Дата:03.09.2016 г. | Класс 4»Б» | Учитель: Ибраева Г.Б. | |
Тема занятия: | Происхождение жизни на Земле |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний |
Общие цели: | К концу урока учащиеся будут знать: - как изменялась наша планета и как развивалась на ней жизнь. Учащиеся должны уметь: - анализировать информацию; систематизировать изученный материал; использовать опорные слова и схемы для шифровки и запоминания полученной информации; делать доказательные высказывания. |
Планируемые результаты обучения: | Ученики знают: об основных изменениях, происходящих на планете от её появления в космосе до человека умелого; понятия «планета», «ледниковый период», «орудия труда древнего человека», «научные версии о происхождении человека». Ученики умеют: анализировать изученный материал, делать выводы сопоставлять, сравнивать, классифицировать систематизировать собранный материал в виде схемы; представлять работу группы. применять знания на последующих уроках. |
Ключевые идеи: | Около 5 млрд. лет назад появилась планета Земля. Сначала она была безжизненной. В воде появились первые живые организмы. Постепенно жизнь вышла на сушу. Время доисторических животных прервал ледниковый период. Оставшиеся в живых животные и предки человека приспосабливались выживать. Использование орудий труда привело к возникновению человека умелого. Большинство учёных придерживаются двух основных версий происхождения жизни на земле. В священных книгах «Библия» и «Коран» говорится об иной версии происхождения жизни на Земле. |
Методы, используемые на уроке | методы и приёмы критического мышления, ИКТ, игровой |
Оборудование | Раздаточный материал к изучению нового материала (соответствует тексту учебника). Раздаточный материал для проверки нового материала. Презентация к уроку и видеоролик. Бумага, фломастеры. |
В данном случае задачи отдельно не прописываются. |
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Умения школьников |
1 | Организационный момент | Предлагает учащимся занять рабочие места. Уже четвёртый год мы с вами стараемся превратить первые уроки в праздник познания. Посмотрим, получится ли это у нас сегодня. Итак, новая заставка к урокам сентября. (СЛАЙД 1) - Расскажите о своём настроении сейчас. | Рассаживаются по местам. Просматривают заставку – СЛАЙД 1. Высказывания детей должны быть связаны с просмотренным материалом. | Умение строить высказывание на заданную тему. |
2 | Актуализация знаний Вызов | - Посмотрим, каков план работы на уроке. СЛАЙД 2. Внимание, каждая кнопка является гиперссылкой к другому слайду. Используйте кнопки по порядку, начиная с верхнего ряда и двигаясь слева направо. - Чтобы узнать, с чем связана тема нашего урока, разгадаем ребус. (Составлен учителем) (СЛАЙД 3) | Разгадывают ребус в парах, записывают рассуждения на листах. Образец: Пишем слово ПЛАТЬЕ, потому что видим платье на картинке. Зачёркиваем ТЬ, заменяем на букву Н Дописываем слог ТА Получили слово ПЛАНЕТА Приступаем к разгадыванию второго слова. Первая буква З. На картинке изображена змея. Пишем: ЗМЕЯ Изображение перевёрнуто, значит, и буквы в слове надо поменять местами. Получаем: ЯЕМЗ. Запятые показывают, что первую и последнюю буквы надо убрать. Зачёркиваем. Получаем ЗЕМ. На нотном стане изображена нота ЛЯ. Дописываем. Читаем ЗЕМЛЯ Полностью читаем ребус ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. | Логическое мышление |
| | - Посмотрим, что у нас получилось. - Запишите несколько ассоциаций к этому понятию «планета Земля» (СЛАЙД 4) - индивидуальная работа. - Обсудите в группах, что совпало, с чем хотели бы поспорить или что дополнили из выступлений товарищей. - Оцените, достаточно ли вы знаете о нашей планете, о её особенностях. | Дети прикрепляют свои листы на доску. Вместе оценивают результат работы класса. Ученики самостоятельно пишут 2-4 ассоциации, затем обсуждают работы в группах из 4 человек. Афишируют работу группы. Дети определяют уровень знаний по шкале. | Работа в парах и мини-группах. Ассоциативное мышление. Самооценка. |
| | Снова обратимся к нашей презентации. Прошу вас быть внимательными. СЛАЙД 5. Внимание, дождитесь вопроса Почемучки. - Кто из вас попробует повторить вопрос Почемучки? - Подумаем вместе, как можно помочь Почемучке ответить на возникший вопрос. | Дети просматривают. Вспоминают и воспроизводят вопрос Почемучки. Дети предлагают задачи, которые надо решить на уроке. | Умение анализировать, планировать деятельность. |
3 | Реализация | - Чтобы помочь ответить на этот вопрос нам нужно изучить материал. Делать это будем в группах и теперь нам нужно разделиться на группы. Учитель предлагает ученикам встать в круг. Один ученик Солнце, остальные – частички Солнечной системы. Нужно изобразить, как это может выглядеть. Затем дети получают фишки, согласно которым делятся на группы (5 групп по 5 человек) СЛАЙД 6. Внимание, триггеры, просмотреть видео можно, скачав материал по ссылке на файловое хранилище. – Каждая группа сейчас получила листы для изучения материала (содержание соответствует тексту учебника). Вам нужно прочитать, выделить важное. Придумать, как схематически отметить всё важное, о чём нельзя забыть. Через 5 минут мы проверим, как вы запомнили предложенное содержание и пойдём учить других ребят. Учитель предлагает поменяться ученикам группами и рассказать другим ребятам о своих открытиях, так, чтобы затем дети могли ответить на вопросы по содержанию всего материала. - Просмотрим видеоролик и обсудим его содержание. | Дети имитируют движение космических тел. Получают фишки и рассаживаются для изучения материала. Получают текст (у каждой группы свой), работают с ним в течение указанного времени. Прием «пила» хорошо знаком детям. В группах по часовой стрелке ученики воспроизводят изученный материал. Ученики в ходе взаимообучения используют свои схемы. Смотрят ролик. Отмечают, что в нём оказалось интересным, что подтвердило знания школьников, с чем бы поспорили. | Умение работать в группе, фиксировать изучаемый материал с помощью опорных слов, схем и затем воспроизводить его. Умение передавать информацию одноклассникам, используя записи-схемы. Умение работать с видеоматериалом и умение излагать свои размышления в группе. |
|
4 | Физкультминутка | | Проводят физорги под музыку. | Умения ЗОЖ. |
5 | Проверка и закрепление материала | СЛАЙД 7. Внимание, триггеры! - Каждый ученик сейчас получит лист с вопросами, на которые нужно ответить. Будьте внимательны, работаем самостоятельно. - Теперь каждый получит материалы, с которыми работали другие группы и, используя их, выполните самопроверку. - Обсудите в группах, что у вас получилось, что не удалось. Учитель просит сдать листы для контроля качества выполнения работы. Учитель предлагает вернуться к ассоциациям, которые были записаны в начале урока. Дополнить их новыми ассоциациями, которые связаны с настоящим уроком. ( Эта работа получит своё развитие при выполнении домашнего задания.) | Ученики работают на листах. Самопроверка и исправление ошибок. Обсуждение результатов работы в группах. Дети благодарят друг друга, дают советы. Пишут ассоциации | Самопроверка, анализ работы. Работа в группе. |
|
6 | Домашнее задание | СЛАЙД 8 Учебник с.6 – 7 читать, ответить на вопросы Написать эссе, используя ассоциации урока. | Записывают в дневники | Умение воспроизводить материал по теме урока. Творческие умения. |
7 | Рефлексия | СЛАЙД 9. Предлагается в соответствии с удовлетворённостью уроком поставить свой стикер. Внимание, для приклеивания стикеров используем плакат на обычной школьной доске. СЛАЙД 10. - Составим синквейн Жизнь на Земле. Учитель собирает все синквейны учащихся. Благодарит за работу на уроке. | Прикрепляют стикеры на доску по удовлетворённости работой на уроке. Составляют синквейн. Зачитывают. | Умения синтезировать, анализировать, обобщать. |