СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательские методы в работе с учащимися на уроке и во внеурочное время на основе освоения экскурсионно-туристического метода познания.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена изучению экскурсионно-туристического метода познания и внедрению его в учебную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательские методы в работе с учащимися на уроке и во внеурочное время на основе освоения экскурсионно-туристического метода познания.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ



ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ «ГАММА» № 1404



107014 г. Москва, ул. Большая Оленья, д.3, тел.: (495) 268-46-86

E-mail: gamma1404@list.ru



Курсовая работа

«СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ»

Учитель русского языка и литературы

гимназии № 1404 «Гамма»

Куренкова Н.В.



Москва 2012 г.





Содержание



№ п/п

Название раздела

Страницы

1.

Содержание

1

1.

Паспорт

2

2.

Методические рекомендации

3 - 7

3.

Теория

8 – 33

5.

График работы над проектом

34

6.

Библиография

35
























Тема:

Создание системы проектно-исследовательской деятельности в работе с учащимися на уроке и во внеурочное время на основе освоения экскурсионно-туристического метода познания.

Проблема:

  • При использовании традиционных педагогических технологий недостаточное внимание обращается на формирование ключевых компетентностей, которые являются необходимыми для социализации в обществе и личностного развития.

Гипотеза:

  • Если в урочной и внеурочной деятельности внедрять проектно-исследовательские методы в работе с учащимися на основе освоения экскурсионно-туристического метода познания, то это позволит повысить самостоятельность целеполагания, планирования деятельности, получения и представления знаний, осуществлять самостоятельную социально значимую деятельность.

Цель:

  • Через использование экскурсионно-туристического метода познания повысить уровень сформированности ключевых компетентностей, таких как:

  • Коммуникативные

  • Информационно-технологические

  • Исследовательские

  • Организационные

  • Рефлексивные

Задачи:

  • 1. обобщить имеющийся опыт по применению проектно-исследовательских методов в работе с учащимися на уроке и во внеурочное время;

  • 2. проанализировать собранную информацию с точки зрения использования накопленного опыта проектно-исследовательской деятельности для применения его в экскурсионно-туристическом методе познания;

  • 3. исходя из проанализированной информации, разработать направления деятельности учителей с использованием проектно-исследовательских методов в работе с учащимися на основе экскурсионно-туристического метода познания.

  • 4. приступить к внедрению проектно-исследовательских методов в работе с учащимися на уроке и во внеурочное время на основе освоения экскурсионно-туристического метода познания.

Объект исследования:

  • Формирование ключевых компетенций.

Предмет:

  • Проектно-исследовательские методы на основе экскурсионно-туристического метода познания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВНЕДРЕНИЮ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ.

Познание – это творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. 

Термин "метод" имеет несколько значений:

1) подход к действительности, явлениям природы и общества;
2) система приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного проведения определенной работы;
3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, построения и обоснования системы знаний;
4) способ или образ практических действий.

В процессе педагогической деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Главное требование к методу - он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.
В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента.

Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение также в том, что познание предметов и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека












Экскурсионный метод познания представляет собой совокупность методических приемов



Экскурсионный метод познания представляет собой совокупность методических приемов



















Цель экскурсионного метода - обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

Преимуществами экскурсионного метода является его коммуникативность, тематичность, приоритет зрительных впечатлений, представляет собой тип ролевого общения.


Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь в освещении темы.

В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей.

С учетом вышеизложенного, можно предложить следующую схему организации экскурсионно-туристической деятельности в ЦО:

Бюро экскурсий и путешествий

Отдел внешних экскурсий

Игровой отдел (штаб игры «Чуден град Москов»)

Отдел внутренних экскурсий





Каждый отдел курирует определенные направления экскурсионно-туристической деятельности, в ходе которой реализуются долгосрочные и краткосрочные проекты, осуществляется проектная деятельность.

1. Отдел внутренних экскурсий:

  • урочная деятельность –

В настоящее время наиболее востребованными стали следующие виды уроков:

- урок – виртуальная экскурсия, которая позволяет увидеть конкретные объекты, рассмотреть их, одновременно получая определенный объем информации, помогает реализовать принцип наглядности.

- урок-погружение в эпоху, ситуацию, который помогает создать визуальный образ культурной или исторической среды.

- урок-экспедиция, который позволяет учащимся принимать на себя различные роли: руководителя, ученого, исследователя и т.п.

Данные уроки должны планироваться как мини-проекты, то есть включать в себя следующие этапы:

- постановка цели;

- сбор и структурирование информации;

- изготовление и оформление продукта;

- презентация;

- оценивание по заранее оговоренным критериям.

- Рефлексия.

Особое внимание при подготовке подобных уроков должно обращаться на подготовку визуального ряда, который должен в полной мере отображать поставленную цель. Также тщательно готовится устное сопровождение показа, так как основным требованием к экскурсии является визуальное и вербальное соответствие.

Внеурочная деятельность:

  • Школьный музей:

На базе школьного музея осуществляются следующие виды деятельности: - пополнение экспозиции в ходе создания проектов;

- работа Совета Музея, осуществляющего оформление экспозиций, проведение экскурсий.

  • Предметные музеи в кабинетах:

- проекты по созданию музейной экспозиции;

- разработка и проведение экскурсий, которые могут использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности;

  • экскурсии по школе.

Отдел внешних экскурсий:

Для того, чтобы выезд на экскурсию или поездка имели обучающий эффект необходимо тщательно планировать и разрабатывать экскурсионную деятельность. При планировании экскурсионных поездок необходимо четко продумывать обучающую и воспитательную цели экскурсии. Для повышения эффективности экскурсионной поездки является целесообразной подготовка путевого дневника (рабочей тетради) по тематике поездки, который будет носить междисциплинарный характер.

Путевой дневник состоит из следующих разделов:

1. Тема и цель экскурсии.

2. Краткое описание экскурсии по этапам.

3. Задания для самостоятельной работы по различным предметам:

- опережающее задание, позволяющее получить начальные сведения;

- задания, которые будут выполняться в ходе экскурсии на основе полученной информации, помогающие закрепить ее.

4. Проверочные задания.

В зависимости от длительности и насыщенности экскурсии отчет о ней может создаваться в различной форме: эссе, презентация, сообщение и т.п.

Игровой отдел:

  • Штаб игры «Чуден град Москов».

Реформы отечественной системы образования в конце 80-х гг. поставили перед методическими учебными программами такие проблемы, как изменение её "рецептурного", описательного характера, повышение роли эксперимента, выявление путей формирования самостоятельности и творческой активности учащихся в учебной деятельности, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования.

Методы исследования в педагогике подразделяются на:

- общенаучные, собственно педагогические и методы других наук;

- констатирующие и преобразующие;
- эмпирические и теоретические; 
- качественные и количественные;
- частные и общие;
- содержательные и формальные; 
- методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
- методы описания, объяснения и прогноза;
- специальные методы;
- методы обработки результатов исследования.

Большое значение в музейной педагогике приобретает теория диалога культур М.М. Бахтина. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. Музейная педагогикаоснована на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. В музее человек приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего.

Музейная педагогика отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.


ЭКСКУРСИЯ учебная (от лат. excursio - поездка, прогулка)


— форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр. Различают экскурсии: учебные, производственные, краеведческие. Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением к.-л. учебного предмета и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация в школе комплексных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных дисциплин. Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков и пр., с технологическими процессами и т.д. Важное место отводится производственным экскурсиям в профориентационной работе школы. Краеведческие экскурсии являются одним из основн. способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона. Одним из видов экскурсий являются путешествия, рассчитанные на длительный срок и на значительные расстояния. В школьной практике распространены кино- и телеэкскурсии по континентам, странам и городам мира, по залам музеев, выставок и пр., а также "заочные" экскурсии и путешествия. Большую помощь в организации экскурсии, гл.о. по темам внеклассной и внешкольной работы, оказывают экскурсионные бюро и отделы музеев, дома детского творчества и экскурсионно-туристские станции.


ПОЗНАНИЕ


— творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. 

ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ



Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

Следует отметить, что ученые-экскурсионисты видели новизну и оригинальность этого метода не в совокупности методов, составляющих единый комплексный метод, а со всем в другом. Одни основной особенностью экскурсионного метода считали моторность (т. е. движение экскурсантов). Профессор И. М. Греве видел суть этого метода в формуле: "путешественность - душа экскурсионности". В начале 20-х годов крупный специалист экскурсионного дела Н. А. Гейнике отмечал, что среди методистов нет полного единства в определении: что такое экскурсионный метод (Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. - М., 1923).

Профессор Б. Е. Райков в книге "Методика и техника экскурсий" писал: "Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода". Он называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний. Значение экскурсионного метода подчеркивалось в ряде его трудов Лукина Т.А. Борис Евгеньевич Райков / Монография. - Л.: Наука, 1970. - С. 57). Логичнее принять другое определение: экскурсия - форма распространения знаний и воспитания, построенная на экскурсионном методе. Многолетняя экскурсионная практика позволяет сделать вывод, что экскурсионный метод является наглядным в отличие от методов словесных и практических. Характеризуя этот метод, как комплексный способ познания окружающей человека действительности, необходимо видеть связь понятия "конкретностность" с принципом наглядности. Экскурсионный показ в большинстве случаев следует понимать как сложный многосторонний процесс реализации принципа наглядности. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение также в том, что познание предметов и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека.

Ученый-экскурсовод В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

В большинстве работ по экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно к учебно-воспитательной работе с учащимися. На самом же деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников ею охвачен - дети или взрослые.

Таким образом, экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов - показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов - экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.

Практически вся экскурсионная теория всего лишь анализ действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода - обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в ходе обучения, в процессе общения с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.

В.настоящее время экскурсионные учреждения в своей деятельности руководствуются следующими основными положениями:

а) в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ - составные части экскурсии и основные элементы;

в) движение (моторность) - один из признаков экскурсии;

г) экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей - методики подготовки и методики проведения экскурсий;

д) методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.

Выводы. Все экскурсии построены на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.

Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.



КОМПЛЕКТОВАНИЕ "ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА"


"Портфель экскурсовода" - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач "портфеля экскурсовода" состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может также возникнуть задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф - друзей А. С. Пушкина - при проведении экскурсии по "Пушкинскому кольцу Верхневолжья").

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным.

Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии. Наглядные пособия "портфеля экскурсовода" должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте.

Затем рекомендации по использованию материалов "портфеля" включают в методическую разработку. К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для "портфеля" экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.


ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ


Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

- памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства.

- здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

- природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

- экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

- памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

- памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садовопарковое и др. искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

- по содержанию - одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);

- по функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;

- по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача - отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

- Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

- Известность объекта, его популярность среди населения.

- Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного характера.

Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

- Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15- 20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы.

Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным.





ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

Создание экскурсии - сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии - это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

Для разработки новой экскурсионной темы создается творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем.

Наиболее целесообразно обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов.

Выделяют несколько этапов создания экскурсии:

1 этап: Определение цели и задач экскурсии

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.

Целями экскурсии могут быть:

- воспитание патриотизма

- интернациональное воспитание

- трудовое воспитание

- эстетическое воспитание

- экологическое воспитание

- показ достижений города в экономике страны

- показ исторической роли города

- знакомство с творчеством выдающегося архитектора

- знакомство с особенностями природы края

- воспитание любви и уважения к родине,

- расширение кругозора

- получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.

Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

2 этап: Выбор темы экскурсии

Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий.

Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.

3 этап: Отбор литературы и составление библиографии

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.

4 этап: Определение других источников материала

Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.

5 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

- Памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской битвы).

- Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки

- Природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения.

- Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок

- Памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы.

- Памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

- По содержанию - одноплановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города)

- По функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе

- По степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные

Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача - отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта, его популярность среди населения (например, Красная площадь, Останкинская телевизионная башня).

Необычность объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовительности к показу.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 -4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1. наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения

2. историческое событие, с которым связан памятник, дата события

3. местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие)

4. описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи)

5. источник сведений о памятнике (литература, где описывается памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ)

6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации)

7. охрана памятника

8. в каких экскурсиях памятник используется

9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя

В карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды. В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры включаются сведения о наличии скульптуры, стенописи в декоративном убранстве памятника. Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным.

6 этап: Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:

- Хронологический. Примером хронологического маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

- Тематический. По тематическому принципу построения экскурсии можно отметить экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города.

- Тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

- показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута

- наличие доступности объекта

- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе

- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными пробками, ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

7 этап: Объезд (обход) маршрута

Объезд маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда маршрута ставятся задачи:

- ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут

- уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы

- освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок

- провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом

- проверить целесообразность использования намеченных объектов показа

- выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы

- выбрать методику ознакомления с объектом

8 этап: Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для развития групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии. На схеме может быть еще указана скорость движения автобуса: «медленная» (около 30км/ч), «средняя» (40-45км/ч), «быстрая» (около 60км/ч). Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами.

Окончательная разработанная схема маршрута должна быть согласована с соответствующим отделом ГИБДД. После этого она вычерчивается на листе формата А4, утверждается органом транспортной инспекции и размножается для всех экскурсоводов, проводящих данную экскурсию, водителей автобусов и сотрудников ГИБДД.

9 этап: Комплектование «Портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карто-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

Важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, макетов, муляжей).

В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее:

- необходимость и целесообразность их использования

- познавательная ценность, то есть насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ более наглядными и понятными

- необычность

- выразительность

- сохранность

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Фотографии, карто-схемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18*24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначенные для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24*30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

10 этап: Определение методических приемов проведения экскурсии

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:

- Отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории; времени проведения экскурсии (зима, лето, осень, весна), особенностей показа;

- Определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала

- Выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода

- Отбора правил техники ведения экскурсии

11 этап: Определение техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. На этом этапе важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

12 этап: Составление методической разработки

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ и показ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

- на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.

- на следующей странице излагается цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Технологическая карта экскурсии представляет собой итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом - сдаче приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указывается тема, цель, задачи, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель - указать экскурсоводу верный путь к достижению позитивного результата при проведении экскурсии.

Кроме того, экскурсионная карта экскурсии представляет собой основной документ, который требует при сертификации туристско-экскурсионной организации, претендующей на ведение экскурсионной деятельности.

Технологическая карта экскурсии

Тема экскурсии _______________________________________________

Продолжительность (час)_______________________________________

Протяженность (км)____________________________________________

Автор-разработчик_____________________________________________

автор, коллектив авторов, предприятие

Содержание экскурсии_________________________________________

_____________________________________________________________

Маршрут экскурсии, в т.ч. варианты маршрута (летний, зимний)

_____________________________________________________________

Участки (этапы) перемещения по маршруту

Места остановок

Объект показа

Продолжительность

Основное содержание информации

Основное содержание информации

Методические указания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.










Технологическая карта так же, как и сама экскурсия, состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не связаны с экскурсионными объектами и располагаются в карте до и после графически оформленной основной части экскурсии. В них даются лаконичные указания о том, что обязательно должен сообщить экскурсовод группе о самой экскурсии, чтобы привлечь внимание ее участников к объектам показа и содержанию экскурсионного рассказа.

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончании I подтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии.

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке. В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту - издали видимые части. В городской экскурсии объектами показа могут быть улица и площадь.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенические требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правили противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей, с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приемов.

13 этап: Прием и сдача экскурсии

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В приеме экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов.

14 этап: Утверждение экскурсии

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы допускаются к проведению экскурсии только при наличии у них индивидуального текста после издания и прослушивания соответствующего приказа.

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.

Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

- приемы непосредственного ведения экскурсии: показ и рассказ

- приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

1. ПОКАЗ В ЭКСКУРСИИ

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими объектами одновременно.

Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

- Самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей

- Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»

- Показа под руководством экскурсовода других приемов

Задача показа на экскурсии состоят в следующем:

- Показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами

- Показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки)

- Показать историческое событие, которое происходило на данном месте

- Показать действия исторического деятеля

- Показать объект таким, каким он был в период описываемого события

Условия необходимые для показа объекта:

- Правильно выбранные точки показа

- Время, более выгодное для показа

- Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы

- Умения и навыки экскурсовода

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

1. экскурсовод определяет, что за предмет показывается экскурсантам

Определение

2. экскурсовод объясняет, что собой представляет объект

Характеристика

3. экскурсовод говорит о назначении объекта

Цель создания

4. экскурсовод рассматривает отдельные части объекта

Экскурсионный анализ, сравнение

5. Экскурсовод называет автора памятника, архитектора здания

Справка

6. Экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его значение

Оценка исторического события



Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов.

Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:

- составить представление об исторической местности, где происходили события

- представить данный объект в естественной обстановке

- дать определенную оценку объекту

- получить представление о его природном окружении

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Этот прием широко используется при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относятся места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность зрительно восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета, которые служат основой для раскрытия темы. Прием абстрагирования построен на наблюдении.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используют различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов.

Прием интеграции построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза - соединение отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания - метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

- данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта

- наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод ставит перед экскурсантами два объекта, причем, только один из них находится перед глазами.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения. В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни, глубин рва и т.д. Кроме того, движение используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей.

Другой вариант движения как методического приема - обход вокруг здания, сооружения, памятника.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска экскурсантам видна хорошо и они уже прочли надписи на ней, то экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.

2. РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ

Рассказ - это условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, то есть сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Рассказ это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.

Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

В качестве основных особенностей рассказа можно выделить следующее:

1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы. Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.

2. Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины.

3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятников, демонстрации наглядных материалов.

4. Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа состоит в том, что, рассказывая экскурсовод, имеет в виду конкретный объект - здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы.

5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность - это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, истолкование. Конкретизация материала в экскурсии - это выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.













РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

п/№

Этапа работы

Содержание работы

Сроки исполнения

1.

Определение проблемы; постановка целей, задач; выдвижение гипотезы; выбор предмета и объекта исследования.

сентябрь

2.

Изучение теоретического материала.

в течении года

3.

Экологическая тропа в парке Измайлово.

сентябрь

4.

Работа по созданию проектов:

ноябрь - декабрь

5.

Работа над проектами

ноябрь - декабрь

6.

Работа над созданием презентаций и разработки уроков.

январь - февраль

7.

Обработка результатов.

март - апрель

8.

Систематизация материалов.

май

9.

Оформление отчёта о выполненной работе.

до 10 июня

10.

Защита проекта.

21 июня



















БИБЛИОГРАФИЯ

1. Китайгородский А.В. «Экскурсии в средней школе: методика и практика»., М, Просвещение, 1998

2. Бузина С.П., Петрова Г.К. и др. «Экскурсионный метод познания: из опыта работы», Минск, 2001

3. Ерофеева Я.О. «Проекты в школьном образовании», М., АСтрель, 2004.

4. www.thebooks.ru/shop/?id=385 

5. www.detiplus.ru/ms/html/04_36752.html 

6. www.multitour.ru 

















35