СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для усвоения понятия о производстве прочих неметаллических минеральных  продуктов Республики Беларусь

Задачи:

образовательные: - формировать понятие о географии производства стекла и изделий из стекла, керамических изделий, цемента, извести и гипса, изделий из бетона;

развивающие: - развивать умение анализировать полученные данные, сравнивать, делать выводы;

                            -содействовать профессиональной ориентации учащихся;

воспитательные: - воспитывать ответственность за свой край, бережное отношение к его ресурсам.

Просмотр содержимого документа
«Производство прочих неметаллических минеральных продуктов»

Урок географии, 10 класс

Тема урока: Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

Цель урока: создание условий для усвоения понятия о производстве прочих неметаллических минеральных продуктов Республики Беларусь

Задачи:

образовательные: - формировать понятие о географии производства стекла и изделий из стекла, керамических изделий, цемента, извести и гипса, изделий из бетона;

развивающие: - развивать умение анализировать полученные данные, сравнивать, делать выводы;

-содействовать профессиональной ориентации учащихся;

воспитательные: - воспитывать ответственность за свой край, бережное отношение к его ресурсам.

Учащиеся должны знать: состав, факторы и особенности размещения сферы производства прочих неметаллических минеральных продуктов

Учащиеся должны уметь: называть и показывать на карте крупнейшие промышленные центры, объяснять проблемы развития сферы производства прочих неметаллических минеральных продуктов

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Средства обучения: проектор, электронная презентация, экономическая карта Беларуси, атласы, контурные карты

Ход урока

I . Организационно-мотивационный этап

-Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда – внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших знаний – мы вместе создадим урок!

Покажите мне свою готовность к уроку улыбкой

II. Этап проверки домашнего задания (фронтальная беседа)

Давайте вспомним основные вопросы, с которыми вы познакомились при изучении темы «Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов. Химическое производство. Производство резиновых и пластмассовых изделий».

- Что вы можете сказать о производстве кокса и ядерных материалов в Беларуси? (Отсутствует)

- Где в Беларуси осуществляется производство нефтепродуктов и почему? (Новополоцк, Мозырь. Проходит нефтепровод «Дружба». Транспортный фактор)

-Какие ещё факторы обусловили размещение предприятий химического производства? (сырьевой. Производство минеральных удобрений, Солигорск. Топливно-энергетический: производство химических волокон и нитей (Могилёв, Светлогорск, Гродно, Новополоцк), пластмасс, синтетических смол(Борисов, Минск, Гомель). Потребительский: фосфорные и азотные удобрения (Гомель, Гродно), шины (Бобруйск), заводы бытовой химии (Брест, Барановичи, Минск, Калинковичи).

- Согласны ли вы с утверждением, что нашу страну можно назвать «страной большой химии»? Обоснуйте свой ответ.

-Какие экологические проблемы влечёт данный вид экономической деятельности? (загрязнение воды, воздуха летучими соединениями, проблема твердых отходов).

III. Целеполагание

Сегодня мы с вами познакомимся с производством прочих неметаллических минеральных продуктов. Это будет тема нашего урока (сл.2)

Какие задачи мы можем поставить перед собой? (ответы учащихся) (сл.3)

Знать: состав, факторы и особенности размещения сферы производства прочих неметаллических минеральных продуктов.

Уметь: называть и показывать на карте крупнейшие промышленные центры, объяснять проблемы развития сферы производства прочих неметаллических минеральных продуктов.

Мотивация: возможно, в скором будущем вы встанете перед выбором профессии и захотие связать свою жизнь с производством или строительством и вам могут пригодится знания, полученные на нашем уроке.

Как вы думаете, с какой ранее изученной темой будет связан наш урок. Почему? (Полезные ископаемые. Служат сырьём для производства минеральных продуктов).

IV. Изучение нового материала

У вас на столах лежат опорные карты. Всю необходимую информацию, полученную в ходе урока, мы будем заносить в них.

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов включает в свой состав следующий спектр продукции: (сл. 4)

  • производство стекла и изделий из него;

  • производство керамических изделий, кроме используемых в строительстве;

  • производство керамических плиток и плит;

  • производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожжённой глины;

  • производство цемента, извести и гипса;

  • резку, обработку и отделку декоративного и строительного камня;

  • производство прочей неметаллической минеральной продукции.

С какой сферой деятельности человека связано данное производство? (Строительство)

Какое значение имеет данное производство для страны? (большое. Связано с постоянной необходимостью строить жильё и другие объекты)

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов – основа строительства. (сл. 5)

Имеются ли у нас в Беларуси предпосылки для развития данного производства? Какие факторы влияют на размещение производства? Каковы условия для развития? Какова доля данного производства в структуре общего промышленного производства? (работаем над каждым ответом по рядам, затем озвучиваем и дополняем)

Факторы: Ориентация на сырье и потребителя

Условия: Богатство сырьевых ресурсов в сочетании с трудовыми ресурсами и большим спросом на ее продукцию

Доля в промышленном производстве: 5,5%. 520 предприятий, 60 тыс.чел.

Работа в парах

Виды продукции и размещение. Учащиеся работают с текстом учебника стр.226-228, атлас стр.38 определяют продукцию, сырьё из которого она изготавливается, основные центры производства и факторы размещения

Физкультминутка

затем презентуют результаты своей работы у доски

Видовой состав и размещение

Отрасль

Продукция

Сырье

Центры производства

Факторы размещения

1. Производство стекла и изделий из стекла

Полированное, узорчатое и армированное стекло, зеркала, стеклотара

Стекольные пески, известь,

Костюковка, Гродно, Борисов, Гомель, Бобруйск

Потребитель

2. Производство керамических изделий (фарфор)

Фарфоро-фаянсовая посуда

сода, кварц, глина

Минск, Добруш, Клецк,

Потребитель

3. Производство строительной керамики

Плиты, плитка

глина

Минск, Брест

Потребительский, энергетический, трудовой

4. Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожжённой глины

Кирпич, черепица

Глина,

Брест, Витебск, Климовичи, Гродно, Руба

Потребитель массовой продукции, сырьевой

5.Производство сборных ж/бетонных и бетонных конструкций и изделий

блоки и панели, легкие пористые наполнители, рубероид

Мел, мергель, известь доломиты


Минск, Могилев, Орша , Осиповичи

Потребитель массовой продукции,

6.Производство цемента, извести и гипса

Цемент, шифер, известь, асбесто-цементные трубы, гипс

Мел, мергель, глины

Кричев, Костюковичи, Красносельский, Волковыск, Береза и Руба

На базе месторождений, сырьевой

7. Производство нерудных строительных материалов

Строительный камень, щебень, гравий, строительный песок

Камень, песок

Минск, Сморгонь, Заславль

сырьевой

8. Резка, обработка и отделка декоративного и строительного камня

Щебень, облицовочная плитка, кубический камень

гранит

Микашевичи

сырьевой



Работа с опорной схемой, корректировка

Индивидуальная работа. Определение экологических проблем и перспектив развития

Нанести на к.карту основные центры производства

V. Первичный контроль полученных знаний

Тестовые задания

Вариант 1

  1. Завод в Борисове выпускает хрусталь:

а) да; б)нет.

2. Доля производства в общем промышленном производстве страны составляет:

а)5,5%; б)6,5%; в)10,5%.

3. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов ориентируется на:

а)сырьё; б)потребителя; в)сырьё и потребителя.

4. Минский и Добрушский заводы выпускают продукцию:

а) стекло; б)фарфор; в)рубероид.

5. В Костюковичах производят:

а)шифер; б)цемент; в)рубероид.

6. Известь и гипс производят в:

а) Березе и Рубе; б)Добруше и Минске; в)Костюковичах и Волковыске.

7. Минск, Сморгонь и Заславль производят:

а)посуду; б)стекло; в)строительный песок.

8. Доломиты добывают:

а) Микашевичи; б) Руба; в) Красносельский.

9. Керамическую плитку производят:

а) Минск и Орша; б) Могилёв и Гомель; в)Минск и Брест.

10. Шифер производит:

а) Кричев; б) Костюковичи; в) Гродно.

Вариант 2

1.Завод в Борисове выпускает хрусталь:

а) да; б)нет.

2. Минский и Добрушский заводы выпускают продукцию:

а) стекло; б)фарфор; в)рубероид.

3.Доля производства в общем промышленном производстве страны составляет:

а)5,5%; б)6,5%; в)10,5%.

4. Известь и гипс производят в:

а) Березе и Рубе; б)Добруше и Минске; в)Костюковичах и Волковыске.

5. Шифер производит:

а) Кричев; б) Костюковичи; в) Гродно.

6. Керамическую плитку производят:

а) Минск и Орша; б) Могилёв и Гомель; в)Минск и Брест.

7. Доломиты добывают:

а) Микашевичи; б) Руба; в) Красносельский.

8. Минск, Сморгонь и Заславль производят:

а) посуду; б)стекло; в)строительный песок.

9. В Костюковичах производят:

а)шифер; б)цемент; в)рубероид.

10. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов ориентируется на:

а)сырьё; б)потребителя; в)сырьё и потребителя.

Взаимопроверка

1вариант: 1-А; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б; 6-А; 7-В; 8-Б; 9-В; 10-А.

2 вариант: 1-А; 2-Б; 3-А; 4-А; 5-А; 6-В; 7-Б; 8-В; 9-Б; 10-В.

VI. Информация о домашнем задании

§47, вопр.2,4

вопр.1,3, проект “Строим дом” выбираем материалы и центры производства (рубероид – Осиповичи)

VII.Рефлексия

Ребята, я хочу прокомментировать вашу работу во время урока: вы были внимательные, собранные, активные. Поэтому мы успели многое сделать. Мне было очень приятно работать с вами.

Закончи предложение:

-сегодня я узнал… -меня удивило…

-было интересно… -мне захотелось…

-было сложно… -хочу пожелать учителю…

-я научился…

6