СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию  мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижается интерес учащихся к предмету

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8» имени генерала Зокаева В.К.













«Организация практической и исследовательской деятельности школьников»











Подготовила :

учитель химии

Кужонова З.К








г. о. Нальчик 2014г.


Эпиграф:

“Дорога к знаниям? Ну что ж её легко понять,
Ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь, и ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше с каждым разом”.


I Введение

Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию  мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?

Для этого в своей работе на уроках я использую технологию проектного обучения. Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного. Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл. Термин проект произошел от латин. projectus — брошенный вперед.

Технология проектного обучения - это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем.

Задача технологии проектного обучения – постановка ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность.

Результат технологии проектного обучения - развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.

II Аналитическая часть

В своей работе технологию проектного обучения я использую третий год. В 2013 году в 9а классе я стала применять технологию проектного обучения. В 9 ф-с обучение вела традиционно. Итог трех лет обучения: в 9а классе успеваемость у учащихся была выше. Трое из девяти учащихся в 11а классе сдавали ЕГЭ по химии, и показали хорошие результаты.






III Практическая часть


3.1.  Применение технологии проектного обучения  на уроках химии и внеурочной деятельности.

Проектная деятельность представлена двумя подходами:

  1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).

  2. Использование проектной работы во внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности:

  1. Знакомство обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам (приложение №1)

  2. Формирование интереса к работе через знакомство с уже выполненными проектами

  3. Предложение примерных тем проектов.

Для организации проектной деятельности использую уроки, которые полностью состоят из работ над проектом. Пример такого урока приведен в приложении № 2. На этих уроках предполагается высокая степень самостоятельности учащихся. Актуализируемые знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом.

Во внеурочное время проектная деятельность учащихся по химии организована на кружке. Проектно-исследовательские работы моих учеников, представляются на научно – практических конференциях разного уровня.



3.2. Внедрение исследовательского подхода на уроках химии.

  1. Химия – наука экспериментальная.  Поэтому в основе преподавания лежит химический эксперимент как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средство закрепления знаний и их контроля. Для этого я использую урок с элементами исследовательской деятельности, чаще всего я использую на уроках изучения нового материала. Этот элемент можно использовать на всех уроках изучая химические свойства различных веществ. (Пример такого фрагмента приведен в приложении № 3)


Исследовательская работа строится по плану:

  1. Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и предполагаемая гипотеза.

  2. Исследовательский этап: проведение эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений.

  3. Заключительный этап: Выступления учащихся, обсуждение. Выводы. Заполнение таблицы. При решении экспериментальных задач учащиеся последовательно овладевают следующими этапами исследования: постановка проблемы – построение гипотезы – проектирование опыта -  составление плана эксперимента – осуществление эксперимента – оформление результатов эксперимента – формулирование ответов.


IV Заключение

Анализируя опыт работы организации проектной и исследовательской деятельности на уроках химии можно сделать выводы:

  • работа стимулирует мотивацию и способствует повышению интереса к химии,

  • уроки проходят более оживлённо,

  • увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена по выбору в 9,11 классов.

  • появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.

У обучающихся формируются проектные и исследовательские умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

Указанные факторы значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят, и усиления успешности. Проектные и исследовательские работы эффективны при организации работы в группах 2-3 человека. Можно применять этот метод на любой ступени обучения и на любом предмете.


V список используемой литературы

  1. Современные технологии в процессе преподавания химии: авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова.-М.:5 за знание, 2007. -112с.

  2. Источники интернета.
























Приложение №1

Последовательность  работы над проектом.



Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы;

б)определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, формулируют цели проекта

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование работы

а) определение источников информации;

б) планирование способов сбора и анализа информации;

в) планирование итогового продукта:

-отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов);

- издание сборника, фильма, макета

-организация конференции и т. д.;

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;

д) распределение обязанностей среди членов команды.

Вырабатывают план действий

Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач

Основные формы работы:

-изучение литературных источников;

-проведение эксперимента.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта

Результаты или выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы

Отчитываются, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника

Оценка процесса и результатов работы

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качес-тво использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.




Приложение №2 Урок с использованием метода проектов.


Тема «Химические свойства серной кислоты» 9 класс

Тип урока: изучение нового материала

Метод урока: проект

Цель: Выявить характерные свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.

Учитель:

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.

Вступительное слово.

Интересное высказывание русского химика Ивана Владимировича Тананаева, с которого хочу начать урок: «Слово „кислота“ — эта функция вещества, а не этикетка с названием. Термин скорее указывает не на формулу вещества, а на его „способности“».

Наша задача на уроке узнать о способностях, а именно о химических способностях серной кислоты. H2SO4 — очень интересное вещество, обладающее рядом разнообразных и нетрадиционных свойств.

Обращает внимание учащихся на оборудование на их столах, и поясняет, что они будут проводить исследовательскую работу.

Предлагает учащимся сформулировать цели данного урока.

Учитель записывает на доске цели, сформулированные учащимися.

С целью актуализации знаний учитель предлагает учащимся ответить на вопросы в форме проведения «химической рулетки»:

1. Охарактеризуйте физические свойства серной кислоты.

2. Какие степени окисления сера может проявлять в соединениях?

4. Какими О. В. свойствами будет обладать элемент, образующий несколько степеней окисления и почему?

5. Какие правила Т. Б. нужно соблюдать при работе с кислотами?

Учитель предлагает выполнить групповое задание (общее для всех) — исследовательский проект. Задания для исследовательской работы:

1. Докажите, что разбавленная серная кислота обладает кислотными свойствами (наличие иона водорода) и исследуйте, способна ли серная кислота к реакциям нейтрализации. Напишите уравнения реакций.

2. Исследуйте, взаимодействует ли раствор серной кислоты с оксидами и солями. Напишите уравнения реакций.

3. Спрогнозируйте результат взаимодействия цинка и меди с раствором серной кислоты и подтвердите свой прогноз экспериментально.

Сравните взаимодействие этих металлов с раствором серной кислоты.

4.Исследуйте, взаимодействует ли концентрированная серная кислота с медью: а) при обычной температуре; б) при нагревании. Составьте уравнения реакций.

Используя алгоритм экспериментальной работы.

Алгоритм экспериментальной работы

1. Внимательно прочитайте текст задания.

2. Сформулируйте цели.

3. Составьте план работы (определите порядок действий).

4. Повторите правила техники безопасности.

5. Подберите реактивы и необходимое оборудование.

6. Проведите эксперимент.

7. Зафиксируйте наблюдения и составьте уравнения возможных реакций.

8. Сделайте вывод и соотнесите его с поставленными целями.

9. Подготовьте выступающего для сообщения результатов исследования.

Учитель консультирует.

Предлагает заслушать результаты проведенного исследования и сделать выводы.

Записывает выводы на доске.

Предлагает учащимся сделать вывод по уроку, исходя из поставленных целей.

Оценивает усилия учащихся, качество отчета. Домашнего задания.


Приложение №3 Урок с и использованием элемента исследовательской деятельности. «Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс

ТИП УРОКА: проблемный урок – исследование изучения нового материала.

Цель урока: открыть понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширить знания о процессе растворения и растворах.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы на уроке откроем понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширим знания о процессе растворения и растворах.

Переходим к эксперименту. (На партах лотки и инструктивные карты для проведения опытов).

Опыт №1. В стакан с водой поместить кристалл перманганата калия. Что наблюдаем? К какому типу процесса относится процесс растворения? (Ответ: растворение – результат диффузии, т.е. проникновение растворенного вещества в промежутки между молекулами воды, значит это физический процесс).

Опыт №2.Налить в пробирку 5 мл воды. Затем добавить 15 капель концентрированной серной кислоты (H2SO4 конц.). Что наблюдаем? (Ответ: пробирка нагрелась, протекает экзотермическая реакция, значит, растворение химический процесс).

Опыт №3. В пробирку с нитратом натрия добавляем 5 мл воды. Что наблюдаем? (Ответ: пробирка стала холоднее, протекает эндотермическая реакция, значит растворение химический процесс).

Что же получается, один опыт доказывает, что растворимость–это физический процесс, другой – химический процесс. Кто из них прав?

Первый опыт показывает, что растворение – это физический процесс, два других опыта доказывают, что растворение – химический процесс.

Вывод: в соответствии с современными взглядами, растворение - это физико-химический процесс, а растворы – это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Пошевелите правым плечом, левым, сведите их у позвоночника.

  2. Закройте глаза, сосчитайте до 5, резко откройте и снова откройте (повторите ещё 2 раза).

  3. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

УЧИТЕЛЬ. А все ли вещества имеют одинаковую растворимость. (ответ нет). А чтобы это доказать мы поработаем в группах и проведем эксперимент. После проведения эксперимента вы ребята должны ответить на вопросы, которые написаны на карточках, и сделать вывод. От чего же зависит процесс растворения?

Перейдем к эксперименту.


1 опыт. Задание: наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения.
Порядок выполнения:
1. В пробирки с веществами прилейте 5 мл воды, закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
№1 Хлорид кальция
№2 гидроксид кальция
№3 карбонат кальция
2. Какое из предложенных веществ хорошо растворяется в воде? Какое не растворяется?
3. Сделайте вывод о классификации веществ в зависимости от способности веществ растворяться в воде (можно использовать учебник с. 191 и форзац в конце учебника).
Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.
(Схему записывают)






Вещества







2 опыт. Задание: наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ.
Порядок выполнения:
1. В пробирки с медным купоросом прилейте в 5 мл спирта (№1) и 5 мл воды (№2), закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
2. Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный купорос?
3. Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и способности веществ растворяться в разных растворителях.
Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.

3 опыт

Задание: наблюдение влияния температуры на растворимость веществ.
Порядок выполнения:
1. В пробирки №1 и №2 с сульфатом никеля прилейте воды (1/3 объема).
2. Пробирку с №1 нагрейте, соблюдая технику безопасности.
3. В какой из предложенных пробирок №1 или №2 процесс растворения протекает быстрее?
4. Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость веществ.
Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.

Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе.

Выступление учеников, подведение итога.

Растворимость веществ зависит:

  1. От природы вещества

  2. Природы растворителя

  3. Температуры

4 опыт. Делает учитель. Задание: доказательство отсутствия нерастворимых веществ в природе.
Порядок выполнения:

1. Небольшой кусок стекла разотрите в ступке (это для вас сделал лаборант) и поместите немного порошка стекла в пробирку.
2. Прилейте к стеклу воды, закройте пробкой и хорошо взболтайте. Если вы хотите получить результат растворения быстро, то увеличьте скорость растворения стекла подогрев пробирку с раствором (соблюдайте технику безопасности при нагревании).
3. К полученному раствору прилейте несколько капель индикатора

(фенолфталеин). О чем свидетельствует изменение окраски индикатора?