Проектно-исследовательская работа по математике
Тема «Числа 3, 5, 7»
Автор работы:
Мирошникова Маргарита,
ученица 1 класса
Руководитель:
Колышкина Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
2018
Оглавление
1. Введение. Актуальность темы............................................................3 стр.
2. Гипотеза ………………………………………………………………3 стр.
3. Цели проектно-исследовательской работы…....................................3 стр.
4. Задачи проектно-исследовательской работы.....................................3 стр.
5. Ожидаемые результаты........................................................................4 стр.
6. Основные этапы реализации проекта.................................................4 стр.
7. Основные результаты исследования…………………….…….…… 4 стр.
8. Заключение ……………………………………………………….…12 стр.
9. Источники информации.....................................................................13 стр.
1. Введение
Актуальность темы:
Математика – один из главных школьных предметов, развивающий смекалку, интеллект человека. Учит анализировать, сравнивать группы предметов, искать разные способы решения задач, быстро принимать верное решение.
Математика - очень интересный предмет. Когда мы стали проходить цифры от 1 до 10, любимыми оказались числа 3, 5, 7. Мне очень нравилось их писать в тетрадь, сравнивать с чем они похожи. Когда я сказала своей маме про это, она ответила, что они ей почему-то тоже нравятся больше других. «А почему именно эти числа нравятся мне и маме?» - задала как-то я себе вопрос, на который не смогла дать полный ответ. Тогда я поделилась этим со своей учительницей. Выслушав меня, она предложила мне поработать над этим вопросом более основательно. Ведь я тогда не знала, что такое проектно-исследовательская работа, и с удовольствием согласилась.
2. Предполагаемая гипотеза:
Числа 3, 5, 7 – необычные числа.
Числа 3, 5, 7 играют в человеческой жизни особую роль.
3. Цели проектно-исследовательской работы:
Узнать как можно больше о числах 3, 5, 7, об их значении в жизни человека, углубить свои знания о цифрах и числах математики.
4. Задачи проектно-исследовательской работы:
Собрать и проанализировать информацию о числах 3, 5, 7.
Узнать, где они встречаются в различных жизненных ситуациях.
Сделать собственные выводы, на основе проведённых исследований.
Заинтересовать остальных одноклассников математикой и вовлечь их в исследование.
Получить первый опыт работы над проектом.
5. Ожидаемые результаты
Изучение дополнительного материала по математике, выяснение роли цифр 3,5,7 в жизни человека Углубление интереса одноклассников к изучению математики.
6. Основные этапы работы
1. Подготовительный.
- Определение целей и основных задач.
- Сбор информации о числах 3, 5, 7 в библиотеке и интернете.
2. Практический.
- Выполнение проектно-исследовательской работы с помощью педагога и членов своей семьи.
3. Основной.
Обработала полученные результаты, создала презентацию, готовилась к защите проекта, приняла участие в проведении классного часа, где защищала свой проект.
4. Заключительный.
Подвела итоги работы.
7. Основные результаты исследования
Цифра 3.
С детства мы слышали о трёхглавом драконе, 3-х путниках, встречающихся главному герою на дороге, трёхглавых существах. А если обратиться к древним былинам, то в былине об Илье Муромце встречаются три старца.
В сказках обычно у отца три сына или три дочери, а герою сказки обязательно, выполняя какое-либо задание, следует остановить свой выбор на одном из трёх путей, его отправляют либо за тридевять земель, либо в тридевятое государство, золотая рыбка и джинн выполняют три желания, на третий раз обычно всё получается. И Змея Горыныча было три головы. Едва ли не в каждой сказке появляется цифра три. Вот несколько названий: «Три медведя», «Три брата», «Три мушкетёра», «Три охотника», «Три орешка для Золушки», «Три калача и одна баранка», «Три богатыря», «Три поросёнка», «Три ветра», «Три товарища», «Третий глаз Шивы», «Три ветра» и другие. Их много.

Цифра три часто встречается в пословицах, поговорках, дразнилках, считалках, скороговорках. Люди издавна говорят: «плакать в три ручья», «заблудиться в трёх соснах», «согнуться в три погибели», «наврать с три короба», «обещанного три года ждут», «от горшка три вершка». Каждому знакомы эти фразы.
А ещё я часто видела, как люди три раза «фукают» через левое плечо, делают столько же стуков по деревянной поверхности, если они не хотят, чтобы случилось несчастье.
Так что же получается:
Цифра три невелика,
Но везде она нужна.
В светофоре три огня,
И в упряжке три коня.
В сказках есть три толстяка,
Три девицы.
И три дня скакал Иван
По лесам и по полям.
В тридевятом государстве
Он царевну отыскал.
На картине Васнецова
Трёх богатырей мы видим снова.
И в пословицах, загадках
Цифра три звучит в отгадках.
Только в школе не всегда
И не всем она нужна.
Мы хотим оценку «5»
Вместо тройки получать.
Цифра 5.
В школе пять – самая лучшая оценка знаний. Это максимальная оценка успеваемости учащегося по пятибалльной системе в России.

Пять – число сторон первого многоугольника, имеющего звёздчатую форму. Пятиконечная звезда. С давних времён по наши дни является военным знаком различия.

Нотный стан для записи нот состоит из пяти параллельных линий.

В Олимпийском движении 5 разных колец, символизирующих Европу, Азию, Африку, Америку и Австралию.

А когда мы едем путешествовать, стараемся расположиться в пятизвёздочной гостинице, так как это высшая категория сервиса.

Пентагон (Пятиугольник) – название министерства обороны США.

В разговорной речи пять денежных единиц заменяется выражением «пятак».

Пятачок - маленький поросёнок, самый близкий друг Вини-Пуха.

Только у ПЯТИУГОЛЬНИКА количество сторон совпадает с количеством его диагоналей.

А ещё мама сказала, что когда-то давно был популярен фильм «ТРИ ПЛЮС ДВА». А я знаю, сумма этих двух чисел равна пяти (это мы проходили на уроках математики).

А папа улыбнулся и загадал мне загадку: «Сколько обычно колёс у легкового автомобиля?»
Правильный ответ – ПЯТЬ (включая запасное колесо).

ПЯТИгорск – город в Ставропольском крае, старейший курорт региона Кавказских Минеральных Вод. Пятигорск назван по имени горы Бештау, что означает «ПЯТЬ гор».
У человека пять пальцев на левой и правой руке и ноге. И я сейчас открою один секрет, когда на уроке математике нам учитель задавал посчитать примеры до 5, то моими первыми помощниками были 5 пальчиков одной руки. Учитель, замечая, что я считаю по пальцам, не раз говорил: «Как будешь считать, когда примеры будут сложнее?» А я покачивала головой и отвечала: «У меня есть ещё 5 пальчиков на другой руке и на ногах тоже по 5 пальцев».
Цифра 7.
Цифра семь известна всем,
Что сказать о цифре?
Семь исполнилось Маргоше,
Стала умной и построже.
Пролетит за годом год,
В класс седьмой ведь перейдёт.
Говорят, что цифра 7 всегда приносит удачу. Это число присутствует повсюду – 7 чудес света, 7 цветов радуги, 7 нот на нотном стане, 7 дней в неделе, 7 континентов, 7 отверстий на лице человека (рот, нос, глаза, уши), Рим и Киев были построены на 7 холмах, за шесть дней Бог создал свет, воду, сушу, время, животных, человека, а на седьмой день отдыхал, благословил и освятил этот день, Великий пост у христиан длится 7 недель.
Семёрка – число, которое используется, чтобы указать на что-то необычное, таинственное. На Руси применялось в колдовстве и заклинаниях, лечили больных приёмами многократного повторения «святой» семёрки. «Сделай настой из семи трав на семи водах, пей семь дней по семь ложек».
В глубокой древности это число долгое время считалось неопределённо большим количеством.
В ходе работы я убедилась, что люди издревле поклоняются числу семь.
В устном народном творчестве много пословиц и поговорок, скороговорок, загадок, сказок, связанных с числом семь.
Пословицы и поговорки:
У семи нянек дитя без глаза.
Семь вёрст до небес и все лесом.
Один пашет, а семеро руками машут.
Семеро одного не ждут.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
У ленивого семь праздников в неделю.
За семью печатями.
Лиса семерых волков проведёт и другие. Их много.
Скороговорки:
В семеро саней
Семеро Семёнов
С усами уселись
В сани сами.
У Степана есть сметана,
Простокваша да творог,
Семь копеек – туесок. И другие.
Загадки:
Раскинулся золотой мост
На семь сёл, на семь вёрст.
(ответ: Радуга)
Есть семь братьев:
Годами равные, именами разные.
(Ответ: Дни недели)
Сказки:
«Семь подземных королей» - сказка А. Волкова.
«Цветик-семицветик» - сказка В. Катаева.
«Волк и семеро козлят».
«Белоснежка и семь гномов»
«О мёртвой царевне и о семи богатырях»
7 чудес света.
1. Пирамида Хеопса (Хуфу) – крупнейшая из египетских пирамид (я видела, когда отдыхали с родителями в Египте).
2. Висячие сады Семирамиды.
3. Храм Артемиды находился в городе Эфесе на побережье Малой Азии.
4. Статуя Зевса Олимпийского – работа Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры.
5. Александрийский маяк был построен в III веке до н.э., чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту.
6. Колосс Родосский – гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции.
7. Галикарнасский мавзолей – надгробный памятник карийского правителя Мавсола, сооружён в середине века до н.э. по приказу его супруги Артемисии II в Галикарнасе (Турция).

.
8. Заключение.
Основные результаты исследования: собран материал, подтверждающий, что числа 3, 5, 7 – необычные.
В процессе работы я поняла одно, что числа в нашей жизни имеют огромное значение, и что из них не только складываются даты и суммы. Они просто присутствуют в нашей жизни повсюду. Чем больше я просматривала материала, всё интереснее и интереснее мне становилось.
Ведь раньше я никогда не задумывалась, почему бабушка, когда крестится, соединяет 3 пальчика вместе. А сейчас я знаю, это символ триединства, олицетворение Святого Отца, Сына и Духа. И в полноценной семье должно быть минимум трое людей: мать, отец и малыш. А ещё число три есть в треугольнике, три угла. Три опоры ставят для равновесия и прочности. А когда дети маленькие, то родители покупают им трёхколёсный велосипед, чтобы ребёнок не упал и не поранился
При написании работы использовались такие исследовательские методы, как наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ, беседа, работа с интернет-материалами, изучение литературы.
Собранный и оформленный материал будет интересен не только учащимся школы, но и их родителям, педагогам. Учителя могут использовать его при изучении чисел, логических задач, устного народного творчества.
На классном часе я познакомила одноклассников с результатами своей проектно-исследовательской работы. И у многих ребят возникло желание самим заниматься исследовательской деятельностью.
По итогам данной работы я могу заметить, что числа 3, 5, 7 играют важную роль в нашей жизни. Они присутствуют повсюду.
Таким образом, гипотеза, предполагаемая в начале исследования полностью нашла своё отражение.
Теперь я очень внимательно отношусь к числам. Увидев какое-либо число, думаю, а какие у него особенности.
9. Источники информации
1. Русские народные сказки от А до Я. ЭКСМО. Москва, 2009.
2. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Книга учащихся, - М. Просв., 1986г.
3. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) / В.В. Волина. – М: Знание.
4. Интернет-ресурсы:
http:// ru.wikipedia.org
www/uchportal.ru
http://portfolio.1september.ru
14