I. Организационный момент. Актуализация знаний | Создает положительный эмоциональный настрой. – Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья. Любите родную природу – Озера, леса и поля, Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. | На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей. | Знакомство с разделом. – Лев Николаевич Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет. Слайды «Л. Толстой в Ясной Поляне». – Отгадайте загадки: • Доброе, хорошее на людей глядит, А людям на себя глядеть не велит. • Есть в квартире молодец, математик и мудрец. Постоянно круглый год точный счет он дням ведет | Прогнозируют содержание раздела. Воспринимают на слух тексты загадок, отгадывают их. – Солнце. – Календарь | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой |
II. Работа по теме урока. Рассказ Л. Толстого «Солнце и ветер». Работа по учебнику и в тетради | Организует беседу по вопросам. Создает условия для обобщения имеющихся сведений. – Февраль – последний месяц зимы. В это время воют вьюги, метут метели. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права. На доске: Как февраль ни злися, как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик – все весною пахнет! А. Майков – Многие писатели и поэты посвятили свои произведения этому прекрасному времени года: С. Есенин, А. Пушкин, А. Плещеев и другие. Слайд. «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду…» (Н. В. Гоголь.) | Формулируют тему урока. Слушают чтение учителя, следят по тексту | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы |
Радиоспектакль | – А сейчас вас ждет сюрприз – радиоспектакль*. Синичка. Я – молодая синичка. Зовут меня Зинька, потому что я люблю петь «зинь-зинь-зинь!». Своего гнезда у меня нет. Целый день я прыгаю по заборам и веткам, а как придет вечер, забьюсь в щелочку или пустое дупло. Воробей 1. Эй, Зинька, вон там пустое воробьиное гнездо. Лети туда! Синичка. И правда. Отличная квартира! Буду здесь ночевать. Тут и перина из мягкого пуха. А рядом человеческий дом – в окошко можно глядеть! Воробей 2. Смотри, Зинька, в комнате новогодняя елка! Праздник сегодня! Новый год. Синичка. А что такое Новый год? Воробей 1. Самый большой праздник в году. Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января. Синичка. А что такое январь? Календарь? Воробей 2. Какая ты еще маленькая! Календарь – это расписание работы солнышка на весь год. Воробей 1. Год состоит из месяцев. Январь – это первый месяц, носик года. За ним идут еще 10 месяцев: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. Воробей 2. А последний месяц, двенадцатый, – хвостик года – декабрь. Синичка. Мне все понятно, теперь я знаю, что такое календарь и что такое месяцы. – А вы, ребята, поняли, что такое календарь? Назовите последовательно месяцы. Какой месяц – носик года, а какой – его хвостик? | Выступают заранее подготовленные ученики | Слушать в соответствии с целевой установкой |
Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь» | – Сегодня вы прочитаете отрывок из произведения Виталия Бианки «Синичкин календарь». Поразмышляйте, почему оно так называется? Самостоятельная работа: чтение, моделирование обложки. Над землею воздух дышит, День от дня теплее; Стали утром зорьки ярче, На небе светлее. | Всходит солнце над землею С каждым днем все выше, И весь день, кружась, воркуют Голуби на крыше. И. Суриков | | Читают рассказ. Моделируют обложку | Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Использовать модель для решения учебной задачи. Осуществлять анализ произведения |
Чтение текста по частям. Выполнение заданий в учебнике и тетради | – Произнесите слово «весна» торжественно, ласково, уверенно, загадочно. – Почему синичка Зинька решила, что начинается весна? Чтение текста на доске. «Наступила весна. Весело звенит капель. Радуются звери и птицы. Люди любят весну. И взрослые, и дети всегда с нетерпением ждут ее. Поведай нам, весна, чем богата, чем красна». – Знаете ли вы, какой голос у весны? – Что же вы увидели и услышали, путешествуя с музыкой весны? С чего начинается весна? О каких приметах ранней весны рассказывает В. Бианки? – Первая победа солнца – это весна света. Она начинается, когда на полях появляются первые проталины. Еще не кончилась весна света, а солнце уже повело новое наступление. Вторая победа солнца – весна воды. – Отгадайте, какое явление природы описано в отрывке: Льдины прыгают, кружатся, Друг на друга громоздятся, | Друг за другом вдаль спешат, И грохочут, и трещат. | Слайд «Ледоход». Вот и лед на речке треснул, речка зашумела И с себя зимы оковы сбрасывает смело. И. Суриков | Участвуют в коллективной работе. Упражняются в выразительности чтения (читают слова с разными оттенками интонации) Определяют настроение весны под музыку Э. Грига; представляют то, что происходит с приходом весны в лесу, на поляне, на речке – Ледоход | Взаимодействовать с учителем и одноклассниками |
Чтение стихотворения Э. Мошковской «Лед тронулся» | – Эмма Эфраимовна Мошковская – мастер стиха, автор более 40 поэтических сборников для детей, рассказов, сказок. Родилась в Москве. Окончила вокальный факультет музыкально-педагогического института. Работала певицей, но стихи писала всегда | Слушают чтение учителя, следят по тексту. Выполняют задания | Слушать в соответствии с целевой установкой |
III. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – На какие вопросы планировали найти ответ? Как вы на них теперь ответите? – Как вы думаете, какая будет третья решительная победа солнца? – Это уже совсем другая история. Для самостоятельной работы: подготовить выразительное чтение одного из произведений; выучить наизусть стихотворение Э. Мошковской «Лед тронулся»; найти и рассмотреть книги с произведениями о природе | Отвечают на вопросы, формулируют вывод. – Весна зелени | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |