Задание 1.
Ответить на вопросы
- Какой главный вопрос стоял перед русской литературой 1 половины 19 века?
Главным вопросом, стоявшим перед русской литературой того времени, был вопрос о народности. Народность — понятие широкое, исходящее из внутренней идеи произведения, оно подразумевает, прежде всего, выражение в произведении «народного духа». Истинная народность отлична от «народного стиля», касающегося только формы, внешних деталей.
- Какой стала поэзия для детей?
В поэзии для детей редко можно встретить лирику в чистом виде: предметом детской поэзии становится не содержание внутренней жизни поэта, а то, что происходит во внешнем мире, она направлена не на субъект, а на объект. Поэтому детская поэзия по преимуществу эпична, каждое стихотворение - это маленькая история со своим сюжетом. Главной темой детских стихотворений становится мир ребёнка и всё, что с ним связано. Здесь мы не найдём любовных переживаний, размышлений о смысле бытия, долге, свободе и других абстрактных понятиях. Поэзия для детей рассказывает своим читателям о том, что им близко и знакомо, о том, что у них перед глазами.
-Какие были сформированы каноны поэзии?
Сформировались каноны образа русского детства — изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.
-Назовите жанры школьно – гимназической поэзии.
Жанры школьно-гимназической поэзии — ода, гимн, эпитафия, послание, стихи на случай.
-Назовите наиболее распространенные жанры поэзии.
Наиболее распространенными жанрами были песня, элегия, стихотворный рассказ, шутливые стихи.
-Наибольший расцвет получил жанр поэзии …
Среди художественных жанров детской литературы наибольший расцвет переживала литературная сказка — стихотворная, прозаическая и драматическая.
-В каком русле шло развитие детской литературы?
Развитие детской литературы шло в русле «большой» литературы и педагогики. Крупнейшие писатели «золотого века» обращались к творчеству для детей только в тех случаях, когда жизненные обстоятельства или философские воззрения приводили их к педагогике.
-Назовите ведущего критика детской литературы 1 половины 19 века.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848) — первый великий русский критик, родоначальник того направления в отечественной литературной критике.
Задание 2.
Указать авторов произведения:
- Басня «Дуб и трость» - И.А. Крылов
- Стихи для детей: «Жаворонок», «Птичка» - В.А. Жуковский
- Стихотворение «Ещё дуют холодные ветра» - А.С .Пушкин
- «Детские песни дедушки Иринея» - В.Ф. Одоевский
- Сказка «Червячок» - В.Ф. Одоевский
- Литературная сказка «Мороз Иванович» - В.Ф.Одоевский
- Стихотворения «Уж небо осенью дышало ……» - А.С. Пушкин
- Литературная сказка «Руслан и Людмила» - А.С. Пушкин
Задание 3.
Идейно-художественный анализ повести – сказки А. Погорельского «Черная курица или подземные жители».
- Какие художественные средства использует автор в повести – сказке ?
- Для стиля «Черной курицы…..» характерна имитация детского рассказа. Что дает автору этот прием?
«Черная курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.
Органичное сочетание гуманной педагогической идеи, проникновенного тона повествования, художественно выразительной формы, занимательности для читателя делает повесть Погорельского классическим произведением детской литературы, равных которому найдется немного в истории не только отечественной, но и зарубежной литературы.
Закрепилась в детской литературе после этой повести и возможность существования двух планов повествования: детского и взрослого. У Погорельского это проявляется в манере рассказа, очень близкого к живому разговору воспитателя с ребенком. Речь повествователя рассудительна, сочувственна, с оттенками мягкого юмора и сентиментальности, уместной в воспоминаниях взрослого о своем детстве. Мир взрослого раскрывается в его рассуждениях с философским и психологическим подтекстом, в исторических отступлениях (например, в рассказе о том, каким раньше был Санкт-Петербург) и, наконец, в стремлении донести до слушателя-читателя аромат ушедшей эпохи: «Алешу позвали наверх, надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шаровары и широкий шелковый голубой кушак, — описывает Погорельский детскую одежду XVIII века. — Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса, переложили наперед по обе стороны груди, — так наряжали тогда детей, — потом научили, каким образом он должен шаркнуть ногой, когда войдет в контору директор, и что должен отвечать, если будут сделаны ему какие-нибудь вопросы».
Задание 4.
Прочитайте начало сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского. Сравните с фольклорным аналогом сказки «Морозко». Проанализируйте факты заимствования от фольклора. Докажите научность сказки ВФ. Одоевского.
Работа со сказками В.Ф. Одоевского дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть и специфику литературной сказки.
Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:
сильнее выражена изобразительность
образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры
ярко выражена авторская позиция
в сравнительно-сопоставительном анализе наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность.
«Морозко» | «Мороз Иванович» |
1. Падчерица и родная дочь | 1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья |
2.Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее | Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама |
3.На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу | 3.Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность |
4.В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо | 4.В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность |
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо | 5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость |
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает. | 6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана |
Факты заимствования от фольклора:
Сказка "Мороз Иванович" начинается с присказки, имеющей вид тонко подобранной, сообразно главной идее произведения, доброй и поучительной пословицы.
Внимание человека, прочитавшего присказку, далее к нити повествования привлекает традиционный, канонический для эпоса еще один элемент композиции - зачин: "В доме одном жили 2 девочки. Ленивица и Рукодельница..."
В произведении прослеживается и чисто познавательная линия сюжета, в которой Одоевский проявляет себя, как ученый, просветитель. В доступной детям сказочной форме он объясняет, как необходимо уберегать почву от холодной зимы. Для этого Мороз Иванович прячет зеленую траву под слоем снега – под своеобразной “периной”. На вопрос любознательной Рукодельницы: “Зачем ты, Мороз Иванович зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?”, тоже дается удовлетворяющий детское любопытство ответ. “А я затем в окошки стучусь, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено”.
Задание 5.
Составить таблицы и показать отличительные особенности сказок - поэм, сказок - новелл А.С. Пушкина.
сказки-поэмы (о царевне Лебеди, о мертвой царевне) | сказки-новеллы (о попе, о золотой рыбке, о золотом петушке) |
1.заканчиваются счастливо | 1.справедливо, но несчастливо |
2.Добро и зло в сказках-поэмах однозначно, положительные и отрицательные герои не вызывают сомнений | 2. в сказках - новеллах отрицательные герои побеждаются силами, несущими или добро или зло. |
3.В сказках - поэмах - внимание сосредоточено на семье, социальный Статус не играет значения. Царь – Салтан, князь Гвидон, царица- мать изображаются как обыкновенные люди с «чувствами добрыми». | 3.В сказках-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира, которые выше, сильнее человеческих желаний. Поп, старуха, Дадон, царь изображены с социальной стороны, но вместе с тем подчеркнута их личная, психологически-мотивированная слабость. Поп - жалкий старик с «толоконным лбом», старуха- сварливая жадная женщина, царь Дадон - глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняется их стремлением возвыситься над другими, подчинить чью-то силу. |
Задание 6.
- Какова история создания сказки Р.П. Ершова «Конек – Горбунок».
- Назовите образы, созданные Р.П. Ершовым в сказке «Конек – Горбунок». Выпишите цитаты из текста, характеризующие образы.
- Назовите фольклорные прототипы, народный идеал в сказке «Конек – Горбунок».
Ершов задумал свою сказку, когда прочитал только-только появившиеся сказки Пушкина. Павел Анненков в своей книге «Материалы для биографии Пушкина» (1855) пересказывает свидетельство Александра Смирдина о том, что «в апогее своей славы Пушкин с живым одобрением встретил известную русскую сказку г-на Ершова „Конёк-Горбунок“, теперь забытую. Первые четыре стиха этой сказки принадлежат Пушкину, удостоившему её тщательного пересмотра».
В 1910—1930-е годы первые четыре строки «Конька-Горбунка» включались в собрания сочинений Пушкина, но позже было решено не печатать их вместе с пушкинскими произведениями, так как свидетельство Смирдина можно понимать скорее так, что Пушкин только отредактировал эти стихи. Кроме того, уже после смерти Пушкина Ершов заменил строку «Не на небе — на земле» на «Против неба — на земле». Высказывались сомнения в том, что он поступил бы так, если бы автором этих строк был Пушкин.
«Конёк-Горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал. Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Отрывок из «Конька-Горбунка» появился в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». В том же году сказка вышла отдельным изданием, но с поправками по требованию цензуры.
Пушкин с похвалой отозвался о «Коньке-Горбунке». В то же время Виссарион Белинский в своей рецензии написал, что сказка «не имеет никакого художественного достоинства».
В 1843 году после выхода третьего издания «Конёк-Горбунок» был полностью запрещён цензурой и 13 лет не переиздавался. По свидетельству Анненкова (см. выше), к середине 1850-х годов сказка была забыта. В 1856 и 1861 годах Ершов подготовил новые издания сказки, восстановив цензурные купюры и существенно переработав текст. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб и городничий) доставили этой сказке широкое распространение.
К концу XIX века «Конёк-Горбунок» уже стал классикой детского чтения, постоянно переиздавался и иллюстрировался.
Стремясь сохранить литературную и народную сказку, Ершов воссоздает в своем произведении манеру фольклорного жанра. Он часто обращается к читателю:
Но теперь мы их оставим,
Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,…
“Эх, послушай, люд честной!
Жили-были муж с женой,
Муж то примется за шутки,
А жена за прибаутки,…….”
А так же начинается рассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:
Ну-с, так вот! Раз Данило
(В праздник, помниться, то было),
Натянувшись зельно пьян,
Затащился в балаган….
Ну-с, так едет наш Иван
За кольцом на океян.
Горбунок летит, как ветер,…
И как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:
Тут, уклав его в ларец,
Закричал(от нетерпенья),
Подтвердив своё веленье
Быстрым взмахам кулака:
«Гей ! позвать мне дурака!»…..
В сказке Ершова используется много присказков, прибауток, пословиц ,поговорок:
Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;……
Это присказка ведется,
Сказка после начнётся….
Как у наших у ворот
Муха песенку поёт:
«Что дадите мне за вестку?
Бьёт свекровь свою невестку:
Посадила на шесток,………»
Большую роль в сказке играет эпиграфы. Которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”.Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все что произойдет с главным героем:
…Как в суседке он попал,
Как перо своё проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как был на небо послом,
Как он солнцевам селенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;
Словом : наша речь о том,
Как он сделался царём.
«Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.» Этим эпиграфом нам П.П. Ершов говорит о том что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добра над злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю мы можем судить о них. П.П.Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом:
Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала,
И со страхов наш мужик
Закопался под сенник. …
( о Даниле)
Дрожь на малого напала,
Зубы начали плясать;
Он ударился бежать-
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором.
( о Гавриле)
А вот как П.П.Ершов изображает братьев когда они пришли смотреть коней:
Спотыкнувшися три раза,
Починивши оба глаза,
Потирая здесь и там,
Входят братья к двум коням.
Братья не просто входят как Иван:
Вот он поля достигает,
Руки в боки подпирает
И с прискачкой , словно пан,
Бокам входит в балаган.
Братья падают, спотыкаются. П.П.Ершов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и для сравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал»…
С такой же иронией П.П.Ершов изображает Царя и придворных:
И посыльные дворяна
Побежали по Ивана,
Но, столкнувшись все в углу,
Растянулись на полу.
Царь тем много любовался
И до колотья смеялся.
А дворяна , усмотря,
Что смешно то для царя,
Меж собой перемигнулись
И вдругоредь растянулись.
Царь тем так доволен был, …
Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным когда П.П.Ершов описывает порядки и взаимоотношения в морском царстве которое является зеркальным отражением мира земного. Им даже для исполнения указа требуется много «рыб». Иван у П.П.Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека.
Ивана хотя и называют дураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит в дозоре и ловит вора. Он чистит , моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится за деньгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела.
Царь же напротив изображён смешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович , вот как Месяц ответил узнав что Царь хочет жениться на Царь-девице:
Вишь, что старый хрен затеял:
Хочет жать там, где не сеял!...
Ершов использует фольклорные мотивы в своей сказке , она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи « повержены и наказаны.
Хотя прочтение этой сказки для современного читателя вызывает определенные сложности (многие слова уже вышли из обихода и смысла этих слов многие люди не знают), но общий смысл сказки и её юмор остается по-прежнему понятен.
Высшая справедливость не в лукавстве, не в том, чтобы хитростью обрести богатство, а в том, чтобы посрамить умников, проучить их. Наказать высокомерных и вознаградить достойных. Так емко и художественно точно Ершов передал народный духовно-нравственный идеал, который не просто устойчив, а неизменен, несмотря на всю изменчивость социальной и художественной реальности.
Задание 7
-Дать определение:
Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение, нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами Обычно выступают животные, растения, вещи.
- На примере басни И.А. Крылова «Квартет». Раскрыть основные признаки жанра, композиционное построение
Жанровые признаки басни:
1. Небольшой рассказ часто стихотворный.
2. Имеет две части: основное повествование и мораль.
3. Сатирическое изображение.
4. Герои – чаще животные.
5. Диалог.
6. Использование просторечной лексики
7. Олицетворение.
Композиционное построение басни достигается ясной закономерностью развития ее действия. Сюжетное строение басни особенно отчетливо благодаря краткости, лаконизму басенного жанра. В основе композиции басни обычно лежит сопоставление, параллель, антитеза. Развитие сюжета приводит к неожиданному разрушению той сюжетной линии, которая дана в исходной ситуации. Тем самым басня отчетливо делится на две контрастирующие сюжетные части - повествовательную, раскрывающую основную, исходную ситуацию, и острую, неожиданную контрастную концовку, придающую сюжету противоположный результат, раскрывающую подлинный смысл происходящего в басне, авторскую точку зрения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арзамасцева И.Н. Детская литература. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. 2005 г.
Даковский А.В. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведениями. 1996 г.
Николаев П.А. Библиографический словарь. М.,1990 г .
Полозовой Т.Д. Русская литература для детей. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 1997 г.