СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Происхождение жизни на земле

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представлена для 4 класса. С помощью этой разработки можно дать не плохой урок по познанию мира на тему "Происхождение жизни на земле"

Просмотр содержимого документа
«Происхождение жизни на земле»

Познание мира



Дата:03.09.2016 г.

Класс 4»Б»

Учитель: Ибраева Г.Б.


Тема занятия:

Происхождение жизни на Земле

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Общие цели:

К концу урока учащиеся будут знать:
- как изменялась наша планета и как развивалась на ней жизнь.

Учащиеся должны уметь:
- анализировать информацию;

  • систематизировать изученный материал;

  • использовать опорные слова и схемы для шифровки и запоминания полученной информации;

  • делать доказательные высказывания.

Планируемые результаты обучения:

Ученики знают:

  • об основных изменениях, происходящих на планете от её появления в космосе до человека умелого;

  • понятия «планета», «ледниковый период», «орудия труда древнего человека», «научные версии о происхождении человека».

Ученики умеют:

  • анализировать изученный материал, делать выводы

  • сопоставлять, сравнивать, классифицировать

  • систематизировать собранный материал в виде схемы;

  • представлять работу группы.

  • применять знания на последующих уроках.


Ключевые идеи:

Около 5 млрд. лет назад появилась планета Земля. Сначала она была безжизненной. В воде появились первые живые организмы. Постепенно жизнь вышла на сушу. Время доисторических животных прервал ледниковый период. Оставшиеся в живых животные и предки человека приспосабливались выживать. Использование орудий труда привело к возникновению человека умелого. Большинство учёных придерживаются двух основных версий происхождения жизни на земле. В священных книгах «Библия» и «Коран» говорится об иной версии происхождения жизни на Земле.


Методы, используемые на уроке

методы и приёмы критического мышления, ИКТ, игровой

Оборудование

Раздаточный материал к изучению нового материала (соответствует тексту учебника). Раздаточный материал для проверки нового материала. Презентация к уроку и видеоролик. Бумага, фломастеры.


В данном случае задачи отдельно не прописываются.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения школьников

1

Организационный момент


Предлагает учащимся занять рабочие места.

Уже четвёртый год мы с вами стараемся превратить первые уроки в праздник познания. Посмотрим, получится ли это у нас сегодня. Итак, новая заставка к урокам сентября. (СЛАЙД 1)

- Расскажите о своём настроении сейчас.

Рассаживаются по местам.




Просматривают заставку – СЛАЙД 1.

Высказывания детей должны быть связаны с просмотренным материалом.

Умение строить высказывание на заданную тему.

2

Актуализация знаний

Вызов

- Посмотрим, каков план работы на уроке. СЛАЙД 2. Внимание, каждая кнопка является гиперссылкой к другому слайду. Используйте кнопки по порядку, начиная с верхнего ряда и двигаясь слева направо.

- Чтобы узнать, с чем связана тема нашего урока, разгадаем ребус. (Составлен учителем) (СЛАЙД 3)

Разгадывают ребус в парах, записывают рассуждения на листах.

Образец:

  1. Пишем слово ПЛАТЬЕ, потому что видим платье на картинке.

  2. Зачёркиваем ТЬ, заменяем на букву Н

  3. Дописываем слог ТА

  4. Получили слово ПЛАНЕТА

  5. Приступаем к разгадыванию второго слова. Первая буква З.

  6. На картинке изображена змея. Пишем: ЗМЕЯ

  7. Изображение перевёрнуто, значит, и буквы в слове надо поменять местами. Получаем: ЯЕМЗ.

  8. Запятые показывают, что первую и последнюю буквы надо убрать. Зачёркиваем. Получаем ЗЕМ.

  9. На нотном стане изображена нота ЛЯ. Дописываем. Читаем ЗЕМЛЯ

  10. Полностью читаем ребус ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.

Логическое мышление



- Посмотрим, что у нас получилось.


- Запишите несколько ассоциаций к этому понятию «планета Земля» (СЛАЙД 4) - индивидуальная работа.

- Обсудите в группах, что совпало, с чем хотели бы поспорить или что дополнили из выступлений товарищей.

- Оцените, достаточно ли вы знаете о нашей планете, о её особенностях.

Дети прикрепляют свои листы на доску. Вместе оценивают результат работы класса.

Ученики самостоятельно пишут 2-4 ассоциации, затем обсуждают работы в группах из 4 человек.

Афишируют работу группы.


Дети определяют уровень знаний по шкале.

Работа в парах и мини-группах.

Ассоциативное мышление.

Самооценка.








Снова обратимся к нашей презентации. Прошу вас быть внимательными. СЛАЙД 5. Внимание, дождитесь вопроса Почемучки.

- Кто из вас попробует повторить вопрос Почемучки?

- Подумаем вместе, как можно помочь Почемучке ответить на возникший вопрос.


Дети просматривают.


Вспоминают и воспроизводят вопрос Почемучки.


Дети предлагают задачи, которые надо решить на уроке.



Умение анализировать, планировать деятельность.

3

Реализация

- Чтобы помочь ответить на этот вопрос нам нужно изучить материал. Делать это будем в группах и теперь нам нужно разделиться на группы. Учитель предлагает ученикам встать в круг. Один ученик Солнце, остальные – частички Солнечной системы. Нужно изобразить, как это может выглядеть. Затем дети получают фишки, согласно которым делятся на группы (5 групп по 5 человек)

СЛАЙД 6. Внимание, триггеры, просмотреть видео можно, скачав материал по ссылке на файловое хранилище.

– Каждая группа сейчас получила листы для изучения материала (содержание соответствует тексту учебника). Вам нужно прочитать, выделить важное. Придумать, как схематически отметить всё важное, о чём нельзя забыть. Через 5 минут мы проверим, как вы запомнили предложенное содержание и пойдём учить других ребят.

Учитель предлагает поменяться ученикам группами и рассказать другим ребятам о своих открытиях, так, чтобы затем дети могли ответить на вопросы по содержанию всего материала.

- Просмотрим видеоролик и обсудим его содержание.

Дети имитируют движение космических тел. Получают фишки и рассаживаются для изучения материала.








Получают текст (у каждой группы свой), работают с ним в течение указанного времени. Прием «пила» хорошо знаком детям.



В группах по часовой стрелке ученики воспроизводят изученный материал.

Ученики в ходе взаимообучения используют свои схемы.


Смотрят ролик. Отмечают, что в нём оказалось интересным, что подтвердило знания школьников, с чем бы поспорили.

Умение работать в группе, фиксировать изучаемый материал с помощью опорных слов, схем и затем воспроизводить его.

Умение передавать информацию одноклассникам, используя записи-схемы.

Умение работать с видеоматериалом и умение излагать свои размышления в группе.


4

Физкультминутка



Проводят физорги под музыку.

Умения ЗОЖ.

5

Проверка и закрепление материала


СЛАЙД 7. Внимание, триггеры!

- Каждый ученик сейчас получит лист с вопросами, на которые нужно ответить.

Будьте внимательны, работаем самостоятельно.

- Теперь каждый получит материалы, с которыми работали другие группы и, используя их, выполните самопроверку.

- Обсудите в группах, что у вас получилось, что не удалось.

Учитель просит сдать листы для контроля качества выполнения работы.

Учитель предлагает вернуться к ассоциациям, которые были записаны в начале урока. Дополнить их новыми ассоциациями, которые связаны с настоящим уроком. ( Эта работа получит своё развитие при выполнении домашнего задания.)


Ученики работают на листах.


Самопроверка и исправление ошибок.



Обсуждение результатов работы в группах. Дети благодарят друг друга, дают советы.

Пишут ассоциации

Самопроверка, анализ работы.

Работа в группе.


6

Домашнее задание

СЛАЙД 8

  1. Учебник с.6 – 7 читать, ответить на вопросы

  2. Написать эссе, используя ассоциации урока.


Записывают в дневники

Умение воспроизводить материал по теме урока.

Творческие умения.

7

Рефлексия

СЛАЙД 9. Предлагается в соответствии с удовлетворённостью уроком поставить свой стикер. Внимание, для приклеивания стикеров используем плакат на обычной школьной доске.

СЛАЙД 10.

- Составим синквейн

Жизнь на Земле.


Учитель собирает все синквейны учащихся.

Благодарит за работу на уроке.


Прикрепляют стикеры на доску по удовлетворённости работой на уроке.



Составляют синквейн. Зачитывают.

Умения синтезировать, анализировать, обобщать.











Раздаточный материал для проверки усвоения материала (на каждого ученика)

  1. Почему учёные считают, что сначала Земля была безжизненной?



  1. Сравните места обитания предков человека до ледникового периода и после него.



  1. Назовите орудия труда древнего человека.



  1. С какой версией учёных о происхождении человека мы сегодня познакомились?




  1. Почему сине-зелёные водоросли сыграли важную роль в формировании атмосферы Земли и развитии жизни на планете?





Найди закономерность



Человек умелый

1


Ледниковый период

2

Зарождение

первых живых организмов 3




Безжизненная планета 4




Исчезновение 5

многих растений и животных

Соотнеси записи на карточках и цифры.