СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проекты и исследования на уроках и во внеурочное время в рамках ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Дети - прирождённые исследователи, неутомимые, старательные. С большим интересом  мои ученики  участвуют в различных проектах и  исследовательских делах.  Успех проекта и  исследования во многом зависит от его организации. 

Просмотр содержимого документа
««Проекты и исследования на уроках и во внеурочное время в рамках ФГОС»»

Статья по теме « Проекты и исследования на уроках

и внеурочное время в рамках ФГОС»

Моргун Л.Ю. учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 5 им. В.И.Данильченко


В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. В новых условиях нам необходимы эти методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие и роль учителя должна быть другой.

Дети - прирождённые исследователи, неутомимые, старательные. С большим интересом младшие школьники участвуют в различных проектах и исследовательских делах. Успех проекта и исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

*развитие познавательных умений и навыков учащихся

*умение ориентироваться в информационном пространстве

*умение самостоятельно конструировать свои знания

*умение интегрировать знания из различных областей наук

*умение критически мыслить.

Оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в

совокупности, что повышает их эффективность.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, а исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования и проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели. Результат проекта известен заранее, а результат исследований может быть непредсказуем.



Проектный метод

Исследовательский метод

-Процесс создания какого-либо заранее запланированного объекта;

-решение определённой задачи

-Процесс поиска неизвестного, новых знаний;

-бескорыстный поиск истины


Рассмотрим этапы данных методов:

Проект

Исследование

1

2

  1. Выбор темы проекта

  2. Постановка целей и задач

  3. Планирование проектной деятельности

  4. Реализация проекта

  5. Оценка и самооценка проекта

  6. Презентация

  1. Выбор темы исследования

  2. Постановка целей и задач

  3. Выдвижение гипотезы

  4. Организация исследования:

–путём наблюдения, эксперимента, теоретического анализа;

-разрешение вопроса и проверка.

5. Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции.

6. Презентация


Типология проектов такова:

По количеству участников

По продолжительности

По типу деятельности

1) индивидуальные;

 

 2) парные;

3) групповые;

4) коллективные

 

  1. краткосрочные

(В пределах 1-го урока)

 

2) средней

продолжительности

(В пределах 1-й недели, месяца)

 

 3) Долгосрочные

(В пределах 1-й четверти или учебного года)

 

1) творческий

 

 2) исследовательский

 

 3) ролево-игровой

  

4) практико-ориентированный

 

 5) информационный


Условия для работы над проектом следующие:

  1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

  2. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.

  3. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).

Активными формами при работе над проектами являются групповые, коллективные, парные, индивидуальные.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.

Начиная с 1 класса на разных уроках мы выполняем маленькие проекты так на уроке.

Математика.

1. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

2. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

Обучение грамоте.

1. «Живая Азбука».

Русский язык.

1. «Скороговорки».

Литературное чтение.

1. «Сказочная страничка».

Окружающий мир.

1. «Моя малая Родина».

2. «Моя семья».

3. «Мой класс и моя школа».

4. «Мои домашние животные».

Проекты выполняются в рабочих тетрадях, на отдельных листах, или в виде презентации.

Так на уроках чтения во 2 классе мы задаем тему, к примеру, «Рассказы Н.Носова». Мы предлагаем детям на уроке всего 1-2 его рассказа, рассказываем о писателе, а домашнее задание дети получают «найти другие рассказы», и на следующем уроке рассказать об этом. Проиллюстрировать понравившиеся сюжеты к рассказам. На следующем уроке разворачивается целая «ярмарка» произведений писателя. Или подобрать загадки, скороговорки о бытовых предметах. Тематика разнообразна.

На уроках русского языка даем задание «найти пословицы и поговорки о труде, взаимопомощи, о Родине и т.д. На уроке труда изготовление поделок из бросовых материалов. Такие уроки мы называем «Уроки творчества».

Или, например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. В методике обучения на уроках окружающего мира преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир» ( например подготовить проект «Чай – наш любимый напиток». Работа по группам, причём каждая из групп может выбрать одну из предложенных тем.

  1. Что пили на Руси до появления чая

  2. Как на Руси появился чай

  3. Чай- полезный напиток

Поработать в библиотеке и узнать, что такое сбитень и как его приготовить. ( Кто сообщение, кто рецепт, а кто и дегустацию сбитня)

В третьем классе дети активно участвуют в подготовке к урокам. Они заранее определяют тему следующего урока и готовят с удовольствием не только короткие сообщения, о которых самостоятельно договариваются, разбиваются на микрогруппы, выбирают и распределяют материал: кто и про что будет готовить, чтобы материал был не повторяющимся, а разнообразным, но еще и сами составляют короткие презентации. Наблюдения за домашними животными и рассказ об их повадках подкрепляются презентациями.

Творческие краткосрочные проекты ( снежинка, ёлка)

Проект «Всё о матрёшки» Работа с тканью (коллаж)заранее готовят материал о матрёшках( кто сообщения, кто рисунки, кто стихи, кто сувениры)

Эксперимент – важнейший метод исследования и самый главный метод познания. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

Опыт в домашних условиях . (ВЫВОД: вода, которая находилась на листе, испарилась и осела на стенках стаканы крошечными каплями. Листья способны испарять воду.)

Актуальными на уроках являются и экспресс- исследования…

Получив новое оборудование , мы можем с их помощью исследования сделать более понятными и интересными.

Так работа с цифровым микроскопом. Данный микроскоп позволяет вести наблюдения индивидуально через объектив.

Первое знакомство с микроскопом в 3 классе при изучении темы « Разнообразие природы». Где вводится понятие бактерии – крошечные организмы и их увидели, когда изобрели микроскоп. Здесь знакомим с устройством прибора. Следующий урок «Тела, вещества, частицы». Когда, к примеру, кусочек сахара растворить в воде и увидеть как частички сахара смешались с частицами воды. На третьем уроке «Что растения получают из почвы?» Прибегаем к помощи микроскопа. Рассматриваем корни растений: петрушки и видим трубочки. Дети сами догадываются, что по этим трубочкам поступает вода с растворёнными солями. А ещё это тема « мхи, водоросли»

Лаборатория «Развитие растения из семени» Исследование долгосрочное в пределах одной четверти.

Лаборатория «Наблюдение за погодой» краткосрочное в пределах каждого урока окружающего мира.

Каждая работа включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением в природе, обществе или в ходе эксперимента в лаборатории, попытку его собственного объяснения, знакомство с литературой по данной проблеме, сравнение, анализ и выводы как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний, материалов, своих наблюдений и их осмысления.

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме. А для этого нужно чтобы работа была интересна для ребёнка, соответствовала его возрасту выполнима.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
В работе по проведению проведения исследований, я бы добавила пункт – работа с родителями. Целью, которой является: приобщение родителей к организации помощи и создании ситуации успеха для своего ребёнка. Если дети видят интерес родителей к своей деятельности, то и они работают с большим интересом. И у них всё получается.

Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемые»: поделка, газета, гербарий, реферат, сказка, костюм, макет, фотоальбом, книжка- малышка, памятки, буклеты, презентации, выставки рисунков, поделок.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат, результатом могут быть поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, модели и т.д.) или мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН и т.д.). Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.

Далее проектная деятельность на уроке плавно переходит во внеурочную деятельность.

Проектная деятельность во внеурочное время -это кружок «Юный исследователь». За основу взяла пособие Савенкова, включила тренинговые задания на развитие мышления, внимания, классификации, задания на развитие коммуникативных навыков и другие. Занятия провожу в игровой форме, за партами не интересно, нравятся необычные формы, которые теперь уже стали сами предлагать. Программа построена так, что вначале это знакомство с понятием проект, основными методами работы над проектом, с гипотезой, работа с источниками информации. И только потом первые проекты.



Лего конструктор. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

. А в 3 классе кружок – это занятия с Наблюдениями и Эксперименты с реальными объектами. Работа с текстом. План проведения защиты текста. Как подготовиться к защите исследовательской работы?

И пробная исследовательская работа с выходом на муниципальный и региональный уровень. В этом году представители класса впервые попробовали свои силы в муниципальной научно-практической конференции «ЭВРИКА-ЮНИОР», постарались креативно представить - результат призёры. Всеобщая радость, "крылышки выросли".

Хочется отметить за три года работы с методами проектов и исследований произошло заметное развитие: дети стали более самостоятельные, умеют работать с информацией, общительны, появился интерес к познавательной деятельности.
От педагога - огромная подготовка, постоянный поиск, новизна и движение вперед, но итог работы заслуживает того!

Подобная работа необходима в начальной школе. Она благоприятно сказывается на развитии детей, поэтому проектная и исследовательская деятельность должна стать обязательной частью учебного процесса.