смыв
10
Душ 15 минут
9
Ванна
300
Мытьё рук
200
10
для учащихся 3а класса
2011
Очистные сооружения
Примерные расходы воды
Вид потребления
Чистка зубов
Расход воды, л
Туалет, 1 смыв
10
9
Душ 15 минут
Ванна
300
Мытьё рук
200
10
БЕЗ НЕЁ НАМ НЕ УМЫТЬСЯ,
НЕ НАЕСТЬСЯ, НЕ НАПИТЬСЯ!
СМЕЮ ВАМ Я ДОЛОЖИТЬ:
БЕЗ ВОДЫ НАМ НЕ ПРОЖИТЬ!
для учащихся 3а класса
2011
МОУ «Новокленская СОШ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 3А КЛАССА ПУЗИКОВА С.Д.
Скульптура Родины-матери самая большая статуя в мире. Ее высота 52, а вместе с мечом 85 метров.
Мамаев курган
Поистине чудом Мамаев Курган становится 9 мая. Но и в другое время в любую погоду здесь всегда есть люди. Комплекс открыт круглый год, без выходных, и днем и ночью. Вход сюда бесплатный. В разные годы на эту высоту поднимаются от двух до четырех миллионов человек.
Мать Родина
Не забудутся и Аллея пирамидальных тополей, и Стены-руины, и Площадь стоявших насмерть, и Зал Воинской Славы.
Мамаев курган
Автор: Сухарев Никита 3 класс
Руководители :Пузикова С.Д.,
Комарова И.И.
2011г.
Не забудутся и Аллея пирамидальных тополей, и Стены-руины, и Площадь стоявших насмерть, и Зал Воинской Славы.
Поистине чудом Мамаев Курган становится 9 мая. Но и в другое время в любую погоду здесь всегда есть люди. Комплекс открыт круглый год, без выходных, и днем и ночью. Вход сюда бесплатный. В разные годы на эту высоту поднимаются от двух до четырех миллионов человек.
Скульптура Родины-матери самая большая статуя в мире. Ее высота 52, а вместе с мечом 85 метров.
Мамаев курган
Мать Родина
Мамаев курган
Мать Родина
Мамаев курган
Автор: Сухарев Никита 3 класс
Руководители :Пузикова С.Д.,
Комарова И.И.
2011г.
Вывод
Аннотация проекта
Цель:
Темы исследований
Вывод
Этапы проведения
Основополагающий вопрос:
Тема проекта: « Семь чудес России»
1. Долина гейзеров.
2. Эльбрус .
3. Столбы выветривания.
4. Озеро Байкал.
5. Мамаев курган.
6. Собор Василия Блаженного.
7. Петергоф.
1. Знакомство с проектом (вводный урок), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте.
2. Распределение ролей участников.
3. Работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации.
4. Совместное обсуждение результатов проекта.
5. Оформление результатов исследования в форме презентаций и буклетов.
6. Презентация результатов проекта на открытом
уроке .
7. Подведение итогов.
Проект направлен на ознакомление учащихся с уникальными семью чудесами России, со списком самых прославленных
достопримечательностей нашей страны .
Работа над проектом позволяет расширить знания детей о памятниках архитектуры, искусства и природы. Также проект позволяет развивать познавательную активность обучающихся и творческие способности, умения анализировать, делать обобщения, высказывать собственные суждения.
- В результате у учащихся сформировалось представление о наиболее значимых памятниках природы, сооружениях искусства и архитектуры России . Дети получили навыки самостоятельной и групповой работы, исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации.
Сф ормировать у учащихся представление о наиболее значимых памятниках природы, сооружениях искусства и архитектуры России .
- В результате у учащихся сформировалось представление о наиболее значимых памятниках природы, сооружениях искусства и архитектуры России . Дети получили навыки самостоятельной и групповой работы, исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации.
Какие семь чудес есть в России?
Вывод
- В результате у учащихся сформировалось представление о наиболее значимых памятниках природы, сооружениях искусства и архитектуры России . Дети получили навыки самостоятельной и групповой работы, исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации.
Этапы проведения
1. Знакомство с проектом (вводный урок), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте.
2. Распределение ролей участников.
3. Работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации.
4. Совместное обсуждение результатов проекта.
5. Оформление результатов исследования в форме презентаций и буклетов.
6. Презентация результатов проекта на открытом
уроке .
7. Подведение итогов.
Вывод
- В результате у учащихся сформировалось представление о наиболее значимых памятниках природы, сооружениях искусства и архитектуры России . Дети получили навыки самостоятельной и групповой работы, исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации.
Темы исследований
1. Долина гейзеров.
2. Эльбрус .
3. Столбы выветривания.
4. Озеро Байкал.
5. Мамаев курган.
6. Собор Василия Блаженного.
7. Петергоф.
Аннотация проекта
Проект направлен на ознакомление учащихся с уникальными семью чудесами России, со списком самых прославленных
достопримечательностей нашей страны .
Работа над проектом позволяет расширить знания детей о памятниках архитектуры, искусства и природы. Также проект позволяет развивать познавательную активность обучающихся и творческие способности, умения анализировать, делать обобщения, высказывать собственные суждения.
Цель:
Сф ормировать у учащихся представление о наиболее значимых памятниках природы, сооружениях искусства и архитектуры России .
Основополагающий вопрос:
Какие семь чудес есть в России?
Дневник юного исследователя
Имя :
Сегодня :
Что выполнено :
Какие есть проблемы :
Какие есть решения :
Дальнейшие цели :