СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одно из важнейших качеств личности, интенсивно развивающееся в старшем дошкольном возрасте, - произвольность поведения, т.е. способность владеть и управлять им.
Проблема ее развития приобретает особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, являющемся важным этапом в развитии механизмов поведения и становления личности ребенка в целом.
Проявление подлинной произвольности предполагает сознательное, активное следование определенным нормам и правилам. Чтобы помочь детям осознать себя и свое поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения, педагог должен использовать основной вид детской деятельности — игру. В контексте амплификации развития особая роль в формировании произвольности поведения ребенка должна принадлежать такому виду игровой деятельности, как игре с правилами.
По выполняемой функции правила бывают предписывающими, разрешающими, запрещающими. Особая роль в развитии произвольности поведения принадлежит последним, ограничивающим или запрещающим проявления и действия или предусматривающим «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий.
В дидактических играх игровые правила могут быть двух видов: правила действия и правила общения с партнерами (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова), причем в одной игре могут сочетаться и оба вида правил.
Правила действия определяют способы действий с предметами, их общий характер в пространстве (темп, последовательность и т.д.). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Правила действия и общения могут быть как предписывающими, так и запрещающими.
Дидактические игры с запрещающими правилами, организующие и регулирующие действия ребенка, могут стать одним из наиболее эффективных средств формирования произвольности поведения в дошкольном возрасте.
Вводить запрещающие правила необходимо, соблюдая дидактический принцип последовательности и постепенности, поэтапно. Вначале детям следует предлагать игры с уже имеющимися в наличии, заложенными в самой игре или заранее составленными педагогом запрещающими правилами, при этом необходимо обратить внимание на некоторые моменты.
Прежде всего нужно учитывать тот факт, что часто нарушения правил проявляются в результате недостаточно логичного объяснения игры. Поэтому инструктирование детей перед началом игры — важный этап в организации их поведения. Воспитатель должен детально объяснять содержание игры, стараться заинтересовать ею детей.
Поскольку именно правила игры — основной элемент, организующий поведение детей, педагогу необходимо выделить и подчеркнуть их в объяснении, мотивировать необходимость их выполнения. Мотивировка правил способствует лучшему их соблюдению, сознательному подчинению им своего поведения.
В объяснении педагог должен дать детям критерий оценки их действий и поведения, сообщить о том, что правильное решение игровой задачи, точное выполнение правил — необходимое условие достижения результата.
При повторных проведениях игры можно привлекать к ее описанию самих детей, попросив их не только перечислить правила, но и объяснить, почему их надо соблюдать.
Следует отметить, что тематика игр может быть разнообразной, соответствовать различным разделам программы воспитания и обучения детей. В каждой игре выделяется дидактическая задача, которая носит определенную обучающую и развивающую направленность, одной из составляющих которой является развитие произвольности.
Большое значение для формирования произвольного поведения имеет совместный характер предлагаемых игр. Факторы, влияющие на произвольность, — присутствие взрослых или сверстников и их оценка, а также поддержка со стороны взрослого. В дидактических играх с запрещающими правилами воспитатель и группа сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т.е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вначале вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, действия и ошибки свои и сверстников, ребенок овладевает действиями самоконтроля.
На первом этапе детям следует предлагать игры с запрещающими правилами действия, касающимися либо способа действий с предметами, либо общего характера движений в пространстве. Такие игры более просты для детей в отличие от игр с запрещающими правилами общения. Правила действия связаны с определенными движениями, поэтому необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения (или невыполнения) становятся очевидными, наглядными. Наглядность правил (например, не оглядываться назад и не подсматривать, не прикладывать друг к другу части изображения, а определять их совместимость зрительно) позволяют ребенку контролировать их выполнение, как в поведении других, так и в своем собственном.
Например, в известной игре «Съедобное — несъедобное» от ребенка требуется ловить мяч, брошенный воспитателем, если назвать какой-либо пищевой продукт, и имеется запрещающее правило — нельзя ловить мяч, если названо что-либо несъедобное. В этой игре нарушение правил выступает наглядно — в виде ловли или непринятия мяча, т.е. действия, которое могут наблюдать все дети.
Последовательность и методику работы на этом этапе можно представить более детально на примере разработанной нами дидактической игры «Кто больше?», в которой стояла игровая задача: собрать за ограниченный отрезок времени (20—30 с) как можно большее количество определенных геометрических фигур (квадратов, кругов, треугольников, овалов, прямоугольников) разного цвета, рассыпанных на полу. При первых проведениях игры вводилось одно запрещающее правило: нельзя собирать фигуры до первого сигнала и продолжать действия после второго.
Наша практика показала, что при проведении этой и подобных игр (с правилами такого типа) наблюдалось различное отношение детей к выполнению правил, разная реакция на сигналы. Так, некоторые из них до первого сигнала старались продвинуться ближе к фигурам, начинали взглядом отслеживать расположение «своих» фигур, отчего их внимание рассеивалось, и они задерживались с началом выполнения действий по сигналу. Многие дети, особенно при первом участии в игре, продолжали действия после второго сигнала, объясняя это тем, что уже «стали наклоняться», «протянули руку» за фигурой.
В подобных ситуациях педагог должен внимательно следить за случаями нарушений правил и реагировать на них (в данной игре фигура, поднятая после сигнала, не засчитывалась), постоянно обращая внимание детей на то, что выигрыш выступает только как результат правильного решения игрового задания (собрать больше всех фигур) с соблюдением правил (строго в установленный отрезок времени).
С целью усложнения игры, показа детям возможности ее изменения, вариативности, а также усложнения, замены или введения новых правил, в нее вносились соответствующие коррективы. Так, в игру «Кто больше?» при повторном проведении было введено дополнительное запрещающее правило: не брать фигуры определенного цвета. Например, собирая круги, не брать зеленые фигуры, собирая квадраты, не брать красные и т.п.
Затем внимание детей обратили на то, что хорошо знакомую им игру можно сделать сложнее и интереснее. Участок, на котором проводилась игра, разбили шнуром на сектора. Запрещающее правило звучало так: нельзя выходить за пределы сектора. Это значило, что собирать можно было только те фигуры, которые лежали в секторе, а также те, до которых можно было дотянуться, не переступая его границ. При этом, для начального уравнивания шансов, фигуры равномерно распределялись в зонах досягаемости игроков.
Преднамеренное использование в игре шнура вносило в нее определенный провоцирующий элемент. Некоторые дети, немного не дотягиваясь до фигуры, старались незаметно ногой сдвинуть шнур. В большинстве случаев другие дети, в том числе и выступавшие в роли зрителей, замечали это нарушение. В других случаях на него обращал внимание педагог и при подведении итогов просил самого ребенка сказать, не нарушил ли он правила. Оценивая результаты игры, педагог анализировал действия детей и подводил их к выводу, что нарушившего правило ребенка считать выигравшим нельзя, даже если он набрал больше всех фигур. Полученный таким путем результат не засчитывался.
Игры для первого этапа могут быть взяты из методической литературы или разработаны педагогом. В первом случае игры следует несколько видоизменить, дополнив их запрещающим правилом. Например, в известную игру «Назови соседей» можно ввести запрещающее правило — не называть число 5. В этом случае поймавший мяч ребенок, должен не называть среди «соседей» число 5, а хлопнуть в ладоши.
Ниже представлены специально составленные нами игры на развитие произвольности с запрещающими правилами действия.
«Из чего сделан?»
Правила: определять материал, из которого сделан предмет, на ощупь, не заглядывать в корзинку.
Содержание. Дети поочередно подходят к корзинке с предметами, сделанными из разного материала. Корзинка накрыта платком. Ребенок становится сбоку от корзинки и должен смотреть прямо перед собой. Опустив руку в корзинку, с которой педагог снял платок, ребенок берет один предмет, и не глядя в корзинку, называет материал, из которого он изготовлен.
«Что это?»
Правила: не называть предмет вслух, не показывать никому свою карточку, не заглядывать в карточку другого ребенка.
Содержание. Педагог с мешочком, завязанным так, чтобы не было видно, что в нем находится, поочередно подходит к детям, сидящим за столами. Ребенок опускает руку в мешочек, на ощупь определяет, что в нем лежит. Не называя предмета, он поворачивает к себе карточки, лежащие перед ним оборотной стороной (берет их в руки как карты или фишки домино), выбирает изображение, соответствующее предмету в мешочке и откладывает его в сторону, лицевой стороной вниз. Рядом также лицевой стороной вниз кладет оставшиеся картинки. После того как эти действия выполнены всеми детьми, воспитатель достает из мешочка предмет, а все игроки переворачивают выбранную картинку и проверяют правильность сделанного выбора. Игра повторяется несколько раз с разными предметами. Выигрывает тот, кто не сделал ошибок и не нарушил правила.
«От чего осколок?»
Правило: не подставлять «осколок» к целостному изображению, определять, от какого он предмета, на глаз.
Содержание (1-й вариант). На столе перед детьми одинаково раскрашенные изображения предметов посуды (чайник, кофейник, тарелка, блюдце, чашка, бокал, сахарница) без «отколовшегося» кусочка. У каждого игрока полный набор картинок с изображением фрагментов («осколков») посуды. Педагог называет поочередно каждый предмет, а ребенок должен на глаз определить и показать «осколок».
Содержание (2-й вариант). Воспитатель называет предметы, расположенные по порядку. Дети должны разместить в том же порядке соответствующие «осколки», расположив в ряд все имеющиеся у них изображения.
Следует отметить, что уже на этом этапе можно наблюдать заметные изменения в отношении детей к правилам. Если вначале дети слушают объяснение правил без особого интереса, то в дальнейшем при введении новой игры, они прежде всего просят объяснить правила, спрашивают о том, чего нельзя будет делать в этой игре. Некоторые дети обращаются к педагогу с просьбой уточнить правило, желая узнать, как поступить в том, или ином случае.
На втором этапе проводятся игры с запрещающими правилами общения. Они более сложны для детей, так как влияют на характер их взаимоотношений.
Самое распространенное запрещающее правило общения — не подсказывать другому. Несмотря на кажущуюся простоту этого требования, в силу своей эмоциональности дошкольники часто его нарушают. Это происходит в игре, где есть элементы соревнования, в ситуации, когда кто-то из детей долго обдумывает свои действия, и в других случаях.
Чтобы не допускать подсказок, вводится общее правило — подсказанное решение не засчитывается. В играх, где подсчитываются очки, за подсказанное действие они не начисляются. В случае, если подсказка может повлиять на весь результат игры, ее следует прекратить. Необходимо отметить, что в нашей практике дети, чьи действия привели к подобному результату, старались не допускать повторно таких проявлений. Показательно, что некоторые даже закрывали рот рукой, стараясь «удержать» подсказку.
Дети, действия которых были остановлены из-за предназначавшейся для них подсказки, обычно проявляли недовольство подсказывавшим, что в определенной мере способствовало регуляции отношений детей без помощи взрослого.
В каждой подобной ситуации воспитатель должен обращать внимание детей на то, как было неприятно прервать игру из-за чьей-то несдержанности, и что в другой игре самим вести себя подобным образом не следует.
Запрещающее правило «не подсказывать» может быть введено в различные игры. Кроме этого, некоторые игры можно специально видоизменить. Например, в дидактическую игру «Выложи сам», где ребенок должен сложить предмет из геометрических фигур, ориентируясь на его контурное изображение, вносится элемент соревнования. Дети распределяются на пары, каждая из которых получает картинку с изображением двух предметов и набор фигур. Один ребенок должен составить первое изображение, другой — второе, побеждает пара, сложившая свою картинку быстрее. Подсказывать друг другу по ходу действий не разрешается, нарушившая это правило пара выбывает из игры. Сложность заключается в том, что закончившему работу первым очень трудно удержаться и не подсказать своему напарнику. Дети часто не могут удержаться от подсказки, стараются незаметно подвинуть товарищу нужную фигуру, показывают на нее пальцем, глазами.
Отметим, что в нашей практике в большинстве случаев такое поведение не укрывалось от других детей, результат не засчитывался. Если педагог замечал нарушения правил, а дети — нет, по окончании игры он спрашивал у нарушителей — все ли правила они соблюдали. Чаще всего один или другой игрок пары признавал нарушение правил.
Воспитателю следует обсуждать с детьми этическую сторону этой ситуации — несправедливость выигрыша обманным путем, обращаясь к их чувствам и прошлому опыту, что будет способствовать осознанию детьми своего поведения, а значит, и развитию его произвольности.
Следующее запрещающее правило общения, которое вводится в игру, — требование не нарушать очередности действий. Для реализации этого правила детям может быть предложено самим определять очередность, выбрав какой-либо способ: крутить стрелку, распределиться по считалке, бросить жребий. Как показали наши наблюдения, нарушений этого правила значительно меньше, если способ определения очередности действий в игре не предлагается воспитателем, а выбирается самими детьми. Дети как бы признают справедливость такого распределения и чувствуют большую ответственность за соблюдение этого правила, поскольку выбор формы его реализации был сделан ими самими, что, в свою очередь, способствует развитию произвольности.
В некоторые игры может быть введено правило не выбирать в пару или в круг дважды одного и того же ребенка в течение одной игры. Ребенок должен отвлечься от своих симпатий и сосредоточиться на том, чтобы действовать в соответствии с правилами. Кроме того, в некоторых играх осуществляется совместный выбор, поэтому нужно уметь договориться, подчинить свое мнение мнению большинства игроков.
В русской народной игре «У дядюшки Трифона» водящий, находящийся в кругу, должен выбрать на свое место игрока, лучше всех повторяющего движения. В игру может быть введено запрещающее правило: не выбирать дважды (или более двух раз) одного и того же ребенка. В этом случае водящий должен не только внимательно следить за повторением своих жестов другими детьми, оценивать их, руководствуясь не своими симпатиями, а качеством движений, но и удерживать в памяти, кто из детей уже был в кругу.
На третьем этапе проводятся игры, сочетающие оба типа запрещающих правил: действия и общения, наиболее сложные для ребенка и требующие значительного проявления произвольности. Здесь могут быть использованы как новые игры, так и игры первого и второго этапов, дополненные соответствующими видами правил. Это не только способствует развитию произвольности поведения, но и показывает детям возможность изменения, вариативности игры, образец конструирования новых правил, в том числе и усложняющих игру.
Например, в описанной выше игре «Кто больше?» вводится соревнование не отдельных игроков, а пар, и соответствующее запрещающее правило общения — нельзя подсказывать своему партнеру. Оба игрока пары получают одинаковое задание, но выполняют его поочередно. После первого сигнала фигуры собирают первые номера, после второго сигнала они должны покинуть круг и их место занимают вторые номера, прекращающие действия после третьего сигнала. Результат определяется по сумме фигур, собранных обоими участниками.
Наша практика показала, что на первых порах ожидающим своей очереди игрокам было весьма сложно удержаться от подсказки напарнику. Некоторые дети подзывали товарища к месту, где, по их мнению было больше нужных фигур, другие указывали на них рукой, хлопали в ладоши, стараясь привлечь внимание напарника.
В отношении нарушений нами велась такая же работа, как на первом и втором этапах, и следует отметить значительные сдвиги к лучшему в поведении детей к концу третьего этапа. Воспринимая достижение результата как правильное решение игровой задачи с соблюдением накладываемых правилами запретов, осознавая определенную условность ситуации, дети стремились сознательно и честно выполнять задание, проявив при этом максимум самостоятельности.
Если вначале многие дети подчиняются правилам под воздействием в виде требований педагога и сверстников, то постепенно отношение к ним становится все более осознанным и правила начинают выступать в качестве внутреннего регулятора поведения. Несмотря на естественное для игр с правилами наличие мотива достижения результата, выигрыша, свидетельствующего о желании удовлетворить личные интересы, дети стараются выполнять правила игры, отражающие общественные требования. Наличная ситуация побуждает их действовать определенным образом, но способность предвидеть последствия действий, учитывать мнение других, сдерживает непосредственные побуждения.
Однако произвольность поведения не сводится только к осознанности и подчинению правилам. Она обязательно предполагает и инициативность, когда правила и нормы — не внешние, а внутренние требования человека, согласно которым он строит свое поведение в той или иной ситуации. Произвольность расширяет возможности ребенка сообразовывать свое поведение с побуждениями собственными и других людей. Особое значение при этом приобретает не только подчинение готовым правилам, но и конструирование новых правил, готовность принимать задачи взрослого и выдвигать собственные.
Поэтому на четвертом этапе детям предлагается в знакомые игры ввести правила, усложняющие их через запрещение каких-либо действий, или дополнить игры новыми запрещающими правилами. Детей просят вспомнить правила игры, выделить запрещающее правило, самим разъяснить его, мотивировав необходимость его выполнения. Затем педагог предлагает придумать новое правило для этой игры с условием — правило должно быть о том, чего нельзя делать.
В качестве примера можно привести придуманные детьми запрещающие правила, усложнявшие уже упоминавшуюся нами игру «Кто больше?»: в круге нельзя ходить в полный рост, а передвигаться только на корточках; нельзя брать фигуру нужного цвета, если на ней есть рисунок и т.п. Это свидетельствовало о том, что дети в определенной степени научились понимать и принимать условность ситуации.
В нашей практике дети придумывали интересные запрещающие правила и для хорошо знакомых игр, не имеющих таких правил в оригинале. Так, в игру «Лото» они ввели правило на вопрос: — «У кого?» — не отвечать вслух, а выполнять определенный условный жест.
Общеизвестно, что для детей старшего дошкольного возраста в большей мере важен результат игры. Нарушение запрещающих правил приводит к невозможности его достижения. Дети постепенно начинают это понимать и добровольно, без принуждения взрослого, стараются подчинять свое поведение правилам игры. Разъяснение им моральной стороны — достижения выигрыша не обманом, а честным путем приводит к формированию нравственных представлений, которыми дети начинают постепенно руководствоваться. Все это способствует, с нашей точки зрения, развитию подлинной произвольности поведения.
Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 8 - 2009г.
Практические семинары и тренинги для педагогов, Е.В. Шитова.
© 2021, Султанова Альфия Назиповна 499 1