СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх»

Одно из важнейших качеств личности, интенсивно развива­ющееся в старшем дошкольном возрасте, - произвольность по­ведения, т.е. способность владеть и управлять им.

Проблема ее развития приоб­ретает особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, являющемся важным этапом в развитии механизмов поведения и становления личности ребенка в целом.

Проявление подлинной про­извольности предполагает созна­тельное, активное следование определенным нормам и прави­лам. Чтобы помочь детям осо­знать себя и свое поведение, ста­вить перед собой элементарные цели и достигать их, управлять собой, преодолевать импульсив­ность своего поведения, педагог должен использовать основной вид детской деятельности — игру. В контексте амплификации раз­вития особая роль в формирова­нии произвольности поведения ребенка должна принадлежать такому виду игровой деятельности, как игре с правилами.

По выполняемой функции правила бывают предписываю­щими, разрешающими, запреща­ющими. Особая роль в развитии произвольности поведения при­надлежит последним, ограничи­вающим или запрещающим проявления и действия или пре­дусматривающим «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных дей­ствий.

В дидактических играх игро­вые правила могут быть двух видов: правила действия и пра­вила общения с партнерами (З.М. Богуславская, Е.О. Смир­нова), причем в одной игре могут сочетаться и оба вида правил.

Правила действия определяют способы действий с предметами, их общий характер в простран­стве (темп, последовательность и т.д.). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения ролей, последова­тельность действий детей, их со­гласованность и т.д.). Правила действия и общения могут быть как предписывающими, так и запрещающими.

Дидактические игры с запре­щающими правилами, органи­зующие и регулирующие дей­ствия ребенка, могут стать од­ним из наиболее эффективных средств формирования произ­вольности поведения в до­школьном возрасте.

Вводить запрещающие прави­ла необходимо, соблюдая дидак­тический принцип последова­тельности и постепенности, по­этапно. Вначале детям следует предлагать игры с уже имеющи­мися в наличии, заложенными в самой игре или заранее состав­ленными педагогом запрещаю­щими правилами, при этом не­обходимо обратить внимание на некоторые моменты.

Прежде всего нужно учиты­вать тот факт, что часто наруше­ния правил проявляются в ре­зультате недостаточно логичного объяснения игры. Поэтому инст­руктирование детей перед нача­лом игры — важный этап в орга­низации их поведения. Воспита­тель должен детально объяснять содержание игры, стараться заин­тересовать ею детей.

Поскольку именно правила игры — основной элемент, орга­низующий поведение детей, пе­дагогу необходимо выделить и подчеркнуть их в объяснении, мотивировать необходимость их выполнения. Мотивировка пра­вил способствует лучшему их со­блюдению, сознательному подчи­нению им своего поведения.

В объяснении педагог должен дать детям критерий оценки их действий и поведения, сооб­щить о том, что правильное ре­шение игровой задачи, точное выполнение правил — необхо­димое условие достижения ре­зультата.

При повторных проведениях игры можно привлекать к ее описанию самих детей, попросив их не только перечислить пра­вила, но и объяснить, почему их надо соблюдать.

Следует отметить, что тематика игр может быть разнообразной, соответствовать различным раз­делам программы воспитания и обучения детей. В каждой игре выделяется дидактическая задача, которая носит определенную обучающую и развивающую на­правленность, одной из составля­ющих которой является развитие произвольности.

Большое значение для фор­мирования произвольного пове­дения имеет совместный харак­тер предлагаемых игр. Факторы, влияющие на произвольность, — присутствие взрослых или свер­стников и их оценка, а также поддержка со стороны взрослого. В дидактических играх с запре­щающими правилами воспита­тель и группа сверстников по­буждают ребенка к соблюдению правил, т.е. к сознательному уп­равлению своими действиями. Оценивая вначале вместе со взрослыми, а затем и самостоя­тельно, действия и ошибки свои и сверстников, ребенок овладе­вает действиями самоконтроля.

На первом этапе детям следует предлагать игры с запрещающи­ми правилами действия, касаю­щимися либо способа действий с предметами, либо общего харак­тера движений в пространстве. Такие игры более просты для де­тей в отличие от игр с запрещаю­щими правилами общения. Пра­вила действия связаны с опреде­ленными движениями, поэтому необходимость выполнения пра­вил и сам факт их выполнения (или невыполнения) становятся очевидными, наглядными. Нагляд­ность правил (например, не огля­дываться назад и не подсматри­вать, не прикладывать друг к другу части изображения, а определять их совместимость зрительно) позволяют ребенку контролиро­вать их выполнение, как в поведе­нии других, так и в своем соб­ственном.

Например, в известной игре «Съедобное — несъедобное» от ребенка требуется ловить мяч, брошенный воспитателем, если назвать какой-либо пищевой продукт, и имеется запрещающее правило — нельзя ловить мяч, если названо что-либо несъе­добное. В этой игре нарушение правил выступает наглядно — в виде ловли или непринятия мяча, т.е. действия, которое могут наблюдать все дети.

Последовательность и мето­дику работы на этом этапе мож­но представить более детально на примере разработанной нами дидактической игры «Кто боль­ше?», в которой стояла игровая задача: собрать за ограниченный отрезок времени (20—30 с) как можно большее количество оп­ределенных геометрических фи­гур (квадратов, кругов, треуголь­ников, овалов, прямоугольни­ков) разного цвета, рассыпан­ных на полу. При первых прове­дениях игры вводилось одно запрещающее правило: нельзя собирать фигуры до первого сигнала и продолжать действия после второго.

Наша практика показала, что при проведении этой и подобных игр (с правилами такого типа) наблюдалось различное отноше­ние детей к выполнению правил, разная реакция на сигналы. Так, некоторые из них до первого сигнала старались продвинуться ближе к фигурам, начинали взглядом отслеживать располо­жение «своих» фигур, отчего их внимание рассеивалось, и они за­держивались с началом выполне­ния действий по сигналу. Многие дети, особенно при первом учас­тии в игре, продолжали действия после второго сигнала, объясняя это тем, что уже «стали накло­няться», «протянули руку» за фигурой.

В подобных ситуациях педа­гог должен внимательно следить за случаями нарушений правил и реагировать на них (в данной игре фигура, поднятая после сигнала, не засчитывалась), по­стоянно обращая внимание де­тей на то, что выигрыш выступа­ет только как результат пра­вильного решения игрового задания (собрать больше всех фигур) с соблюдением правил (строго в установленный отре­зок времени).

С целью усложнения игры, по­каза детям возможности ее изме­нения, вариативности, а также ус­ложнения, замены или введения новых правил, в нее вносились соответствующие коррективы. Так, в игру «Кто больше?» при повтор­ном проведении было введено до­полнительное запрещающее пра­вило: не брать фигуры определен­ного цвета. Например, собирая круги, не брать зеленые фигуры, собирая квадраты, не брать крас­ные и т.п.

Затем внимание детей обрати­ли на то, что хорошо знакомую им игру можно сделать сложнее и интереснее. Участок, на кото­ром проводилась игра, разбили шнуром на сектора. Запрещаю­щее правило звучало так: нельзя выходить за пределы сектора. Это значило, что собирать мож­но было только те фигуры, кото­рые лежали в секторе, а также те, до которых можно было дотя­нуться, не переступая его границ. При этом, для начального урав­нивания шансов, фигуры равно­мерно распределялись в зонах досягаемости игроков.

Преднамеренное использова­ние в игре шнура вносило в нее определенный провоцирующий элемент. Некоторые дети, немного не дотягиваясь до фигуры, стара­лись незаметно ногой сдвинуть шнур. В большинстве случаев дру­гие дети, в том числе и выступав­шие в роли зрителей, замечали это нарушение. В других случаях на него обращал внимание педагог и при подведении итогов просил самого ребенка сказать, не нару­шил ли он правила. Оценивая ре­зультаты игры, педагог анализиро­вал действия детей и подводил их к выводу, что нарушившего пра­вило ребенка считать выиграв­шим нельзя, даже если он набрал больше всех фигур. Полученный таким путем результат не засчи­тывался.

Игры для первого этапа могут быть взяты из методической ли­тературы или разработаны педа­гогом. В первом случае игры сле­дует несколько видоизменить, дополнив их запрещающим пра­вилом. Например, в известную игру «Назови соседей» можно ввести запрещающее правило — не называть число 5. В этом слу­чае поймавший мяч ребенок, должен не называть среди «со­седей» число 5, а хлопнуть в ла­доши.

Ниже представлены специаль­но составленные нами игры на развитие произвольности с запре­щающими правилами действия.

«Из чего сделан?»

Правила: определять материал, из которого сделан предмет, на ощупь, не заглядывать в корзин­ку.

Содержание. Дети поочередно подходят к корзинке с предмета­ми, сделанными из разного мате­риала. Корзинка накрыта плат­ком. Ребенок становится сбоку от корзинки и должен смотреть прямо перед собой. Опустив руку в корзинку, с которой педагог снял платок, ребенок берет один предмет, и не глядя в корзинку, называет материал, из которого он изготовлен.

«Что это?»

Правила: не называть предмет вслух, не показывать никому свою карточку, не заглядывать в карточку другого ребенка.

Содержание. Педагог с мешоч­ком, завязанным так, чтобы не было видно, что в нем находится, поочередно подходит к детям, сидящим за столами. Ребенок опускает руку в мешочек, на ощупь определяет, что в нем ле­жит. Не называя предмета, он поворачивает к себе карточки, лежащие перед ним оборотной стороной (берет их в руки как карты или фишки домино), вы­бирает изображение, соответству­ющее предмету в мешочке и от­кладывает его в сторону, лицевой стороной вниз. Рядом также ли­цевой стороной вниз кладет ос­тавшиеся картинки. После того как эти действия выполнены всеми детьми, воспитатель доста­ет из мешочка предмет, а все иг­роки переворачивают выбран­ную картинку и проверяют пра­вильность сделанного выбора. Игра повторяется несколько раз с разными предметами. Выигрывает тот, кто не сделал ошибок и не нарушил правила.

«От чего осколок?»

Правило: не подставлять «осколок» к целостному изображе­нию, определять, от какого он предмета, на глаз.

Содержание (1вариант). На столе перед детьми одинаково раскрашенные изображения пред­метов посуды (чайник, кофейник, тарелка, блюдце, чашка, бокал, са­харница) без «отколовшегося» кусочка. У каждого игрока пол­ный набор картинок с изображе­нием фрагментов («осколков») посуды. Педагог называет пооче­редно каждый предмет, а ребенок должен на глаз определить и по­казать «осколок».

Содержание (2-й вариант). Воспитатель называет предметы, расположенные по порядку. Дети должны разместить в том же по­рядке соответствующие «оскол­ки», расположив в ряд все имею­щиеся у них изображения.

Следует отметить, что уже на этом этапе можно наблюдать за­метные изменения в отношении детей к правилам. Если вначале дети слушают объяснение пра­вил без особого интереса, то в дальнейшем при введении новой игры, они прежде всего просят объяснить правила, спрашивают о том, чего нельзя будет делать в этой игре. Некоторые дети обра­щаются к педагогу с просьбой уточнить правило, желая узнать, как поступить в том, или ином случае.

На втором этапе проводятся игры с запрещающими правила­ми общения. Они более сложны для детей, так как влияют на ха­рактер их взаимоотношений.

Самое распространенное зап­рещающее правило общения — не подсказывать другому. Не­смотря на кажущуюся простоту этого требования, в силу своей эмоциональности дошкольники часто его нарушают. Это проис­ходит в игре, где есть элементы соревнования, в ситуации, когда кто-то из детей долго обдумыва­ет свои действия, и в других слу­чаях.

Чтобы не допускать подска­зок, вводится общее правило — подсказанное решение не засчитывается. В играх, где подсчитываются очки, за подсказанное действие они не начисляются. В случае, если подсказка может повлиять на весь результат игры, ее следует прекратить. Необхо­димо отметить, что в нашей практике дети, чьи действия привели к подобному результату, старались не допускать повтор­но таких проявлений. Показа­тельно, что некоторые даже зак­рывали рот рукой, стараясь «удержать» подсказку.

Дети, действия которых были остановлены из-за предназна­чавшейся для них подсказки, обычно проявляли недовольство подсказывавшим, что в опреде­ленной мере способствовало ре­гуляции отношений детей без помощи взрослого.

В каждой подобной ситуации воспитатель должен обращать внимание детей на то, как было неприятно прервать игру из-за чьей-то несдержанности, и что в другой игре самим вести себя подобным образом не следует.

Запрещающее правило «не подсказывать» может быть вве­дено в различные игры. Кроме этого, некоторые игры можно специально видоизменить. На­пример, в дидактическую игру «Выложи сам», где ребенок дол­жен сложить предмет из геомет­рических фигур, ориентируясь на его контурное изображение, вносится элемент соревнования. Дети распределяются на пары, каждая из которых получает картинку с изображением двух предметов и набор фигур. Один ребенок должен составить пер­вое изображение, другой — вто­рое, побеждает пара, сложившая свою картинку быстрее. Подска­зывать друг другу по ходу дей­ствий не разрешается, нарушив­шая это правило пара выбывает из игры. Сложность заключает­ся в том, что закончившему ра­боту первым очень трудно удер­жаться и не подсказать своему напарнику. Дети часто не могут удержаться от подсказки, стара­ются незаметно подвинуть това­рищу нужную фигуру, показыва­ют на нее пальцем, глазами.

Отметим, что в нашей практи­ке в большинстве случаев такое поведение не укрывалось от дру­гих детей, результат не засчиты­вался. Если педагог замечал нару­шения правил, а дети — нет, по окончании игры он спрашивал у нарушителей — все ли правила они соблюдали. Чаще всего один или другой игрок пары призна­вал нарушение правил.

Воспитателю следует обсуж­дать с детьми этическую сторону этой ситуации — несправедливость выигрыша обманным пу­тем, обращаясь к их чувствам и прошлому опыту, что будет спо­собствовать осознанию детьми своего поведения, а значит, и раз­витию его произвольности.

Следующее запрещающее пра­вило общения, которое вводится в игру, — требование не нарушать очередности действий. Для реали­зации этого правила детям может быть предложено самим опреде­лять очередность, выбрав какой-либо способ: крутить стрелку, распределиться по считалке, бро­сить жребий. Как показали наши наблюдения, нарушений этого правила значительно меньше, если способ определения очеред­ности действий в игре не предла­гается воспитателем, а выбирает­ся самими детьми. Дети как бы признают справедливость тако­го распределения и чувствуют большую ответственность за со­блюдение этого правила, по­скольку выбор формы его реали­зации был сделан ими самими, что, в свою очередь, способству­ет развитию произвольности.

В некоторые игры может быть введено правило не выбирать в пару или в круг дважды одного и того же ребенка в течение одной игры. Ребенок должен отвлечься от своих симпатий и сосредото­читься на том, чтобы действовать в соответствии с правилами. Кро­ме того, в некоторых играх осуще­ствляется совместный выбор, по­этому нужно уметь договориться, подчинить свое мнение мнению большинства игроков.

В русской народной игре «У дядюшки Трифона» водя­щий, находящийся в кругу, дол­жен выбрать на свое место игро­ка, лучше всех повторяющего движения. В игру может быть введено запрещающее правило: не выбирать дважды (или более двух раз) одного и того же ре­бенка. В этом случае водящий должен не только внимательно следить за повторением своих жестов другими детьми, оцени­вать их, руководствуясь не сво­ими симпатиями, а качеством движений, но и удерживать в памяти, кто из детей уже был в кругу.

На третьем этапе проводятся игры, сочетающие оба типа зап­рещающих правил: действия и общения, наиболее сложные для ребенка и требующие значи­тельного проявления произ­вольности. Здесь могут быть ис­пользованы как новые игры, так и игры первого и второго этапов, дополненные соответствующи­ми видами правил. Это не только способствует развитию произ­вольности поведения, но и пока­зывает детям возможность изме­нения, вариативности игры, об­разец конструирования новых правил, в том числе и усложня­ющих игру.

Например, в описанной выше игре «Кто больше?» вводится соревнование не отдельных иг­роков, а пар, и соответствующее запрещающее правило общения — нельзя подсказывать своему партнеру. Оба игрока пары получают одинаковое задание, но выполняют его поочередно. Пос­ле первого сигнала фигуры со­бирают первые номера, после второго сигнала они должны по­кинуть круг и их место занима­ют вторые номера, прекращаю­щие действия после третьего сигнала. Результат определяется по сумме фигур, собранных обо­ими участниками.

Наша практика показала, что на первых порах ожидающим своей очереди игрокам было весьма сложно удержаться от подсказки напарнику. Некото­рые дети подзывали товарища к месту, где, по их мнению было больше нужных фигур, другие указывали на них рукой, хлопали в ладоши, стараясь привлечь внимание напарника.

В отношении нарушений нами велась такая же работа, как на первом и втором этапах, и следует отметить значительные сдвиги к лучшему в поведении детей к концу третьего этапа. Восприни­мая достижение результата как правильное решение игровой за­дачи с соблюдением накладыва­емых правилами запретов, осо­знавая определенную условность ситуации, дети стремились созна­тельно и честно выполнять зада­ние, проявив при этом максимум самостоятельности.

Если вначале многие дети подчиняются правилам под воз­действием в виде требований педагога и сверстников, то по­степенно отношение к ним ста­новится все более осознанным и правила начинают выступать в качестве внутреннего регулятора поведения. Несмотря на есте­ственное для игр с правилами наличие мотива достижения ре­зультата, выигрыша, свидетель­ствующего о желании удовлет­ворить личные интересы, дети стараются выполнять правила игры, отражающие обществен­ные требования. Наличная ситуация побуждает их действовать определенным образом, но спо­собность предвидеть послед­ствия действий, учитывать мне­ние других, сдерживает непо­средственные побуждения.

Однако произвольность по­ведения не сводится только к осознанности и подчинению правилам. Она обязательно предполагает и инициативность, когда правила и нормы — не внешние, а внутренние требова­ния человека, согласно которым он строит свое поведение в той или иной ситуации. Произволь­ность расширяет возможности ребенка сообразовывать свое поведение с побуждениями собственными и других людей. Особое значение при этом при­обретает не только подчинение готовым правилам, но и конст­руирование новых правил, го­товность принимать задачи взрослого и выдвигать соб­ственные.

Поэтому на четвертом этапе детям предлагается в знакомые игры ввести правила, усложняю­щие их через запрещение каких-либо действий, или дополнить игры новыми запрещающими правилами. Детей просят вспом­нить правила игры, выделить запрещающее правило, самим разъяснить его, мотивировав не­обходимость его выполнения. Затем педагог предлагает приду­мать новое правило для этой игры с условием — правило дол­жно быть о том, чего нельзя де­лать.

В качестве примера можно привести придуманные детьми запрещающие правила, услож­нявшие уже упоминавшуюся нами игру «Кто больше?»: в кру­ге нельзя ходить в полный рост, а передвигаться только на кор­точках; нельзя брать фигуру нужного цвета, если на ней есть рисунок и т.п. Это свидетель­ствовало о том, что дети в опре­деленной степени научились по­нимать и принимать условность ситуации.

В нашей практике дети при­думывали интересные запреща­ющие правила и для хорошо знакомых игр, не имеющих та­ких правил в оригинале. Так, в игру «Лото» они ввели правило на вопрос: — «У кого?» — не от­вечать вслух, а выполнять опре­деленный условный жест.

Общеизвестно, что для детей старшего дошкольного возраста в большей мере важен результат игры. Нарушение запрещающих правил приводит к невозможно­сти его достижения. Дети посте­пенно начинают это понимать и добровольно, без принуждения взрослого, стараются подчинять свое поведение правилам игры. Разъяснение им моральной сто­роны — достижения выигрыша не обманом, а честным путем приводит к формированию нрав­ственных представлений, кото­рыми дети начинают постепен­но руководствоваться. Все это способствует, с нашей точки зре­ния, развитию подлинной произ­вольности поведения.






Литература


  1. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 8 - 2009г.

  2. Практические семинары и тренинги для педагогов, Е.В. Шитова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс