Статья по теме « Проекты и исследования на уроках
и внеурочное время в рамках ФГОС»
Моргун Л.Ю. учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 5 им. В.И.Данильченко
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. В новых условиях нам необходимы эти методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие и роль учителя должна быть другой.
Дети - прирождённые исследователи, неутомимые, старательные. С большим интересом младшие школьники участвуют в различных проектах и исследовательских делах. Успех проекта и исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
*развитие познавательных умений и навыков учащихся
*умение ориентироваться в информационном пространстве
*умение самостоятельно конструировать свои знания
*умение интегрировать знания из различных областей наук
*умение критически мыслить.
Оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в
совокупности, что повышает их эффективность.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, а исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования и проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели. Результат проекта известен заранее, а результат исследований может быть непредсказуем.
Проектный метод | Исследовательский метод |
-Процесс создания какого-либо заранее запланированного объекта; -решение определённой задачи | -Процесс поиска неизвестного, новых знаний; -бескорыстный поиск истины |
Рассмотрим этапы данных методов:
Проект | Исследование |
1 | 2 |
Выбор темы проекта Постановка целей и задач Планирование проектной деятельности Реализация проекта Оценка и самооценка проекта Презентация | Выбор темы исследования Постановка целей и задач Выдвижение гипотезы Организация исследования: –путём наблюдения, эксперимента, теоретического анализа; -разрешение вопроса и проверка. 5. Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции. 6. Презентация |
Типология проектов такова:
По количеству участников | По продолжительности | По типу деятельности |
1) индивидуальные; 2) парные; 3) групповые; 4) коллективные | краткосрочные (В пределах 1-го урока) 2) средней продолжительности (В пределах 1-й недели, месяца) 3) Долгосрочные (В пределах 1-й четверти или учебного года) | 1) творческий 2) исследовательский 3) ролево-игровой 4) практико-ориентированный 5) информационный |
Условия для работы над проектом следующие:
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.
Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).
Активными формами при работе над проектами являются групповые, коллективные, парные, индивидуальные.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.
Начиная с 1 класса на разных уроках мы выполняем маленькие проекты так на уроке.
Математика.
1. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».
2. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Обучение грамоте.
1. «Живая Азбука».
Русский язык.
1. «Скороговорки».
Литературное чтение.
1. «Сказочная страничка».
Окружающий мир.
1. «Моя малая Родина».
2. «Моя семья».
3. «Мой класс и моя школа».
4. «Мои домашние животные».
Проекты выполняются в рабочих тетрадях, на отдельных листах, или в виде презентации.
Так на уроках чтения во 2 классе мы задаем тему, к примеру, «Рассказы Н.Носова». Мы предлагаем детям на уроке всего 1-2 его рассказа, рассказываем о писателе, а домашнее задание дети получают «найти другие рассказы», и на следующем уроке рассказать об этом. Проиллюстрировать понравившиеся сюжеты к рассказам. На следующем уроке разворачивается целая «ярмарка» произведений писателя. Или подобрать загадки, скороговорки о бытовых предметах. Тематика разнообразна.
На уроках русского языка даем задание «найти пословицы и поговорки о труде, взаимопомощи, о Родине и т.д. На уроке труда изготовление поделок из бросовых материалов. Такие уроки мы называем «Уроки творчества».
Или, например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. В методике обучения на уроках окружающего мира преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир» ( например подготовить проект «Чай – наш любимый напиток». Работа по группам, причём каждая из групп может выбрать одну из предложенных тем.
Что пили на Руси до появления чая
Как на Руси появился чай
Чай- полезный напиток
Поработать в библиотеке и узнать, что такое сбитень и как его приготовить. ( Кто сообщение, кто рецепт, а кто и дегустацию сбитня)
В третьем классе дети активно участвуют в подготовке к урокам. Они заранее определяют тему следующего урока и готовят с удовольствием не только короткие сообщения, о которых самостоятельно договариваются, разбиваются на микрогруппы, выбирают и распределяют материал: кто и про что будет готовить, чтобы материал был не повторяющимся, а разнообразным, но еще и сами составляют короткие презентации. Наблюдения за домашними животными и рассказ об их повадках подкрепляются презентациями.
Творческие краткосрочные проекты ( снежинка, ёлка)
Проект «Всё о матрёшки» Работа с тканью (коллаж)заранее готовят материал о матрёшках( кто сообщения, кто рисунки, кто стихи, кто сувениры)
Эксперимент – важнейший метод исследования и самый главный метод познания. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.
Опыт в домашних условиях . (ВЫВОД: вода, которая находилась на листе, испарилась и осела на стенках стаканы крошечными каплями. Листья способны испарять воду.)
Актуальными на уроках являются и экспресс- исследования…
Получив новое оборудование , мы можем с их помощью исследования сделать более понятными и интересными.
Так работа с цифровым микроскопом. Данный микроскоп позволяет вести наблюдения индивидуально через объектив.
Первое знакомство с микроскопом в 3 классе при изучении темы « Разнообразие природы». Где вводится понятие бактерии – крошечные организмы и их увидели, когда изобрели микроскоп. Здесь знакомим с устройством прибора. Следующий урок «Тела, вещества, частицы». Когда, к примеру, кусочек сахара растворить в воде и увидеть как частички сахара смешались с частицами воды. На третьем уроке «Что растения получают из почвы?» Прибегаем к помощи микроскопа. Рассматриваем корни растений: петрушки и видим трубочки. Дети сами догадываются, что по этим трубочкам поступает вода с растворёнными солями. А ещё это тема « мхи, водоросли»
Лаборатория «Развитие растения из семени» Исследование долгосрочное в пределах одной четверти.
Лаборатория «Наблюдение за погодой» краткосрочное в пределах каждого урока окружающего мира.
Каждая работа включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением в природе, обществе или в ходе эксперимента в лаборатории, попытку его собственного объяснения, знакомство с литературой по данной проблеме, сравнение, анализ и выводы как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний, материалов, своих наблюдений и их осмысления.
Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме. А для этого нужно чтобы работа была интересна для ребёнка, соответствовала его возрасту выполнима.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
В работе по проведению проведения исследований, я бы добавила пункт – работа с родителями. Целью, которой является: приобщение родителей к организации помощи и создании ситуации успеха для своего ребёнка. Если дети видят интерес родителей к своей деятельности, то и они работают с большим интересом. И у них всё получается.
Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемые»: поделка, газета, гербарий, реферат, сказка, костюм, макет, фотоальбом, книжка- малышка, памятки, буклеты, презентации, выставки рисунков, поделок.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат, результатом могут быть поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, модели и т.д.) или мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН и т.д.). Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.
Далее проектная деятельность на уроке плавно переходит во внеурочную деятельность.
Проектная деятельность во внеурочное время -это кружок «Юный исследователь». За основу взяла пособие Савенкова, включила тренинговые задания на развитие мышления, внимания, классификации, задания на развитие коммуникативных навыков и другие. Занятия провожу в игровой форме, за партами не интересно, нравятся необычные формы, которые теперь уже стали сами предлагать. Программа построена так, что вначале это знакомство с понятием проект, основными методами работы над проектом, с гипотезой, работа с источниками информации. И только потом первые проекты.
Лего конструктор. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
. А в 3 классе кружок – это занятия с Наблюдениями и Эксперименты с реальными объектами. Работа с текстом. План проведения защиты текста. Как подготовиться к защите исследовательской работы?
И пробная исследовательская работа с выходом на муниципальный и региональный уровень. В этом году представители класса впервые попробовали свои силы в муниципальной научно-практической конференции «ЭВРИКА-ЮНИОР», постарались креативно представить - результат призёры. Всеобщая радость, "крылышки выросли".
Хочется отметить за три года работы с методами проектов и исследований произошло заметное развитие: дети стали более самостоятельные, умеют работать с информацией, общительны, появился интерес к познавательной деятельности.
От педагога - огромная подготовка, постоянный поиск, новизна и движение вперед, но итог работы заслуживает того!
Подобная работа необходима в начальной школе. Она благоприятно сказывается на развитии детей, поэтому проектная и исследовательская деятельность должна стать обязательной частью учебного процесса.