- учить правильно относить произведение к одному из жанров: пословица, загадка, примета
- совершенствовать умение высказывать свои предположения на основе работы с пословицами и поговорками
- развивать умение оценивать поступки, ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Самоанализ |
Оргмомент | Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку. | Дети проверяют свою готовность к уроку | |
Проверка домашнего задания | - Дома вам нужно было написать рассказ об осени в творческой тетради на странице 17. - Проверим, что у вас получилось. | Читают рассказы | |
Актуализация знаний | - Вспомните, пожалуйста, имена поэтов, стихотворения которых мы изучали. - К какому жанру относятся эти произведения? - А если произведение создал народ, то к какому жанру мы отнесем это произведение? - Какие существуют виды фольклора? | - А.С.Пушкин, С.Есенин, А.Плещеев, И.Токмакова, А.Майков - поэзия - фольклор - пословицы, поговорки, сказки, загадки, песни, | |
Сообщение темы и задач урока | Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями устного народного творчества. | | |
Подготовка к восприятию | - Что вы знаете о пословице? О поговорке? - Что такое примета? - Что такое загадка? - В каких произведениях устного народного творчества заключена народная мудрость? | - Пословица имеет поучительный смысл - поговорка метко определяет какое-либо явление жизни. - вид устного народного творчества - в пословицах и поговорках | |
Установка на восприятие | - Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми пословицами и поговорками об осени. У вас на парте на карточке записана пословица или поговорка об осени, но слова в ней перемешались. А чтобы мы смогли понять, смысл, надо восстановить в них порядок слов. Поработайте в паре, а потом озвучьте вашу пословицу и поговорку и объясните ее смысл. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна. Холоден сентябрь, да сыт. В ноябре зима с осенью борется. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. В осеннее ненастье семь погод на дворе Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. Сентябрь птиц в дорогу погнал. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся. Октябрь венчает белый снег с великой грязью. День прозевал — урожай потерял. Ноябрьские ночи до снега темны. Осень идет и за собою дождь ведет. Осенью и у воробья пир. | Готовятся к выполнению работы в прах, слушают объяснение учителя | |
Первичное восприятие | Учитель организует работу в парах. | Восстанавливают порядок слов в пословицах и поговорках, анализируют. | |
Проверка первичного восприятия | - Проверяем, что у вас получилось. По очереди читаем пословицу или поговорку, которая у вас получилась, и объясняем ее смысл. | По очереди читают составленную пословицу или поговорку и объясняют ее смысл. | |
Анализ произведения | - Посмотрите внимательно на доску. А как назовем это произведение устного народного творчества? - Знаете ли вы народные приметы об осени? - Прочитаем некоторые народные приметы об осени. Гром в сентябре – теплая осень. В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая. Теплая осень — к долгой зиме. Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима. Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут - Что вы можете сказать об их содержании? - Что мы можем предположить, зная приметы? - А это что за произведение? - Как строится загадка? - Какие загадки об осени вы знаете? - Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Я буду подзывать одного ученика к себе, дам загадку, он ее вам выразительно читает, а вам нужно будет загадку отгадать. | - народная примета Ответы детей Чтение примет Ответы детей Работают на интерактивной доске - загадка Выразительное чтение загадок с отгадыванием | |
Обобщение | - Итак, мы познакомились с произведениями устного народного творчества. Закрепим наши знания о фольклоре. Вам нужно будет соединить стрелочкой произведение с видами фольклора. | Работают на интерактивной доске | |
Итог урока | - С произведениями какого жанра мы сегодня работали на уроке? - Что нового узнали? | Отвечают на вопросы учителя | |
Рефлексия | - Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке. - Что вам понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? | Делятся своими впечатлениями об уроке, оценивают свою работу на уроке. | |
Домашнее задание | Принести сборники стихотворений и рассказов о природе, желательно об осени. | Записывают домашнее задание | |