Урок географии, 10 класс
Тема урока: Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
Цель урока: создание условий для усвоения понятия о производстве прочих неметаллических минеральных продуктов Республики Беларусь
Задачи:
образовательные: - формировать понятие о географии производства стекла и изделий из стекла, керамических изделий, цемента, извести и гипса, изделий из бетона;
развивающие: - развивать умение анализировать полученные данные, сравнивать, делать выводы;
-содействовать профессиональной ориентации учащихся;
воспитательные: - воспитывать ответственность за свой край, бережное отношение к его ресурсам.
Учащиеся должны знать: состав, факторы и особенности размещения сферы производства прочих неметаллических минеральных продуктов
Учащиеся должны уметь: называть и показывать на карте крупнейшие промышленные центры, объяснять проблемы развития сферы производства прочих неметаллических минеральных продуктов
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Средства обучения: проектор, электронная презентация, экономическая карта Беларуси, атласы, контурные карты
Ход урока
I . Организационно-мотивационный этап
-Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда – внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших знаний – мы вместе создадим урок!
Покажите мне свою готовность к уроку улыбкой
II. Этап проверки домашнего задания (фронтальная беседа)
Давайте вспомним основные вопросы, с которыми вы познакомились при изучении темы «Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов. Химическое производство. Производство резиновых и пластмассовых изделий».
- Что вы можете сказать о производстве кокса и ядерных материалов в Беларуси? (Отсутствует)
- Где в Беларуси осуществляется производство нефтепродуктов и почему? (Новополоцк, Мозырь. Проходит нефтепровод «Дружба». Транспортный фактор)
-Какие ещё факторы обусловили размещение предприятий химического производства? (сырьевой. Производство минеральных удобрений, Солигорск. Топливно-энергетический: производство химических волокон и нитей (Могилёв, Светлогорск, Гродно, Новополоцк), пластмасс, синтетических смол(Борисов, Минск, Гомель). Потребительский: фосфорные и азотные удобрения (Гомель, Гродно), шины (Бобруйск), заводы бытовой химии (Брест, Барановичи, Минск, Калинковичи).
- Согласны ли вы с утверждением, что нашу страну можно назвать «страной большой химии»? Обоснуйте свой ответ.
-Какие экологические проблемы влечёт данный вид экономической деятельности? (загрязнение воды, воздуха летучими соединениями, проблема твердых отходов).
III. Целеполагание
Сегодня мы с вами познакомимся с производством прочих неметаллических минеральных продуктов. Это будет тема нашего урока (сл.2)
Какие задачи мы можем поставить перед собой? (ответы учащихся) (сл.3)
Знать: состав, факторы и особенности размещения сферы производства прочих неметаллических минеральных продуктов.
Уметь: называть и показывать на карте крупнейшие промышленные центры, объяснять проблемы развития сферы производства прочих неметаллических минеральных продуктов.
Мотивация: возможно, в скором будущем вы встанете перед выбором профессии и захотие связать свою жизнь с производством или строительством и вам могут пригодится знания, полученные на нашем уроке.
Как вы думаете, с какой ранее изученной темой будет связан наш урок. Почему? (Полезные ископаемые. Служат сырьём для производства минеральных продуктов).
IV. Изучение нового материала
У вас на столах лежат опорные карты. Всю необходимую информацию, полученную в ходе урока, мы будем заносить в них.
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов включает в свой состав следующий спектр продукции: (сл. 4)
производство стекла и изделий из него;
производство керамических изделий, кроме используемых в строительстве;
производство керамических плиток и плит;
производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожжённой глины;
производство цемента, извести и гипса;
резку, обработку и отделку декоративного и строительного камня;
производство прочей неметаллической минеральной продукции.
С какой сферой деятельности человека связано данное производство? (Строительство)
Какое значение имеет данное производство для страны? (большое. Связано с постоянной необходимостью строить жильё и другие объекты)
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов – основа строительства. (сл. 5)
Имеются ли у нас в Беларуси предпосылки для развития данного производства? Какие факторы влияют на размещение производства? Каковы условия для развития? Какова доля данного производства в структуре общего промышленного производства? (работаем над каждым ответом по рядам, затем озвучиваем и дополняем)
Факторы: Ориентация на сырье и потребителя
Условия: Богатство сырьевых ресурсов в сочетании с трудовыми ресурсами и большим спросом на ее продукцию
Доля в промышленном производстве: 5,5%. 520 предприятий, 60 тыс.чел.
Работа в парах
Виды продукции и размещение. Учащиеся работают с текстом учебника стр.226-228, атлас стр.38 определяют продукцию, сырьё из которого она изготавливается, основные центры производства и факторы размещения
Физкультминутка
затем презентуют результаты своей работы у доски
Видовой состав и размещение | Отрасль | Продукция | Сырье | Центры производства | Факторы размещения |
1. Производство стекла и изделий из стекла | Полированное, узорчатое и армированное стекло, зеркала, стеклотара | Стекольные пески, известь, | Костюковка, Гродно, Борисов, Гомель, Бобруйск | Потребитель |
2. Производство керамических изделий (фарфор) | Фарфоро-фаянсовая посуда | сода, кварц, глина | Минск, Добруш, Клецк, | Потребитель |
3. Производство строительной керамики | Плиты, плитка | глина | Минск, Брест | Потребительский, энергетический, трудовой |
4. Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожжённой глины | Кирпич, черепица | Глина, | Брест, Витебск, Климовичи, Гродно, Руба | Потребитель массовой продукции, сырьевой |
5.Производство сборных ж/бетонных и бетонных конструкций и изделий | блоки и панели, легкие пористые наполнители, рубероид | Мел, мергель, известь доломиты | Минск, Могилев, Орша , Осиповичи | Потребитель массовой продукции, |
6.Производство цемента, извести и гипса | Цемент, шифер, известь, асбесто-цементные трубы, гипс | Мел, мергель, глины | Кричев, Костюковичи, Красносельский, Волковыск, Береза и Руба | На базе месторождений, сырьевой |
7. Производство нерудных строительных материалов | Строительный камень, щебень, гравий, строительный песок | Камень, песок | Минск, Сморгонь, Заславль | сырьевой |
8. Резка, обработка и отделка декоративного и строительного камня | Щебень, облицовочная плитка, кубический камень | гранит | Микашевичи | сырьевой |
Работа с опорной схемой, корректировка
Индивидуальная работа. Определение экологических проблем и перспектив развития
Нанести на к.карту основные центры производства
V. Первичный контроль полученных знаний
Тестовые задания
Вариант 1
Завод в Борисове выпускает хрусталь:
а) да; б)нет.
2. Доля производства в общем промышленном производстве страны составляет:
а)5,5%; б)6,5%; в)10,5%.
3. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов ориентируется на:
а)сырьё; б)потребителя; в)сырьё и потребителя.
4. Минский и Добрушский заводы выпускают продукцию:
а) стекло; б)фарфор; в)рубероид.
5. В Костюковичах производят:
а)шифер; б)цемент; в)рубероид.
6. Известь и гипс производят в:
а) Березе и Рубе; б)Добруше и Минске; в)Костюковичах и Волковыске.
7. Минск, Сморгонь и Заславль производят:
а)посуду; б)стекло; в)строительный песок.
8. Доломиты добывают:
а) Микашевичи; б) Руба; в) Красносельский.
9. Керамическую плитку производят:
а) Минск и Орша; б) Могилёв и Гомель; в)Минск и Брест.
10. Шифер производит:
а) Кричев; б) Костюковичи; в) Гродно.
Вариант 2
1.Завод в Борисове выпускает хрусталь:
а) да; б)нет.
2. Минский и Добрушский заводы выпускают продукцию:
а) стекло; б)фарфор; в)рубероид.
3.Доля производства в общем промышленном производстве страны составляет:
а)5,5%; б)6,5%; в)10,5%.
4. Известь и гипс производят в:
а) Березе и Рубе; б)Добруше и Минске; в)Костюковичах и Волковыске.
5. Шифер производит:
а) Кричев; б) Костюковичи; в) Гродно.
6. Керамическую плитку производят:
а) Минск и Орша; б) Могилёв и Гомель; в)Минск и Брест.
7. Доломиты добывают:
а) Микашевичи; б) Руба; в) Красносельский.
8. Минск, Сморгонь и Заславль производят:
а) посуду; б)стекло; в)строительный песок.
9. В Костюковичах производят:
а)шифер; б)цемент; в)рубероид.
10. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов ориентируется на:
а)сырьё; б)потребителя; в)сырьё и потребителя.
Взаимопроверка
1вариант: 1-А; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б; 6-А; 7-В; 8-Б; 9-В; 10-А.
2 вариант: 1-А; 2-Б; 3-А; 4-А; 5-А; 6-В; 7-Б; 8-В; 9-Б; 10-В.
VI. Информация о домашнем задании
§47, вопр.2,4
вопр.1,3, проект “Строим дом” выбираем материалы и центры производства (рубероид – Осиповичи)
VII.Рефлексия
Ребята, я хочу прокомментировать вашу работу во время урока: вы были внимательные, собранные, активные. Поэтому мы успели многое сделать. Мне было очень приятно работать с вами.
Закончи предложение:
-сегодня я узнал… -меня удивило…
-было интересно… -мне захотелось…
-было сложно… -хочу пожелать учителю…
-я научился…
6