Пояснительная записка
Контрольная работа (промежуточная аттестация) по истории России для 7-х классов.
Цель аттестации: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям, предъявляемым к ученикам 7-х классов на конец учебного года по истории России.
Структура проверочного материала полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Структура и содержание контрольной работы определяется с учетом объема и характера подготовки, учащихся 7-ых классов в средней школе. В работе даны задания базового и повышенного уровней сложности. В работу входят задания, отвечающие требованиям:
Знать основные исторические термины и понятия.
Называть (перечислять) изученные исторические факты, явления и события или их характерные черты.
Сравнивать изученные явления и события.
Уметь приводить аргументы той или иной точки зрения, приводить собственные примеры, то есть пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах.
Давать оценку изученных исторических событий, явлений и процессов.
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) по истории России состоит из трех частей. Контрольная работа включает задания на определение последовательности расположения данных элементов, на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах, на определение по указанным признакам и запись в виде понятий, знание терминов, Умение давать развернутый ответ по заданной теме.
Диагностическая работа охватывает содержание курса «Истории России» с начала XVI века по XVII век, согласно требованиям ИКС и нацелена на выявление образовательных достижений учеников 7-х классов. Задания охватывают значительный пласт фактического материала. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку знаний фактического материала: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов. Проверочная работа состоит из заданий части «А» – с поиском одного правильного ответа из предложенных вариантов. Части «В» – с выбором правильных ответов и части «С» – задания в которых необходимо дать полный, развернутый ответ на поставленные вопросы.
Система оценивания.
Задание Части «А» с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны цифра и оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задания в Части «В» оценивается 2 баллами; при допущенной одной ошибке – 1 балл, более одной ошибки ответ оценивается – 0 баллов. Полный и развёрнутый правильный ответ на задания в Части «С» оценивается 13 баллами.
На написание работы отводится в 7-ых классах 40 минут.
Общая наибольшая сумма баллов за контрольную работу – 33 балла.
Оценка «5» ставится за 90 – 100% выполнения работы: 33 – 30 баллов.
Оценка «4» ставится за 75 – 89 % выполнения работы: 29 – 25 баллов.
Оценка «3» ставится за 50 – 74 % выполнения работы: 24 – 15 баллов.
Оценка «2» ставится за выполнение менее 50 % работы, менее 15 баллов.
Контрольная работа по истории России для 7 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 1.
Часть «А» (14 баллов)
А1. В России воцарилась новая династия в:
1) 1547 г. 2) 1613 г. 3) 1648 г. 4) 1584 г.
А2. По Соборному уложению 1649 г. сыск беглых крестьян:
1) был уменьшен до 3-х лет 2) был увеличен до 7 лет
3) остался прежним 4) стал бессрочным
А3. Раскольниками в России в России в XVII веке называли:
1) участников городских восстаний 1648 и 1662 гг.
2) сторонников Лжедмитрия I
3) противников церковной реформы Никона
4) участников восстаний коренного населения Сибири
А4. Современником царя Михаила Федоровича был:
1) протопоп Аввакум 2) патриарх Филарет
3) патриарх Никон 4) Богдан Хмельницкий
А5. Результатом церковной реформы патриарха Никона явилось:
1) открытие Славяно-греко-латинской академии
2) перенос религиозного центра России из Новгорода в Москву
3) исправление богослужебных книг по единым греческим образцам
4) учреждение в России патриаршества
А6. Одна из повинностей зависимых крестьян:
1) пожилое 2) десятина 3) порука 4) барщина
А7. В XVII веке в России появилась новая форма организации промышленного производства:
1) фабрика 2) монополия 3) мануфактура 4) верфь
А8. Политическое развитие России XVII века характеризует:
1) ослабление роли дворянства
2) укрепление самодержавной власти монарха
3) превращение России в империю
4) усиление роли Боярской думы
А9. Политика протекционизма характеризуется:
1) государственной поддержкой отечественной промышленности
2) невмешательством государства в экономику
3) вывозом отечественных капиталов за границу
4) захватом новых территорий
А10. В период царствования Ивана Грозного появились:
1) министерства 2) земства 3) приказы 4) коллегии
А11. Продвижение по службе согласно местническим книгам зависело от:
1) личных заслуг 2) знатности рода
3) желания правителя 4) размеров поместий
А12. Высшим выборным сословно-представительным органом в XVI – XVII веках был:
1) Верховный тайный совет 2) Земский собор
3) Боярская дума 4) Избранная рада
А13. С понятием «Заповедные лета» связано(-а):
1) указ о сыске беглых крепостных в течении 5 лет
2) запрет на переход крестьян в Юрьев день
3) указ об отмене поземельного налога
4) улучшение положения крепостных крестьян
А14. Самым известным художником XVII века был:
1) Андрей Рублев 2) Феофан Грек
3) Симон (Пимен) Ушаков 4) Нил Сорский
Часть «В» (6 баллов)
В.1. Установите последовательность пребывания на российском престоле монархов:
А) Алексей Михайлович
Б) Фёдор Иванович
3) Фёдор Алексеевич
4) Михаил Фёдорович
В2. Установите соответствие между категориями населения и их определениями
Категории населения | Определения |
А) Владельческие крестьяне | 1) Особое военное сословие, несшее военную службу в пограничных районах |
Б) Казаки́ | 2) Зависимые крестьяне, принадлежавшие феодалам, платившие оброк и выполнявшие государственные повинности |
В) Бояре | 3) Постоянное войско, созданное Иваном IV, вооруженное огнестрельным и холодным оружием |
Г) Черносошные крестьяне | 4) Собственники крупных земельных владений, передававшихся по наследству |
| 5) Лично свободные крестьяне, которые владели общинными землями и выполняли государственные повинности |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью
Историческая личность | Де́ятельность |
А) Семён Дежнёв | 1) Художник-иконописец |
Б) Дмитрий Пожарский | 2) Руководитель освободительной борьбы украинского народа |
В) Михаил Шейн | 3) Организатор и руководитель Второго ополчения |
Г) Богдан Хмельницкий | 4) Воевода, руководитель обороны Смоленска в период Смуты |
| 5) Русский путешественник и землепроходец |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Часть «С» (13 баллов)
С1.
А) Какой период в истории России и называется «Бунташным веком»? Почему?
Б) Назовите не менее трех исторических событий, относящихся к этому периоду? Укажите даты этих событий.
С2.
А) Укажите хронологические рамки Смуты.
Б) Назовите причины Смутного времени.
В) Перечислите основные итоги Смутного времени.
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 14 | 15 – 24 | 25 – 29 | 30 – 33 |
Контрольная работа по истории России для 7 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 2.
Часть «А» (14 баллов)
А1. Даты: 1497 год, 1550 год, 1649 год относятся к событиям:
1) издания сборников законов 2) городских восстаний
3) Смутного времени 4) русско-польских войн
А 2. Современником Бориса Годунова был:
1) Степан Разин 2) Федор Иоаннович 3) патриарх Никон 4) Богдан Хмельницкий
А3. В 1687 году произошло событие:
1) последнее заседание Земского собора
2) присоединение Левобережной Украины к России
3) «Медный бунт»
4) открытие славяно-греко-латинской академии
А4. Первым царем из династии Романовых был:
Федорович 4) Петр Алексеевич
А5. Понятие «раскол» в XVII веке означало деление населения на сторонников и противников:
1) опричнины И. Грозного 2) отмены крепостного права
3) реформ патриарха Никона 4) воссоединения Украины с Россией
А6. Политическое развитие России XVII века характеризует:
1) ослабление роли боярства 2) ослабление власти царя
3) усиление роли Земского собора 4) превращение России в абсолютную монархию
А7. Основная масса населения России XVII века принадлежала к сословию:
1) дворян 2) крестьян 3) казачества 4) горожан
А8. Понятия «Медный бунт» и «Соляной бунт» появились в России в:
1) XV в. 2) XVI в. 3) XVII в. 4) XVIII в.
А9. Причиной Ливонской войны явилось стремление России:
1) развивать торговлю со странами Европы
2) присоединить территорию Польши
3) захватить торговый флот Швеции
4) получить выход к Балтийскому морю
А10. Политика опричнины характеризуется:
1) борьбой с боярством 2) закрепощением крестьян
3) усилением власть царя 4) созданием новых мануфактур
А11. Основным налогом в XVII в. был:
1) подушный 2) подворный 3) поземельный 4) подоходный
А12. Соборное уложение устанавливало:
1) наказание за оскорбление царской власти
2) отмену кормлений
3) ограничение власти царя
4) бессрочный сыск крестьян
А13. В царствование Алексея Михайловича Земский собор:
1) окончательно утратил свое значение
2) был упразднен указом царя
3) превратился в дворцовую канцелярию
4) стал выполнять прежние функции
А14. Новый стиль в архитектуре, появившийся в XVII веке это:
1) Шатровый стиль
2) Византийский стиль
3) Нарышкинское барокко
4) Московское рококо
Часть «В» (6 баллов)
В1. Установите последовательность событий:
1) Присоединение Украины к России
2) Выборы царем Михаила Романова
3) Медный бунт
4) Ливонская война
В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
А) Поземельная подать | 1) Плата за право торговать на территории иностранного государства |
Б) Всероссийский рынок | 2) Место ежегодной или сезонной торговли |
В) Мануфактура | 3) Усиление хозяйственных связей и обмена товаров между различными районами страны, основанного на их экономической специализации |
Г) Ярмарка | 4) Налог, исчислявшийся от количества закрепленной за крестьянским двором земли |
| 5) Промышленное предприятие, основанное на разделении труда и применении ручной техники |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью:
Историческая личность | Деятельность |
А) Василий Поярков | 1) Руководитель Первого ополчения |
Б) Борис Годунов | 2) Вельможа царя Алексея Михайловича, предложивший налог на соль |
В) Прокопий Ляпунов | 3) Русский путешественник |
Г) Борис Морозов | 4) «Боярский царь», избранный на царство Земским собором Москвы |
| 5) Руководитель Второго ополчения |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Часть «С» (13 баллов)
С1.
А) Какой период в истории России получил название «Смута»? Почему?
Б) Укажите его хронологические рамки.
В) Назовите не менее трех событий, относящихся к этому периоду.
С2.
А) Укажите хронологические рамки Смоленской войны.
Б) Назовите причины Смоленской войны.
В) Перечислите основные события (не менее двух) и итоги (не менее двух) Смоленской войны.
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 14 | 15 – 24 | 25 – 29 | 30 – 33 |
Контрольная работа по истории России для 7 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 3.
Часть «А» (14 баллов)
А1. Матерью Ивана Васильевича была:
1) Елена Глинская 2) Софья Палеолог
3) Марфа Борецкая 4) Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева
А2. Ливонская война проходила в:
1) 1538 – 1547 гг. 2) 1558 – 1583 гг.
3) 1549 – 1560 гг. 4) 1581 – 1584 гг.
А3. Укажите верное соответствие автора и созданного им произведения:
1) Андрей Рублёв – книга «Апостол»
2) Аристотель Фиораванти – церковь Вознесения в селе Коломенское
3) Иван Фёдоров – печатная книга «Апостол»
4) Барма и Постник – икона «Троица»
А4. В 1597 году был издан указ «об урочных летах», по которому:
1) крестьянам запрещалось менять хозяев в Юрьев день
2) был ограничен переход крестьян в Юрьев день
3) был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян
4) помещикам разрешалось в определенное время переводить крестьян на оброк
А5. Два основных признака «Смуты» – это: установление власти самозванцев на престоле и…
1) расширение государственных границ
2) продолжение централизации государства
3) политическая, экономическая нестабильность
4) экономические реформы
А6. Основным хозяином земли и крепостных крестьян стало(-и):
1) боярство 2) духовенство 3) дворянство 4) царская семья
А7. В XVII веке в России появилась новая форма организации промышленного производства:
1) фабрика 2) монополия 3) мануфактура 4) верфь
А8. Политическое развитие России XVII века характеризует:
1) ослабление позиций дворянства
2) превращение России в империю
3) обострение противоречий между церковной и светской властью
4) усиление роли Боярской думы
А9. В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был:
1) отменить медные деньги 2) ликвидировать «белые слободы»
3) отменить рекрутчину 4) ввести подушную подать
А10. Инициатором проведения масштабной реформы церкви был:
1) Филарет 2) Никон 3) Аввакум 4) Феодосий
А11. Кто из указанных лиц был современником царя Алексея Михайловича:
1) Иосиф Волоцкий 2) патриарх Никон
3) митрополит Макарий 4) Сергий Радонежский
А12. В середине XVII в. Земские соборы перестали собираться, так как в России:
1) были решены основные вопросы внешней политики
2) формировался абсолютизм
3) возросло значение Боярской думы
4) это было решено Соборным уложением
А13. Укажите годы правления первого царя из династии Романовых:
1) 1598 – 1605 гг. 2) 1605 – 1606 гг.
3) 1613 – 1645 гг. 4) 1606 – 1612 гг.
А14. В честь взятия Казани был построен:
1) Собор Василия Блаженного 2) Архангельский собор
3) Церковь Вознесения в Коломне 4) Успенский собор
Часть «В» (6 баллов)
В.1. Установите последовательность пребывания на российском престоле монархов:
А) Иван Васильевич
Б) Федор Иванович
В) Федор Алексеевич
Г) Михаил Федорович
В2. Установите соответствие между категориями населения и их определениями:
Категория населения | Определение |
А) Дворяне | 1) Особое военное сословие, несшее военную службу в пограничных районах |
Б) Казаки | 2) Держатели поместья на условиях несения военной службы |
В) Бояре | 3) Постоянное войско, созданное Иваном IV, вооруженное огнестрельным и холодным оружием |
Г) Стрельцы | 4) Собственники крупных земельных владений, передававшихся по наследству |
| 5) Лично свободные крестьяне, которые владели общинными землями и выполняли государственные повинности |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью:
Историческая личность | Деятельность |
А) Артемий Бабинов | 1) Художник-иконописец |
Б) Дмитрий Пожарский | 2) Руководитель освободительной борьбы украинского народа |
В) Михаил Шеин | 3) Организатор и руководитель Второго ополчения |
Г) Симон Ушаков | 4) Воевода руководитель обороны Смоленска в период Смуты |
| 5) Русский путешественник и землепроходец |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Часть «С» (13 баллов)
С1.
А) Какой период в истории России называется «Бунташным веком»? Почему?
Б) Назовите не менее трех исторических событий, относящихся к этому периоду? Укажите даты этих событий.
С2.
А) Укажите хронологические рамки Смуты.
Б) Назовите причины Смутного времени.
В) Перечислите основные события и итоги Смутного времени.
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 14 | 15 – 24 | 25 – 29 | 30 – 33 |
Контрольная работа по истории России для 7 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 4.
Часть «А» (14 баллов)
А1. Даты: 1603 год, 1606 – 1607 годы, 1648 год, 1662 год относятся к событиям:
1) издания сборников законов 2) городских восстаний
3) Смутного времени 4) русско-польских войн
А2. К формам повинностей крестьян не относится:
1) десятина 2) барщина 3) оброк 4) пошлина
А3. Боярская дума это:
1) орган городского самоуправления
2) орган местного самоуправления
3) постоянный высший совещательный орган при князе
4) княжеская дружина
А4. «Избранной радой» в XVI в. называли:
1) московский университет 2) собрание представителей сословий
3) приближённый к Ивану IV круг людей 4) представителей династии Романовых
А5. В результате военной реформы XVI века в России появились:
1) рекруты 2) стрельцы 3) драгуны 4) гвардейцы
А6. В результате Ливонской войны Русское государство:
1) получило выход к побережью Балтийского моря
2) потеряло город Псков
3) не решило задачи выхода к Балтийскому морю
4) завоевало Прибалтийские земли
А7. Как называлась территория, выведенная в сер. XVI века из-под управления Земского Собора и Боярской думы:
1) Государев двор 2) опричнина 3) земщина 4) посад
А8. Современником Ивана IV Грозного был:
1) Сергий Радонежский 2) Андрей Курбский
3) хан Ахмат 4) Степан Разин
А9. «Судебник» 1550 года, принятый при Иване IV:
1) устанавливал временное запрещение перехода крестьян в Юрьев день до особого указа 2) подтверждал положение о Юрьеве дне и увеличивал размер «пожилого»
3) устанавливал 5-летний срок розыска беглых крестьян
4) вводил Юрьев день как время массового перехода крестьян при условии выплаты «пожилого»
А10. Правление Бориса Годунова и Василия Шуйского относится к:
1) периоду монголо-татарского ига 2) периоду «Смуты» на Руси
3) периоду опричнины на Руси 4) периоду раздробленности Руси
А11. Главный город Первого ополчения:
1) Рязань 2) Нижний Новгород 3) Тула 4) Смоленск
А12. Главная обязанность служивых людей по отечеству (дворян):
1) военная служба 2) сбор налогов
3) участие в работе приказов 4) осуществление управления
А13. Появление мануфактур в XVII в. свидетельствовало о:
1) господство феодальных отношений
2) зарождение капиталистических отношений
3) продолжении процесса закрепощения крестьян
4) превращение России в передовую промышленную державу
А14. Первая печатная книга в России:
1) «Домострой» 2) «Четьи Минеи»
3) «Апостол» 4) «Часослов»
Часть «В» (6 баллов)
В1. Установите последовательность событий:
1) Присоединение Украины к России 2) Выборы царем Михаила Романова
3) Соляной бунт 4) «Вечный мир» с Речью Посполитой
В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
А) Поземельная подать | 1) Плата за право торговать на территории иностранного государства |
Б) Всероссийский рынок | 2) Место ежегодной или сезонной торговли |
В) Пошлина | 3) Усиление хозяйственных связей и обмена товаров между различными районами страны, основанного на их экономической специализации |
Г) Ярмарка | 4) Налог, исчислявшийся от количества закрепленной за крестьянским двором земли |
| 5) Промышленное предприятие, основанное на разделении труда и применении ручной техники |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью:
Историческая личность | Деятельность |
А) Ерофей Хабаров | 1) Руководитель Первого ополчения |
Б) Василий Шуйский | 2) Вельможа царя Алексея Михайловича, предложивший налог на соль |
В) князь Трубецко́й | 3) Русский путешественник |
Г) Борис Морозов | 4) «Боярский царь», избранный на царство |
| 5) Руководитель Второго ополчения |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Часть «С» (13 баллов)
С1.
А) Какой период в истории России получил название «Смута»? Почему?
Б) Укажите его хронологические рамки.
В) Назовите не менее трех событий, относящихся к этому периоду.
С2.
А) Укажите хронологические рамки Ливонской войны.
Б) Назовите причины Ливонской войны.
В) Перечислите основные события (не менее двух) и итоги (не менее двух) Ливонской войны.
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 14 | 15 – 24 | 25 – 29 | 30 – 33 |